Гражданско-правовая ответственность за нарушение личных неимущественных прав

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2011 в 20:20, курсовая работа

Краткое описание

Представленная работа посвящена теме "Специфика конституционных норм и особенности их реализации". Проблема данного исследования носит актуальный характер в современных условиях. Об этом свидетельствует частое изучение поднятых вопросов. Тема "Специфика конституционных норм и особенности их реализации" изучается на стыке сразу нескольких взаимосвязанных дисциплин. Для современного состояния науки характерен переход к глобальному рассмотрению проблем тематики "Специфика конституционных норм и особенности их реализации".

Оглавление

Введение………………………………………………………………………...3
Глава 1 Конституционные нормы права………………………………………6
Понятие конституционных норм и их реализация……………………….6
Специфика конституционных норм……………………………………...16
Глава 2 Реализация конституционных норм………………………………....21
2.1 Процесс реализации конституционных норм……………………………21
Заключение……………………………………………………………………..28
Список используемой литературы………………………

Файлы: 1 файл

Мой курсач.doc

— 142.50 Кб (Скачать)

Содержание:

Введение………………………………………………………………………...3 

Глава 1 Конституционные нормы права………………………………………6

    1. Понятие конституционных норм и их реализация……………………….6
    2. Специфика конституционных норм……………………………………...16

Глава 2 Реализация конституционных норм………………………………....21

2.1 Процесс  реализации конституционных норм……………………………21 

Заключение……………………………………………………………………..28

Список  используемой литературы……………………………………............30

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

         Представленная работа посвящена теме "Специфика конституционных норм и особенности их реализации". Проблема данного исследования носит актуальный характер в современных условиях. Об этом свидетельствует частое изучение поднятых вопросов. Тема "Специфика конституционных норм и особенности их реализации" изучается на стыке сразу нескольких взаимосвязанных дисциплин. Для современного состояния науки характерен переход к глобальному рассмотрению проблем тематики "Специфика конституционных норм и особенности их реализации". 
               Вопросам исследования посвящено множество работ. В основном материал, изложенный в учебной литературе, носит общий характер, а в многочисленных монографиях по данной тематике рассмотрены более узкие вопросы проблемы "Специфика конституционных норм и особенности их реализации". Однако, требуется учет современных условий при исследовании проблематики обозначенной темы.  
               Высокая значимость и недостаточная практическая разработанность проблемы "Специфика конституционных норм и особенности их реализации" определяют несомненную новизну данного исследования. 
Дальнейшее внимание к вопросу о проблеме "Специфика конституционных норм и особенности их реализации" необходимо в целях более глубокого и обоснованного разрешения частных актуальных проблем тематики данного исследования. 
               Актуальность работы обусловлена, с одной стороны, большим интересом к теме "Специфика конституционных норм и особенности их реализации" в современной науке, с другой стороны, ее недостаточной разработанностью. Рассмотрение вопросов связанных с данной тематикой носит как теоретическую, так и практическую значимость.  
Результаты могут быть использованы для разработки методики анализа "Специфика конституционных норм и особенности их реализации". 
Теоретическое значение изучения проблемы "Специфика конституционных норм и особенности их реализации" заключается в том, что избранная для рассмотрения проблематика находится на стыке сразу нескольких научных дисциплин. 
               Объектом данного исследования является анализ условий "Специфика конституционных норм и особенности их реализации". 
При этом предметом исследования является рассмотрение отдельных вопросов, сформулированных в качестве задач данного исследования. 
Целью исследования является изучение темы "Специфика конституционных норм и особенности их реализации" с точки зрения новейших отечественных и зарубежных исследований по сходной проблематике. 

         В рамках достижения поставленной цели мною были поставлены и решения следующие задачи: 

         1. Изучить теоретические  аспекты и выявить природу "Специфика конституционных норм и особенности их реализации"; 

         2. Сказать об актуальности  проблемы "Специфика конституционных  норм и особенности их реализации" в современных условиях; 

         3. Изложить возможности  решения тематики "Специфика конституционных  норм и особенности их реализации"; 

         4. Обозначить тенденции  развития тематики "Специфика  конституционных норм и особенности  их реализации";  
 
               По результатам исследования был вскрыт ряд проблем, имеющих отношение к рассматриваемой теме, и сделаны выводы о необходимости дальнейшего изучения и улучшения состояния вопроса. 
               Таким образом, актуальность данной проблемы определила выбор темы работы "Специфика конституционных норм и особенности их реализации", круг вопросов и логическую схему ее построения.  
Теоретической и методологической основой проведения исследования явились законодательные акты, нормативные документы по теме работы.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 1 Конституционные  нормы права.

1.1 Понятие конституционных норм и их реализация.

         Конституционно-правовые нормы - это общеобязательные, абстрактные, формально-определенные в конституционно-правовых актах правила, установленные и  охраняемые государством и направленные на регулирование общественных отношений, составляющих предмет конституционного права, путем установления прав и обязанностей их участников.

         Характеристика отрасли  права немыслима без уяснения особенностей составляющих ее норм. Рассматривая понятие конституционно-правовых норм, надо прежде всего отметить, что им свойственны и общие признаки, присущие всем правовым нормам, безотносительно к их отраслевой принадлежности, и особенности, выделяющие их в самостоятельную часть системы права. Следует оговорить, что понятие "конституционно-правовые нормы" охватывает не только нормы конституций, но и всех нормативных правовых актов, имеющих своим назначением регулирование общественных отношений, относящихся к предмету отрасли конституционного права. Специфические черты конституционно-правовых норм, обусловленные их отраслевой принадлежностью, в конечном счете определяются предметом самой отрасли права [19]. 

         От  норм других отраслей права конституционно-правовые нормы отличаются: 

         1) своим содержанием,  зависящим от той сферы общественных  отношений, на регулирование которых эти нормы направлены; 

         2) источниками, в  которых они выражены. Основополагающие, наиболее значимые нормы содержатся  в особом акте, обладающем высшей  юридической силой во всей  системе права, - в Конституции  РФ; 

         3) своеобразием видов:  среди рассматриваемых норм значительно больше, чем в других отраслях, общерегулятивных норм. Это нормы-принципы, нормы-дефиниции, нормы-задачи. Они рассчитаны на всех правоприменяющих субъектов, независимо от вида правоотношений, участниками которых эти субъекты являются. 

         4) учредительным характером содержащихся в них предписаний. Именно конституционно-правовые нормы первичны, устанавливают обязательный для создания всех других правовых норм порядок: определяют формы основных нормативных правовых актов, порядок их принятия и опубликования, компетенцию государственных органов в сфере правотворчества, наименование принимаемых ими правовых актов. Нормы конституционного права определяют и саму систему государственных органов; 

         5) особым механизмом  реализации, которая для многих  конституционно-правовых норм связана не с возникновением конкретных правоотношений, а с особого вида отношениями общего характера или правового состояния (состояние в гражданстве, состояние субъектов в составе Российской Федерации); 

         6) специфическим  характером субъектов, на регулирование отношений между которыми данные нормы направлены. Такими особыми субъектами можно назвать народ, государство, главу государства, представительные (законодательные) органы государственной власти; 

         7) особенностями  структуры: для конституционно-правовых норм не характерна традиционная трехчленная структура, выделяемая в составе правовой нормы, - гипотеза, диспозиция и санкция. В рассматриваемых нормах обычно имеются гипотеза и диспозиция и лишь в отдельных случаях – санкция [7]. 
               Обладая спецификой по сравнению с нормами других отраслей права, конституционно-правовые нормы сами по себе очень многообразны. А для того чтобы правильно применять норму, необходимо ее всесторонне проанализировать, выявить присущие ей особенности, связи с иными нормами данной отрасли, принадлежность ее к группе родственных ей по предмету регулирования норм (институтов). Вот почему важное значение имеет вопрос о классификации конституционно-правовых норм.
 

         Их  принято классифицировать по следующим основаниям: 

         1) по содержанию. То есть по кругу регулируемых  общественных отношений, а следовательно,  и по принадлежности нормы  к тому или иному конституционно-правовому  институту. Одни нормы связаны  с основами конституционного  строя, другие - с основами правового статуса человека и гражданина, третьи - с федеративным устройством, четвертые - с органами государства, органами местного самоуправления. Внутри этих крупных группировок норм в свою очередь выделяются взаимосвязанные комплексы норм, регулирующих относительно близкие сферы общественных отношений, что отражается в структуре конституционно-правовых институтов. И здесь важно установить все эти взаимосвязи, определить место данных конституционно-правовых норм в системе других норм, регулирующих данную сферу общественных отношений. Только при таком условии может быть обеспечено достаточно квалифицированное истолкование и применение конституционно-правовой нормы, выявлены все нюансы ее регулирующего воздействия на соответствующие отношения, которое во многих случаях является промежуточным в достижении правового результата, определяемого обычно действием ряда норм, а не единичной нормы. Свойства и функции, которые присущи институту в целом, не отражаются в полной мере в каждой отдельной его норме. Такого рода однородные нормы в Конституции и во всех других нормативных правовых актах группируются в главах (разделах), что всегда нужно учитывать, применяя норму. Так, если применяется норма, входящая в 1, 2 и 9 главы Конституции РФ, то следует принимать во внимание, что она не может быть изменена в рамках данной Конституции [4]; 

         2) по юридической  силе. Это основание находится  в прямой зависимости от того, в каком нормативном правовом  акте выражена та или иная  норма, от места нормативных  правовых актов данного вида в общей системе нормативных актов, а также от разграничения предметов ведения и полномочий между Российской Федерацией и ее субъектами. Наиболее значимые по сфере и уровню правового регулирования нормы закреплены в Конституции РФ, и они обладают высшей юридической силой. Ни одна правовая норма не может противоречить Конституции. Среди других нормативных правовых актов, содержащих конституционно-правовые нормы, наибольшей юридической силой обладают федеральные конституционные и федеральные законы. На основе Конституции и названных законов издаются все иные нормативные правовые акты. По отношению к нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации высшей юридической силой обладают конституции республик и уставы других субъектов. Названные акты, а также иные нормативные правовые акты субъектов Федерации должны соответствовать Конституции РФ и федеральным законам. Следует, однако, учесть, что в случае противоречия между федеральным законом и нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, принятым в пределах предметов ведения, по которым субъекты обладают всей полнотой государственной власти (ст. 73 Конституции РФ), действует нормативный правовой акт субъекта. От уровня юридической силы конституционно-правовой нормы зависит та правовая база, исходя из которой формулируется содержание данной нормы. От этого же зависят и порядок отмены нормы, ее взаимодействие с другими нормами, их соотношение. Если правовая норма закреплена в нескольких правовых актах, то следует ссылаться на акт, имеющий высшую юридическую силу. В случае закрепления нормы в актах одного уровня надо ссылаться, как правило, на акт, принятый позже. Однако при этом следует учитывать, какую функцию выполняет норма в конкретном акте, и поэтому допустимы исключения из данного правила [8].  

         3) по территории  действия. По этому основанию  различают нормы, действующие  на всей территории Российской  Федерации, на территории республики, области, иного субъекта Федерации,  а также в границах территории, на которой осуществляется местное  самоуправление (муниципальные образования). Территориальные пределы действия норм, содержащихся в актах субъектов Федерации и муниципальных образований, не исключают признания юридической значимости данных норм и возникших на их основе правоотношений на всей территории Российской Федерации; 

         4) по характеру  предписания. Это основание раскрывает  механизм регулирующего воздействия  конституционно-правовой нормы.  Предписания, содержащиеся в ней,  могут иметь различный характер, в своеобразной форме определять  права и обязанности субъектов возникающих на основе данной нормы конституционно-правовых отношений. По этому основанию различают нормы: управомочивающие, обязывающие и запрещающие. 
Управомочивающие нормы закрепляют право субъектов осуществлять предусмотренные в этих нормах действия, определяют рамки правомочий соответствующих субъектов. Таковы все нормы, закрепляющие компетенцию Российской Федерации, ее субъектов, предметы ведения всех государственных органов (например, ст. 71, 72, 73, 83 - 90, 102, 103 Конституции). В качестве управомочивающих могут рассматриваться и содержащиеся в Конституции нормы-принципы, нормы-цели, нормы-задачи и т.п. Их предписания закрепляют правомочия всех субъектов соответствующих отношений действовать в целях предусмотренных в них предписаний. Например, норма ст. 2 Конституции, которая устанавливает, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью. 
Обязывающие нормы закрепляют в конкретной форме обязанности субъектов совершать определенные действия, предусмотренные данными нормами, избирать тот вариант поведения, который соответствует их требованиям.

         К этой группе относятся  нормы, устанавливающие конституционные  обязанности граждан, а также  все нормы, в которых исключается  любой иной вариант действия, кроме  предусмотренного в норме. Например, ч. 3 ст. 107 Конституции обязывает Президента РФ подписать и обнародовать федеральный закон, если при повторном рассмотрении Государственной Думой и Советом Федерации он одобрен ими в ранее принятой редакции. Запрещающие нормы содержат в своих предписаниях запреты на совершение определенных действий, в них предусмотренных. Это обычно такие формулы: "запрещается", "не допускается", "обязаны", "не вправе" и т.п. Например, согласно ч. 5 ст. 13 Конституции РФ запрещаются создание и деятельность общественных объединений по указанным в ней основаниям. Установление вида конституционно-правовой нормы по характеру предписания важно при ее применении для точного понимания содержания нормы, рамок прав и обязанностей субъектов регулируемых ею отношений; 

Информация о работе Гражданско-правовая ответственность за нарушение личных неимущественных прав