Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Сентября 2012 в 18:17, реферат
В целях бесперебойного финансирования многообразных потребностей общества государство привлекает к покрытию своих расходов свободные финансовые ресурсы хозяйственных структур и населения.
Введение……………………………………………………………………...3
1. Понятие государственного долга, виды и формы………………………4
2. Классификация государственных долговых обязательств……………..6
3. Особенности внешнего и внутреннего долга…………………………....7
4. Цели и принципы развития системы управлении государственным долгом………………………………………………………………………..8
5. Основные направления долговой политики на 2011 – 2013гг………....9
Заключение………………………………………………………………….15
Список литературы…………………………………………………………17
Министерство образования и науки
Российской Федерации
Государственное образовательное учреждение
Высшего профессиональногообразования
Санкт-Петербургский государственный университет
сервиса и экономики
ИНСТИТУТ РЕГИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ И УПРАВЛЕНИЯ
Реферат
По дисциплине «Государственное регулирование экономики»
Тема: «Государственный долг и принципы государственной долговой политики»
Выполнил студент 2 курса
заочной формы обучения
спец.080502 (0608 здр.у)
Штирбу Вера Сергеевна
Шифр студ. бил. У.9.63.023
Санкт - Петербург
2011
Содержание
Введение…………………………………………………………
1. Понятие государственного долга, виды и формы………………………4
2. Классификация государственных долговых обязательств……………..6
3. Особенности внешнего и внутреннего долга…………………………....7
4. Цели и принципы развития системы управлении государственным долгом………………………………………………………………
5. Основные направления долговой политики на 2011 – 2013гг………....9
Заключение……………………………………………………
Список литературы……………………………………………………
Введение
В целях бесперебойного финансирования многообразных потребностей общества государство привлекает к покрытию своих расходов свободные финансовые ресурсы хозяйственных структур и населения. Главным способом их получения является государственный кредит.
Государственный кредит – это совокупность экономических отношений между государством в лице его органов власти и управления, с одной стороны, и юридическими и физическими лицами, с другой, при которых государство выступает в качестве заемщика, кредитора или гаранта.
При осуществлении кредитных операций внутри страны государство является обычно заемщиком средств, а население, предприятия и организации – кредиторами. В сфере международных отношений государство выступает как в роли заемщика, так и кредитора.
Государственный кредит, как и любой другой вид кредита, характеризуется возвратностью, срочностью и платностью предоставляемых взаймы средств. Государственный кредит может быть внутренним и внешним. Основная доля государственных расходов осуществляется в национальной валюте, поэтому преимущественное развитие получает внутренний государственный кредит.
Широкое международное разделение труда, обмен технологиями и научно техническими идеями, оказание финансовой помощи иностранным государствам– все это обусловливает интенсивное развитие международного государственного кредита. В систему госкредитных отношений включается также условный государственный кредит, когда государство выступает в роли гаранта по кредитам, предоставленным иностранным заемщикам, местным органам власти, государственным объединениям и т.п. Функционирование государственного кредита ведет к образованию государственного долга.
1. Понятие государственного долга, виды и формы
Государственный долг – это общая сумма всех выпущенных, но еще не погашенных займов государственных и не выплаченных по ним процентов. Государственный долг образуется вследствие возникновения дефицитов бюджета государства, т.е. вследствие превышения расходов правительства над его доходами. Основными способами покрытия бюджетного дефицита являются эмиссия денег и государственные займы. Под государственным займом понимается «передача в собственность Российской Федерации денежных средств, которые Российская Федерация обязуется возвратить в той же сумме с уплатой процента на сумму займа».
Государственные заимствования Российской Федерации определяются как «займы, привлекаемые от физических и юридических лиц, иностранных государств, международных финансовых организаций, по которым возникают долговые обязательства Российской Федерации как заемщика или гаранта погашения займов другими заемщиками.» Последние осуществляются путем выпуска и размещения среди населения и кредитно-финансовых учреждений различного рода государственных ценных бумаг (прежде всего казначейских векселей и облигации), являющихся долговыми обязательствами государства по отношению к купившим их физическим и юридическим лицам – это и есть приблизительное определение внутреннего долга. Внутренний долг – это способ пополнения государственной казны за счет заема средств у населения и юридических лиц, зарегистрированных на территории государства, и платящих налоги в казну данного государства, под государственные гарантии путем выпуска государственных ценных бумаг. Проценты по государственному долгу зависят от общего уровня процентных ставок в стране, темпов инфляции, величины дефицита государственного бюджета и др. Внешний долг – это задолженность государства гражданам или организациям или правительствам других стран в национальной и иностранной валюте. Внешний долг может образовываться, когда государство берет кредит у другого государства, либо прибегает к услугам международных кредитных организаций. Самой влиятельной из них является Международный валютный фонд.
Виды государственного долга
Существует несколько классификаций государственного долга в зависимости от признака, положенного в основу данной классификации.
Государственный долг подразделяется на капитальный и текущий. Капитальный государственный долг – вся сумма выпущенных и непогашенных долговых обязательств государства, включая начисленные проценты, которые должны быть, выплачены по этим обязательствам. Текущий долг включает расходы государства по выплате доходов кредиторам и погашению обязательств, срок которых наступил.
Согласно действующему законодательству, следует выделять государственный и общегосударственный долг. Последнее понятие более широкое и включает задолженность не только Правительства РФ, но и органов управления республиками, входящими в состав Российской Федерации, местных органов власти.
Формы государственного долга
В соответствий с действующим законодательством (статья 98 Бюджетного кодекса Российской Федерации) долговые обязательства Российской Федерации могут существовать в форме:
кредитных соглашений и договоров, заключенных от имени Российской Федерации, как заемщика, с кредитными организациями, иностранными государствами международными финансовыми организациями;
государственных займов, осуществленных путем выпуска ценных бумаг от имени Российской Федерации;
договоров и соглашений о получении Российской Федерацией бюджетных ссуд и бюджетных кредитов от бюджетов других уровней бюджетной системы Российской Федерации;
договоров о предоставлении Российской Федерацией государственных гарантий;
соглашений и договоров, в том числе международных, заключенных от имени Российской Федерации, о пролонгации и реструктуризации долговых обязательств Российской Федерации прошлых лет.
Необходимо отметить, что включение в состав государственного долга обязательств по соглашениям и договорам о реструктуризации в качестве самостоятельного элемента государственных обязательств методологически неверно, ввиду того, что реструктуризацию обязательств определяют как правило лишь порядок и условия замены одних долговых обязательств другими с иными условиями обслуживания и погашения.
2. Классификация государственных долговых обязательств
Государственные долговые обязательства классифицируются по различным
основаниям.
1. По субъектам заемных отношений – займы, размещаемые центральными и территориальными органами управления;
2. По обращению на рынке – рыночные и нерыночные. Рыночные займы свободно покупаются и продаются. При финансировании бюджетного дефицита они основные. Нерыночные – не могут свободно менять своих владельцев и не подлежат обращению на рынке ценных бумаг.
3. В зависимости от срока привлечения средств – краткосрочные (со сроком погашения до 1 года), среднесрочные (от 1 до 5 лет),долгосрочные (от 5 до 30 лет).
Любые долговые обязательства Российской Федерации погашаются в сроки, которые не могут превышать 30 лет. Изменение условий выпущенного в обращение государственного займа, в том числе сроков выплаты и размера процентных платежей, срока обращения, не допускается.
3. Особенности внешнего и внутреннего долга
В последнее время интерес финансистов к проблемам дефицита федерального бюджета и государственного долга заметно усилился. Стремительный рост объема государственного долга (приложение 1), критической величины расходов на его обслуживание при, казалось бы, приемлемом с макроэкономической точки зрения размере бюджетного дефицита последние три года заставил искать первопричины подобной динамики.
В большинстве аналитических работ отмечается три основных фактора:
- высокая доля государственных расходов в структуре ВВП;
- неточный финансовый счет бюджетного дефицита, приводящего к его двукратному занижению;
- высокая доходность государственных ценных бумаг.
Состояние внутреннего государственного долга.
4. Цели и принципы развития системы управления государственным долгом
Указанная задача заключается в усилении государственного влияния и контроля за государственным долгом и заимствованиями и постепенном снижении зависимости государственного бюджета от ситуации в долговой сфере.
Достижение целей по сокращению стоимости обслуживания государственного долга и по сохранению объема государственного долга на экономически безопасном уровне возможно при выполнении системой управления государственным долгом следующих задач:
повышение эффективности государственных заимствований на внутреннем и внешнем рынках;
дальнейшее развитие рынка внутренних заимствований, в том числе в связи с реформой пенсионной системы;
оптимизация структуры государственного долга РФ;
сокращение рисков, связанных с осуществлением заимствований;
обеспечение принятия экономически обоснованных решений в области управления государственным долгом и государственных заимствований;
развитие рыночных инструментов заимствовании и инструментов управления долгом.
Упомянутые задачи могут быть реализованы только в случае создания и совершенствования следующих элементов системы управления государственным долгом:
совершенствование правовых основ в области управления долгом;
создание единой и централизованной организационной структуры и четких механизмов управления долгом;
создание единой системы учета государственного долга и единой базы данных по учету государственного долга;
создание единой системы анализа рисков в области управления долгом и финансового анализа долговых операций и заимствований;
формирование интегрированной и унифицированной системы стратегического планирования в сфере системы управления государственным долгом и оценки эффективности заимствований;
совершенствование механизмов взаимодействия системы управления долгом с системой кассового управления средствами бюджета;
создание системы и механизмов взаимодействия, включая межведомственные и внутриведомственные процедуры управления государственным долгом, денежно-кредитной политикой и политикой в области управления золотовалютными резервами;
создание системы учета в секторе государственного управления, основанной на принципе начисления.
внедрение интегрированной системы по аналитическому учету федеральных, муниципальных долговых обязательств и заимствований негосударственного сектора экономики.
5. Основные направления долговой политики на 2011 – 2013гг.
Правительство РФ на сегодняшнем заседании одобрило основные направления долговой политики на 2011-2013 гг.
Согласно документу, совокупный объем государственного долга РФ на 1 января 2011 г составит 5 трлн руб, в том числе внутренний долг - 3,5 трлн руб, внешний долг - 1,5 трлн руб /48,8 млрд долл/. Объем внешних обязательств РФ до 2014 г возрастет в 1,5 раза, оставаясь в пределах 2,3 трлн руб, а внутренних – возрастет в 2,5 раза, достигнув 8,5 трлн руб. Таким образом, госдолг в ближайшие три года будет увеличиваться с 13,6 проц ВВП в 2011 г до 17,4 проц ВВП в 2013 г.
В представленных материалах Минфина основными факторами, определяющими характер и направления долговой политики на 2011-2013 гг, в частности, определены:
- дефицит федерального бюджета, который запланирован в 2011 г на уровне 3,6 проц ВВП, в 2012 г - 3,1 проц и в 2013 г - 2,9 проц;
- низкий уровень государственного долга, который в 2011 г составит 13,6 проц к ВВП, в 2012 г - 15,7 проц и в 2013 г - 17,4 проц, что заметно ниже, чем средний показатель для стран "большой восьмерки" и стран с аналогичным уровнем кредитного рейтинга;
Информация о работе Государственный долг и принципы государственной долговой политики