Государственный долг и принципы государственной долговой политики

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Сентября 2012 в 18:17, реферат

Краткое описание

В целях бесперебойного финансирования многообразных потребностей общества государство привлекает к покрытию своих расходов свободные финансовые ресурсы хозяйственных структур и населения.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………...3
1. Понятие государственного долга, виды и формы………………………4
2. Классификация государственных долговых обязательств……………..6
3. Особенности внешнего и внутреннего долга…………………………....7
4. Цели и принципы развития системы управлении государственным долгом………………………………………………………………………..8
5. Основные направления долговой политики на 2011 – 2013гг………....9
Заключение………………………………………………………………….15
Список литературы…………………………………………………………17

Файлы: 1 файл

реферат.doc

— 97.50 Кб (Скачать)


Министерство образования и науки

Российской Федерации

Государственное образовательное учреждение

Высшего профессиональногообразования

Санкт-Петербургский государственный университет

сервиса и экономики

ИНСТИТУТ РЕГИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ И УПРАВЛЕНИЯ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Реферат

По дисциплине «Государственное регулирование экономики»

Тема: «Государственный долг и принципы государственной долговой политики»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                              Выполнил студент 2 курса

                              заочной формы обучения 

                        спец.080502 (0608 здр.у)

                    Штирбу Вера Сергеевна

          Шифр студ. бил.  У.9.63.023

                                                                       Проверил(а): Захарова М.Г.

 

 

                                                   

Санкт - Петербург

2011

 

Содержание

 

Введение……………………………………………………………………...3

1. Понятие государственного долга, виды и формы………………………4

2. Классификация государственных долговых обязательств……………..6

3. Особенности внешнего и внутреннего долга…………………………....7

4. Цели и принципы развития системы управлении государственным долгом………………………………………………………………………..8

5. Основные направления долговой политики на 2011 – 2013гг………....9

Заключение………………………………………………………………….15

Список литературы…………………………………………………………17

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

В  целях  бесперебойного  финансирования   многообразных   потребностей общества  государство  привлекает  к  покрытию  своих   расходов   свободные финансовые ресурсы хозяйственных структур и населения. Главным  способом  их получения является государственный  кредит. 

     Государственный  кредит  –  это совокупность экономических отношений между государством в лице  его  органов власти и управления, с одной стороны, и юридическими и  физическими  лицами, с другой, при которых государство выступает в качестве  заемщика,  кредитора или гаранта.

    При осуществлении кредитных операций внутри страны государство является обычно  заемщиком  средств,  а  население,  предприятия  и   организации   – кредиторами. В сфере международных отношений  государство  выступает  как  в роли заемщика, так и кредитора.

    Государственный кредит, как и любой другой вид кредита, характеризуется возвратностью,  срочностью  и  платностью  предоставляемых  взаймы  средств. Государственный кредит может быть внутренним и внешним.  Основная  доля государственных  расходов  осуществляется  в  национальной  валюте,  поэтому преимущественное развитие получает  внутренний  государственный  кредит.

      Широкое  международное  разделение  труда,  обмен  технологиями   и   научно техническими идеями, оказание финансовой помощи иностранным  государствам– все это обусловливает интенсивное развитие  международного  государственного кредита. В  систему  госкредитных  отношений  включается   также   условный государственный кредит,  когда  государство  выступает  в  роли  гаранта  по кредитам, предоставленным иностранным  заемщикам,  местным  органам  власти, государственным объединениям и т.п. Функционирование   государственного   кредита   ведет   к   образованию государственного долга.

 

 

1. Понятие государственного долга, виды и формы

     Государственный долг – это общая сумма всех выпущенных, но еще не погашенных займов государственных и не выплаченных по ним процентов. Государственный долг образуется вследствие возникновения дефицитов бюджета государства, т.е. вследствие превышения расходов правительства над его доходами. Основными способами покрытия бюджетного дефицита являются эмиссия денег и государственные займы. Под   государственным    займом понимается  «передача  в  собственность   Российской   Федерации денежных   средств, которые   Российская   Федерация обязуется возвратить в  той  же  сумме  с  уплатой процента на сумму займа».

    Государственные заимствования  Российской  Федерации определяются как «займы,  привлекаемые  от  физических  и  юридических  лиц, иностранных государств, международных  финансовых  организаций,  по  которым возникают долговые  обязательства  Российской  Федерации  как  заемщика  или гаранта погашения займов другими заемщиками.» Последние осуществляются путем выпуска и размещения среди населения и кредитно-финансовых учреждений различного рода государственных ценных бумаг (прежде всего казначейских векселей и облигации), являющихся долговыми обязательствами государства по отношению к купившим их физическим и юридическим лицам – это и есть приблизительное определение внутреннего долга. Внутренний долг  – это способ пополнения государственной казны за счет заема средств у населения и юридических лиц, зарегистрированных на территории государства, и платящих налоги в казну данного государства, под государственные гарантии путем выпуска государственных ценных бумаг. Проценты по государственному долгу зависят от общего уровня процентных ставок в стране, темпов инфляции, величины дефицита государственного бюджета и др. Внешний долг – это задолженность государства гражданам или организациям или правительствам других стран в национальной и иностранной валюте. Внешний долг может образовываться, когда государство берет кредит у другого государства, либо прибегает к услугам международных кредитных организаций. Самой влиятельной из них является Международный валютный фонд.

 

Виды государственного долга

Существует несколько классификаций государственного долга в зависимости от признака, положенного в основу данной классификации.
Государственный долг подразделяется на капитальный и текущий.       Капитальный государственный долг – вся сумма выпущенных и непогашенных долговых обязательств государства, включая начисленные проценты, которые должны быть, выплачены по этим обязательствам. Текущий долг включает расходы государства по выплате доходов кредиторам и погашению обязательств, срок которых наступил.

     Согласно действующему законодательству, следует выделять государственный и общегосударственный долг. Последнее понятие более широкое и включает задолженность не только Правительства РФ, но и органов управления республиками, входящими в состав Российской Федерации, местных органов власти.

     

 

 

Формы государственного долга

В соответствий с действующим законодательством (статья 98 Бюджетного кодекса Российской Федерации) долговые обязательства Российской Федерации могут существовать в форме:

      кредитных соглашений и договоров, заключенных от имени  Российской Федерации, как заемщика, с кредитными организациями, иностранными государствами международными финансовыми организациями;

      государственных займов, осуществленных путем выпуска ценных бумаг от имени Российской Федерации;

      договоров и соглашений о получении Российской Федерацией бюджетных ссуд и бюджетных кредитов от бюджетов других уровней бюджетной системы Российской Федерации;

      договоров о предоставлении Российской Федерацией государственных гарантий;

      соглашений и договоров, в том числе международных, заключенных от имени Российской Федерации, о пролонгации и реструктуризации долговых обязательств Российской Федерации прошлых лет.

      Необходимо отметить, что включение в состав государственного долга обязательств по соглашениям и договорам о реструктуризации в качестве самостоятельного элемента государственных обязательств методологически неверно, ввиду того, что реструктуризацию обязательств определяют как правило лишь порядок и условия замены одних долговых обязательств другими с иными условиями обслуживания и погашения.

 

2. Классификация государственных долговых обязательств

Государственные долговые обязательства  классифицируются  по  различным

основаниям.   

1.      По субъектам заемных отношений – займы, размещаемые центральными  и территориальными органами управления;

2.      По обращению на  рынке  –  рыночные  и  нерыночные.  Рыночные займы свободно  покупаются  и  продаются.  При  финансировании  бюджетного дефицита они основные. Нерыночные – не могут свободно  менять  своих владельцев и не подлежат обращению на рынке ценных бумаг.

3.      В зависимости от  срока  привлечения  средств  –  краткосрочные  (со сроком погашения  до  1  года),  среднесрочные  (от  1  до  5  лет),долгосрочные (от 5 до 30 лет).

Любые долговые обязательства Российской Федерации погашаются  в  сроки, которые  не  могут  превышать  30  лет.  Изменение  условий  выпущенного   в обращение государственного займа, в  том  числе  сроков  выплаты  и  размера процентных платежей, срока обращения, не допускается.

 

 

3. Особенности внешнего и внутреннего долга

В последнее время интерес финансистов к проблемам дефицита федерального бюджета и государственного долга заметно усилился. Стремительный рост объема государственного долга (приложение 1), критической величины расходов на его обслуживание при, казалось бы, приемлемом с макроэкономической точки зрения размере бюджетного дефицита последние три года заставил искать первопричины подобной динамики.

    В большинстве аналитических работ отмечается три основных фактора:

- высокая доля государственных расходов в структуре ВВП;

- неточный финансовый счет бюджетного дефицита, приводящего к его двукратному занижению;

- высокая доходность государственных ценных бумаг.

Состояние внутреннего государственного долга.

 

 

 

4. Цели и принципы развития системы управления государственным долгом

Указанная задача заключается в усилении государственного влияния и контроля за государственным долгом и заимствованиями и постепенном снижении зависимости государственного бюджета от ситуации в долговой сфере. 

Достижение целей по сокращению стоимости обслуживания государственного долга и по сохранению объема государственного долга на экономически безопасном уровне возможно при выполнении системой управления государственным долгом следующих задач:

      повышение эффективности государственных заимствований на внутреннем и внешнем рынках;

      дальнейшее развитие рынка внутренних заимствований, в том числе в связи с реформой пенсионной системы;

      оптимизация структуры государственного долга РФ;

      сокращение рисков, связанных с осуществлением заимствований;

      обеспечение принятия экономически обоснованных решений в области управления государственным долгом и государственных заимствований;

      развитие рыночных инструментов заимствовании и инструментов управления долгом.

 Упомянутые задачи могут быть реализованы только в случае создания и совершенствования следующих элементов системы управления государственным долгом:

      совершенствование правовых основ в области управления долгом;

      создание единой и централизованной организационной структуры и четких механизмов управления долгом;

      создание единой системы учета государственного долга и единой базы данных по учету государственного долга;

      создание единой системы анализа рисков в области управления долгом и финансового анализа долговых операций и заимствований;

      формирование интегрированной и унифицированной системы стратегического планирования в сфере системы управления государственным долгом и оценки эффективности заимствований;

      совершенствование механизмов взаимодействия системы управления долгом с системой кассового управления средствами бюджета;

      создание системы и механизмов взаимодействия, включая межведомственные и внутриведомственные процедуры управления государственным долгом, денежно-кредитной политикой и политикой в области управления золотовалютными резервами;

      создание системы учета в секторе государственного управления, основанной на принципе начисления.

      внедрение интегрированной системы по аналитическому учету федеральных, муниципальных долговых обязательств и заимствований негосударственного сектора экономики.

 

5. Основные направления долговой политики на 2011 – 2013гг.

Правительство РФ на сегодняшнем заседании одобрило основные направления долговой политики на 2011-2013 гг.

     Согласно документу, совокупный объем государственного долга РФ на 1 января 2011 г составит 5 трлн руб, в том числе внутренний долг - 3,5 трлн руб, внешний долг - 1,5 трлн руб /48,8 млрд долл/. Объем внешних обязательств РФ до 2014 г возрастет в 1,5 раза, оставаясь в пределах 2,3 трлн руб, а внутренних – возрастет в 2,5 раза, достигнув 8,5 трлн руб. Таким образом, госдолг в ближайшие три года будет увеличиваться с 13,6 проц ВВП в 2011 г до 17,4 проц ВВП в 2013 г.

В представленных материалах Минфина основными факторами, определяющими характер и направления долговой политики на 2011-2013 гг, в частности, определены:

- дефицит федерального бюджета, который запланирован в 2011 г на уровне 3,6 проц ВВП, в 2012 г - 3,1 проц и в 2013 г - 2,9 проц;

- низкий уровень государственного долга, который в 2011 г составит 13,6 проц к ВВП, в 2012 г - 15,7 проц и в 2013 г - 17,4 проц, что заметно ниже, чем средний показатель для стран "большой восьмерки" и стран с аналогичным уровнем кредитного рейтинга;

Информация о работе Государственный долг и принципы государственной долговой политики