Государственное пенсионное обеспечение лиц, уволенных с военной службы, и их семей состояние, правовые коллизии и пути их преодоления

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2014 в 11:28, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования рассмотреть подробно существующие виды пенсионного обеспечения лиц, уволенных с военной службы и членов их семей и коллизии в законодательстве пенсионного обеспечения лиц, уволенных с военной службы.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………3-4
Глава 1. Основные положения в законодательстве о государственном пенсионном обеспечении лиц, уволенных с военной службы и членов их семей…………………………………………………………………………..4-28
1.1 Пенсии за выслугу лет…………………………………………………..4-12
1.2 Пенсии по инвалидности………………………………………………12-20
1.3 Пенсии по случаю потери кормильца и пособия семьям военнослужащих и пенсионеров из числа военнослужащих……………………………….20-28
Глава 2. Основные проблемы пенсионного обеспечения уволенных военнослужащих и пути их решения……………………………………….29-35
2.1 Снижение уровня военных пенсий……………………………………29-32
2.2 Разногласия, возникающие между устаревшей системой пенсионного обеспечения и системой нового (страхового) пенсионного законодательства Российской Федерации…………………………………………………….32-35
Заключение…………………………………………………………………36-37
Список использованной литературы……………………………………...38-39
Приложение А…………………………………………………………………41

Файлы: 1 файл

Курсовая право и орг. .rtf

— 428.09 Кб (Скачать)

Женам умерших военных пенсионеров, не получающих пенсии по случаю потери кормильца (на себя или детей), выплачивается единовременное пособие в размере месячной пенсии кормильца, получаемой им ко дню смерти, если они не имеют права на получение в более высоком размере страховых сумм и единовременных пособий.

Членам семей погибших (умерших) военнослужащих, проходившим военную службу по контракту (в том числе офицеров по призыву, граждан, призванных на военные сборы) выплачивается 120 ОДС, установленных на день выплаты пособия; а семьям военнослужащих, проходивших военную службу по призыву - 120 месячных окладов по воинской должности по первому тарифному разряду, предусмотренному для военнослужащих по контракту. Это пособие в равных долях выплачивается семье погибшего военнослужащего, имеющих на это право.

Документы, представляемые для назначения пенсии.

Для назначения пенсии представляются следующие документы:

- заявление установленной формы;

- копии выданных органами загса свидетельств о рождении детей, братьев, сестер и внуков, на которых назначается пенсия;

- справки образовательных учреждений об учебе детей, братьев, сестер и внуков, достигших 18-летнего возраста, с указанием в необходимых случаях, состоит ли учащийся на полном государственном содержании;

- справка жилищно-эксплуатационной организации о составе семьи умершего кормильца с указанием ФИО, года и месяца рождения, родственные отношения к кормильцу членов семьи и о нахождении их на его иждивении;

- заключение о материальном положении членов семьи, при назначении пенсии родителям и супругу, не состоящим на иждивении военнослужащего;

- заключение лечебного учреждения, что члены семьи нуждаются в постороннем уходе при назначении пенсии с надбавкой на уход;

- справка отдела социальной защиты населения по месту жительства членов семьи умершего военнослужащего о неполучении ими пенсии;

- копия опекунского удостоверения при наличии членов семьи, над которыми установлена опека;

- документы, подтверждающие время, в течении которого отчим или мачеха воспитывали или содержали пасынка или падчерицу, при назначении пенсии отчиму или мачехе.

Таким образом, пенсия по случаю потери кормильца назначается и выплачивается только тем членами семьи погибшего (умершего) военнослужащего (военного пенсионера), которые находились на его иждивении и которые по всем основаниям, закрепленным законодательством, имеют на нее право. Также особенностью этой пенсии является то, что она зависит не от выслуги военнослужащего, а непосредственно от причины его смерти, то есть, связана она или нет с исполнением обязанностей военной службы.

 

 

 

 

 

Глава 2. Основные проблемы пенсионного обеспечения уволенных военнослужащих и пути их решения

2.1 Снижение уровня военных пенсий

Существует множество проблем пенсионного обеспечения военнослужащих в России, но большинство из них является несущественными. Основная проблема заключается в том, что на сегодняшний день уровень военных пенсий снизился и практически приравнялся к уровню пенсий, назначаемых по старости лет для гражданских лиц.

В силу действующего законодательства уровень пенсии военнослужащих зависит от их должностного оклада. Следует отметить, что в последние годы уровень денежного содержания военнослужащих существенно изменился, но изменился он за счёт ввода надбавок, которые не по Закону влияют на величину пенсии. В результате денежное содержание растёт, а уровень пенсий военнослужащих остаётся на прежнем уровне. Одновременно осуществляется рост гражданских пенсий, которые уже практически нагнали по уровню пенсии военные, которые всё время считались льготными. Проблема осложняется тем, что многие военнослужащие оказываются на пенсии ещё в экономически активном возрасте (30-40 лет), но отсутствие у них гражданского стажа и опыта по гражданской специальности, не позволяет им найти достойно оплачиваемую работу.   В результате пенсия становится главным источником доходов пенсионера, у многих при этом на иждивении находятся дети. Даже если у них и получается устроиться на работу, то в основном эта работа связана с охранной деятельностью и она низко оплачиваема.

Меры социальной поддержки, помощи в профессиональной переподготовке уволенных в запас военнослужащих, и их пенсионное обеспечение обсуждаются Правительством России постоянно, но пока ничего действенного не принято. Проблема осложняется тем, что ряды военных пенсионеров, в связи с массовыми сокращениями армии, ежегодно пополняются. Ежегодно ряды Вооруженных сил покидают примерно 50 тысяч офицеров в возрасте от 40 до 45 лет. Пока у государства нет четко выраженной программы переподготовки увольняемых офицеров, как нет и рычагов трудоустройства их в гражданские организации, а уровень их пенсии (а многие из них пенсионеры по выслуге лет) очень мал.

Необходимо понимать, что военные пенсионеры отличаются от пенсионеров гражданских не только возрастом, но и той долей ответственности, которая на них возложена за свои семьи. Пенсионеры по возрасту, как правило, уже имеют трудоустроенных детей и даже внуков, а пенсионеры по выслуге лет зачастую на руках имеют несовершеннолетних детей и должны нести бремя по их содержанию. Всё это усугубляет проблему низкого уровня военных пенсий и здесь нельзя ни в коем случае стараться приравнять пенсии военные с пенсиями гражданскими.

Защитники Отечества должны быть уверены в том, что по окончании нелёгкой службы они получат обеспеченную старость. В противном случае привлекательность военной службы явно будет невысокой, что негативно скажется на вопросах комплектования кадров Вооружённых Сил и соответственно на уровне обеспечения военной безопасности Российской Федерации. Ещё недавно военные пенсионеры считались надёжно защищёнными в социально-правовом отношении. Их пенсии существенно превышали размеры пенсий соответствующих категорий государственных и муниципальных служащих и регулярно индексировались одновременно с повышением денежного довольствия действующим военнослужащим. Кроме того, на ветеранов военной службы распространялись многие льготы, которыми можно было пользоваться уже при наличии 20-летней и более выслуги военной службы.

В результате проведённых в 2002-2004 годах изменений военно-социального законодательства система пенсионного обеспечения военнослужащих оказалась настолько урезанной, что сегодня она уже не в состоянии адекватно реагировать на инфляционные процессы. Так, с 1 июля 2002 года военные пенсионеры до достижения ими возраста, дающего право на пенсию по старости, уже не вправе оплачивать в 50%-ном размере жилищно-коммунальные услуги.

В период нехватки бюджетных средств для решения проблем пенсионеров в деятельности исполнительной власти обозначилась тенденция введения для отдельных категорий государственных служащих в целом, и военнослужащих в частности, различных денежных надбавок, которые, однако, не учитываются при исчислении пенсий. Так, например, с 1 марта 2005 года было произведено увеличение денежного довольствия военнослужащим за счёт введения ежемесячной надбавки в размере одного должностного оклада военнослужащего, но эта надбавка не учитывается при расчёте военных пенсий. С 1 января 2005 года всем действующим военнослужащим был увеличен размер надбавки за сложность и напряжённость (в столичном регионе до 200% должностного оклада), однако и эта надбавка не учитывается при расчёте военной пенсии.

Таким образом, в Российской Федерации сложилась практика повышения денежного довольствия военнослужащим за счёт введения различных надбавок и дополнительных выплат. При этом не происходит повышения их денежного содержания и, следовательно, не осуществляется повышение военных пенсий.

Не была восстановлена социальная справедливость и в вопросе исчисления военных пенсий с учётом фактической стоимости продовольственного пайка. В расчёт военных пенсий до недавнего времени входила явно заниженная месячная стоимость продовольственного пайка. Так, с 1 января 2000 года по 31 ноября 2007 года пенсионные отделы военкоматов при исчислении пенсии руководствовались не реальной стоимостью общевойскового пайка, а применяли заниженную сумму, из расчёта 20 рублей в сутки. При этом военкоматы ссылались на то, что в соответствии с Федеральным законом «О федеральном бюджете на 2000 год» и последующими законами о федеральном бюджете денежная компенсация взамен продовольственного пайка была законно ограничена в размере 20 рублей в сутки.

Правительство Российской Федерации решилось на внесение изменений в законодательство, по его инициативе с 1 декабря 2007 года были внесены изменения в законодательные акты, регулирующие вопросы денежного довольствия и продовольственного обеспечения военнослужащих и сотрудников некоторых федеральных органов исполнительной власти, пенсионного обеспечения лиц, проходивших военную службу, которыми исключены правовые основания для выплаты либо учёта при исчислении пенсии денежной компенсации взамен продовольственного пайка и денежной продовольственной компенсации соответственно. Теперь (с 1 декабря 2007 года) стоимость продовольственного пайка в состав денежного довольствия, учитываемого для исчисления пенсий, не включается, но в денежном выражении сохранена путём включения её в оклад по воинскому (специальному) званию. Однако, в оклад по воинскому (специальному) званию была включена не фактическая стоимость продовольственного пайка (в 2007 году - 2022 руб. в месяц), а всё та же заниженная сума - 608 руб. в месяц или 20 руб. в сутки.

 

2.2 Разногласия, возникающие между устаревшей системой пенсионного обеспечения и системой нового (страхового) пенсионного законодательства Российской Федерации

Другой проблемой пенсионного обеспечения военнослужащих являются разногласия, которые возникают между их устаревшей системой пенсионного обеспечения и системой нового (страхового) пенсионного законодательства Российской Федерации. Явная несправедливость в отношении работающих военных пенсионеров, побудила многих из них к судебной защите своих прав. Судебные споры привели к тому, что в России был принят Федеральный закон Российской Федерации от 22 июля 2008 г. № 156-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам пенсионного обеспечения». В соответствии с этим федеральным законом военные пенсионеры при наличии у них условий для назначения трудовой пенсии по старости, имеют право на одновременное получение пенсии за выслугу лет или пенсии по инвалидности, а также трудовой пенсии по старости (за исключением её базовой части). Однако в соответствии с Федеральным законом от 22 июля 2008 г. № 156-ФЗ далеко не все работающие военные пенсионеры смогут претендовать на получение страховой части трудовой пенсии.

Во-первых, для получения страховой части трудовой пенсии военный пенсионер после увольнения с военной службы должен иметь официальный страховой стаж не менее 5 лет. Чтобы получать «вторую» пенсию после увольнения с военной службы необходимо не только 5 лет отработать, но и работодатель военного пенсионера весь указанный период должен ежемесячно отчислять соответствующие страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации. Если же военный пенсионер получает неофициально зарплату, а его работодатель не отчисляет страховых взносов, то и страховая часть трудовой пенсии формироваться не будет.

В случае назначения военному пенсионеру страховой части трудовой пенсии в страховой стаж не включаются периоды военной службы, с учётом которой был определён размер его военной пенсии, а в случае назначения пенсии по инвалидности - периоды военной и приравненной к ней службы, предшествовавшие назначению этой пенсии. Тем самым законодатель ограничил военнослужащих, получающих в период прохождения военной службы дополнительные доходы по трудовым договорам в праве на получение страхового стажа для назначения страховой части трудовой пенсии одновременно с получением выслуги лет, необходимой для назначения ему военной пенсии.

Во-вторых, для получения страховой части трудовой пенсии введены жёсткие ограничения по возрастному цензу: для получения такого рода права военный пенсионер должен достичь общегражданского пенсионного возраста, дающего основание для назначения трудовой пенсии по старости (60 лет для мужчин и 55 лет - для женщин). При этом наличие у военных пенсионеров льготной выслуги лет (за службу в особых условиях: в удалённой либо особой местности, участие в боевых действиях и пр.) не учитывается.

Главная причина сложившейся ситуации - неравномерное реформирование пенсионной системы Российской Федерации. Другими словами, вопросы пенсионного обеспечения военнослужащих и приравненных к ним категорий лиц остались в стороне, так как на тот момент, когда встал вопрос о проведении пенсионной реформы, проблема пенсионного обеспечения военнослужащих не была чётко обозначена и уровень военных пенсий в два или три раза превышал уровень пенсий гражданских лиц. Теперь ситуация меняется коренным образом, и так называемые гражданские пенсии по своему уровню догоняют пенсии военные. Этого нельзя допускать, так как пенсионное обеспечение военнослужащих должно учитывать их особый правовой статус.

Поэтому, для решения проблемы, Правительство РФ должно принять ряд нормативно-правовых актов, которые приведут пенсионное обеспечение военнослужащих в русло проводимых пенсионных реформ, в процессе которых социальная роль военных пенсий должна сохраниться с учётом особого правового статуса военнослужащих.

Также, необходимо внести изменения в статью 43 Закона РФ № 4468-1 и установить, что для исчисления пенсии учитывается не только оклады по должности, воинскому или специальному званию (без учета повышения окладов за службу в отдаленных, высокогорных местностях и в других особых условиях) и процентная надбавка за выслугу лет, включая выплаты в связи с индексацией денежного довольствия, но и все другие выплаты, которые осуществляются военнослужащим исходя из среднего уровня их доходов за 12 месяцев, предшествующих увольнения.

Информация о работе Государственное пенсионное обеспечение лиц, уволенных с военной службы, и их семей состояние, правовые коллизии и пути их преодоления