Бытовой подряд и защита прав потребителей в сфере бытового обслуживания

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2013 в 12:20, курсовая работа

Краткое описание

Цель настоящей курсовой работы: изучить положения о бытовом подряде.
Задачами работы являются:
- проанализировать особенности бытового подряда;
- рассмотреть содержание договора бытового подряда;
- уяснить ответственность сторон по договору бытового подряда.

Файлы: 1 файл

гражданское право курсовая.docx

— 46.81 Кб (Скачать)

Нарушение подрядчиком начала, окончания и промежуточных сроков выполнения работ или наличие  реальной угрозы ее невыполнения в  срок предоставляет заказчику возможность  воспользоваться способами защиты, закрепленными в п. 26 Правил бытового обслуживания населения: назначить исполнителю новый срок; поручить выполнение работы третьим лицам за разумную цену или выполнить ее своими силами и потребовать от исполнителя возмещения понесенных расходов; потребовать уменьшения цены за выполнение работы; расторгнуть договор о выполнении работы. Кроме того, заказчик вправе потребовать полного возмещения убытков, причиненных ему в связи с нарушением сроков выполнения работы.

За нарушения названных  сроков или назначенных заказчиком новых сроков подрядчик уплачивает заказчику за каждый день (час, если срок определен в часах) просрочки  неустойку (пени) в размере 3% цены выполнения работы, а если цена выполнения работы соответствующим договором не определена - общей цены заказа. Основные обязанности  заказчика - принять и оплатить выполненную  подрядчиком работу.

На отношения по приемке  работы (ее результата) распространяются общие нормы о подряде (ст. 720 ГК), частично продублированные в п. 14 Правил бытового обслуживания населения.

Расчеты заказчика с подрядчиком  осуществляются по общему правилу после  завершения работы и сдачи ее результата подрядчику. Возможна оплата работы и  при заключении договора. С согласия заказчика работа может быть оплачена им при заключении договора полностью  или путем выдачи аванса.

При исполнении договора бытового подряда возникает необходимость  в расчетах не только за издержки и  вознаграждение подрядчика, но и за оплату материала, из которого в процессе выполнения работы создается конечный результат. Специфика расчетов за материал и некоторые иные правовые последствия  зависят от того, кому из сторон договора он принадлежит. Если материал принадлежит  подрядчику, то оплату при заключении договора производит заказчик полностью  или в части, определенной в договоре, с окончательным расчетом при  получении заказчиком выполненной  подрядчиком работы (п. 1 ст. 733 ГК). По соглашению сторон материал может быть предоставлен подрядчиком в кредит, в том числе с условием оплаты материала в рассрочку. Определенная при заключении договора цена предоставленного подрядчиком материала не подлежит перерасчету в случае ее последующего изменения.

Мозолин В.П. отмечает то что, «если работа выполняется из материала заказчика, то материал подлежит четкой идентификации путем указания в соответствующих документах (квитанции, заказе) наименования, количества, качества, цвета, формы» [Мозолин В.П. Гражданское право Часть 1, М.: Юристъ, 2007 год, 927 с.]. Такое требование обусловлено существенной переработкой материала, в результате чего утрачиваются его первоначальные свойства. Обязательным также является указание согласованной сторонами цены материала, которую подрядчик вправе оспорить в суде как более слабая сторона в договоре.

Заказчик, предоставивший материал для выполнения работы, отвечает за его качество по правилам об ответственности  продавца за товары ненадлежащего качества в соответствии с гражданским  законодательством.

При выполнении работ на дому у потребителя или в ином месте, указанном потребителем, потребитель  обязан создать необходимые условия  для выполнения работы. Содержание названных условий должно быть предусмотрено  в договоре.

В силу различных обстоятельств  заказчик может не явиться за получением созданного подрядчиком результата либо уклоняться от его приемки. В  таких случаях подрядчик вправе за разумную цену продать результат  работы, а вырученную сумму внести в депозит нотариуса или суда в порядке, предусмотренном ст. 327 ГК (ст. 738 ГК). Право реализации невостребованного имущества возникает у подрядчика по истечении двух месяцев со дня письменного предупреждения заказчика о необходимости получить произведенный результат. С момента зачисления денежных средств, в депозит обязательство считается исполненным: подрядчик утрачивает права на эти денежные средства, а заказчик приобретает на них право собственности. Нотариус или суд извещает заказчика о внесении подрядчиком денежных средств заказчика.

Исходя из выше изложенного, можно сделать вывод о том  что, содержание договора бытового подряда  составляют права и обязанности  сторон. Знание законодательства о  правах и обязанностях сторон договора бытового подряда поможет участникам правоотношений защитить свои интересы еще на стадии преддоговорных переговоров  по согласованию условий будущего договора. Анализ действующего законодательства позволяет сделать вывод о  том, что объем возложенных на подрядчика прав и обязанностей более  широк - это объясняется спецификой выполняемых работ.

2.2 Правовые последствия  обнаружения недостатков в выполненной  работе по договору бытового  подряда

Согласно ст. 737 ГК РФ в случае обнаружения недостатков во время приемки результата работы или во время его использования заказчик может в течение общих сроков, предусмотренных ст. 725 ГК РФ, а при наличии гарантийных сроков - в течение этих сроков по своему выбору осуществить одно из предусмотренных в ст. 723 ГК РФ прав либо потребовать безвозмездного повторного выполнения работы или возмещения понесенных им расходов на исправление недостатков своими средствами или третьими лицами. Аналогичные правила установлены в п. 1 ст. 29 Закона «О защите прав потребителей».

Объем прав заказчика при  обнаружении недостатков работы зависит от того, являются ли эти  недостатки существенными или таковыми не являются (назовем их условно  несущественными). Различие названных  недостатков проводится в преамбуле  к Закону «О защите прав потребителей». К существенным недостаткам работ  относятся: неустранимый недостаток; недостаток, требующий несоразмерных расходов или затрат времени по его устранению; недостаток, который выявляется неоднократно; недостаток, который проявляется вновь после его устранения; другие подобные недостатки. К несущественным недостаткам работ относятся: несоответствие работы обязательным требованиям, предусмотренным законом либо в установленном законом порядке; несоответствие работы условиям договора; несоответствие работы целям, для которых работы такого рода обычно используются, или целям, о которых подрядчик был поставлен в известность заказчиком при заключении договора; несоответствие работы образцу и (или) описанию при продаже товара по образцу и (или) по описанию.

В соответствии с п. 2 ст. 737 ГК РФ требование о безвозмездном устранении таких недостатков результата работы, выполненной по договору бытового подряда, которые могут представлять опасность для жизни или здоровья самого заказчика и других лиц, может быть предъявлено заказчиком или его правопреемником в течение десяти лет с момента принятия результата работы, если в установленном законом порядке не предусмотрены более длительные сроки (сроки службы). Такое требование может быть предъявлено независимо от того, когда обнаружены эти недостатки, в том числе при обнаружении их по окончании гарантийного срока. При невыполнении подрядчиком указанного требования заказчик вправе в течение того же срока потребовать либо возврата части цены, уплаченной за работу, либо возмещения расходов, понесенных в связи с устранением недостатков заказчиком своими силами или с помощью третьих лиц.

Пример применения данной статьи наглядно представлен ниже. Хаялиев 13 марта 2005 г. заключил с Казанским медико-инструментальным заводом (правопреемник которого - ООО «Строймедсервис») договор бытового подряда на строительство на долевых началах дома по ул. Ю. Фучика в г. Казани. Во исполнение договора он внес на расчетный счет подрядчика 86 171 400 рублей, а ему в собственность предоставлена трехкомнатная квартира в упомянутом доме. Обнаружив, что квартира имеет существенные недостатки, Хаялиев счел нарушенными свои права потребителя. В связи с этим он обратился в суд с иском к ООО «Строймедсервис» о замене квартиры, взыскании неустойки, возмещении убытков и компенсации морального вреда.

Приволжский городской суд  города Казани в иске Хаялиеву отказал. Отказывая в иске, городской суд исходил из того, что согласно заключению судебной строительно-технической экспертизы от 27 февраля 2008 г. в квартире не выявлено монтажных и конструктивных недостатков, делающих невозможным проживание, а имеющиеся недостатки в отделке жилой площади устранимы и истец не лишен возможности предъявить иск об их устранении.

При таких обстоятельствах  вывод суда, с которым согласился президиум, о том, что Хаялиев вправе потребовать не замены переданной ему по договору бытового подряда квартиры ненадлежащего качества, а лишь устранения имеющихся в квартире недостатков, противоречит ст. 503 ГК РФ. при рассмотрении дела суд не обсудил возможность применения ст. 503 ГК РФ, что нельзя признать правильным.

Согласно п. 3 ст. 723 ГК РФ и п. 1 ст. 29 Закона «О защите прав потребителей» заказчик вправе расторгнуть договор и потребовать полного возмещения убытков, если в установленный указанным договором срок недостатки выполненной работы не устранены подрядчиком. Потребитель также вправе расторгнуть договор о выполнении работы, если им обнаружены существенные недостатки выполненной работы или иные существенные отступления от условий договора. Кроме того, он вправе потребовать полного возмещения убытков, причиненных ему в связи с недостатками выполненной работы. При этом убытки возмещаются в сроки, установленные для удовлетворения соответствующих требований потребителя.

В соответствии с Постановления  Пленума Верховного Суда РФ от 29 сентября 1994 г. №7. «существенными недостатками в выполненной работе и иными отступлениями от условий договора, дающими потребителю право расторгнуть договор и потребовать возмещения убытков, следует понимать такие недостатки, которые делают невозможным или недопустимым использование результата работы в соответствии с ее целевым назначением или не могут быть устранены в отношении данного потребителя, либо для их устранения требуются большие затраты труда и времени, либо делают результат работы иным, чем предусмотрено договором, или когда после устранения недостатков они появляются вновь, либо вследствие которых потребитель в значительной степени лишается того, на что он был вправе рассчитывать при заключении договора» [Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 29 сентября 1994 г. №7 «О практике рассмотрения судами дел о защите прав потребителей». П. 15.].

Наряду с этим согласно п. 4 ст. 29 Закона о защите прав потребителей при выявлении существенных недостатков выполненной работы, допущенных по вине подрядчика, потребитель вправе предъявить требование о безвозмездном устранении недостатков выполненной работы по истечении гарантийного срока, установленного подрядчиком, или по истечении сроков, установленных ст. 725 ГК РФ. Это требование потребителя может быть предъявлено в течение установленного срока службы результата выполненной работы или в течение десяти лет со дня принятия выполненной работы, если срок службы выполненной работы не установлен. Если данное требование не удовлетворено в сроки, установленные ст. 30 Закона «О защите прав потребителей», потребитель по своему выбору вправе требовать:

- либо соответствующего  уменьшения цены за выполненную  работу;

- либо возмещения понесенных  им расходов по устранению  недостатков выполненной работы  своими силами или третьими  лицами;

- либо расторжения договора  о выполнении работы и возмещения  убытков.

Кроме того, в соответствии со ст. 739 ГК РФ в случае ненадлежащего выполнения или невыполнения работы по договору бытового подряда заказчик может воспользоваться также правами, предоставленными покупателю в соответствии со ст. 503-505 ГК РФ. В ст. 30 и 31 Закона «О защите прав потребителей» устанавливаются сроки удовлетворения требований потребителя в связи с выявленными в выполненной работе недостатками. Недостатки выполненной работы должны быть устранены в течение двадцати дней со дня предъявления требования потребителем, если более короткий срок не установлен договором при принятии выполненной работы или правилами выполнения отдельных видов работ.

Требование об уменьшении цены за выполненную работу должно быть удовлетворено подрядчиком  в течение 10 дней с момента его  предъявления. В такой же срок должно быть удовлетворено и требование потребителя о возмещении расходов по устранению недостатков выполненной  работы своими силами или третьими лицами. Кабалкин А.Ю. подчеркивает то что, «для удовлетворения требования потребителя о безвозмездном изготовлении аналогичной вещи из такого же материала аналогичного качества или о повторном выполнении работы применяется срок, установленный для срочного выполнения работ. В том случае, когда подрядчиком такого рода работы в срочном порядке не выполняются, он обязан удовлетворить требования потребителя в срок, предусмотренный договором подряда, обязательства по которому не были выполнены или были исполнены ненадлежащим образом» [Кабалкин А.Ю. Договор бытового подряда // Российская юстиция. - 2008. - №8. - С. 18.].

Если требования потребителя  не удовлетворены подрядчиком в  сроки, предусмотренные ст. 30 и 31 Закона «О защите прав потребителей», заказчик по своему выбору вправе предъявить ему иное требование из предусмотренных п. 1 ст. 28 и п. 1 и 4 ст. 29 этого Закона. Кроме того, в случае просрочки удовлетворения требований потребителя подрядчик обязан уплатить ему неустойку в размере трех процентов цены работы за каждый день, начиная со дня, следующего за днем окончания срока удовлетворения соответствующего требования, и до дня его удовлетворения либо предъявления другого требования. Указанная неустойка носит штрафной характер, т.е. взыскивается независимо от причиненных потребителю убытков. Работа оплачивается заказчиком, как правило, после ее окончательной сдачи подрядчиком. Вместе с тем с согласия заказчика работа может быть оплачена им при заключении договора полностью или путем выдачи подрядчику аванса (ст. 735 ГК РФ).

Таким образом можно сделать о том что, договор является взаимным, и поэтому нарушение договора подряда, с учетом его взаимного характера, может произойти по вине, как заказчика, так и подрядчика. Невыполнение заказчиком возложенных на него по договору обязанностей влечет, как правило, лишь обязанность выплатить подрядчику вознаграждение в полном объеме. Нарушение договора подрядчиком может состоять либо в невыполнении порученной ему работы либо в ненадлежащем выполнении.

Заключение

И так, подводя итог моей работы можно сделать вывод, что  цель, которая ставилась в её начале, достигнута. В моей курсовой работе были освещены основные положения данного  договора, отмечены его существенные условия, дано понятие сторон договора, а так же охарактеризованы их взаимные права и обязанности.

Из всего вышеизложенного  можно сделать вывод, что договор  бытового подряда получает широкое  распространение и динамично  развивается. Договор бытового подряда, как и сам подряд, используется широко, на мой взгляд, в связи  с особенностями предмета данного  договора.

В данной работе были рассмотрены  основные вопросы, касающиеся договора бытового подряда. В процессе работы были изучены нормативные документы, прежде всего Конституция РФ, Гражданский  кодекс РФ, законы РФ, а также материалы  в периодических изданиях за последние  несколько лет.

Таким образом, бытовой подряд выделен в Гражданском кодексе  как отдельный вид договора подряда.

Совокупности правил о  бытовом подряде теперь предпослано  его определение. Согласно п. 1 ст. 730 ГК РФ по договору бытового подряда подрядчик, осуществляющий соответствующую предпринимательскую деятельность, обязуется выполнить по заданию гражданина (заказчика) определенную работу, предназначенную удовлетворять бытовые или другие личные потребности заказчика, а заказчик обязуется принять и оплатить работу.

Информация о работе Бытовой подряд и защита прав потребителей в сфере бытового обслуживания