Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 17:43, курсовая работа
Итак, цель нашего исследования – рассмотреть сущность и характеристику муниципального образования. Исходя из поставленной цели, мы славим перед собой следующие задачи:
· проанализировать действующее законодательство РФ, регулирующее функционирование муниципального образования;
· дать понятие категории «муниципальное образование» и раскрыть его содержание;
· раскрыть сущность органов местного самоуправления как основу функционирования муниципального образования;
· рассмотреть бюджет и собственность органов местного самоуправления как элемент муниципального образования;
· в заключении подвести итоги по проделанной работе
Введение…………………………………………………………………………………………………………
Глава 1. Понятие муниципального образования………………………….
Правовое регулирование функционирования муниципального образования в РФ ……………………………………………….
Понятие и содержание категории «муниципальное образование»…………………………………………………….
Устав как источник муниципального права: понятие, сущность
содержание ………………………………………………………………………………
1.4 Устав муниципального образования…………………………..
Глава 2. Основы муниципального образования
2.1 Органы местного самоуправления как основа функционирования муниципального образования…………………………………..
2.2 Собственность и бюджет муниципального образования……..
Глава 3. Структура уставов муниципальных образований. Порядок принятия, внесения изменений и дополнений и государственная регистрация уставов………………………………………………..
Выводы………………………………………………………………………………………………………………….
Список использованной литературы………………………………………………………………….
Приложение
Признание факта создания
невыборных органов местного самоуправления
по усмотрению самих муниципальных
образований, ни в коей мере не означает,
что условия деятельности названных
органов не входят в сферу внимания
федеральных органов
Невозможно осуществлять
самоуправление без органов, которым
население делегировало право решать
дела, непосредственно затрагивающие
их интересы и нужды. Наличие выборных
органов местного самоуправления -
важнейшее организационное
На уровне местного самоуправления
не применяется принцип разделения
властей, каждый орган должен действовать
так, чтобы не дублировать другие.
Границы разделения труда могут
быть достаточно подвижными. Более
того, институционально возможно даже
гибкое объединение органов, выполняющих
разные функции. Глава муниципального
образования может быть наделен
правом входить в состав представительного
органа местного самоуправления и председательствовать
на его заседаниях. В то же время,
принципы рациональной организации
труда по управлению требуют, чтобы
каждый орган был наделен
Закон закрепляет наделение органов местного самоуправления собственной компетенцией в решении вопросов местного значения в соответствии с уставом данного муниципального образования. Собственная компетенция - это относительно постоянные, устойчивые полномочия, отраженные в базовом документе местного самоуправления. Ее изменение возможно на основе изменения устава. В то же время изменения компетенции в уставе могут быть вызваны федеральными законами и законами субъектов Федерации. Впрочем, речь может идти не только о вопросах местного значения, но и об отдельных государственных полномочиях, которыми наделяются органы местного самоуправления. Если в Законе о передаче полномочия муниципальному образованию речь идет о конкретном органе, которому поручается осуществление этого полномочия, значение устава не столь велико, как в случае с решением вопросов местного значения. В последнем случае именно устав может определять, какой конкретно орган решает эти вопросы. При передаче государственных полномочий с фиксированным органом-исполнителем в уставе воспроизводится поручение данному органу.
Предоставление права определять наименование органов местного самоуправления одновременно и муниципальным образованиям, и субъектам Российской Федерации порождает споры о компетенции, поскольку и те и другие считают себя вправе на такое определение. Поэтому, если субъект Российской Федерации устанавливает в законах наименование органов местного самоуправления, то орган местного самоуправления вынужден просто дублировать его в уставе своего муниципального образования. Однако такой орган местного самоуправления вправе решить, что субъект Российской Федерации лишил его права установить собственное наименование, и может обратиться в суд за защитой нарушенного права.
Законы о местном
Органы местного самоуправления,
согласно ст. 12 Конституции РФ, не входят
в систему органов
Недопустимо назначение сверху
руководителей администрации
Будучи сформированы "снизу",
органы местного самоуправления не находятся
в отношениях подчиненности с
органами государственной власти и
не обязаны выполнять их директивные
предписания, если те выходят за пределы
полномочий, предоставленных данным
органам государственной
Соответственно той же статье 12 Конституции РФ субъекты местного самоуправления - в значительной степени корпорации публичного права, обладающие властными полномочиями по отношению к гражданам, учреждениям, предприятиям и организациям.
Статья 16 Закона предоставляет
широкие возможности
Должность главы муниципального образования - одна из ключевых в системе местного самоуправления. В период, когда идет реформа местного самоуправления, кристаллизация его форм, когда с трудом преодолеваются не заслуживающие уважения многолетние традиции (и когда, кстати сказать, требуется особое внимание к сохранению ценных правил и обычаев), необходим авторитетный выборный руководитель, который мог бы объединить и возглавить деятельность по осуществлению местного самоуправления на территории муниципального образования. Именно введение такой должности Закон закрепляет за самим муниципальным образованием.
Само муниципальное
Правовой статус главы
муниципального образования – сложный
и во много еще не решенный вопрос.
И сложность эта обусловлена
расплывчатостью и
Часто муниципальные образования идут по пути наименьшего сопротивления: глава муниципального образования и другие выборные должностные лица наделяются собственной компетенцией по решению вопросов местного значения в соответствии с уставом муниципального образования, причем глава муниципального образования, избранный населением, нередко наделяется правом входить в состав представительного органа местного самоуправления, председательствовать на его заседаниях.
Довольно типична ситуация,
когда глава муниципального образования
соединяет свои функции с функциями
главы администрации, и в этом
случае уставы возлагают на главу
администрации ответственность
за исполнительно-распорядительную деятельность.
Причем если одному и тому же лицу поручается
еще и председательствовать в
представительном органе (а как следует
из вышеизложенного, обязанности в
представительном органе этим часто
не ограничиваются), выходят из положения
путем выборов заместителя
Большое внимание законы субъектов Российской Федерации и уставы муниципальных образований уделяют еще одному выборному лицу, возглавляющему исполнительно-распорядительную деятельность. В большинстве случаев он именуется главой администрации. И хотя согласно Федеральному закону компетенция этого выборного должностного лица должна определяться уставами муниципальных образований, законы о местном самоуправлении субъектов Российской Федерации тоже не обходят этот вопрос.
Глава администрации, будучи выборным должностным лицом, наделяется "собственной компетенцией", чем подчеркивается самостоятельность его деятельности.
Пункт 5 ст.16 Закона посвящен принципу подотчетности выборных должностных лиц местного самоуправления населению и представительному органу. По сути дела, отчетность - один из способов, причем всеобъемлющий и по природе своей наиболее действенный, контроля со стороны населения и представительных органов местного самоуправления за деятельностью органов и должностных лиц местного самоуправления.
Важно иметь в виду, что
Федеральный закон
В лучшем случае в уставах
муниципальных образований
В отдельных уставах, провозглашающих
принцип подотчетности выборных
лиц непосредственно
2.2 Собственность
и бюджет муниципального
Существование муниципальной
собственности и местных
К важнейшим параметрам экономической
деятельности на уровне местного самоуправления
относятся: основные принципы организации
местных финансов; источники формирования
и направление использования
финансовых ресурсов местного самоуправления,
основы финансового и бюджетного
планирования в муниципальных образованиях;
взаимоотношения органов
«В состав муниципальной
собственности входят средства местного
бюджета, муниципальные внебюджетные
фонды, имущество органов местного
самоуправления, а также муниципальные
земли и другие природные ресурсы,
находящиеся в муниципальной
собственности, муниципальные предприятия
и организации, муниципальные банки
и другие финансово-кредитные
Местные финансы включают: средства местных бюджетов, муниципальных внебюджетных (включая валютные) фондов, а также в соответствии с законом иные финансовые ресурсы, служащие удовлетворению потребностей населения муниципального образования.