Теоретико-правовое исследование системы византийского права

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2013 в 22:42, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность темы данного исследования определяется необходимостью проведения комплексного анализа истории византийского права. Существует значительный интерес отечественных и зарубежных исследователей к изучению проблем развития византийского государства и права. Феномен византийской правовой культуры волновал многих ученых, мыслителей, политических деятелей на протяжении столетий. Но при этом следует отметить, что, как правило, исследователи указывают в качестве предмета изучения проблемы теоретической разработки отдельных правовых и государственных категорий или непосредственное изучение существовавших институтов государства и права.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………….3
Обзор литературы…………………………………………………………5
Глава 1. История создания эклоги и ее общая характеристика……7
Глава 2. Брачное и семейное право……………………………………23
Глава 3. Гражданское право. Право собственности………………...26
Глава 4. Уголовное право и процесс…………………………………..28
Заключение………………………………………………………………..31
Список использованных источников………………………………….32

Файлы: 1 файл

Византийское право.docx

— 63.00 Кб (Скачать)

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

Введение…………………………………………………………………….3

Обзор литературы…………………………………………………………5

Глава 1. История  создания эклоги и ее общая характеристика……7

Глава 2. Брачное  и семейное право……………………………………23

Глава 3. Гражданское  право. Право собственности………………...26

Глава 4. Уголовное  право и процесс…………………………………..28

Заключение………………………………………………………………..31

Список использованных источников………………………………….32

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Актуальность темы данного исследования определяется необходимостью проведения комплексного  анализа истории византийского права. Существует значительный интерес отечественных и зарубежных исследователей к изучению проблем развития византийского государства и права. Феномен византийской правовой культуры волновал многих ученых, мыслителей, политических деятелей на протяжении столетий. Но при этом следует отметить, что, как правило, исследователи указывают в качестве предмета изучения проблемы теоретической разработки отдельных правовых и государственных категорий или непосредственное изучение существовавших институтов государства и права. Существует значительный объем работ, в которых затрагиваются отдельные вопросы, а также периоды развития византийского государства и права, однако комплексного исследования, специально посвященного изучению византийского государства и права в их деятельности, не проводилось.

Высокий уровень развития византийского публичного и частного права, а так же значительный, тысячелетний период существования империи обусловливают  объективные трудности создания работы по истории византийского  права.

На примере изучения государства  и права Византийской империи  можно найти варианты научного изучения самых разнообразных проблем  развития права, политики, экономики, религии  и многих других. Многие из вопросов научного изучения права и правореализации не утратили своей актуальности и в наше время.

В качестве научной базы византийцы использовали достижения науки  множества народов, ее составлявших, античные и средневековые доктрины. Благодаря исключительно высокому уровню развития общественных отношений, общей культуры в Византии, изучение ее системы права имеет не только историческое и теоретическое, но и  даже практическое значение. Теоретические  основы и принципы правопонимания, правовых институтов, государственной власти по своему уровню разработки иногда не уступают положениям многих современных исследователей и, отчасти, являются основой современного научного знания о праве и государстве.

Система права общества ромеев дает пример ее ограниченности по времени существования, законченности, что имеет огромную важность при оценке влияния права на различные социальные явления. Вместе с тем, благодаря исключительно широкому распространению достижений византийской правовой культуры у многих народов, в том числе и современных, представляется возможность проследить их развитие на протяжении многих веков и выявить практическую применимость в условиях различных обществ и государств.

Вышеизложенные обстоятельства предопределили выбор темы настоящего исследования.

Целью настоящего исследования выступает комплексное теоретико-правовое исследование системы византийского права. Эта цель предполагает постановку и решение следующих задач:

– проанализировать источники византийского права;

– проследить основные этапы развития византийского законодательства и выявить основные закономерности, лежащие в основе законотворческого процесса;

– изучить институты брачно –  семейного права.

– проанализировать институты  гражданского права и уголовного права.

Методологической основой курсовой работы является системный подход в области историко-правовой науки. Работа связана с исследованием значительного объема исторического правового материала. В числе специально-юридических методов использовались - формально-юридический, сравнительно-правовой и историко-правовой. В числе одного из основных методологических принципов, использованных в работе, является принцип историзма.

 

Обзор литературы

История Византии занимает особое место в истории  средних  веков, поскольку это общество существовало на стыке Запада и Востока. Византийское средневековое общество имеет тысячелетнюю историю (государство просуществовало  до середины XV века).

Как известно Римская империя  по завещанию  императора Феодосия I разделилась  в 395 г. на два самостоятельны государства — Западную Римскую империю и Восточную.  С этого момента оба государства существовали параллельно. Восточная Римская империя получила свое название от древней Мегарской колонии - Византии, на месте которой был основан город Константинополь, ставший столицей государства. 

Тогда как  Западная Римская  империя прекратила свое существование  в 476 г., Восточная  Римская империя, или Византия, существовала еще почти  целое тысячелетие. Период IV - сер. VII вв. - период разложения рабовладельческого строя и зарождения феодальных отношений. В это время императорская  власть опирается на развитый военно-бюрократический  аппарат, но имеются ограничения  деятельности некоторых внешних  государственных органов. Период VII -XII вв. - период расцвета феодальных отношений  и оформление абсолютной монархии. Период XII - XV вв. - Византийское государство  вступает в полосу кризиса и постепенного упадка.

Рассмотрим мнению авторов  по вопросам византийское право.

Профессор Крашенинникова Н.А и профессор Жидкова О. А. отмечает, что Византийское право, история которого насчитывает более тысячи лет, представляет собой уникальное явление для средневековой Европы. Оно характеризуется относительно высокой степенью стабильности, внутренней цельности, а также способностью приспосабливаться к меняющимся социально-экономическим и политическим условиям. Эти качества права в Византии определялись рядом исторических факторов, среди которых особое значение имели традиционно сильная центральная императорская власть, римское правовое наследие, византийская христианская церковь. Эти факторы оказывали интегрирующее влияние на право, придавали ему свойства системности.

Автор О.А. Омельченко считает, что императорское законодательство было единственным официальным источником права после правовой реформы Юстиниана. Завершив кодификацию, Юстиниан специальной конституцией запретил ссылаться на другие ранние законы, а также истолковывать постановления Свода. Юристам было разрешено только переводить тексты кодификации, составлять к ней индексы и особые паратитлы (систематические указатели). В остальном следовало ограничиваться разъяснениями и учебными руководствами. Судебная практика могла основываться отныне только на законах.

Тагунов Д.Е. утверждает, что в VI в. по инициативе императора Юстиниана был составлен Свод гражданского права - Corpus juris civilis, который вплоть до VIII в. оставался ведущим источником права в Восточной Римской империй. Однако массивный, состоявший из четырех частей – институций, дигестов, кодекса и новелл, - свод был очень труден для применения в судейской практике.

Поэтому в 726 г. по указанию императора-иконоборца Льва Исаврийского происходит переработка Свода Юстиниана. Созданная законодателями Эклога представляла собой сокращенный, исправленный, переработанный с учетом времени Corpus juris civilis, который с радостью восприняли судьи Византии.

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. История  создания эклоги и ее общая характеристика

Византийское право, история  которого насчитывает более тысячи лет, представляет собой уникальное явление для средневековой Европы. Оно характеризуется относительно высокой степенью стабильности, внутренней цельности, а также способностью приспосабливаться к меняющимся социально-экономическим и политическим условиям. Эти качества права в  Византии определялись рядом исторических факторов, среди которых особое значение имели традиционно сильная центральная  императорская власть, римское правовое наследие, византийская христианская церковь. Эти факторы оказывали  интегрирующее влияние на право, придавали ему свойства системности.

Уже на ранних этапах развития государства в Византии сложилась  своеобразная правовая система, которая  выросла непосредственно из римского права, но испытала на себе влияние  специфических переходных к феодализму отношений в обществе, отличавшемся большой социальной и этнической пестротой. Под влиянием времени  и чисто местных условий, в  частности разнообразных правовых обычаев, римские правовые институты  постепенно эволюционировали. Но принципиальные основы римского права и правовой культуры не были подорвацы и не подверглись коренным изменениям, чему в немалой степени способствовало длительное сохранение в Византии рабовладельческого уклада.

Прямая преемственность  римского и византийского права  нашла свое отражение в использовании  императорского законодательства в  качестве основного источника права. Относительная стабильность политической системы Византии способствовала тому, что именно здесь были предприняты  первые попьпки кодификации императорских конституций, а затем и римского права в целом. Так, первым официальным сводом римских законов был составленный в 438 году Кодекс византийского императора Феодосия (Codex Theodosianus), в который вошли все императорские конституции со времени правления Константина (с 312 года). Тем самым в Византии утратило силу более раннее римское законодательство, не включенное в этот сборник.[10, с.359]

В IV—VI вв. в Византии наблюдается  высокий уровень развития правовой мысли, складываются самостоятельные  юридические школы (наиболее известные  — в Бейруте и Константинополе). Среди юристов бейрутской школы, которые преподавательскую работу сочетали с участием в императорских  кодификационных работах, особенно прославились Домнин, Скилиаций, Кирилл, Патри-кий и др.

Византийские юристы были не просто хранителями античных правовых и культурных традиций. Они адаптировали римское право применительно  к новым потребностям обществу, внося  при этом изменения и вставки (интерполяции) классические тексты римских  юристов. Таким образом подготавливалась почва для проведения крупномасштабных кодификационных работ. Не случайно именно в Византии, как уже указывалось, в середине VI в. под руководством выдающегося юриста Трибониана была осуществлена всеобъемлющая систематизация римского права, итогом которой явился Свод законов Юстиниана (Corpus juris civilis). Эта кодификация вплоть до XI в. оставалась не только важнейшим источником действующего права Византии, но и была тем фундаментом, на котором окончательно сформировалась ее правовая система.

Свод законов Юстиниана, являясь в своей основе переложением римского права, отразил и некоторые  специфически византийские черты. Они  обнаруживаются в ряде интерполяций в тексте Дигест, еще в большей  степени в Кодексе и особенно в Новеллах Юстиниана. Эта последняя часть свода, выполненная не на латыни, а на греческом языке и включавшая около 160 конституций (новелл) самого Юстиниана, в значительной степени отражала своеобразные условия византийского общества того времени. Хотя в кодификации Юстиниана наметился известный поворот в сторону классического римского права, в ней в полной мере проявились тенденции, свойственные постклассическому периоду и получившие дальнейшее развитие на последующих этапах истории византийского права. Эти тенденции нашли свое выражение прежде всего в известном упрощении и "вульгаризации" римского права под влиянием позднеэллинистического (так называемого греко-восточного) права.[13, с. 135]

Византийские юристы в  отличие от своих классических предшественников, избегавших дефиниций и использовавших казуистический стиль изложения, стремились нередко к упрощениям, к прояснению терминов, к выработке простых и понятных определений. Так, в заключительной (50-й) книге Дигест введены специальные титулы (16 и 17), где дается толкование слов и основных понятий. Определение терминов было особенно употребительным в учебной литературе, в том числе в Институциях Юстиниана. Особой популярностью в это время пользовалась работа Кирилла Старшего "О дефинициях".

На формирование византийской правовой системы значительное влияние  оказали и правовые обычаи, особенно распространенные в восточных провинциях. Обычное право с присущим ему  примитивизмом подрывало логическую стройность системы римского права, искажало ряд его институтов, но внесло в него жизненно важную струю, отразившую развитие новых общественных отношений: общинных и феодальных. Из позднегреческого права в Свод законов Юстиниана перешел такой институт, как эмфитевзис, новые формы усыновления и эмансипации подвластных лиц и т.д. Под влиянием восточного права было введено письменное делопроизводство и судопроизводство, что повлекло за собой отмену старой системы исков и утверждение экстраординарного (либеллярного) процесса.

Ряд интерполяций, внесенных  в Свод законов Юстиниана, проистекал не из юридической практики, а отражал  распространенные в Византии идейные  течения (платонизм, стоицизм, христианство). Особенно заметным в кодификации  Юстиниана было влияние христианства. Так, Институции и Кодекс непосредственно  открывались обращением императора к Христу, а в самих законодательных актах содержались многочисленные ссылки на священные книги. Некоторые правовые институты начинают трактоваться в чисто религиозном духе, так, брак уже рассматривается как "божественная связь" (nexurn divinum). Под воздействием христианства в рационалистическую схему римского права вносятся и некоторые этические конструкции. Так, Юстиниан в Дигестах наряду с понятием права (jus) использует традиционное понятие "правосудие" (justitia), но толкует последнее как "справедливость", причем в духе христианской морали. Он включает в свод законов конструкцию естественного права (jus naturale), но трактует ее не в том смысле, как ее понимали классические юристы III в., а как право, установленное божественным провидением. Основные направления переработки классического римского права, нашедшие свое отражение в многочисленных интерполяциях, в кодификации Юстиниана, получили более полное развитие в последующей истории византийского права.[10, с.361]

Информация о работе Теоретико-правовое исследование системы византийского права