Теоретико-правовое исследование системы византийского права

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2013 в 22:42, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность темы данного исследования определяется необходимостью проведения комплексного анализа истории византийского права. Существует значительный интерес отечественных и зарубежных исследователей к изучению проблем развития византийского государства и права. Феномен византийской правовой культуры волновал многих ученых, мыслителей, политических деятелей на протяжении столетий. Но при этом следует отметить, что, как правило, исследователи указывают в качестве предмета изучения проблемы теоретической разработки отдельных правовых и государственных категорий или непосредственное изучение существовавших институтов государства и права.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………….3
Обзор литературы…………………………………………………………5
Глава 1. История создания эклоги и ее общая характеристика……7
Глава 2. Брачное и семейное право……………………………………23
Глава 3. Гражданское право. Право собственности………………...26
Глава 4. Уголовное право и процесс…………………………………..28
Заключение………………………………………………………………..31
Список использованных источников………………………………….32

Файлы: 1 файл

Византийское право.docx

— 63.00 Кб (Скачать)

Из других приложений к  Эклоге наибольшее значение имел Морской  закон, который в Западной Европе получил известность как Родосский  морской закон. Составление этого  сборника относится к VII—VIII вв. В  нем были собраны правовые обычаи, сложившиеся в практике античной и средневековой морской торговли и частично обработанные еще римскими юристами. Морской закон содержал правила, относящиеся к судовождению, перевозке грузов и пассажиров, фрахтованию  судов, выбрасыванию груза в случае опасности на море (так называемая авария), дележу прибылей и убытков  между судовладельцем и собственником  груза и т.п. Отдельные нормы  этого сборника применялись в  международной торговле вплоть до XV в.

Дальнейшее развитие византийского  права связано с законотворческой деятельностью императоров Македонской  династии (иконопочитателей) Василия 1 и Льва VI. Отменив Эклогу, составленную его политическими противниками (иконоборцами), Василий 1 предписал вновь переработать Свод законов Юстиниана, исключить из него устаревшие положения, разъяснить трудные юридические термины и перевести их на греческий язык. Результатом законодательных работ было издание в 879 году Прохирона, который в последующие века был одним из наиболее авторитетных источников права Византии и оставил заметный след в истории права соседних славянских государств.

Прохирон по сравнению с Эклогой представлял собой более полный сборник законов (дополнительно было включено 17 титулов), но по юридической технике (по четкости расположения правового материала, его редакции) он уступал последней. Хотя в предисловии к Прохирону Эклога именуется не "избранными", а "извращенными" законами, Василий 1 позаимствовал из нее ряд положений, особенно относящихся к уголовному праву.

Изменения, внесенные Прохироном в правовую систему Византии, не были существенными, а по некоторым вопросам частного права был сделан крен в сторону юстиниановского (или даже доюстиниановского) законодательства, как, например, в дарениях между мужем и женой, в режиме приданого, в завещаниях вольно-. отпущенников и т.п. Но Прохирон в некоторой степени отразил и новые условия византийского общества IX века. В нем более подробно излагается договорное право (разрабатывается договор товарищества, устанавливается прямой запрет на проценты по займу и т.д.), вносятся некоторые изменения в семейное право (вводится предбрачный дар и т.п.).[13, с.137]

Вскоре после составления  Прохирона (между 884 и 886 гг.) от имени императора Василия 1 и его сыновей-соправителей было издано новое руководство по праву, которое также имело целью "очищение старых законов" и облегчение пользования правом, изложенным в кодификации Юстиниана. Это руководство получило название Эпанагога (т.е. переработанное повторение). По своей структуре она следовала за Дигестами Юстиниана, воспроизводила многие положения Прохирона, а также Эклоги. При всей ее компилятивности она более подробно, а в некоторых деталях и по-новому излагала ряд вопросов частного права. Но наиболее существенными были изменения, которые Эпанагога внесла в сферу публичного права. Был сформулирован ряд новых положений, как, например, о патриаршей власти, дополняющей императорскую, о правах духовенства. Эти положения определяли взаимоотношения православной церкви и государства и были широко использованы впоследствии в церковном праве.

Краткие своды византийского  права не могли в полной мере удовлетворить  потребности судебной практики, которая  время от времени была вынуждена  обращаться ко все более устаревающему Своду законов Юстиниана. При императоре Льве VI (Мудром), правление которого (886—912 гг.) ознаменовалось подъемом юридической науки, были завершены крупные кодификационные работы, начатые еще при Василии I, по новой переработке законодательства Юстиниана. Составленные таким образом около 890 г. под руководством видного юриста Симбация "Василики" ("Базилики"), т.е. "царские законы", призваны были заменить собой становившиеся все более труднодоступными для понимания (в том числе из-за языкового барьера) сборники права Юстиниана.

Использованный в "Василиках" огромный правовой материал расположен более компактно и последовательно, чем в Своде законов Юстиниана, состоявшем из нескольких самостоятельных  частей (книг). "Василики" — единый законодательный памятник, включающий 60 книг, разделенных на титулы и фрагменты. Каждый титул "Василик" начинался  с фрагмента текста одного из римских  юристов, цитируемых в Дигестах (остальные  мнения, как менее авторитетные, опускались), затем следовали соответствующие  дополнения из Кодекса, Институций и  Новелл. Юстинианово право в "Василиках" использовалось не непосредственно, а через греческие переводы и комментарии (эпитомы, парафразы) византийских юристов VI в. — Анонима, Феофила, Дорофея и других.

В "Василики" не вошли  те положения из кодификации Юсти-ниана, которые, по мнению составителей, не имели практического значения (большая часть Институций, титулы Дигест (1 и 2) о правосудии и происхождении права и т.д.). Из Кодекса и Новелл Юстиниана был исключен также ряд конституций, которые были пересмотрены последующим законодательством. Но переработка и сокращение предшествующего права в "Василиках" проведена недостаточно тщательно и поспешно. В них сохранилось значительное число устаревших или вышедших из употребления норм, упоминающих, например, давно исчезнувшие должности (римских консулов, императорских легатов и т.п.) или области, которые не входили в состав Византии (Египет, Скифия и др.).[10, с.370]

"Василики" включают  в себя обширный правовой материал, относящийся прежде всего к публичному и церковному праву (кн. 1, 3—5 — о церкви, кн. 6 — о государственных должностях, кн. 7—9 — о судебном процессе, кн. 60—о преступлениях и т.д.). Однако большая часть "Василик" посвящена вопросам частного права, в том числе правовому положению лиц (кн. 46 — о статусе свободных людей, кн. 48—о рабах, кн. 55—о крестьянах и т.д.), хотя в этой сфере, так же как и в наследственном праве (кн. 45), в связи с развитием феодальных отношений многие положения римского права утратили свое былое значение. Чаще всего в судебной практике использовались нормы "Василик", регулирующие обязательственные отношения (кн. 19 о купле-продаже, кн. 23 и 25, посвященные закладным операциям, кн. 26 о поручительстве и уплате долга).

Составление "Василик" не означало отмены законодательства Юстиниана, которое, однако, все более  выходило из употребления. С конца XII в. "Василики" стали единственным действующим сводом византийского  права.

Василики не дошли до нас  в полном виде, ряд книг (в том  числе кн. 50 о праве собственности  и владении) сохранился лишь в отрывках. В большинство рукописей наряду с текстом "Василик" включены пояснения к ним (схолии) византийских юристов VI в., а также XI—XII вв. (так называемые "древние" и "поздние" схолии). Схолии не имели официального значения, но принимались во внимание в византийских судах. Они имеют особую ценность, когда “ отсутствует соответствующий текст самих "Василик".

После составления "Василик" византийское право развивалось  посредством законодательных актов  императоров — новелл, хрисовул (императорских грамот). Существенные изменения были, например, внесены Новеллами Льва Мудрого. Он разрешил государственным сановникам безконтрольно приобретать земли в подведомственных им округах, вновь снял запрет с взимания процентов, окончательно отменил конкубинат, запретил браки, не получившие церковного признания и т.п.

Заметное влияние на развитие поздневизантийского права оказали  некоторые частные юридические  компиляции, среди которых особенно выделялось "Руководство к законам, или Шестикнижье" Константина Арменопуло (около 1345 года). Это руководство было весьма авторитетным в судах Византии, а после ее падения продолжало действовать на территории Греции, Валахии и Молдавии. "Шестикнижье" Арменопуло признавалось действующим правом Бессарабии в XIX веке после ее присоединения к России.[10, с.378]

Таким образом, Эклога состояла из 18 титулов, подразделявшихся на статьи, в которых содержались нормы гражданского, брачно-семейного, уголовного, процессуального, канонического права. Эклога была очень популярной не только в Византии, но и в славянских странах, поскольку в ней юридически четко было изложено действовавшее тогда право. Однако из-за краткости Эклоги многие нормы права не получили в ней отражения.

В 879 г. был издан Прохирон - краткое пособие для судей, преследовавшее цели облегчить порядок правоприменительной деятельности в государстве. Он был более полным, нежели Эклога, и содержал 35 титулов, подразделявшихся на статьи. Прохирон содержал в себе нормы Свода Юстиниана, законодательные новеллы, а также ряд положений «осужденной» Эклоги - преимущественно из области уголовного законодательства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Брачное  и семейное право

В Византии брак регулировался  нормами православного церковного права, согласно которому предшествовало обручение, сопровождавшееся церковным  обрядом. Обручение могло быть расторгнуто по причине нежелания обученных вступить в брак, совершения обручения без согласия родителей и опекунов, близкой степени родства между обрученными, неспособности к сожительству после вступления в брак, развратного поведения жениха или невесты, совершения преступления женихом или невестой, безвестного отсутствия в течение трех лет, тяжелой болезни, сумасшествия в течения двух лет, желания уйти в монастырь.

Брак совершался путем  церковного обряда (венчания). Для признания  брака действительным необходимо было соответствовать следующим требования: достижение брачного возраста (для  невесты — 12 лет, для жениха — 14 лет); согласие жениха и невесты, их родителей  или опекунов; не состоять в другом браке; отсутствие родства и свойства в определенных степенях.[4, с.446]

Разрешалось вступать в брак не более трех раз. Византийское право разрешало расторжение брака путем развода при следующих обстоятельствах: совершение государственного преступления, покушение одного супруга на жизнь другого, истребление утробного плода, прелюбодеяние; легкомысленное поведение жены (участие в пирах с посторонними мужчинами, отлучка на ночь из дома; посещение женой без ведома мужа публичного зрелища); неспособность к брачному сожительству; длительное безвестное отсутствие одного из супругов; пребывание в плену (поскольку человек, взятый в плен, становился рабом); психическое заболевание; уход одного из супругов в монастырь; посвящение в сан епископа.

Кроме того, жена имела право  на развод в следующих случаях: если муж оскорбил жену, стараясь свести ее с другим мужчиной; если муж без  основания обвинил жену в прелюбодеянии.

Расторжение брака путем  развода производилось только по судебному решению.

Что касается имущественных  отношений между супругами, то речь идет прежде всего о приданом и предбрачных подарках, которые супруги не имели права отчуждать за некоторыми исключительными случаями (например, для приобретения нового имущества, которое может дать более крупный доход; для уплаты долгов жены; для пропитания родителей, мужа или брата).

Муж имел право пользования  доходами с имущества, входившего в  состав приданого.

Жена имела право обратиться в суд с иском против мужа, растратившего ее приданое.

В византийском праве говорилось о наследовании по закону и завещанию. В первом случае устанавливалось  четыре ступени законных наследников: нисходящие (сыновья и дочери, внуки); восходящие (отец и мать), боковые  родственники (брат, сестра), вдова наследодателя  в половинной части (вторую часть  получает казна). Выморочное имущество  переходит полностью казне.

Завещание оформлялось в  письменном виде, оно должно было подтверждаться подписями свидетелей. Завещание  было недействительным, если оно сделано  лицом, не достигшим 14 лет, глухонемым, слабоумным, пьяным, находившимся под  опекой за расточительство, совершившим  преступление, отрекшимся от христианства. Завещание ограничивалось обязательной долей в пользу детей и родителей, называемой фалкидионом. Приданое и предбрачные подарки были собственность жены.[10, с.375]

Византийское право приводит перечень оснований, по которым можно  было лишить наследства детей и родителей (например, оскорбительное отношение  к завещателю, совершение преступления, позорное поведение, отступление от православной веры).

Византийское право сохранило  такие институты римского наследственного  права как фидеикомиссы и легаты. Почти полностью были восприняты положения римского права об опеке  и попечительстве. Опека над малолетними (лица мужского пола до 14 лет и женского до 12 лет) устанавливалась по завещанию или по решению родственников или властей. Над несовершеннолетними (мужчины и женщины до 25 лет) учреждалось попечительство, которое устанавливалось также над расточителями и слабоумными.[4, с.447]

Таким образом, условиями  вступления в брак были достижения брачного возраста (м – 14, ж – 12), согласие на вступление в брак, отсутствие непрекращенного брака, наличие у брачующихся права вступать в римский брак. Правом вступить в римский брак не обладали:

–  некоторые категории  иностранцев;

– лица, принадлежащие к  разным социальным слоям;

– лица, находящиеся в  близко родстве;

– некоторые другие лица (опекун и подопечная и др.).

Способами заключение брака  были путем совершения религиозного обряда, путем покупки женихом  невесты, путем простого соглашения сторон.

И наконец, способами и  основаниями  расторжения брака  были утрата свободы в результате совершения государственного преступления, развод, смерть одной из сторон.

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 3. Гражданское право. Право собственности

С началом истории Византии после краха Западной Римской  империи происходил процесс приспособления римского права к развивающимся  феодальным отношениям. Прежде всего стала формироваться феодальная поземельная собственность. Магнаты владели своими поместьями на праве частной собственности и феода. Широкое распространение среди дворянства получили проник (бенефиции), большая часть которых со временем превратилась в феоды.

Информация о работе Теоретико-правовое исследование системы византийского права