Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2013 в 22:42, курсовая работа
Актуальность темы данного исследования определяется необходимостью проведения комплексного анализа истории византийского права. Существует значительный интерес отечественных и зарубежных исследователей к изучению проблем развития византийского государства и права. Феномен византийской правовой культуры волновал многих ученых, мыслителей, политических деятелей на протяжении столетий. Но при этом следует отметить, что, как правило, исследователи указывают в качестве предмета изучения проблемы теоретической разработки отдельных правовых и государственных категорий или непосредственное изучение существовавших институтов государства и права.
Введение…………………………………………………………………….3
Обзор литературы…………………………………………………………5
Глава 1. История создания эклоги и ее общая характеристика……7
Глава 2. Брачное и семейное право……………………………………23
Глава 3. Гражданское право. Право собственности………………...26
Глава 4. Уголовное право и процесс…………………………………..28
Заключение………………………………………………………………..31
Список использованных источников………………………………….32
Из других приложений к
Эклоге наибольшее значение имел Морской
закон, который в Западной Европе
получил известность как
Дальнейшее развитие византийского
права связано с
Прохирон по сравнению с Эклогой представлял собой более полный сборник законов (дополнительно было включено 17 титулов), но по юридической технике (по четкости расположения правового материала, его редакции) он уступал последней. Хотя в предисловии к Прохирону Эклога именуется не "избранными", а "извращенными" законами, Василий 1 позаимствовал из нее ряд положений, особенно относящихся к уголовному праву.
Изменения, внесенные Прохироном в правовую систему Византии, не были существенными, а по некоторым вопросам частного права был сделан крен в сторону юстиниановского (или даже доюстиниановского) законодательства, как, например, в дарениях между мужем и женой, в режиме приданого, в завещаниях вольно-. отпущенников и т.п. Но Прохирон в некоторой степени отразил и новые условия византийского общества IX века. В нем более подробно излагается договорное право (разрабатывается договор товарищества, устанавливается прямой запрет на проценты по займу и т.д.), вносятся некоторые изменения в семейное право (вводится предбрачный дар и т.п.).[13, с.137]
Вскоре после составления Прохирона (между 884 и 886 гг.) от имени императора Василия 1 и его сыновей-соправителей было издано новое руководство по праву, которое также имело целью "очищение старых законов" и облегчение пользования правом, изложенным в кодификации Юстиниана. Это руководство получило название Эпанагога (т.е. переработанное повторение). По своей структуре она следовала за Дигестами Юстиниана, воспроизводила многие положения Прохирона, а также Эклоги. При всей ее компилятивности она более подробно, а в некоторых деталях и по-новому излагала ряд вопросов частного права. Но наиболее существенными были изменения, которые Эпанагога внесла в сферу публичного права. Был сформулирован ряд новых положений, как, например, о патриаршей власти, дополняющей императорскую, о правах духовенства. Эти положения определяли взаимоотношения православной церкви и государства и были широко использованы впоследствии в церковном праве.
Краткие своды византийского права не могли в полной мере удовлетворить потребности судебной практики, которая время от времени была вынуждена обращаться ко все более устаревающему Своду законов Юстиниана. При императоре Льве VI (Мудром), правление которого (886—912 гг.) ознаменовалось подъемом юридической науки, были завершены крупные кодификационные работы, начатые еще при Василии I, по новой переработке законодательства Юстиниана. Составленные таким образом около 890 г. под руководством видного юриста Симбация "Василики" ("Базилики"), т.е. "царские законы", призваны были заменить собой становившиеся все более труднодоступными для понимания (в том числе из-за языкового барьера) сборники права Юстиниана.
Использованный в "Василиках"
огромный правовой материал расположен
более компактно и
В "Василики" не вошли те положения из кодификации Юсти-ниана, которые, по мнению составителей, не имели практического значения (большая часть Институций, титулы Дигест (1 и 2) о правосудии и происхождении права и т.д.). Из Кодекса и Новелл Юстиниана был исключен также ряд конституций, которые были пересмотрены последующим законодательством. Но переработка и сокращение предшествующего права в "Василиках" проведена недостаточно тщательно и поспешно. В них сохранилось значительное число устаревших или вышедших из употребления норм, упоминающих, например, давно исчезнувшие должности (римских консулов, императорских легатов и т.п.) или области, которые не входили в состав Византии (Египет, Скифия и др.).[10, с.370]
"Василики" включают
в себя обширный правовой
Составление "Василик" не означало отмены законодательства Юстиниана, которое, однако, все более выходило из употребления. С конца XII в. "Василики" стали единственным действующим сводом византийского права.
Василики не дошли до нас в полном виде, ряд книг (в том числе кн. 50 о праве собственности и владении) сохранился лишь в отрывках. В большинство рукописей наряду с текстом "Василик" включены пояснения к ним (схолии) византийских юристов VI в., а также XI—XII вв. (так называемые "древние" и "поздние" схолии). Схолии не имели официального значения, но принимались во внимание в византийских судах. Они имеют особую ценность, когда “ отсутствует соответствующий текст самих "Василик".
После составления "Василик"
византийское право развивалось
посредством законодательных
Заметное влияние на развитие
поздневизантийского права
Таким образом, Эклога состояла из 18 титулов, подразделявшихся на статьи, в которых содержались нормы гражданского, брачно-семейного, уголовного, процессуального, канонического права. Эклога была очень популярной не только в Византии, но и в славянских странах, поскольку в ней юридически четко было изложено действовавшее тогда право. Однако из-за краткости Эклоги многие нормы права не получили в ней отражения.
В 879 г. был издан Прохирон - краткое пособие для судей, преследовавшее цели облегчить порядок правоприменительной деятельности в государстве. Он был более полным, нежели Эклога, и содержал 35 титулов, подразделявшихся на статьи. Прохирон содержал в себе нормы Свода Юстиниана, законодательные новеллы, а также ряд положений «осужденной» Эклоги - преимущественно из области уголовного законодательства.
Глава 2. Брачное и семейное право
В Византии брак регулировался
нормами православного
Брак совершался путем
церковного обряда (венчания). Для признания
брака действительным необходимо было
соответствовать следующим
Разрешалось вступать в брак не более трех раз. Византийское право разрешало расторжение брака путем развода при следующих обстоятельствах: совершение государственного преступления, покушение одного супруга на жизнь другого, истребление утробного плода, прелюбодеяние; легкомысленное поведение жены (участие в пирах с посторонними мужчинами, отлучка на ночь из дома; посещение женой без ведома мужа публичного зрелища); неспособность к брачному сожительству; длительное безвестное отсутствие одного из супругов; пребывание в плену (поскольку человек, взятый в плен, становился рабом); психическое заболевание; уход одного из супругов в монастырь; посвящение в сан епископа.
Кроме того, жена имела право на развод в следующих случаях: если муж оскорбил жену, стараясь свести ее с другим мужчиной; если муж без основания обвинил жену в прелюбодеянии.
Расторжение брака путем развода производилось только по судебному решению.
Что касается имущественных отношений между супругами, то речь идет прежде всего о приданом и предбрачных подарках, которые супруги не имели права отчуждать за некоторыми исключительными случаями (например, для приобретения нового имущества, которое может дать более крупный доход; для уплаты долгов жены; для пропитания родителей, мужа или брата).
Муж имел право пользования доходами с имущества, входившего в состав приданого.
Жена имела право обратиться в суд с иском против мужа, растратившего ее приданое.
В византийском праве говорилось о наследовании по закону и завещанию. В первом случае устанавливалось четыре ступени законных наследников: нисходящие (сыновья и дочери, внуки); восходящие (отец и мать), боковые родственники (брат, сестра), вдова наследодателя в половинной части (вторую часть получает казна). Выморочное имущество переходит полностью казне.
Завещание оформлялось в письменном виде, оно должно было подтверждаться подписями свидетелей. Завещание было недействительным, если оно сделано лицом, не достигшим 14 лет, глухонемым, слабоумным, пьяным, находившимся под опекой за расточительство, совершившим преступление, отрекшимся от христианства. Завещание ограничивалось обязательной долей в пользу детей и родителей, называемой фалкидионом. Приданое и предбрачные подарки были собственность жены.[10, с.375]
Византийское право приводит перечень оснований, по которым можно было лишить наследства детей и родителей (например, оскорбительное отношение к завещателю, совершение преступления, позорное поведение, отступление от православной веры).
Византийское право сохранило такие институты римского наследственного права как фидеикомиссы и легаты. Почти полностью были восприняты положения римского права об опеке и попечительстве. Опека над малолетними (лица мужского пола до 14 лет и женского до 12 лет) устанавливалась по завещанию или по решению родственников или властей. Над несовершеннолетними (мужчины и женщины до 25 лет) учреждалось попечительство, которое устанавливалось также над расточителями и слабоумными.[4, с.447]
Таким образом, условиями вступления в брак были достижения брачного возраста (м – 14, ж – 12), согласие на вступление в брак, отсутствие непрекращенного брака, наличие у брачующихся права вступать в римский брак. Правом вступить в римский брак не обладали:
– некоторые категории иностранцев;
– лица, принадлежащие к разным социальным слоям;
– лица, находящиеся в близко родстве;
– некоторые другие лица (опекун и подопечная и др.).
Способами заключение брака были путем совершения религиозного обряда, путем покупки женихом невесты, путем простого соглашения сторон.
И наконец, способами и основаниями расторжения брака были утрата свободы в результате совершения государственного преступления, развод, смерть одной из сторон.
Глава 3. Гражданское право. Право собственности
С началом истории Византии после краха Западной Римской империи происходил процесс приспособления римского права к развивающимся феодальным отношениям. Прежде всего стала формироваться феодальная поземельная собственность. Магнаты владели своими поместьями на праве частной собственности и феода. Широкое распространение среди дворянства получили проник (бенефиции), большая часть которых со временем превратилась в феоды.
Информация о работе Теоретико-правовое исследование системы византийского права