Суверенитет государства: понятия и основные характеристики

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2010 в 22:50, курсовая работа

Краткое описание

В данной курсовой работе рассмотрены вопросы понятия государственного суверенитета на примере Российской Федерации, его юридические свойства, взаимосвязь суверенитета государства с суверенитетом народа и национальным суверенитетом. Затронуты проблемы суверенитета в федеративном государстве, дана конституционная характеристика суверенитета Российской Федерации, рассмотрены формы защиты суверенитета России.

В ходе написания данной курсовой работы были использованы Конституция Российской Федерации, федеральные законы, нормативные документы, научные статьи, материалы периодической печати.

Анализ использованной литературы показал, что тема государственного суверенитета полно раскрыта в трудах отечественных авторов и представляет большой интерес для изучения.

Оглавление

Введение------------------------------------------------------------------------------------ 3


1. Понятие государственного суверенитета, его юридические свойства. Взаимосвязь суверенитета государства с суверенитетом народа и национальным суверенитетом--------------------------------------------------------- 4


2. Проблема суверенитета в федеративном государстве------------------------- 7


3. Россия – субъект государственного суверенитета------------------------------ 10


4. Основные направления, способы осуществления государственного суверенитета Российской Федерации. Формы защиты государственного суверенитета------------------------------------------------------------------------------- 14


Заключение--------------------------------------------------------------------------------- 20


Список использованной литературы------------------------------------------------- 22

Файлы: 1 файл

Курсовая работа по ТГП.doc

— 159.00 Кб (Скачать)

           Если Президент России как  глава государства в целях  защиты государственного суверенитета  осуществляет руководство внутренней  и внешней политикой, Правительство Российской Федерации  в пределах своих полномочий  через систему органов управления на местах организует реализацию внутренней и внешней политики государства, организует исполнение федеральных законов на всей территории России. Обеспечивая защиту единой экономической системы страны Правительство РФ осуществляет управление федеральной собственностью (п. «г» ст. 114 Конституции РФ). В целях обеспечения территориальной целостности и неприкосновенности осуществляет меры по обеспечению обороны страны, государственной безопасности, реализации внешней политики РФ (п. «д» ст. 114 Конституции РФ).

           Защита Российской Федерации и ее государственного суверенитета осуществляется в различных формах: военной, дипломатической, государственными органами власти и управления, в результате осуществления своих полномочий, предоставленных им Основным Законом России и федеральными законами, правоохранительными органами.

           Военная форма защиты государственного  суверенитета  России осуществляется  Вооруженными Силами Российской Федерации.

           Остановимся подробнее на данной  форме защиты суверенитета России. Военная форма защиты, на мой  взгляд, в настоящее время является  наиболее актуальной для Российской  Федерации и носит злободневный  характер. Согласно п.3 ст.4 Конституции РФ Российская Федерация, как суверенное государство, гарантирует обеспечение целостности и неприкосновенности своей территории.

           Территориальная целостность и  неприкосновенность территории  России обеспечивается Вооруженными Силами  Российской Федерации, задачей которых является оборона страны от возможной внешней агрессии, защита суверенитета государства.

           В данном случае следует   отметить тот факт, что после  распада СССР, произошли значительные  изменения в системе вооруженных сил. Создание суверенных государств, составлявших ранее единое союзное государство привело практически к разрушению Вооруженных Сил Российской Федерации, в результате чего значительно ослабла военная защита государственного суверенитета России.       

 Сложилась парадоксальная ситуация: государства, входившие в состав великой Федерации, абсолютно надежно защищавшей их государственную независимость, в результате борьбы за создание своего собственного суверенитета вне этой Федерации оказались совершенно безоружными, неспособными защитить свой государственный суверенитет в случае агрессии против каждого из них.

           Вся система военных округов,  создававшихся не по количеству  союзных республик, а по стратегическим  направлениям с учетом территориального  начала, обеспечивающего мобилизационные  возможности, была полностью разрушена.  А ведь именно военные округа являлись надежной основой обороны всей страны. Семь военных округов, в том числе три на Украине, по одному в Белоруссии, Прибалтике, Закавказье и Средней Азии, с распадом СССР одновременно прекратили свое существование. Вместе с потерей Прибалтийского военного округа были утрачены и базы Балтийского флота.

           Основу основ обороны составляли  Ракетные войска стратегического  назначения (РВСН). В результате распада  СССР ракетные соединения и  части оказались на территории  четырех республик: России, Украины, Белоруссии и Казахстана. Как заявил на процессе по "делу ГКЧП" бывший министр обороны СССР маршал Советского Союза Д. Язов ", нарушилось централизованное управление войсками, практически вся система командных пунктов перестала действовать. Средства разведки и дальнего обнаружения также оказались разобщенными". Даже ракетные армии оказались разделенными - в России и Казахстане. Разобщение распространилось и на все сопутствующие ракетным войскам службы. Все это "практически делало РВСН или мало, или почти неспособными нанести ответно - встречный удар. Гарантированность терялась".1

           Кроме того в настоящее время  Украиной перед Россией поставлен  вопрос разделении Черноморского  флота. Между тем широко известно, что Черноморский флот только как единый организм может представлять собой могучий инструмент защиты государственного суверенитета не только России и Украины, но и других государств бывшего союза.

           В этих условиях особую тревогу  вызывает состояние военной промышленности  России. Объем производства вооружений и военной техники за три последних года снизился на 78 %, оборонные заказы военно-промышленному комплексу сокращены на 80 %. Но еще более удручающим и совершенно недопустимым является предполагаемое сокращение военного производства в России, в особенности по сравнению с США. Если в Соединенных Штатах Америки военное производство ежегодно уменьшается на

5 %, то  у нас на ближайшие пять  лет намечено сократить его  в пять раз. Другими словами,  это означает, что интенсивность  сокращения военного производства в России в 20 раз выше, чем в США.

           Важным шагом вперед в деле  защиты государственного суверенитета  России является решение вопроса  о Байконуре, В результате которого, Россия арендует у Казахстана  космодром и город Ленинск на 20 лет, с пролонгацией данного соглашения еще на 10 лет. Предусмотрено пребывание на космодроме российских граждан, а также его обслуживание военнослужащими Военно-космических сил (ВКС) России.

           Решение вопроса о Байконуре  - это, пожалуй  на данном этапе     

один  из самых позитивных моментов военной  формы защиты государственного суверенитета Российской Федерации.

           Дипломатическая форма защиты  государственного суверенитета  Российской Федерации осуществляется  Президентом и  

Правительством  России, которые Конституцией РФ и  федеральными законами наделяются широкими полномочиями в сфере международных  отношений. Именно Президент РФ представляет Россию как суверенное государство  в международных отношениях (ч. 4 ст.80 Конституции РФ).

           В целях защиты и сохранения  государственного суверенитета  России для обеспечения реализации  функций Президента по управлению  государством, формированию внутренней, внешней и военной политики  в области безопасности. Указом  Президента РФ №547 от 3 июня 1992 г. был образован Совет безопасности РФ.

           В 1992 году также был принят  Закон РФ «О безопасности»,  который  гласит: «Безопасность  государства достигается проведением  единой государственной политики  в области обеспечения безопасности, системой мер экономического, политического, организационного и иного характера, адекватных угрозам жизненно важным интересам личности общества и государства.»1

           Важная роль в охране государственного  суверенитета России отводится  правоохранительным органам. Именно на правоохранительные органы государством возложены полномочия по применению специальных средств воздействия в случае неисполнения актов государственной власти и управления: «Судебная власть – возможность и способность, занимающего особое положение в государственном аппарате органа (суда) воздействовать на поведение людей и социальные процессы».2 

           Особая роль в обеспечении  верховенства государственной власти, на всей территории, как одного  из основных юридических свойств  государственного суверенитета, а соответственно и защите суверенитета России отведена Конституционному Суду РФ, который разрешает дела о соответствии Конституции РФ федеральных законов и других нормативных актов органов государственной власти и управления РФ; конституций, уставов субъектов РФ, их законов и других нормативных актов, изданных по вопросам ведения органов государственной власти РФ и совместного ведения органов государственной власти РФ и органов государственной власти субъектов РФ, не вступивших в силу международных договоров РФ.

           Акты или их отдельные положения,  признанные неконституционными  утрачивают силу, не соответствующие  Конституции РФ международные  договоры РФ не подлежат введению  в действие и применению (ст. 125 Конституции РФ). 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение 

     Государство как официальный представитель народа в состоянии выражать волю своих граждан, обеспечивать их права и интересы в полном объеме только тогда, когда оно является суверенным. Под суверенитетом государства понимается верховенство и независимость государственной власти внутри своей страны и по отношению к другим государствам. Как важнейшее свойство государственной власти суверенитет является качественным признаком самого государства.  
          В суверенитете государства находит свое политическое и юридическое выражение полновластие господствующих кругов. В нем же выражается способность государства независимо от других государств формировать и проводить в жизнь свою внутреннюю и внешнюю политику  
          Согласно ч. 2 ст. 80 Конституции РФ Президент принимает меры по охране суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственной целостности, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти. Здесь же указано, что Президент может и обязан действовать в установленном Конституцией порядке, т.е. на основании конституционных норм. Таким образом, действия Президента должны основываться на нормах Конституции, что прямо вытекает из провозглашения России правовым государством.

     Суверенитет (от английского sovereignty и французского souverainete) – это верховная власть. Суверенитет – один из существенных признаков государства, его возможность полноправно осуществлять внутри- и внешнеполитические дела страны и не допускать вмешательства в свою деятельность иностранных государств и других внутригосударственных сил (организаций). В качестве неотъемлемых юридических свойств суверенитета выделяются единство, верховенство, независимость государственной власти.

     Суверенитет государства, т.е. государственный суверенитет, производен от народного суверенитета. Конституция РФ носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации признает ее многонациональный народ (ст.3). Согласно ст.32 Конституции РФ «Граждане Российской Федерации имеют право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих руководителей. Граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме. Граждане Российской Федерации имеют равноправный доступ к государственной службе. Граждане Российской Федерации имеют право участвовать в отправлении правосудия».

     Государственный суверенитет включает такие основополагающие принципы, как единство и неделимость территории, неприкосновенность территориальных единиц и невмешательство во внутренние дела. Если какое бы то ни было иностранное государство или внешняя сила нарушает границы данного государства или заставляет его принять то или иное решение, не отвечающее национальным интересам его народа, говорят о нарушении его суверенитета.

     Выступая  признаком государства, суверенитет  характеризует его как особого  субъекта политических отношений, как  главного компонента политической системы общества.

       Суверенитет является полным  и исключительным, одним из неотъемлемых  свойств государства. Более того, именно он и есть тот критерий, который позволяет отличить страну  от других публично-правовых союзов.

     Государственный суверенитет Российской Федерации – категория сложная и не сводится лишь к компетенции властных структур государства, т.е. сумма суверенных прав не является полным выражением сущности суверенитета. Но комплекс полномочий властных органов имеет большое значение в теории суверенитета: он представляет собой основу реализации государственного суверенитета.

          Согласно п.3 ст.4 Конституции РФ  Российская Федерация как суверенное  государство гарантирует обеспечение  целостности и неприкосновенности  своей территории.

     Территориальная целостность и неприкосновенность территории России обеспечивается Вооруженными Силами  Российской Федерации, задачей которых является оборона страны от возможной внешней агрессии, защита суверенитета государства.

          Согласно нормам общего конституционного права, основными направлениями осуществления государственного суверенитета являются:

  • обеспечение верховенства государственного закона на всей территории государства;
  • защита экономической системы;
  • обеспечение территориальной целостности;
  • обеспечение нормального функционирования системы налогов и финансов;
  • обеспечение нормального функционирования аппарата управления.

         Осуществление государственного  суверенитета происходит посредством  деятельности исполнительно-распорядительных  и судебных органов на всей территории государства.

Информация о работе Суверенитет государства: понятия и основные характеристики