Суверенитет государства: понятия и основные характеристики

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2010 в 22:50, курсовая работа

Краткое описание

В данной курсовой работе рассмотрены вопросы понятия государственного суверенитета на примере Российской Федерации, его юридические свойства, взаимосвязь суверенитета государства с суверенитетом народа и национальным суверенитетом. Затронуты проблемы суверенитета в федеративном государстве, дана конституционная характеристика суверенитета Российской Федерации, рассмотрены формы защиты суверенитета России.

В ходе написания данной курсовой работы были использованы Конституция Российской Федерации, федеральные законы, нормативные документы, научные статьи, материалы периодической печати.

Анализ использованной литературы показал, что тема государственного суверенитета полно раскрыта в трудах отечественных авторов и представляет большой интерес для изучения.

Оглавление

Введение------------------------------------------------------------------------------------ 3


1. Понятие государственного суверенитета, его юридические свойства. Взаимосвязь суверенитета государства с суверенитетом народа и национальным суверенитетом--------------------------------------------------------- 4


2. Проблема суверенитета в федеративном государстве------------------------- 7


3. Россия – субъект государственного суверенитета------------------------------ 10


4. Основные направления, способы осуществления государственного суверенитета Российской Федерации. Формы защиты государственного суверенитета------------------------------------------------------------------------------- 14


Заключение--------------------------------------------------------------------------------- 20


Список использованной литературы------------------------------------------------- 22

Файлы: 1 файл

Курсовая работа по ТГП.doc

— 159.00 Кб (Скачать)

           В условиях распространения государственного  суверенитета России на всей территории страны субъекты Российской Федерации самостоятельны и «верховны» в пределах только своих исключительных полномочий (ст.76 Конституции РФ), но и этих полномочий не достаточно для того, чтобы говорить о суверенности в целом субъектов Федерации. Трудно не согласиться с Р.А. Мюллерсоном, который полагает, что «субъекты федерации, даже обладающие широкими полномочиями, не являются суверенными образованиями».

           Если содержание суверенитета  свести к компетенции (что и  делается со стороны республик; вспомним, например, известное заявление Президента РФ Б.Н. Ельцина «Субъекты федерации могут брать себе столько суверенитета, сколько смогут»), то и субъекты федерации будут считаться суверенными. Как уже не раз отмечали, если не исказим суть суверенитета (не доведем до автономии), под суверенитетом субъектов Российской Федерации должны подразумеваться их возможность считаться с федеральным центром по своему усмотрению, их право решать любые вопросы без какого- либо политического ограничения по собственному усмотрению, включая право изменения политического статуса, оформления в независимое государство1.

           Именно право на сецессию придает  субъекту Федерации суверенный  государственно-правовой статус.                                              

           Но, трудно даже гипотетически представить, что каждый из 83 «равноправных» субъектов Российской Федерации может провозгласить верховенство своих актов над федеральными, право сецессии и другие прерогативы государственного суверенитета. Согласно Конституции Российской Федерации, ни один субъект Федерации не обладает этим правом: территория Российской Федерации неприкосновенна (ч.3, ст.4 Конституции РФ); «федеративное устройство Российской Федерации основано на ее государственной целостности, … равноправии и самоопределении народов в Российской Федерации» (ч.3, ст.5 Конституции РФ) (а не за ее пределами). В этой связи совершенно неприемлемо положение Конституции Республики Тыва 1992 года допускающее ее право на сецессию2.

           Таким образом, в России с формально-юридической точки зрения не может быть никаких суверенных политико-территориальных единиц, даже если они называются республиками (государствами) (ч.1, ст.5 Конституции РФ). Кроме того, на конституционном совещании в октябре 1995 года подчеркивалось, что Конституция Российской Федерации не зафиксировала «суверенитет республик» (о суверенитете других субъектов Российской Федерации речь не шла) и это означает окончательное отрицание идеи о наличие внутри федеративного государства других суверенных государств1 (т.е. государств).

           Следовательно, суверенной является  только Россия, а состовляющие  ее территориальные субъекты  имеют лишь комплекс исключительных  полномочий, в пределах которых  они самостоятельны.    

           Следует отметить, что изложенное  выше представление о сути  суверенитета Российской Федерации  в основном опирается на конституционные  нормы. Но, как об этом свидетельствует  практика, у данного вопроса есть  и другая – фактическая сторона;  как уже отмечалось выше в виде «парада суверенитетов» отдельных субъектов Российской Федерации. Первой республикой, провозгласившей о своем суверенитете уже через неделю после принятия Декларации «О государственном суверенитете РСФСР» в 1990 году была Северо-Осетинская АССР. После президентского заявления о том, что «субъекты федерации могут брать себе столько суверенитета сколько могут», «джин суверенизации уже был выпущен из бутылки», и соответственно субъекты начали «более настойчиво добиваться своей доли льгот у Центра»2. Практически все республики в составе РФ (за исключением некоторых) приняли декларации о государственном суверенитете и устанавливающие суверенный статус конституционные нормы, юридическая сила которых закреплялась на Федеральном уровне Федеративным договором. Конституция РФ 1993 года, хотя ничего не говорит о суверенитете республик, но в ч.2 ст.5  определяет их «государствами». Следовательно зафиксированный в Федеративном договоре «республиканский суверенитет» не противоречит ст.5 Конституции РФ, однако находится в прямом противоречии со ст.4 Конституции РФ.

           Объективной причиной данного  конституционного «противоречия»  стало в основном социально-экономическое  и особенно политическое положение  конца 90-х годов, в соответствии  с чем в жертву достижению «неотложных» политических целей – спасению государственного единства – были принесены четкость и определенность конституционных положений.

           Однако, суверенность Российской  Федерации не вызывает сомнения,  и не только на основании ст.4 Конституции РФ. Надо учитывать и содержание ч.1 ст.65 Конституции РФ, согласно которой субъекты Российской Федерации находятся в составе Российской Федерации и не составляют или объединяются в федерацию. К этому стоит добавить и зафиксированный в ч.1 и 4 ст.5 Конституции РФ принцип равноправия всех видов субъектов РФ, а также общее содержание (дух) федеральной Конституции РФ. Кроме того, следует учесть и то, что большинство республик, по их Основным Законам, определяются (хотя и суверенными государствами) но в составе Российской Федерации (кроме Татарстана и Чечни).

           Одностороннее принятие отдельными  субъектами Российской Федерации  деклараций о своем государственном  суверенитете не приводит к  возникновению каких-либо конституционно-правовых и международно-правовых результатов. Данное само собой не рождает факт наличия суверенитета: реально, ни Татарстан, ни Чечня не являются суверенными государствами (и вообще государствами) – никто не признавал их государственного суверенитета.  
 

4. Основные направления, способы осуществления государственного суверенитета Российской Федерации. Формы защиты государственного суверенитета. 

           Согласно нормам общего конституционного  права, основными направлениями  осуществления государственного  суверенитета являются:

  • обеспечение верховенства государственного закона на всей территории государства;
  • защита экономической системы;
  • обеспечение территориальной целостности;
  • обеспечение нормального функционирования системы налогов и финансов;
  • обеспечение нормального функционирования аппарата управления.

           Осуществление государственного  суверенитета происходит посредством  деятельности исполнительно-распорядительных  и судебных органов на всей  территории государства.

 В  Российской Федерации государственную власть на основе разделения властей (законодательную, исполнительную, судебную) осуществляют Президент России, Федеральное собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство России, суды Российской Федерации. Государственную власть в субъектах Российской Федерации осуществляют образуемые ими органы государственной власти (ст. ст. 10, 11 Конституции РФ).

           Как уже отмечалось в предыдущей  главе Основной Закон России, Федеративный и иные договоры  в целях сохранения единства  и верховенства государственной власти, защиты суверенитета России предусматривают разделение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, относя при этом наиболее важные вопросы общегосударственного значения к ведению Российской Федерации в лице ее высших органов государственной власти, такие как принятие и изменение Конституции РФ, федеральных законов, контроля за их соблюдением, федеративное устройство и территория РФ, установление основ федеральной политики и федеральные программы в области государственного, экономического, экологического, социального, культурного и национального развития России, вопросы обороны и безопасности страны, определения статуса и защиты государственной границы, а также другие вопросы, определяемые основными направлениями осуществления государственного суверенитета.

           Таким образом, по принципу  разделения предметов ведения  к ведению Российской Федерации  отнесено лишь то, что необходимо и вместе с тем достаточно для защиты суверенитета и верховенства России, обеспечения целостности и неприкосновенности ее территории.

           Президент России, будучи главой государства, наделяется Основным Законом страны полномочиями «по охране суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственной целостности» (ст. 80 Конституции РФ).

Вступая в должность, в своей торжественной  присяге Президент РФ клянется  «защищать суверенитет и независимость, безопасность и целостность государства» (ч.1 ст. 82 Конституции РФ). Именно Президент РФ, согласно Конституции РФ определяет основные направления внутренней и внешней политики России, делая это в соответствии с Конституцией РФ и федеральными законами (ч.3 ст.80). Именно Президент РФ осуществляет руководство внешней политикой России (п. «а» ст. 86). В сфере оборонной политики государства Президент России является верховным главнокомандующим Вооруженными силами Российской Федерации (ч. 1 ст. 87), формирует и возглавляет Совет Безопасности Российской Федерации (п. «3» ст. 83). В случае агрессии против России, или непосредственной угрозы агрессии Президент РФ вводит на территорию страны или в отдельных ее местностях военное положение, незамедлительно сообщая об этом палатам Федерального собрания (ч. 2 ст. 87).

           Что касается кадровых вопросов, в целях обеспечения контроля  за деятельностью государственного  аппарата, как одного из направлений  реализации государственного суверенитета, Президент России согласно Конституции  РФ по предложению Председателя Правительства России назначает на должность и освобождает от должности федеральных министров (п. «д» ст. 83). Как верховный главнокомандующий Вооруженными силами РФ Президент РФ самостоятельно назначает и освобождает от должности высшее командование Вооруженных Сил РФ (п. 1 ст. 83).

           Правовая основа государственного  суверенитета обеспечивается (представительными)  органами государственной власти  посредством создания принятия  законов, раскрывающих сущность  и направление государственного суверенитета.

           Согласно Конституции РФ таким  органом в России является  Федеративное Собрание Российской Федерации, состоящее из двух палат – Совета Федерации и Государственной Думы.

           В законодательной области в  целях обеспечения верховенства государственного закона на всей территории России, Федеральное Собрание Российской Федерации Конституцией РФ наделено правом законодательной инициативы (ч. 1 ст. 104), правом принятия законов. Согласно ст. 105 Конституции РФ Федеральные законы принимаются Государственной Думой и передаются на рассмотрения Совета Федерации.

           В сфере защиты единой экономической  системы России, как суверенного  государства Федеральное Собрание  наделено правом принятия государственного  бюджета страны. Так, в соответствии со ст. 106 Конституции РФ принятые Государственной Думой федеральные законы по вопросам федерального бюджета, финансового, валютного, кредитного, таможенного регулирования, денежной эмиссии и подлежат обязательному рассмотрению в Совете Федерации. «Для осуществления контроля за исполнением федерального бюджета Совет Федерации и Государственная Дума образуют Счетную палату, состав и порядок деятельности которой определяются федеральным законом (п. 5 ст. 101 Конституции РФ).

           В целях обеспечения территориальной целостности и неприкосновенности, как одного из направления осуществления государственного суверенитета Федеральное Собрание наделено полномочиями в сфере обороны и безопасности страны. Так, к ведению Совета Федерации относятся утверждение Указа Президента РФ о введении чрезвычайного положения (п. «б» ст. 102 Конституции РФ), обязательному рассмотрению в Совете Федерации подлежат принятые Государственной Думой федеральные законы по вопросам статуса и защиты государственной границы, войны и мира (ст. 106 Конституции РФ).

           Кроме того, в целях защиты  государственного суверенитета  России Федеральное Собрание  РФ осуществляет деятельность  по обеспечению нормального функционирования  системы налогов и финансов, нормального  функционирования аппарата управления. В этой связи, Конституцией РФ к компетенции Федерального Собрания отнесено принятие федеральных законов по вопросам федеральных налогов и сборов. Федеральное Собрание наделено правом принятия на должность и освобождения от должности лиц высших органов государственной власти (судей Конституционного суда РФ, Верховного Суда РФ, Высшего арбитражного Суда РФ, Генерального прокурора РФ и др. лиц согласно Конституции РФ). К ведению Государственной Думы относится дача согласия Президенту РФ на назначение Председателя Правительства РФ (п.п. «а» п. 1 ст. 103 Конституции РФ).

Информация о работе Суверенитет государства: понятия и основные характеристики