Основные понятия и категории государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Сентября 2013 в 15:17, доклад

Краткое описание

Одним из крупных достижений развития человеческого общества является возникновение государства и права. По сути два этих взаимодополняющих друг друга явления дали огромный толчок развитию человеческого общества по пути цивилизации, придав ему организованность и порядок. Поэтому изучение основных понятий и категорий государства и права является теоретико-методологической базой для всей последующей отрасли права.

Файлы: 1 файл

5.doc

— 58.50 Кб (Скачать)

2. Основные понятия и категории  государства.

Одним из крупных достижений развития человеческого общества является возникновение государства и права. По сути два этих взаимодополняющих друг друга явления дали огромный толчок развитию человеческого общества по пути цивилизации, придав ему организованность и порядок. Поэтому изучение основных понятий и категорий государства и права является теоретико-методологической базой для всей последующей отрасли права.

Понятие «государство» в  современном его значении в науку введено в начале XVI в. итальянским мыслителем Никколой Макиавелли (1469—1527 гг.). Он использовал для обозначения государства слово «8Шо» (от лат. з(аШ8 — положение, статус). До этого все государственные образования обозначились: — «республика», «королевство», «городская община», «княжеское господство», «земля», «полис», «единовластное правление», «тирания», «олигархия» и т. д. Существует немало подходов в определении государства.

Коммуникативный подход. Согласно данному подходу, при попытке определения государства акцентируется внимание на публично- властной природе государства, рассматривая его, по определению Аристотеля, как «естественную форму общения», как универсальную организацию общества, созданную для достижения общего блага. Население, проживающее на территории государства, представляет собой ассоциацию граждан, подчиненных власти, связанных общей целью и обязанностью соблюдать законы государства.

Дальнейшее подтверждение  настоящий подход находит в трудах римского оратора и мыслителя  Марка Тулия Цицерона (1064-3 гг. до н. э), который рассматривал государство как соединение в единое целое, в гражданскую общину всех составляющих ее граждан. Выдающийся представитель немецкой философии И. Кант (1724-1804 гг.), писал, что «государство — это общество людей, которое само распоряжается и управляет собой», это «объединение людей под эгидой правовых законов».

Организационно-структурный  подход выделяет государство из общества и связывает его с централизованной группой, монополизирующей властные функции и опирающейся в их осуществлении на иерархический административный аппарат, а также нормы права. Основоположником данного подхода в понимании сущности государства был французский юрист Жан Бодан (1529—1596 гг.), который трактовал государство как особую организацию верховной политической власти, обладающую суверенитетом. Суверенитет государства выражается в его исключительной возможности творить право и проводить в жизнь законы. Государство выступает механизмом реализации интересов политического общества, опираясь на специальные органы: армию, суд, полицию, правительство. Именно верховные органы государства во главе с правителем (монархом) являются носителем суверенитета. Таким образом, органы государственной власти выделяются из общества и противопоставляются ему. В этом случае государство понимается как система институтов публичной власти, как аппарат управления, обособленный от общества и выражающий его интересы или интересы каких-либо групп.

Согласно институциональному подходу, для выражения и представительства частных и общезначимых интересов общества социальные группы, индивиды создают политические институты. По мнению казахстанского специалиста А. А. Матюхина, в рамках институционального подхода «государство есть элемент сферы права», а институты в узкоюрвдическом смысле — это в первую очередь, обособленные группы (совокупность) юридических норм, регулирующих однородные отношения или какие-либо их компоненты; или нормы, сопровождающие их санкции и организационные формы, где они проявляются: «общий установленный закон и право, судебные учреждения, в которые можно обратиться». При расширении юридического контекста до общеправового, сюда «также относятся и нравы, а еще более глубокий смысл институтов состоит в том, что они выражают не просто законы, но «дух законов». Институты служат поддержанию свободы только в том случае, если они не просто «законы» , но также и легитимны .

Достижение гармонии, равновесия частных и публичных  интересов может осуществляться как путем достижения компромисса между интересами социальных групп, их согласования и формирования на основе общих целей, так и путем подавления интересов одной группы другой. В пфвом случае государство выступает воплощением социальной солидарности, механизмом примирения разнородных интересов. Этот тезис лежит в основе теории солидаризма, пришедшей в государство из политологии. Ее автором является французский политолог Л. Дюги (1859—1929 г.). Данная теория нашла свое подтверждение в современных промышленно развитых странах, в которых удельный вес «среднего класса» достигает 70 %. Это обстоятельство позволяет говорить о приверженности большинства общества ценностям солидарности, общего блага, социальной справедливости и защищенности, которые олицетворяют собой государство и право. Следовательно, государство является выразителем интересов всего общества или его большинства, а не какой-то привилегированной группы.

Однако примирение разнородных интересов может  осуществляться и путем подчинения одной части общества другой. Как политическую организацию экономически господствующего класса рассматривал государство марксизм (классовый подход). Один ю основоположников марксизма К. Маркс (1818-1883 гг.) отмечал, «государство есть машина для угнетения одного класса другим, машина, чтобы держать в повиновении одному классу прочие подчиненные классы». Правящим классом, по определению соратника К. Маркса — Ф. Энгельса (1820-895 гг.), является экономически господствующий класс, «который при помощи государства становится также политически господствующим классом и приобретает, таким образом, новые средства для подавления и эксплуатации угнетенного класса».

Другой подход—позитивизм в юриспруденции сделал акцент на внешние, формальные признаки государства. Позитивизм как подход ввел в науку французский социолог Огюст Конт (1798—1857 гг.). Его распространение было связано с критическим отношением к социологическому подходу и успехам естественных наук и ограничением анализа государства фиксацией только непосредственно наблюдаемых фактов, связей государства, его функций, взаимодействия его институтов. Поиск причин изменений государства, которые лежат за пределами эмпирически наблюдаемых фактов, О. Конт отвергал. Вопрос о сущности государства, который был одним из главных прежде, рассматривался как пережиток до научных представлений и был объявлен принципиально неразрешимым.

В рамках позитивизма  сложился арифметический подход, который интерпретировал государство как совокупность внешних признаков, отличающих его от других организаций в обществе. Проявлением позитивизма в юриспруденции является«теория трехэлемен- тов»,согласно которой государство рассматривается как совокупность трех основных элементов: территории, населения и власти. Естественно, что невозможно представить государство вне конкретной территории, на которой происходит политическое самоопределение населения: этносов, народностей, наций. Это население должно быть организовано с помощью институтов публичной власти. Обобщенным инвариантом «теории трех элементов» является современное представление о государстве как политической, структурной и территориальной организации.

На смену «теории  трех элементов» приходят многоэлементные  характеристики государства. Так, одна из наиболее объемных характеристик современного понимания государства дат французскими политологами Р. Пэнто и М. Гравитц. Они выделяют следующие признаки государства: новый тип коллективной общности; территорию в рамках национальных границ; форму правления и государственную службу; глобальность (идея суверенитета); институционализированную форму власти.

На внешних, формальных признаках государства акцентирует  внимание и правовой подход, автором которого являлся австрийский правовед X. Кельзен. В рамках данного подхода государство рассматривалось как установленный в масштабах нации или страны правовой порядок. «С юридической точки зрения, — отмечал Кельзен, - проблемы государства в значительной мере проявляются как проблемы национального правового порядка». По X. Кельзену, государство предстает как правовая организация политической власти, наиболее эффективная на данной территории.

Функциональные  определения государства исходят  из выделения в деятельности государства  тех функций, посредством которых  оно осуществляет решение «общих дел». Если согласование интересов  осуществляется посредством подавления и насилия, жесткого контроля различных сфер жизнедеятельности индивида и общества, реализуемых разветвленным карательным аппаратом, то можно предположить, что перед нами полицейское государство.

Если управляющая  и организационная функции государства опираются на принцип верховенства прав и свобод человека, которые определяют границы вмешательства государства в дела гражданского общества, то можно предположить, что перед нами правовое государство.

Учитывая все  вышеперечисленные подходы, современные правоведы под государством понимают — это единая политическая организация общества, которая распространяет свою власть на всю территорию страны и население, располагает для этого специальным аппаратом и издает обязательные для всех веления в форме нормативных правовых актов.




Информация о работе Основные понятия и категории государства