Сущность государства и его социальная роль

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 09:36, курсовая работа

Краткое описание

Цель нашей курсовой работы: рассмотреть сущность государства и его социальную роль.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………………3
1. Определение понятия государства и его сущности.
Понятие и признаки государства……………………………………………6
Подходы к понятию сущности государства……………………………….11
Классовое и общечеловеческое в сущности государства…………………15
2.Социальное назначение государства.
Социальная роль государства в обществе…………………………………..17
Функции государства……………………………………………………………20
3. Типология государств: цивилизационный и формационный подходы.
3.1 Цивилизационный подход к типологии государств………………………..28
3.2 Формационный подход к типологии государств………………………….. 30
Заключение………………………………………………………………………..36
Список используемой литературы……………………………………………….38

Файлы: 1 файл

Курсовая.doc

— 204.00 Кб (Скачать)

Существенными признаками функций  государства являются:

1) устойчиво сложившаяся предметная деятельность государства в важнейших сферах жизни общества;

2) непосредственная связь  между сущностью государства  и его социальным назначением,  которая реализуется в функционировании государства;

3) направленность деятельности  государства на выполнение крупных задач и достижение целей, встающих на каждом историческом этапе;

4) особые формы реализации  функций государства (правовые  и организационные), обусловленные применением специфических методов управления, в том числе властно-принудительных. Формирование функций государства происходит в процессе его становления, укрепления и развития. Последовательность возникновения функций зависит от очередности задач, встающих перед обществом в его историческом развитии, а также от поставленных целей. Эти задачи и цели  зависят от реальных условий, в том числе потребностей и интересов населения, экономических возможностей государства и общества, его нравственного, культурного уровня, профессионализма государственного аппарата и др.

По продолжительности действия функции государства подразделяются на постоянные и временные. Первые выполняются в течение длительного времени и чаще всего присущи государству на многих стадиях его существования, вторые - обусловлены спецификой общественного развития на определенных этапах и по мере исчезновения такой специфики утрачивают значение.

Функции государства по значимости можно делить на главные и производные

(вспомогательные). К главным  относятся функции, имеющие приоритетное  значение на том или ином этапе (экономическая, социальная, экологическая функции). Производные - это функции сопутствующего или обслуживающего характера, например функция финансового контроля, которая имеет вспомогательную природу по отношению к экономической, социальной функциям, а также к функции обеспечения законности и правопорядка.

Вместе с  тем в каждой функции можно  выделить ряд подфункций, в которых идут процессы количественных и качественных накоплений по реализации важных для общества задач и целей. В отличие от самостоятельных функций, выражающих сущность и социальное назначение государства, подфункции воплощают специфически особенное в рамках конкретного направления деятельности и в воздействии на общественные отношения.

Общепринятой  является классификация функций государства по сферам деятельности: на внутренние и внешние. 20

Внутренние  функции характеризуют цели и задачи государства внутри данной страны, а внешние раскрывают специфику его интересов в межгосударственных

отношениях, в  международном общении. Внешние и внутренние функции тесно связаны между собой, действуют в определенном единстве, дополняя друг друга. Это дало основание некоторым ученым объявить данное деление устаревшим и утверждать, что любому государству присущи общие функции, которые осуществляются как внутри страны, так и за ее пределами. Предлагается

классификация функций государства без их деления  на внутренние и внешние. При этом выделяются пять таких общих функций:

экономическая, политическая, социальная, идеологическая, экологическая.

Политическая  функция - все функции государства носят политический характер, однако в сфере политических отношений действует целая система политических институтов, учреждений, государственных и иных органов, через которые осуществляется непосредственное воздействие государственной власти, в том числе

обеспечение народовластия.21

Обеспечение народовластия предполагает:

1) реализацию  волеизъявления народа в форме  законотворчества и в иных  государственных решениях;

2) обеспечение  государственного суверенитета, определение правового положения конкретных территорий и управление ими;

3) создание условий  для самоуправления народа и для самоорганизации, для создания демократического гражданского общества, где народу принадлежат основные права в управлении собственными делами;

4) официальное  представительство общества, поскольку  функция обеспечения народовластия означает наличие правовых отношений между и обществом и государством, зависимость государства от общества и ответственность перед ним;

5) защиту конституционного строя. Реализуется специальными органами, а также непосредственно народом путем осуществления права на противодействие любой попытке насильственного изменения или устранения существующего конституционного строя.

Социальная  функция государства многообразна по содержанию и по объему деятельности. Социальная функция государства должна обеспечивать все права, предусмотренные в ст. 25 Всеобщей декларации прав человека. Ее содержание определяется задачами государства в социальной сфере и провозглашением многих государств в качестве социальных. Главное назначение этой функции – обеспечение общественного благополучия, т.е. достойной жизни и развития каждого человека, создание равных возможностей для всех граждан в достижении такого благополучия. Важную часть социальной функции составляет социальная защита тех, кто нуждается в государственной материальной поддержке: безработные, инвалиды, пожилые, многодетные семьи, сироты, дети в неполных семьях, а в условиях межнациональных конфликтов к этой категориидобавились беженцы и вынужденные переселенцы.22

Экономическая функция государства зависит от того, осуществляется ли она в условиях распределительной или рыночной экономики. В условиях распределительной экономики, господства государственной собственности государство монопольно регулирует экономические отношения, непосредственно определяя объемы производства, товарооборота, распределения ресурсов, устанавливая строго централизованную систему управления экономикой.

При рыночных отношениях, свободе предпринимательской деятельности, многообразии и равенстве всех форм собственности, добросовестной конкуренции экономика развивается преимущественно на основе самоуправления, дополненного целенаправленным регулированием со стороны государства. В этих условиях государство "сбросило" с себя часть обязанностей в экономической сфере.

Вмешательство государства в сферу экономики  в известной мере сокращается  и сводится главным образом к следующим мерам:

1) выработка  экономической политики в масштабе  общества;

2) управление  организациями и предприятиями, которые составляют государственную собственность.

3) установление  правовых основ рынка и ценовой  политики, в частности, стимулирование государственными средствами предпринимательства и свободного труда, обеспечение равноправия всех форм собственности, правовая защита собственника, принятие мер для пресечения недобросовестной конкуренции (монополизма), охрана прав потребителя от недобросовестного производителя;

4) регулирование  внешнеэкономических отношений  в целях защиты государством своего экономического суверенитета, безопасности, стимулирование развития национальной экономики при реализации внешнеторговой и иной деятельности.

В период экономических кризисов, депрессий, на переходных этапах вмешательство государства в экономику увеличивается.

Экологическая функция – сравнительно новое направление в деятельности государства, необходимость которой вызвана негативным воздействием хозяйственной деятельности человека на природу.

В условиях ухудшения  экологической обстановки во всем мире, ряда экологических катастроф это направление социальной политики государства приобретает самостоятельное значение. Интенсивная эксплуатация природной среды, нарушение экологических требований, вредные последствия различного рода катастроф требуют постоянного вмешательства государства. Государство улучшает качества природной среды, принимает меры при экстремальных экологических ситуациях. 23

Важной функцией государства является налогообложение и финансовый контроль. Рыночная экономика использует налоги в качестве инструмента экономической и социальной политики. Налоги предназначены для:

а) покрытия расходов на содержание государственного аппарата;

б) перераспределения  доходов среди различных групп  и слоев населения;

в) обеспечения  перспективного экономического, культурного и иного развития страны. Другой частью данной функции является финансовый контроль. Он выступает одним из видов государственного контроля за образованием, распределением и использованием всех ресурсов финансовой системы страны. В эту систему включаются не только государственные финансы, но и рынок ценных бумаг, валютные ценности и др.

Переход к демократическому государству возводит в разряд приоритетных функцию защиты прав и свобод личности, обеспечение законности и правопорядка. Обеспечение прав человека и гражданина - главный критерий демократичности государства. Права человека составляют основу политики в отношениях с другими государствами и со всем мировым сообществом. Все государства должны, во-первых, рассматривать права и свободы человека как естественные, неотчуждаемые и неприкосновенные; во-вторых, не допускать дискриминации по признакам пола, языка, расы, религии; в-третьих, сотрудничать друг с другом в этой сфере. Выполнение функции защиты прав и свобод человека, обеспечение законности и правопорядка осуществляются системой правоохранительных органов, среди которых большая роль принадлежит судам, органам внутренних дел, государственной безопасности и др.24

Внешние функции государства

Функция обороны основывается в большинстве демократических государств на принципе поддержания достаточного уровня обороноспособности страны, отвечающего требованиям национальной безопасности. Отсюда вытекает, что вооруженные силы нужны государству для реализации двух задач: а) защиты независимости и территориальной целостности государства; б) выполнения международных обязательств. Это позволяет значительно сократить военные расходы государства, осуществить в больших размерах конверсию оборонной промышленности.

Функция поддержания мирового порядка охватывает, во-первых, деятельность по разоружению, ликвидации ядерного оружия, запрещение его применения; во-вторых, обеспечение сотрудничества государств в таких сферах, как борьба с организованной преступностью, в том числе контрабандой, наркобизнесом, международным терроризмом; в-третьих, участие мирового сообщества в регулировании межнациональных конфликтов, поскольку они сопровождаются

нарушением  прав человека, особенно в отношении  национальных меньшинств, что требует международного вмешательства.

Функция сотрудничества с другими государствами в различных сферах, в том числе в решении глобальных проблем, появилась в постконфронтационный период отношений между государствами. К числу глобальных относится, например, всеобщая заинтересованность мирового сообщества в предотвращении крупных экологических катастроф, которые перерастают территориальные пределы одного государства. Объединение международных усилий здесь происходит в двух главных направлениях:

1) ограничение  вредных воздействий на окружающую  среду;

2) рациональное использование природных ресурсов.

Такое сотрудничество позволяет: предупреждать промышленные аварии; обеспечивать готовность к чрезвычайным ситуациям и раннее оповещение о них; снижать серьезные последствия катастроф.

Завершая характеристику функций современных государств, следует указать на следующие тенденции в их развитии:

1) расширение функций государств, сферы охвата государственным влиянием жизни общества. При этом некоторые функции перерастают внутригосударственную значимость (экологическая, охраны и защиты прав человека) и приобретают одновременно внешние аспекты;

2) кардинальное изменение содержания многих функций, что обусловлено целью формирования новой демократической государственности;

3) утверждение приоритета общесоциального, гуманистического начала в функционировании государства;

4) возрастание  национальной и социальной ценности государства, что определяется тем, что оно является источником устойчивого правопорядка и безопасности общества, главным защитником прав и свобод человека; выступает арбитром в социальных, в том числе национальных, конфликтах; обладает уникальными средствами управления; формирует правовой климат в обществе.25

Формы и методы реализации функций государства.

Государство осуществляет свои функции в особых формах и  посредством специфических методов.

В литературе различаются правовые и неправовые формы реализации функций государства (проф. В.М. Сырых). Под правовыми формами понимается весь механизм правового регулирования, которым располагает государство. К неправовым формам относят контрольную, идеологическую, воспитательную, информационно-техническую (вспомогательную), иные виды государственной деятельности. Данная классификация не отличается четкими критериями, поскольку, например, контрольная деятельность государства также регламентируется нормами права.26

Более предпочтительной представляется классификация основных форм выполнения функций государства, согласно которой выделяются правовые и организационные формы (проф. М.И. Байтин). Среди правовых обычно называют законодательную (правотворческую), управленческую (исполнительную), судебную (правоохранительную) и контрольно-надзорную. К организационным формам можно отнести создание конкретных государственных органов, их структурных подразделений, материальное обеспечение их работы, подбор кадров специалистов, технического обслуживающего персонала, делопроизводство, статистику и др.

Информация о работе Сущность государства и его социальная роль