Сущность государства и его социальная роль

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 09:36, курсовая работа

Краткое описание

Цель нашей курсовой работы: рассмотреть сущность государства и его социальную роль.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………………3
1. Определение понятия государства и его сущности.
Понятие и признаки государства……………………………………………6
Подходы к понятию сущности государства……………………………….11
Классовое и общечеловеческое в сущности государства…………………15
2.Социальное назначение государства.
Социальная роль государства в обществе…………………………………..17
Функции государства……………………………………………………………20
3. Типология государств: цивилизационный и формационный подходы.
3.1 Цивилизационный подход к типологии государств………………………..28
3.2 Формационный подход к типологии государств………………………….. 30
Заключение………………………………………………………………………..36
Список используемой литературы……………………………………………….38

Файлы: 1 файл

Курсовая.doc

— 204.00 Кб (Скачать)

а) распространяет свою власть на всю территорию страны;

б) определяет весь строй правовых отношений;

в) устанавливает  правовое положение различных организаций, объединений, рамки поведения и действий физических и юридических лиц;

г) регламентирует права, свободы и обязанности  личности;

Независимость государственной власти означает ее самостоятельность в отношениях с другими государствами, в том числе с международными организациями, любое государство вправе самостоятельно определять свою внешнюю политику.

Всеобъемлющий общеобязательный характер актов государства определяется

исключительными полномочиями государства в сфере  правотворчества, т.е. правом принимать, изменять или отменять юридические нормы, которые распространяют свое действие на все население страны. Только государство посредством общеобязательных актов может устанавливать правовой порядок в обществе и принуждать к его соблюдению.

Государственная казна составляет один из ключевых признаков государства, поскольку содержание государственного аппарата, развитие экономики, культуры, поддержание жизнедеятельности общества невозможно без их финансирования из государственной казны. Содержание общих признаков государства по мере развития государственно организованного общества уточняется, приобретает новые смысл и значимость. Но в целом перечень этих признаков остается неизменным. С учетом перечисленных признаков государство можно определить как властно-политическую организацию общества, обладающую государственным суверенитетом, специальным аппаратом управления и принуждения,

государственной казной и устанавливающую правовой порядок на определенной территории.7

 

 

 

 

1.2 Подходы  к понятию сущности государства.

Сущность государства это один из сложнейших категориальных вопросов юридической науки, на который однозначно ответить нельзя, так как сразу необходимо охватить целый спектр проблем , в частности, проблемы понимания государства и права, соотношения человека, общества и государства и др.8 Сущность государства представляет собой закон существования данного явления, выражение его качества, без которого это явление существовать не может. Само понятие «сущность государства» получило широкое распространение в советской юридической науке и традиционно имело идеологическую окраску. В советской научной литературе господствующей являлась точка зрения, согласно которой, сущность государства заключается в том, что оно представляет собой политическую организацию власти в классовом обществе, особую машину принуждения находящуюся в руках определённого класса, служащую для выражения воли этого класса и закрепления общественных порядков, угодных этому классу.9 По мере отхода отечественной юридической науки от догм марксистко-ленинской теории государства и права всё больше учёных стали говорить о необходимости дополнить классическое представление о сущности государства, указав на общесоциальную, общечеловеческую его природу. Государство – это своеобразный арбитр в обществе. Данная роль государства связана с ассиметрической структурой общества, различные группы которого (социальные, возрастные, профессиональные), а также личностные всегда имеют собственные интересы. В настоящее время общепризнанно, что общечеловеческое предназначение государства состоит в том, чтобы быть инструментом социального компромисса, смягчение и преодоления противоречий, поиска согласия и сотрудничества различных слоёв населения, обеспечения общесоциальной направленности в содержании всех осуществляемых им функций. Некоторыми авторами была сделана попытка противопоставить этот новый подход к сущности государства прежнему, «признав в господстве орудие не классового господства, а социального компромисса».10 Однако большинство учёных остались на более умеренных позициях, подчёркивая, что классовое и общесоциальное начала государства не должны противопоставляться друг другу, они одновременно присущи любому государству и в определённые исторические периоды каждое из этих начал может выходить на первый план. Таким образом сущность государства одновременно включает в себя классовую и общесоциальную ( а также национальную, расовую, религиозную и. т. д. ) стороны государства и выступает тем самым динамической, меняющейся характеристикой государства. Сущность – это глубинное, устойчивое и постоянно присущее явлению качество; признак сущности придаёт качественную определённость предмету. «Сущность» как философская категория характеризует его природу, что делает явление самим собой: при изменении сущности объект перестаёт быть тем, что он есть, и становится другим явлением. Существенное в явлении остаётся всегда, при всяких изменениях содержания и формы. Содержание изменяется, но сущность есть прочное остающееся в явлении. Сущность не может быть изменчивой, динамической характеристикой явления, наоборот, это наиболее устойчивая, постоянная его характеристика. С философской точки зрения, марксистский подход к сущности государства более последователен, так как видит в любом государстве, на всех этапах его развития классовую сущность, т.е рассматривает её как определяющую, неизменную черту государства.

По мнению М. Л Давыдова и А. А Шанина , следует  не дополнять представление о  классовой сущности государства, а  отказаться от него, признав, что государство  остаётся государством, независимо от того, кому принадлежит в нём власть и в чьих интересах она осуществляется. Государство – это, в первую очередь, организация политической власти в обществе. При этом речь вовсе не идет об отказе от исследования классовых и общесоциальных сторон государства. Однако, принадлежность власти, будучи динамической характеристикой государства, подвижным, меняющимся элементом, должна рассматриваться в связи с понятием содержания государства, а не его сущности. Именно таким образом поступает, в частности, А. Ф. Черданцев, называя соответствующий параграф учебника «Классовые и общесоциальные элементы в содержании государства».11 Сущность как философская категория означает главное, основное, необходимое в том или ином явлении. Следовательно, сущность государства есть то наиболее характерное, значимое в нем, что определяет его содержание, социальное назначение и функционирование.

Без глубокого  и разностороннего понимания  природы и сущности государства  невозможно грамотное, квалифицированное  управление им. Объективная необходимость и практическая потребность в знаниях о государстве по мере развития общества неизбежно возьмут верх над эмпирическим подходом к нему и незнанием (А. Паршин).

При рассмотрении сущности государства важно учитывать  два аспекта:

1) то, что любое  государство есть организация политической власти (формальная сторона);

2) то, чьим интересам  служит данная организация (содержательная  сторона).

Выделяют следующие  подходы к пониманию сущности государства: классовый, общечеловеческий, религиозный, национальный, расовый подходы к сущности государства.

Хронологически  первым выступает классовый подход, в рамках которого государство можно  определить как организацию политической власти экономически господствующего  класса. Здесь государство используется в узких целях, как средство для обеспечения главным образом интересов господствующего класса, слоя, социальной группы. В этом случае первоочередное удовлетворение интересов каких-либо классов не может не вызывать сопротивления у других классов. Более прогрессивным является общечеловеческий (или общесоциальный) подход, в рамках которого государство можно определить как организацию политической власти, создающую условия для компромисса интересов различных классов и социальных групп. Здесь государство уже используется в более широких целях, как средство для обеспечения главным образом интересов общества, концентрирующих запросы различных классов и слоев, большинства населения страны, употребляя преимущественно такой метод, как компромисс.

Наряду с  этими основными можно выделить и религиозный, и национальный, и расовый, и другие подходы к сущности государства, в рамках которых соответственно религиозные, национальные, расовые интересы будут доминировать в политике конкретного государства.

В рамках религиозного подхода государство можно определить как организацию политической власти, содействующую преимущественному осуществлению интересов определенной религии. Так, католический Ватикан, исламские государства - Пакистан, Иран, Ирак, Ливия, Судан, Саудовская Аравия и др. - в своей политике руководствуются в большей мере религиозными началами.

В рамках национального (националистического) подхода государство  можно определить как организацию  политической власти, содействующую  преимущественному осуществлению  интересов титульной нации за счет удовлетворения интересов других наций, проживающих на территории данной страны.

В рамках расового подхода государство можно определить как организацию политической власти, содействующую преимущественному  осуществлению интересов определенной расы за счет удовлетворения интересов других рас, проживающих на территории данной страны

      Сущность государства многоаспектна.  Она не сводится только к  классовым и общесоциальным началам.  Поэтому в сущности государства  в зависимости от исторических  условий на первый план может выходить любое из вышеназванных начал.12

 

 

1.3 Классовое и общечеловеческое в сущности государства.

В большинстве изданных в прошлые годы работ, посвященных теории государства, его сущность рассматривалась однозначно с классовых позиций – как орудие неограниченной власти, диктатуры господствующего класса. Проявление сущности по мысли авторов состояло в следующем: государство выступает как особая, организованная сила, стоящая над обществом; является специфической организацией господства классов; выступает как руководство обществом со стороны господствующего класса и так далее. Основанием для таких выводов служили соответствующие положения марксистко-ленинской политической мысли. В теоретических и публицистических работах К. Маркса, Ф. Энгельса и В.И. Ленина ощутимо превалировала мысль о государстве как рычаге, машине, аппарате классового господства. Они считали, что насилие органично присуще государству.13 Таким образом, марксистская «теория насилия» вполне понятна в социально-историческом контексте ее формирования, но она вряд ли пригодна для анализа государственности в эпоху постиндустриального общества. Во-первых, классовый подход и учение о классовой борьбе неприменимы к обществу, в котором нет классов, но существует сложная социальная структура. Во-вторых, по мере формирования постиндустриального общества организованное насилие все больше отходит на задний план, а на передний выдвигается общесоциальная деятельность государства. В первую очередь это касается того общесоциального содержания, которое заключено в государственной организации общества, той социальной ценности порядка, стабильности, которое несет с собой государство. Этот культурологический подход к государству добавляет и оценку роли государства как хранителя прав и свобод человека и гражданина, демократических процессов, позволяющих этносу выжить и воспроизводиться в современных условиях глобальных кризисов: экологического, демографического, энергетического, сырьевого и других. Поэтому, учитывая «классовый след» в природе государства, необходимо рассматривать и другие его характеристики, такие как политическую, структурную, территориальную организацию, взаимосвязь с этнокультурными пластами, традициями, духовной жизнью и так далее. Государство оказывается не только машиной, орудием, механизмом принуждения, насилия, но и большой социальной и культурной ценностью. И сущность его не сводится только к классовой природе.

Любое государство, наряду с решением сугубо классовых задач, выполняет и общечеловеческую миссию, без которой не может существовать ни одно общество. Это : организация здравоохранения, образования, социального обеспечения, средств транспорта и связи, борьба с эпидемиями, преступностью, меры по предотвращению войны и обеспечению мира и т.п.14

Сочетая в себе, таким  образом, и классовое, и общечеловеческое, государство выступает одновременно и как организация политической власти общества, и как его единственный официальный представитель. Согласно этому оно призвано обеспечить выполнение и общих дел, вытекающих из природы всякого общества, и специфических классовых задач.

Только учитывая общечеловеческое и классовое в государстве, можно  достигнуть научной объективности в его изучении, рассматривать его таким, каково оно есть в действительности. Поэтому нельзя согласиться с теми, кто стремится к иной односторонности, предлагая полностью отказаться от классового подхода, ограничившись лишь общечеловеческим.

 

 

 

 

 

2. Социальное назначение  государства и его функции.

2.1Социальная роль государства в обществе.                                                         

XX век внес  в историю развития государств  новый тип - социальное государство,  пришедшее на смену так называемому  «либеральному государству» или  «государству - ночному сторожу». Сторонники доктрины либерализма (А. Смит, Лассаль, Спенсер и другие) рассматривали не только свободу личности как величайшую ценность отношений между людьми, но и экономическую независимость общества и его отдельных членов от государства.

Материальная  поддержка государством отдельных  граждан рассматривалась как недопустимая по следующим причинам: 1) оказание помощи слабому рассматривалось как вмешательство в действие закона естественного отбора, приводящее в итоге к выживанию тех, кто в естественных условиях неминуемо бы погиб, следовательно, приводящее к «снижению качества» генофонда человечества; 2) поддержание неблагополучной части общества невозможно без финансового участия благополучной части социума, а это по сути означает изъятие частной собственности.15

Термин «социальное  государство» достаточно широко употреблялся в трудах дореволюционных российских теоретиков права, при этом существенных различий между социальным и социалистическим государством в то время не проводилось. Законодательно идеи социального государства стали закрепляться вначале в актах рабочего законодательства, в рамках которого стала формироваться система социального страхования. Затем в конституциях отдельных государств (РСФСР, Веймарская Германия, Мексиканские Соединенные Штаты) в 20-е гг. XX в. были закреплены социальные права граждан и идея об ответственности государства за социальное благополучие нации в целом и каждого гражданина в отдельности. Сегодня в конституциях России, Португалии, Румынии, Болгарии, Литвы, Казахстана, Марокко и других государств при характеристике основ государственного устройства используется термин «социальное государство». Социальное государство можно рассматривать как достигнутое состояние, факт государственной жизни общества, либо как идею, к которой государство должно стремиться, но которая, как и идея правового государства, пока окончательно не реализована. В первом случае социальное государство есть исторический тип государства, отличающийся от иных приоритетом социальной функции государства, особой ролью государства в экономике. Одной из черт современного государства является повышенная забота о социально незащищенных категориях граждан: детях, инвалидах, престарелых, безработных. В их интересах устанавливаются государственные пособия и субсидии, пенсии и дотации.16  В основе социального государства лежит идея о том, что именно государство ответственно за создание таких условий жизни, при которых каждому человеку была бы гарантирована доступность элементарных благ, что можно рассматривать как создание равных стартовых возможностей. Социальным следует называть то государство, одним из приоритетных направлений деятельности которого является создание условие для реализации социальных прав граждан, закрепленных в национальном законодательстве и соответствующих мировым стандартам в этой области. Социальное назначение государства заключается в том, что это такая организация политической власти, призванная представлять общие интересы населения. Еще Цицерон писал, что «государство есть достояние народа, а народ не любое соединение людей, собранных вместе каким бы то ни было образом, а соединение многих людей, связанных между собой согласием в вопросах права и общностью интересов». Отвечая на вопрос о цели и сущности государства, известный русский юрист И.А. Ильин пишет: «сущность государства состоит в том, что все его граждане имеют и признают - помимо своих различных и частных интересов и целей - еще единый интерес и единую цель, а именно: общий интерес и общую цель, ибо государство есть некая духовная община».17 Социальное назначение государства показывает, что государство делает в обществе, определяет роль государства в обществе, определяет степень вмешательства государства в жизнь общества.

Существует  несколько концепций, объясняющих  социальное назначение и роль государства: консервативная, либеральная, социал-демократическая и

коммунистическая  концепция социального назначения государства.

Все они различаются  в зависимости от степени вмешательства  государства в жизнь общества и расположены в определенном порядке - по мере возрастания роли государства: от минимальной (консервативная) до максимальной (коммунистическую). Консервативная концепция исходит из того, что вмешательство государства в жизнь общества должно быть минимальным. Главная задача государства здесь - обеспечивать сохранение устоев общества, общественных отношений. Государство защищает общество от посягательств, катаклизмов. Либеральная концепция исходит из того, что главная задача государства - обеспечение прав и свобод граждан. Проводится идея о минимуме вмешательства в жизнь людей. Государство проявляет активность в социальной сфере (образование, здравоохранение). Социал-демократическая концепция. Вмешательство государства в жизнь общества усиливается. Задача государства - обеспечить определенный уровень равенства в обществе, достойные условия существования каждому члену общества. Власть контролирует уровень доходов населения (необходим государственный аппарат). Коммунистическая концепция. Роль государства в обществе максимальна. Государство - главное орудие социальных преобразований, его задача - довести общество к светлому будущему. Это ведет к тоталитарному государству. Социальное назначение государства раскрывается в его задачах. Задачи государства - проблемы, требующие разрешения, они определяются условиями деятельности государства и носят объективный характер. Любое государство должно по мере возможностей разрешать стоящие перед ним задачи.18

 

2.2 Функции  государства

Познание государства  предполагает изучение не только его  статистики, но и его динамики, то есть того, как этот социальный институт живёт, действует, изменяется, развивается, как выполняет своё социальное назначение.19 Выполняя определенные функции, государство посредством проводимых реформ, преобразований, правового регулирования общественных отношений воздействует на состояние общественных

процессов, их динамику, направленность. Осуществление конкретных функций может как стабилизировать развитие общества, оказывать созидательное влияние, так и усиливать его кризисное состояние. С учетом сказанного функции государства можно определить как особый механизм государственного воздействия на общественные процессы и отношения, определяющий (механизм) главные направления и содержание его деятельности по управлению обществом.

Информация о работе Сущность государства и его социальная роль