Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 09:36, курсовая работа
Цель нашей курсовой работы: рассмотреть сущность государства и его социальную роль.
Введение……………………………………………………………………………3
1. Определение понятия государства и его сущности.
Понятие и признаки государства……………………………………………6
Подходы к понятию сущности государства……………………………….11
Классовое и общечеловеческое в сущности государства…………………15
2.Социальное назначение государства.
Социальная роль государства в обществе…………………………………..17
Функции государства……………………………………………………………20
3. Типология государств: цивилизационный и формационный подходы.
3.1 Цивилизационный подход к типологии государств………………………..28
3.2 Формационный подход к типологии государств………………………….. 30
Заключение………………………………………………………………………..36
Список используемой литературы……………………………………………….38
Что касается методов можно назвать следующие укрупненные группы методов, с помощью которых государство осуществляет свои функции:
1) метод нормативного правового регулирования;
2) метод принуждения, используемый при нарушении общеобязательных государственных предписаний;
3) метод рекомендаций,
т.е. ориентация на конкретный
вариант поведения или
4) метод договорного
регулирования, приобретающий
5) методы надзора и контроля.
6) метод информационного
влияния на общество
3. Типология государств: формационный и цивилизационный подход. 3.1 Формационный подход к типологии государства.
Типология государства
- это его специфическая
Тип государства
- это взятые в единстве наиболее
существенные признаки, характерные
для множества различных
Формационный подход присущ марксистскому учению о государстве.
Критерием деления
государств на исторические типы служит
общественно-экономическая
В современных
условиях обнаружилась недостаточность
формационного подхода для
во-первых, теория социально - экономических формаций разработана главным на материале европейских стран. Восточные же государства отличаются большим своеобразием развития и спецификой государственной организации, которые не укладываются в рамки формационной теории;
во-вторых, развитие общества и государств характеризуется как одномерное, однолинейное, заранее предопределенное: одна формация закономерно сменяется другой, более прогрессивной. Это движение имеет якобы необратимую силу, все народы должны пройти все формации. Однако данное положение не всегда подтверждается социальной практикой.
Особенность формационной типологии состоит в том, что она выявляет связи государства и права с другими социальными явлениями.
В мировой литературе предполагалось немало оснований классификации государств. Чаще всего звучало предложение подразделить их на демократические и недемократические.
В последнее время весьма широко применяется классификация государств на тоталитарные, авторитарные, либеральные и демократические.
В тоталитарном государстве человек становится винтиком государственной машины. Власть находится либо в руках правящей элиты, либо диктатора и его окружения. Все остальные отстраняются от властвования и управления.
Либеральное государство формируется под влиянием либеральных идей и доктрин, которые принижают роль и значение государства в жизни общества. Здесь создаются условия для правовой автономии личности, не допускающей необоснованного вмешательства государства в личную сферу, законодательно закреплены, но не всегда гарантированны права и свободы граждан, действует правовой режим «Разрешено все, что не запрещено законом».
В демократическом государстве создаются условия для реального участия граждан в решении государственных и общественных дел, все важнейшие органы государства выборные и подконтрольны народу. Граждане обладают широким и гарантированным законом кругов прав и свобод. Здесь государство служит обществу и личности.
Рассматриваемая классификация имеет научное и практическое значение. Главным критерием ее является государственно-правовой режим.29
3.2 Цивилизационный
подход к типологии
Данный подход
предложил английский историк А.
Тойнби. Данный подход учитывает не
только социально-экономические
Цивилизационный подход обосновывается идеей единства, целостности современного мира, приоритетом общечеловеческих ценностей, а цивилизация понимается как базирующаяся на разуме и справедливости совокупность материальных и духовных достижений общества, находящаяся вне рамок конкретных социальных систем. Целостность цивилизации обуславливается взаимодействием техники, социальной организации, религии и философии, причем первая определяет все остальные компоненты.
Под формой государства понимается организация государственной власти, выраженная в форме правления, государственного устройства и политического (государственного) режима.
Следовательно,
понятие формы государства
1. организацию
верховной государственной
2. территориальную
организацию государственной
3. методы и
способы осуществления
О соотношении
формационного и цивилизационно
В современном государствоведении насчитывается немало подходов к разработке проблемы типологии государства. Однако ни один из них не признается всеми учеными. Вопрос о соотношении цивилизационного и формационного подходов в государствоведении актуален и на сегодняшний день. Сторонники каждой теории акцентируют внимание на ее положительных сторонах, указывая в то же время и недостатки концепции. Попробуем выявить наиболее значимые недостатки цивилизационного и формационного подходов и их положительные стороны. Первоначально рассмотрим основные категории подходов. Сравнительный анализ показал, что цивилизационный подход основывается на отнесении государства к конкретной цивилизации. Однако в теории не дано чёткого и ясного определения понятию «цивилизация». Научное историческое наследие насчитывает немало, в том числе взаимоисключающих, определений.31 При этом следует отметить, что в каждом случае учитывается культурно-духовный аспект.
Представители цивилизационного подхода используют самые разные основания, в том числе и особенности правовых систем государства, так как право является составным элементом культуры общества (государства). Поэтому исследование проблем правового государства более продуктивно в рамках цивилизационного подхода. В рамках же формационной теории из-за отсутствия критериев, отражающие социокультурные особенности общества, невозможно раскрыть сущность правового, социального и цивилизационного государства, что на сегодняшний день является наиболее актуальным. На наш взгляд, этот факт достаточно значим для теории государства и повышает ценность цивилизационного подхода.
Один из основных
недостатков цивилизационной
Отсутствие устоявшегося определения привело к формированию самых разных вариантов цивилизационной типологии. Множество оснований (как следствие множества определений категории «цивилизация») для выделения самих цивилизаций и соответственно типов государства свидетельствует о недостаточной разработанности такой типологии. В формационном же подходе содержание базовой категории «социально-экономическая формация» и ее основные признаки были определены изначально.32
Цивилизационный вариант не отражает сущности такого социального феномена, как политическая власть. В нем практически отсутствуют или мало используются основания, раскрывающие особенности властеотношений в государстве, также являются значимыми и даже решающими при типологизации. И это более соответствует требованиям, предъявленным к типологии как методу систематизации научного знания. Как отмечают сторонники цивилизационной теории, формационный подход ограничивает возможность проведения анализа влияния культурно-духовного фактора жизни общества на государство и право. Исторический же опыт показывает, что развитие этих социальных феноменов находится под воздействием этого фактора. 33
В качестве одного
из недостатков формационного
Как указывает К. А. Витфогель, сторонники марксистской теории последующем намеренно не упоминали об азиатском способе производства, ведь это могло натолкнуть на мысль об неизбежности «восточного» деспотизма при социализме. По мнению Ю. С. Синенко, причина отсутствия типологизации восточного государства заключается в том, что формационная теория типов государства формировалась на основе исторического опыта Европы. Также следует отметить, что основоположники марксизма не ставили перед собой цель построить всеобщую теорию формаций и типологию государства. К Маркс отмечал , что в его теории возможны недостатки и поэтому она не имеет право претендовать на общеобязательную, согласно которой все государства должны пройти выстроенный им путь. И. Сталин, проигнорировав это положение, ввел однолинейное пятистадийное развитие общества, которое и было принято юридической наукой. В итоге в советской юридической науке теория, сформированная на основании эмпирических данных западного государства, была обозначена как типология любого государства. Перечисленные недостатки формационного и цивилизационного подходов на этом не исчерпываются. Жесткая критика направленная на господствующую чуть менее века формационную теорию, обнаружила еще ряд недостатков. Признанный наукой цивилизационный подход стал альтернативой и приобрел множество сторонников, большинство из которых ранее отстаивали марксистскую концепцию. Формационный подход действительно имеет ряд существенных недостатков. Однако совокупность его положительных сторон указывает на то, что этот подход не утратил своей ценности для науки. К ним относятся следующие:
Однако не следует
отрицать и цивилизационный подход,
так как культурно-духовная сфера
любого государства оказывает
Информация о работе Сущность государства и его социальная роль