Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 17:13, реферат
Специфическая особенность искусства состоит в том, что оно конденсирует многообразие накопленного человечеством опыта в процессе живых взаимоотношений человека с миром, а не путем усвоения готовых результатов. В искусстве запечатляется не только итог эстетического познания явлений, а сам процесс оценки и эстетической обработки познаваемого объективного и субъективного мира
Вступление. 2
История появления искусства 3
Развитие искусства в античном мире 4
Развитие искусства в Средние века 4
От Возрождения до современности 5
Искусство как эстетическая деятельность. 7
Особенности искусства. 9
Цели искусства. 10
Заключение. 14
Оглавление
«Самое
прекрасное, что мы можем испытать
в жизни — это загадочность. Она является
источником всякого настоящего искусства
или науки.»
Альберт Эйнштейн |
Важнейшим видом духовного производства является искусство. Искусство – одна из форм общественного сознания, важнейшая составная часть духовной культуры; особый род духовного освоения, познания действительности во всем богатстве ее проявлений, так или иначе связанных с человеком. Искусство возникает на самых ранних стадиях развития общества и постепенно становится мощным орудием осознания мира, великим средством духовного формирования человека. Понять искусство можно, учитывая его предмет, содержание, функции, которые оно выполняет в обществе и специфический способ отражения действительности.
Искусство
имеет сходство и различия с другими
формами общественного
В отличие от науки, художественное сознание не ставит себе целью давать какую-либо специальную информацию о частных отраслях общественной практики и выявлять их закономерности, такие, как физические, экономические и др. Предметом искусства является все, что есть интересного для человека в жизни.
Специфическая особенность искусства состоит в том, что оно конденсирует многообразие накопленного человечеством опыта в процессе живых взаимоотношений человека с миром, а не путем усвоения готовых результатов. В искусстве запечатляется не только итог эстетического познания явлений, а сам процесс оценки и эстетической обработки познаваемого объективного и субъективного мира. [1]
По трудовой теории, в первобытном обществе искусство зарождается с видом Homo sapiens как способ человеческой деятельности для решения практических задач. Возникнув в эпоху среднего палеолита, первобытное искусство достигло расцвета в верхнем палеолите, около 40 тыс. лет назад, и могло быть социальным продуктом общества, воплощавшем новую ступень освоения действительности. Древнейшие произведения искусства, такие как ожерелье из раковин, найденное в Южной Африке , датируются 75 тысячелетием до н.э. и более. В каменном веке искусство было представлено пещерной живописью, наскальными рисунками, петроглифами и скульптурой.
Появление искусства связывают с играми, ритуалами и обрядами, в том числе обусловленными мифологически-магическими представлениями.
Первобытное искусство было синкретичным. По утверждению отдельных авторов, оно берет начало в доречевых навыках и приемах передачи, восприятия и хранения в памяти языковой информации. Коммуникативная утилитарность искусства, наряду с развитием эстетического аспекта, ярко наблюдается в дописьменный, фольклорный период культур всех народов. Также существуют теории о искусстве как биологической функции (художественном инстинкте).
Основы
искусства в современном
Византийское искусство и готика западного Средневековья были сосредоточены на духовных истинах и библейских сюжетах. Они подчеркивали незримое возвышенное величие горнего мира, используя золотистый фон в живописи и мозаике, и представляли человеческие фигуры в плоских идеализированных формах.
На
востоке, в исламских странах, было
широко распространено мнение, что
изображение человека граничит с
запрещенным сотворением
Западный Ренессанс вернулся к ценностям материального мира и гуманизма, что вновь сопровождалось изменением парадигмы изобразительного искусства, в пространстве которого появилась перспектива, а человеческие фигуры обрели утраченную было телесность. В эпоху Просвещения художники стремились отразить физическую и рациональную определенность Вселенной, представлявшейся сложным и совершенным часовым механизмом, а также революционные идеи своего времени. Так Уильям Блейк написал портрет Ньютона в образе божественного геометра, а Жак-Луи Давид поставил свой талант на службу политической пропаганде. Художники эпохи Романтизма тяготели к эмоциональной стороне жизни и человеческой индивидуальности, вдохновляясь поэмами Гете. К концу XIX века появился целый ряд художественных стилей, таких как академизм, символизм, импрессионизм, фовизм.
Однако, их век был непродолжителен, и конец прежних направлений был приближен не только новыми открытиями относительности Эйнштейна и подсознания Фрейда, но и беспрецедентным развитием технологий, подстегнутым кошмаром двух мировых войн. История искусства XX века полна поиском новых изобразительных возможностей и новых стандартов красоты, каждый их которых вступал в противоречие с предыдущими. Нормы импрессионизма, фовизма, экспрессионизма, кубизма, дадаизма, сюрреализма и т.д. не пережили своих создателей. Растущая глобализация привела к взаимопроникновению и взаимовлиянию культур. Так на творчество Матисса и Пабло Пикассо оказало большое влияние африканское искусство, а японские гравюры (сами появившиеся под влиянием западного Ренессанса) служили источником вдохновения для импрессионистов. Колоссальное влияние на искусство оказали также западные по происхождению идеи коммунизма и постмодернизма.
Модернизм с его идеалистическим поиском истины во второй половине XX в. проложил путь к осознанию его собственной недостижимости. Относительность была принята как непреложная истина, что ознаменовало собой наступление периода современного искусства и критики постмодерна. Мировая культура и история также стали категориями относительными и преходящими, к которым стали относиться с иронией, а размывание границ региональных культур привело к их осмыслению как частей единой глобальной культуры. [2]
Искусство,
как способ духовного освоения действительности
опирается на своеобразный феномен
социальной реальности, зафиксированной
философией в категории эстетическое.
Эстетическое не является исключительной
прерогативой искусства. Оно составляет
одну из общих характеристик самого социального
бытия и как бы «разлито» по всей социальной
реальности. Эстетическим, т.е. вызывающим
у человека соответствующие чувства, может
быть все, что угодно: природные ландшафты,
любые предметы материальной и духовной
культуры, сами люди и всевозможные проявления
их активности — трудовые, спортивные,
игровые и пр. То есть эстетическое представляет
собой как бы некую грань практической
деятельности человека, которая порождает
у него специфические чувства и мысли.
Объективной основой возникновения эстетического
являются, очевидно, некие фундаментальные
закономерности бытия, проявляющиеся
в отношениях меры, гармонии, симметрии,
целостности, целесообразности и т.д. Конкретно-чувственная,
наглядная форма этих отношений в объективном
мире порождает своеобразный резонанс
в душе человека, который и сам есть частица
этого мира и, следовательно, тоже причастен
к общей гармонии Вселенной. Настраивая
свой предметный и душевный мир в унисон
с действием этих универсальных отношений
бытия, человек и получает специфические
переживания, которые мы называем эстетическими.
Справедливости ради, следует заметить,
что в эстетике существует и другой взгляд
на природу эстетического, отрицающий
его объективность и выводящий все формы
эстетического исключительно из человеческого
сознания.
Эстетические
переживания, в силу универсальности
лежащих в их основе отношений, способны
возникать в любом виде человеческой
деятельности. Однако в большинстве
из них (труде, науке, спорте, игре) эстетическая
сторона является подчиненной, второстепенной.
И только в искусстве эстетическое начало
носит самодовлеющий характер, приобретает
основное и самостоятельное значение.
Искусство как «чистая» эстетическая
деятельность есть не что иное, как обособившаяся
сторона практической деятельности людей.
Искусство «вырастает» из практики в длительном
историческом процессе освоения мира
человеком. Как специализированный вид
деятельности оно появляется лишь в античности.
Да и в эту эпоху собственно эстетическое
содержание деятельности далеко не сразу
становится обособленным от утилитарного
или познавательного. В доклассовый же
период истории то, что обычно называют
первобытным искусством, искусством в
собственном смысле этого слова не являлось.
Наскальные рисунки, скульптурные фигурки,
ритуальные танцы имели в первую очередь
религиозно-магическое значение, а отнюдь
не эстетическое. Это были попытки практического
воздействия на мир через материальные
образы, символы, репетиции совместных
действий и т.д. Прямого воздействия на
успех первобытного человека в борьбе
с внешним миром они, надо думать, не оказывали,
зато их косвенное влияние на это несомненно.
Объективно значимым, практически полезным
результатом безыскусных упражнений первобытности
в «живописи», «песне», «танце» было возникавшее
в этих совместных магических действиях
радостное чувство общности, единства,
неоспоримой силы рода.
Первобытные «произведения искусства»
были не предметами спокойного созерцания,
а элементами серьезного действия по обеспечению
успешной охоты или урожая, а то и войны
и т. д. Рождаемые этими действиями эмоциональное
возбуждение, подъем духа, экстаз были
самой что ни на есть практической силой,
помогавшей первобытному человеку достигать
своих целей. А отсюда всего лишь один
шаг до понимания того, что подобное возбуждение
эмоций, «восторг души» обладает самостоятельной
ценностью и может быть организован искусственно.
Обнаружилось, что и сама деятельность
по созданию символов, образов, ритуалов
способна приносить человеку чувство
удовлетворения безотносительно к какому
бы то ни было практическому результату.
При этом лишь в классовом обществе эта
деятельность смогла приобрести совершенно
самостоятельный характер, превратиться
в род профессиональных занятий, ведь
только на этой ступени общество оказывается
в состоянии содержать лиц, освобожденных
от необходимости постоянным физическим
трудом добывать себе средства существования.
Именно поэтому искусство в собственном
смысле этого слова (как профессиональная
эстетическая деятельность) появляется
по историческим меркам довольно поздно.
Искусство, как и другие виды духовного
производства, создает свой особый, идеальный
мир, который как бы дублирует объективно
реальный мир человека. Причем первый
обладает такой же целостностью, как и
второй. Стихии природы, общественные
установления, душевные страсти, логика
мышления — все подвергается эстетической
переработке и образует параллельный
реальному миру мир художественного вымысла,
который порой бывает убедительнее самой
реальности.
Искусство,
в отличие от других видов духовного
производства, апеллирует больше не к
разуму, а к чувствам. Оно хоть и воспроизводит
существенные и порой скрытые стороны
действительности, однако пытается делать
это в чувственно-наглядной форме. Это,
собственно, и придает ему необыкновенную
силу воздействия на человека. Отсюда
проистекают и основные особенности искусства
как способа освоения мира. К ним обычно
относят:
- художественные образы, символы как главные
средства воспроизведения эстетической
реальности;
- «перевернутый» способ обобщения — общее
в искусстве не абстрактно, а предельно
конкретно (любой литературный герой есть
ярко выраженная индивидуальность, но
одновременно и общий тип, характер);
- признание фантазии, вымысла и одновременное
требование «жизненной правды» от продуктов
этой фантазии;
- Ведущая роль формы произведения искусства
по отношению к содержанию и др.[3]
Теоретики во все времена видели в искусстве явление, которому присущи различные, в зависимости от конкретной концепции, функции и свойства. Это не значит, что цели искусства остаются неясными, просто существовало множество разнообразных причин для создания разных произведений искусства и множество их толкований. Некоторые из функций искусства перечислены ниже и группируются по степени их осознания на мотивированные и немотивированные.
Немотивированные функции искусства
Немотивированными целями искусства называют такие, которые составляют неотъемлемую часть природы человека, не могут быть сведены к особенностям личности творца и служить какой-либо посторонней, например, утилитарной цели. В этом смысле искусство и вообще креативность — нечто, к чему человека толкает его собственная природа (так как никакой другой вид животных и людей кроме H.sapiens не создавал искусства), и что выходит за пределы просто полезного.