Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2011 в 14:29, доклад
Важнейшим критерием перемен, происходящих
в России, было и остается состояние судебной власти. Не случайно одним из
первых шагов в обновлении основ российской государственности стала судебная
реформа. Концепция судебной реформы была утверждена Верховным Советом РСФСР еще
в 1991 году.
1. Понятие и основные признаки судебной власти РФ
2. Конституционные принципы организации деятельности
судов и осуществление правосудия
3. Система органов судебной власти РФ
суды округов {арбитражные кассационные суды), арбитражные апелляционные суды,
арбитражные суды субъектов Федерации. В целях приближения правосудия к месту
нахождения или месту жительства участвующих в деле лиц, находящихся или
проживающих в отдаленных местностях, а также с учетом количества дел в
отдельных местностях
по решению Пленума Высшего
арбитражных апелляционных судов, арбитражных судов субъектов Федерации могут
образовываться постоянные судебные присутствия, расположенные вне места
постоянного пребывания названных судов.
Арбитражные суды
рассматривают экономические споры, возникающие из гражданских, административных
правоотношений, между юридическими лицами, гражданами, осуществляющими
предпринимательскую деятельность и имеющими статус индивидуального
предпринимателя, между Российской Федерацией и ее субъектами, между самими
субъектами Федерации.
Арбитражно-процессуальный
порядок рассмотрения споров существенно отличается от общего судопроизводства,
особенно для граждан:
во-первых, большая часть
дел может быть рассмотрена единолично судьей, т.е. имеет место более упрощенная
система судопроизводства;
во-вторых, арбитражным
законодательством установлены жесткие сроки рассмотрения дел — в течение двух
месяцев;
в-третьих, законодатель
особо относится к исполнению решений арбитражного суда. Так, решения о
признании недействительными актов государственных органов, органов местного
самоуправления и иных органов подлежат немедленному исполнению. Более того,
лица, виновные в неисполнении решений суда, могут быть подвергнуты судебному
штрафу;
в-четвертых, возможен
полный пересмотр дела по апелляции без повторного возврата его в суд первой
инстанции.
Арбитражный суд субъекта
Федерации действует в составе председателя, его заместителей и членов суда. В
составе арбитражного суда субъекта создаются судебные коллегии: по рассмотрению
споров, возникающих из гражданских и иных правоотношений; по рассмотрению
споров, возникающих из административных правоотношений. По решению Пленума
Высшего Арбитражного Суда РФ в составе названного суда могут быть образованы
иные судебные коллегии по рассмотрению отдельных категорий дел. Суд формирует
президиум, состав которого утверждается Пленумом Высшего Арбитражного Суда по
представлению председателя суда субъекта Федерации.
В пределах своей
компетенции арбитражный суд субъекта Федерации вправе рассматривать дела в
качестве суда первой инстанции, а также по вновь открывшимся обстоятельствам.
Дела могут рассматриваться как единолично судьей, так и коллегиально. Причем
коллегиально дела рассматриваются в составе трех или другого нечетного числа
судей-профессионалов либо в составе судьи-профессионала и двух арбитражных заседателей.
Вторым звеном названной
системы являются
арбитражные апелляционные
в апелляционной инстанции законности и обоснованности судебных актов
арбитражных судов субъектов Федерации, принятых ими в первой инстанции. Федеральным
конституционным законом от 4 июля 2003 г. предусмотрено образование в 10
судебных округах
20 арбитражных апелляционных
суд действует
в составе президиума суда, судебной коллегии по
рассмотрению споров, возникающих из гражданских и иных правоотношений, судебной
коллегии по рассмотрению споров, возникающих из административных
правоотношений, иных коллегий, образуемых по решению Пленума Высшего
Арбитражного Суда РФ для рассмотрения отдельных категорий дел.
Третьим звеном системы
арбитражных судов являются 10 федеральных арбитражных судов округов (они
созданы в 10 судебных округах по географическо-экономическому признаку).
Федеральные арбитражные суды округов являются судами по проверке в кассационной
инстанции законности вступивших в силу судебных актов арбитражных судов
субъектов Федерации и арбитражных апелляционных судов. По структуре арбитражный
суд округа ничем не отличается от арбитражного суда субъекта Федерации,
арбитражного апелляционного суда. Дела рассматриваются коллегиально в составе
нечетного числа судей — трех или более.
Возглавляет систему
арбитражных судов Высший Арбитражный Суд РФ. В его составе действуют: Судебная
коллегия по рассмотрению споров, возникающих из гражданских и иных
правоотношений, Судебная коллегия по рассмотрению споров, возникающих из
административных правоотношений, Президиум и Пленум. По решению Пленума данного
Суда в его составе могут образовываться иные судебные коллегии для рассмотрения
отдельных категорий дел. Если судебные коллегии рассматривают дела в первой
инстанции, изучают и обобщают судебную практику, разрабатывают предложения по
совершенствованию законов и иных нормативных актов, то Президиум рассматривает
дела в порядке надзора. Пленум изучает практику применения законов и иных
нормативных актов арбитражными судами, дает разъяснения по вопросам судебной
практики, решает
вопросы о выступлении с
обращении в Конституционный Суд РФ.
Существуют специальные
арбитражные суды, являющиеся самостоятельными третейскими судами: Международный
коммерческий арбитражный суд и Морская арбитражная комиссия при
Торгово-промышленной палате РФ. Они рассматривают споры, касающиеся внешней
торговли и иных внешнеэкономических связей, если коммерческое предприятие хотя
бы одной из сторон находится за границей, а также споры в области торгового
мореплавания. Третейские суды могут рассматривать споры, подведомственные
арбитражным судам, если об этом имеется соглашение сторон. Стороны вправе также
передать на рассмотрение третейского суда споры, подведомственные судам общей
юрисдикции, кроме споров, вытекающих из трудовых и семейных правоотношений.
Однако перечисленные специальные арбитражные суды имеют статус "квазисудов"
и непосредственно в судебную систему страны не входят.
Конституционные
(уставные) суды Ведущее место в системе
различных механизмов защиты прав и свобод человека в современном мире
принадлежит институту конституционного контроля. Основополагающие нормы о
Конституционном Суде РФ содержат Конституция РФ, Федеральный конституционный
закон "О Конституционном Суде Российской Федерации". Являясь частью
судебной системы, имея черты сходства с иными судами (общие принципы
судопроизводства, общий статус судей), Конституционный Суд РФ отличается от
других судебных органов особым правовым положением, а конституционное
судопроизводство — от уголовного, административного и гражданского. Сказанное
касается предмета разбирательства, круга участников, процедур судопроизводства,
мер ответственности и т. д.
Конституция достаточно
подробно устанавливает порядок формирования, состав, компетенцию
Конституционного Суда РФ, перечень органов, лиц, обладающих правом обращения в
орган конституционной юстиции, закрепляет положение о юридической силе и
правовых последствиях решений этого органа.
Целями Конституционного
Суда РФ являются: охрана суверенитета народов России; зашита конституционного
строя государства; защита основных прав и свобод человека и гражданина;
обеспечение верховенства и прямого действия Конституции РФ на всей территории гооуапаромм.
среда полномочия
Суда осооая
роль отводится праву
на нарушения конституционных прав и свобод граждан путем проверки
конституционности закона, примененного или подлежащего применению в конкретном
деле. В последние годы выросло число индивидуальных конституционных жалоб,
которые являются действенным механизмом защиты нарушенных прав, закрепленных в
Конституции.
Жалоба в Конституционный
Суд РФ должна соответствовать нескольким требованиям. Во-первых, гражданин вправе
обратиться в Суд только в случае нарушения его основных прав и свобод.
Во-вторых, неконституционная, по мнению заявителя, норма должна быть применена
в конкретном деле. Суд по жалобе может проверить не только содержание закона
(отдельной нормы), но и порядок его принятия, подписания и опубликования. По
содержанию проверяются только те законы, которые были приняты до вступления в
силу Конституции РФ 1993 г.
а) федеральных
законов, нормативных актов Президента, Совета Федерации, Государственной Думы,
Правительства РФ;
б) конституций
республик, уставов, а также законов и иных нормативных актов субъектов
Федерации, изданных по вопросам, относящимся к ведению органов государственной
власти Российской
Федерации и совместному
власти Федерации
и органов государственной
в) договоров между
органами государственной власти Федерации и органами государственной власти ее
субъектов, договоров между органами государственной власти субъектов;
5)выступать с законодательной инициативой по вопросам своего
ведения.
Суд может осуществлять иные
полномочия, предоставленные ему Конституцией РФ, Федеративным договором и
федеральными конституционными законами. Суд также
может пользоваться правами, предоставленными ему заключенными договорами о
разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной