Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2011 в 14:29, доклад
Важнейшим критерием перемен, происходящих
в России, было и остается состояние судебной власти. Не случайно одним из
первых шагов в обновлении основ российской государственности стала судебная
реформа. Концепция судебной реформы была утверждена Верховным Советом РСФСР еще
в 1991 году.
1. Понятие и основные признаки судебной власти РФ
2. Конституционные принципы организации деятельности
судов и осуществление правосудия
3. Система органов судебной власти РФ
котором ведется судопроизводство. От участия в судопроизводстве в качестве присяжных
освобождаются лица, замещающие государственные должности, имеющие юридическую
профессию. Этим обеспечивается независимость и равный статус присяжных.
Присяжные в суде должны решить только один вопрос: подтверждают ли
представленные в суд доказательства, что обвиняемое лицо действительно
совершило действия, за которые его привлекают к ответственности. Оказать
незаконное давление на 12 присяжных, конечно, труднее, чем на одного судью.
Рассматривая дело с участием присяжных, судья также защищен от постороннего
влияния – оно лишено смысла, раз вопрос о виновности решает не он, а присяжные.
Судья же обеспечивает качество их деятельности, формулирует вопросы присяжным,
разъясняет, какие доказательства являются по закону недопустимыми, а затем в
соответствии с решением присяжных (вердиктом) выносит приговор, применяет
надлежащую норму уголовного закона и назначает наказание или оправдывает
неосновательно обвинявшееся лицо.
Процессуальный закон (ГПК, УПК, АПК),
основываясь на положениях Конституции о правосудии, также предусматривает
процедурные правила,
гарантирующие независимость
совещательной комнате, в которой могут находиться только судьи, никто не может
нарушать тайну совещания судей; никто не может затребовать у судьи материалы
рассматриваемого им дела; судья подлежит отводу и заменяется другим судьей,
если имеются данные, вызывающие сомнение в его независимости и объективности, и
т.д.
2. Принцип законности
(ст. 15 Конституции). Он
означает, что все без исключения органы, общественные организации, должностные лица
и граждане должны строго и неукоснительно соблюдать законы и основанные на них
правовые акты. Законность распространяется не только на законодательство, но и
на применение права и
его использование. Важнейшими элементами
законности являются
наличие обоснованного
закрепление верховенства закона, существование единого законодательного органа,
обязательных стадий законотворческого процесса, а также предоставление права толкования
закона только высшим органам государства. Прочие элементы законности —
уважение, исполнение, соблюдение законов и других правовых актов всеми
государственными органами, должностными лицами, организациями, а также
гражданами. Этим целям и подчинена деятельность судебных органов, призванных
служить утверждению начал законности в правотворчестве и правоприменении.
Вместе с тем законность
не только принцип деятельности самого суда, но и цель судебного
разбирательства, так как перед судом ставится задача восстановления и упрочения
нарушенной законности. Осуществляя правосудие в соответствии с законом, суд
выносит обоснованный и законный приговор (решение), чем достигается охрана прав
граждан. Суд должен предупреждать, устранять нарушения закона участниками
судебного разбирательства, другими органами и лицами.
3. Принцип гласности
(ч. 1 ст. 123 Конституции
РФ). Установлено, что
разбирательство во всех судах открытое. Открытое разбирательство означает, что
при слушании уголовных, гражданских и арбитражных дел доступ в зал свободен для
всех граждан, за исключением лиц, не достигших 16-летнего возраста, если они не
являются участниками процесса или свидетелями, представителей прессы, а ход и
результаты процесса могут освещаться в средствах массовой информации.
Количество лиц, желающих присутствовать на процессе, может быть ограничено
только в силу недостаточной вместимости зала судебного разбирательства. В тех
случаях, когда число желающих слишком велико по сравнению с количеством
мест
в зале, их доступ может быть прекращен для обеспечения нормального хода
судебного процесса. Не запрещена законом и теле-, видеосъемка судебного
заседания, если это не отразится на судебном процессе.
Каждое отраслевое процессуальное
законодательство
также предусматривает
Данный принцип является одним из показателей демократизма судопроизводства.
Гласность судебного разбирательства является важным условием вынесения
справедливого и обоснованного решения по делу, побуждает судей и других
участников процесса добросовестно выполнять свои процессуальные обязанности,
затрудняет оказание давления на суд, что гарантирует его независимость и
подчинение только закону.
Закрепляя как общее правило гласность
судебного разбирательства, процессуальное законодательство предусматривает и
случаи, когда оно может проводиться закрыто. Это основано на той же ст. 123
Конституции РФ, которая допускает закрытое заседание в случаях, установленных
федеральным законом.
Слушание дел в закрытом заседании
осуществляется с соблюдением всех правил судопроизводства. Приговор и решения
судов в любом случае провозглашаются публично.
4. Принцип осуществление правосудия
только судом (ст. 118 Конституции).
Это означает, что в Российской Федерации нет и не может быть
никаких, кроме судов, государственных или иных органов, которые располагали бы
правом рассматривать и разрешать гражданские, уголовные и другие дела.
Принцип осуществления правосудия
только судом — главная гарантия законности, охраны прав и законных интересов
граждан и организаций. Этот принцип находит свое выражение и в установлении в
Конституции (ч. 2 и 3 ст. 118) рамок осуществления судебной власти, которая
реализуется посредством конституционного, гражданского, административного и
уголовного судопроизводства, а также рамок судебной системы Российской
Федерации, которая определяется Конституцией Российской Федерации и Федеральным
конституционным законом "О судебной системе Российской Федерации".
Судебная система Российской Федерации
включает федеральные суды; конституционные (уставные) суды и мировых судей субъектов
Федерации.
К федеральным судам относятся:
Конституционный Суд Российской Федерации; Верховный Суд Российской Федерации,
верховные суды республик, краевые и областные суды, суды городов федерального
значения, суды автономной области и автономных округов, районные суды, военные
специализированные суды, составляющие систему федеральных судов общей
юрисдикции; Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, федеральные
арбитражные суды округов, арбитражные суды субъектов Российской Федерации,
составляющие
систему федеральных
К судам субъектов Российской
Федерации относятся: конституционные (уставные) суды, мировые судьи, являющиеся
судьями общей юрисдикции субъектов Федерации.
Отсюда следует, что действующие в
нашей стране различного рода товарищеские, третейские, не предусмотренные
Конституцией и Федеральным конституционным законом всевозможные арбитражные
суды, а также созданная Указом Президента РФ от 31 декабря 1993 г. Судебная
палата по информационным спорам при Президенте Российской Федерации в судебную
систему нашей страны не входят и судебной властью не обладают.
В Конституции РФ (ч. 3 ст. 118) особо
устанавливается недопустимость создания в Российской Федерации
чрезвычайных
судов.
Носителями судебной власти в Российской
Федерации являются прежде всего судьи,
наделенные в конституционном
порядке полномочиями осуществлять правосудие и исполняющие свои обязанности на
профессиональной основе.
Согласно Конституции (ст. 119),
судьями могут быть граждане Российской Федерации, достигшие 25 лет, имеющие
высшее юридическое образование и стаж работы по юридической профессии не менее
пяти лет. Федеральным законом могут быть установлены дополнительные требования
к судьям судов Российской Федерации.
Эти дополнительные требования к
судьям изложены в ст. 3 и 4 Закона Российской Федерации от 26 июня 1992 г. "О
статусе суде в Российской Федерации", согласно которым судьей может быть
гражданин Российской Федерации, не совершивший порочащих его поступков, сдавший
квалификационный экзамен и получивший рекомендацию квалификационной коллегии
судей.
При этом судьей вышестоящего суда
может быть гражданин Российской Федерации, достигший 30 лет, а судьей
Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской
Федерации — достигший 35 лет и имеющий стаж работы по юридической профессии не
менее 10 лет.
Судья обязан неукоснительно соблюдать
Конституцию РФ и другие законы; судья при исполнении своих полномочий, а также
во внеслужебных отношениях должен избегать всего, что могло бы умалить
авторитет судебной власти, достоинство судьи или вызвать сомнение в его
объективности, справедливости и беспристрастности; судья не вправе быть
депутатом; судья не должен принадлежать к политическим партиям и движениям;
судья не вправе
заниматься предпринимательской
работу в должности судьи с другой оплачиваемой работой, кроме научной, преподавательской,
литературной и иной творческой деятельности.
Согласно Конституции (ст. 128), судьи
Конституционного Суда, Верховного Суда и Высшего Арбитражного Суда Российской
Федерации назначаются Советом Федерации по представлению Президента Российской
Федерации. Судьи других федеральных судов назначаются Президентом РФ в порядке,
установленном федеральным законом.