Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2014 в 08:12, контрольная работа
Краткое описание
Целью настоящей работы является проведения анализа соотношения типа и формы государства. Необходимо ответить на вопрос, как взаимосвязаны эти два понятия насколько тесно. В связи, с чем для раскрытия цели поставлены ряд задач: - необходимо определить понятие формы государства, его элементы. - определить необходимость типологии, раскрыть основные понятия в данной категории. - далее считаем необходимым охарактеризовать типы государств и элементы формы государства. Потому что прежде чем выявить соотношение между двумя категориями, необходимо понимать их сущность, классификацию. - непосредственно проанализировать соотношение типа и формы государства.
Оглавление
Введение 1. Понятие типа и формы государства 1.1 Форма государства - понятие и сущность 1.2 Необходимость в типологии, основные понятия 2. Классификация типов и форм государства 2.1 Характеристика основных типов и элементов формы государства 2.2 Соотношение типа и формы государства Заключение Список использованных источников
Рассматривая формационный
подход к типологии государства в тесной
связи с марксистским учением о государстве,
нельзя не заметить, что марксистской
трактовке этих вопросов принадлежит
значительная роль в научном объяснении
возникновения и развития рабовладельческого
и феодального типов государства. Она
охарактеризовала буржуазный тип государства,
соответствовавший состоянию общественного
развития середины девятнадцатого столетия,
когда завершилось формирование промышленного
капитализма.
Буржуазный тип государства
характеризовался только с позиции Маркса
и Энгельса, данным эпохе промышленного
капитализма, и сводился к тезисам Ленина
об империалистическом государстве. Вопреки
предсказаниям о загнивании и гибели капитализма,
капиталистический строй перенес не только
политический удар, нанесенный революцией
в России, но и выстоял в условиях глубочайшего
экономического кризиса и депрессии конца
20-х - начала 30-х годов.
Благодаря вмешательству государства
в экономику он оказался способным в сравнительно
короткий срок осуществить научно-техническую
революцию, использовав ее достижения
для повышения уровня жизни народа. При
регулирующей роли государства непосредственно
были приняты меры по перераспределению
доходов, внедрены многочисленные средства
социальной защищенности человека.
Немало противоречий возникает
в применении формационного подхода и
к социалистическому типу государства,
сложившемуся после Октябрьской революции.
В соответствии с марксистской типологией
все государства проходили жестко заданный
путь от одного исторического типа к другому.
В действительности эволюция государств
была многовариантной. Далеко не обязательным
для всех государств был рабовладельческий
тип. В развитии некоторых из них наблюдалось
движение назад, длительные переходные
состояния.
Марксистскую типологию государств
можно критиковать, можно и отказаться
от нее, но обязательно надо изучать. Это
необходимо делать хотя бы потому, что
нельзя игнорировать опыт государств,
которые идут по социалистическому пути
развития. Крупнейшее в мире государство
- Китайская Народная Республика - продолжает
успешно строить социализм, но с китайской
(читай - национальной, учитывающей тысячелетиями
складывающуюся ментальность населения)
спецификой.
Другим заслуживающим внимание
современным подходом к типологии государства
является цивилизационный. В настоящее
время в нем преобладает так называемое
технологическое направление.
Оно связывает тип государства
со стадией научно-технического прогресса
и жизненного уровня населения, определяемого
потреблением и оказанием услуг, которым
соответствует данное государство. Одной
из наиболее распространенных и характерных
для этого направления цивилизационного
подхода является теория стадий экономического
роста, автор которой - известный американский
социолог и политический деятель Уолт
Ростоу. Матузова, Н.И., Малько А.В. Теория
государства и права [Текст]. Курс лекций.
- М.: 2009, 2-е изд. - С. 184
Согласно этой теории, призванной,
по словам ее автора, бросить вызов марксизму
и вытеснить его как метод рассмотрения
современной истории, все общества по
экономическому развитию можно отнести
к одной из пяти стадий:
- традиционное общество;
- переходное общество, в
котором закладываются основы
преобразований;
- общество, переживающее
процесс сдвига;
- созревающее общество
и общество, достигшее высокого
уровня народного потребления. Хропанюк,
В.Н. Теория государства и права [Текст].
Учебник. - М.: 2008. - С. 65
К первой стадии Ростоу относит
общество, основанное на доньютоновской
науке и технике и на преобладании сельского
хозяйства.
Вторая стадия - это период
трансформации общества в более развитый
период закладывания основ для "сдвига"
в области обрабатывающей промышленности.
Третья стадия - "сдвиг",
"взлет" научно-технического развития
как в промышленности, так и в сельском
хозяйстве.
Четвертая стадия характеризуется
как пора "зрелости". В этой стадии
достигается устойчивое превышение выпуска
продукции над ростом населения.
Пятая стадия - это период "высокого
уровня массового потребления", в который
ведущие секторы экономики переходят
на производство предметов потребления
длительного пользования и услуг. В соответствии
с рассматриваемой концепцией именно
на пятой стадии возникает общество, которое
можно назвать "государством всеобщего
благоденствия".
Представителем другого направления
цивилизационного подхода к вопросу о
типах государства является английский
историк А. Тойнби. Он сформулировал концепцию
цивилизации, под которой понимает замкнутое
и локальное состояние общества, отличающееся
общностью религиозных, психологических,
культурных, географических и других признаков.
В соответствии с ним он выделяет
в мировой истории более 20 цивилизаций,
не связанных между собой какими-либо
общими закономерностями развития, а существующих
рядом друг с другом.
При изучении вопроса о типах
государства следует пользоваться одновременно
как формационным, так и цивилизационным
подходами.
Исходя из формационных представлений
и критериев, различаются пять общественно-экономических
формаций, но четыре типа политико-правовых
систем; рабовладельческая, феодальная,
буржуазная (капиталистическая) и социалистическая
(теоретически - первая стадия коммунистической
формации). Примеры: рабовладельческая
формация в Древности, феодальная - в Средневековье,
капиталистическая и социалистическая
- в Новое время. Венгеров, А.Б. Теория государства
и права [Текст]. Учебник, - М.: 2008. - С. 164
Известные миру цивилизации
различаются во времени, пространстве
(географически) и духовно. Это, например,
цивилизация Древнеегипетская и Античная,
Западноевропейская и Китайская, Христианская
и Исламская. Актуальна проблема православной
и, в частности, российской (русской) цивилизации.
Абдулаев, М.И. Теория государства и права
[Текст]. Учебник, 2009, 2-е изд. - С. 196
Формационные и цивилизационные
объяснения типологии государства и права
существенно дополняют друг друга. Это
имеет большое политическое и государственно-управленческое
значение.
2. Классификация типов
и форм государства
2.1 Характеристика основных
типов и элементов формы государства
В типологии государства существует
несколько основных типов государств,
которые рассмотри ниже:
1. Рабовладельческое государство.
Государства рабовладельческого
типа возникли позднее ранневосточных
государств в результате появления частной
собственности, имущественного расслоения,
раскола общества на классы. Наиболее
классические рабовладельческие государства
были созданы в Греции (8-6 вв. до н. э.) и
в Риме (6 в. до н. э.). Рабовладельческая
государственность существовала в форме
монархий и республик.
Основные классы рабовладельческого
общества - рабовладельцы и рабы. Помимо
них существовали социальные прослойки
- ремесленники, мелкие земледельцы. Формой
организации рабовладельческой государственной
власти были унитарные монархии и республики.
Монархия, например, существовала в Древнем
Риме. Она пришла на смену республиканской
форме правления и долгое время несла
на себе ее черты. Но в III в. Рим становится
неограниченной монархией.
Рабовладельческая республиканская
форма правления была двух видов. Первый
- демократическая республика (Афины),
где в выборах высших органов государства
участвовало все свободное население.
Второй вид - аристократическая республика
(Спарта и др.). Здесь в выборах высших органов
государственной власти принимали участие
представители власти и представители
крупной военно-земельной аристократии.
Пройдя период становления
и развития, рабовладельческое государство
вступило в полосу упадка. Ему на смену
шло феодальное государство.
2. Феодальное государство.
На основе феодальных производственных
отношений возникло много государств,
не известных предшествующей
эпохе. Это государства в Англии
и Франции, Германии и России,
Чехии и Польше, скандинавских
странах, Японии и др. И сегодня
в ряде стран сохранились феодальные
пережитки. Экономической основой
феодального государства выступала
собственность феодалов на землю
и неполная собственность на
крепостных крестьян. Феодальная
собственность на землю служила
основой социального неравенства.
Основными классами общества
были феодалы и крепостные
крестьяне. Вместе с тем существовали
и другие социальные группы: городские
ремесленники, торговые люди и
др. На Руси, например, существовали
такие привилегированные сословия,
как князья, дворяне и духовенство.
Сословия ремесленников, купцов, мещан
не имели тех привилегий, которыми
обладали высшие сословия. Самыми
бесправными были крепостные
крестьяне, которые принудительно
прикреплялись к земле. Право
открыто закрепляло сословные
неравенство и привилегии. Через
всю историю феодального общества
проходили крестьянские восстания
и войны.
Подводя итог, необходимо отметить,
что основа феодального государства -
частная собственность на средства производства,
включая феодальную собственность на
землю, но не работников (по общему правилу).
Жесткое разделение общества, в том числе
феодалов, на сословия и сословные группы
с четко выраженным юридическим неравенством.
3. Буржуазное (капиталистическое)
государство. Первые капиталистические
государства возникли более трех
столетий назад. Буржуазия шла
к власти под лозунгом: "Свобода,
равенство, братство". Установление
буржуазной государственности по
сравнению с феодальной - огромный
шаг вперед по пути социального прогресса.
Матузова, Н.И., Малько А.В. Теория государства
и права [Текст]. Курс лекций. - М.: 2009, 2-е
изд. - С. 184
Экономическую основу буржуазного
государства на первых этапах его развития
составляла капиталистическая частная
собственность на средства производства.
В этом государстве все граждане считались
равны перед законом, но сохранялось экономическое
неравенство. Буржуазное общество долгое
время состояло из двух основных классов
- буржуазии и рабочих, отношения между
которыми претерпевали существенные изменения.
В своем развитии оно прошло ряд этапов.
Буржуазное государство - это, прежде всего,
неукоснительное распространение частной
собственности на средства производства.
Оно функционирует в условиях научного
и технического прогресса, полного юридического
равенства всех без исключения членов
общества.
4. Социалистическое государство.
Идеи о подлинно демократическом,
гуманном и справедливом обществе и государстве
содержатся во многих мировых религиях,
в частности и христианской. Они выдвигались
и развивались социалистами-утопистами,
содержались в былинах и сказаниях. Основные
учения о социалистическом государстве
заложили в своих трудах К. Маркс, Ф. Энгельс,
В.И. Ленин. Причем К. Маркс и Ф. Энгельс
свои идеи о будущем пролетарском государстве
черпали из опыта Парижской Коммуны.
Государства бывших социалистических
стран признавались государствами высшего
и исторически последнего типа. Они противопоставлялись
всем эксплуататорским государствам.
В действительности это были, скорее всего,
государства, отягощенные деформациями
и стремившиеся перейти к социалистическому
типу. Сегодня китайские теоретики более
реалистичны. Они доказывают, что для построения
социализма в Китае нужны не десятилетия,
а столетия. При характеристики типов
государства, уже учитывалась форма государства.
Форма государства, как уже было сказано
выше, состоит из трех основных элементов.
Рассмотрим эти элементы подробнее.
1. Форма государственного
правления - это элемент формы
государства, характеризующий организацию
верховной государственной власти,
порядок образования ее органов
и их взаимоотношения с населением.
К верховной государственной
власти относят главу государства (монарх
или президент), законодательный орган,
правительство. Если в качестве критерия
рассматривать положение главы государства,
то формы правления подразделяются на
монархии и республики.
Монархия (от греческого monarchia
- единовластие) - это форма правления,
при которой власть полностью или частично
сосредоточена в руках единоличного главы
государства (монарха): короля, царя, шаха,
императора и т.д. Мелехин, А.В. Теория государства
и права [Текст]. Учебник. - М.: 2007. - С. 126
Ряд современных государств
с монархической формой правления приняли
Конституции и сформировали парламенты
(Бахрейн, Катар, Кувейт и др.), по существу
они продолжают оставаться абсолютными,
поскольку конституции данных стран устанавливают,
что вся власть исходит от монарха, а парламенты
имеют чисто консультативные прерогативы.
Республика (от латинского
res publica - государственное, общественное
дело) - это форма правления, при которой
глава государства является выборным
и сменяемым, а его власть считается производной
от избирателей или представительного
органа. В зависимости от того, кто формирует
правительство, кому оно подотчетно и
подконтрольно, республики подразделяются
на президентские, парламентские и смешанные.
2. Форма государственного
устройства - это элемент формы
государства, характеризующий внутреннюю
структуру государства, способ его
политического и территориального
деления, обусловливающий определенные
взаимоотношения органов всего
государства с органами его
составных частей. С помощью данного
понятия государственное устройство
характеризуется с точки зрения
распределения власти в центре
и на местах.
Федерации строятся на основе
распределения функций между ее субъектами
и центром, зафиксированного в союзной
Конституции, которая может быть изменена
только с согласия субъектов федерации.
При этом одна часть полномочий является
исключительной компетенцией союзных
органов; другая - субъектов федерации;
третья - совместной компетенцией союза
и его членов.
Конфедерация - временный союз
государств, образуемый для достижения
политических, военных, экономических
и прочих целей. Конфедерация не обладает
суверенитетом, ибо отсутствует общий
для объединившихся субъектов центральный
государственный аппарат и отсутствует
единая система законодательства. В рамках
конфедерации могут создаваться союзные
органы, но лишь по тем проблемам, ради
решения которых они объединились, и лишь
координирующего свойства.
3. Политический режим. Политический
(государственный) режим - это система
методов, способов и средств осуществления
политической власти. Всякие изменения,
происходящие в сущности государства
данного типа, прежде всего отражаются
на его режиме, а он влияет
на форму правления и форму
государственного устройства.