Соотношение типа и формы государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2014 в 08:12, контрольная работа

Краткое описание

Целью настоящей работы является проведения анализа соотношения типа и формы государства. Необходимо ответить на вопрос, как взаимосвязаны эти два понятия насколько тесно.
В связи, с чем для раскрытия цели поставлены ряд задач:
- необходимо определить понятие формы государства, его элементы.
- определить необходимость типологии, раскрыть основные понятия в данной категории.
- далее считаем необходимым охарактеризовать типы государств и элементы формы государства. Потому что прежде чем выявить соотношение между двумя категориями, необходимо понимать их сущность, классификацию.
- непосредственно проанализировать соотношение типа и формы государства.

Оглавление

Введение
1. Понятие типа и формы государства
1.1 Форма государства - понятие и сущность
1.2 Необходимость в типологии, основные понятия
2. Классификация типов и форм государства
2.1 Характеристика основных типов и элементов формы государства
2.2 Соотношение типа и формы государства
Заключение
Список использованных источников

Файлы: 1 файл

ТГП.docx

— 34.27 Кб (Скачать)

Рассматривая формационный подход к типологии государства в тесной связи с марксистским учением о государстве, нельзя не заметить, что марксистской трактовке этих вопросов принадлежит значительная роль в научном объяснении возникновения и развития рабовладельческого и феодального типов государства. Она охарактеризовала буржуазный тип государства, соответствовавший состоянию общественного развития середины девятнадцатого столетия, когда завершилось формирование промышленного капитализма.

Буржуазный тип государства характеризовался только с позиции Маркса и Энгельса, данным эпохе промышленного капитализма, и сводился к тезисам Ленина об империалистическом государстве. Вопреки предсказаниям о загнивании и гибели капитализма, капиталистический строй перенес не только политический удар, нанесенный революцией в России, но и выстоял в условиях глубочайшего экономического кризиса и депрессии конца 20-х - начала 30-х годов.

Благодаря вмешательству государства в экономику он оказался способным в сравнительно короткий срок осуществить научно-техническую революцию, использовав ее достижения для повышения уровня жизни народа. При регулирующей роли государства непосредственно были приняты меры по перераспределению доходов, внедрены многочисленные средства социальной защищенности человека.

Немало противоречий возникает в применении формационного подхода и к социалистическому типу государства, сложившемуся после Октябрьской революции. В соответствии с марксистской типологией все государства проходили жестко заданный путь от одного исторического типа к другому. В действительности эволюция государств была многовариантной. Далеко не обязательным для всех государств был рабовладельческий тип. В развитии некоторых из них наблюдалось движение назад, длительные переходные состояния.

Марксистскую типологию государств можно критиковать, можно и отказаться от нее, но обязательно надо изучать. Это необходимо делать хотя бы потому, что нельзя игнорировать опыт государств, которые идут по социалистическому пути развития. Крупнейшее в мире государство - Китайская Народная Республика - продолжает успешно строить социализм, но с китайской (читай - национальной, учитывающей тысячелетиями складывающуюся ментальность населения) спецификой.

Другим заслуживающим внимание современным подходом к типологии государства является цивилизационный. В настоящее время в нем преобладает так называемое технологическое направление.

Оно связывает тип государства со стадией научно-технического прогресса и жизненного уровня населения, определяемого потреблением и оказанием услуг, которым соответствует данное государство. Одной из наиболее распространенных и характерных для этого направления цивилизационного подхода является теория стадий экономического роста, автор которой - известный американский социолог и политический деятель Уолт Ростоу. Матузова, Н.И., Малько А.В. Теория государства и права [Текст]. Курс лекций. - М.: 2009, 2-е изд. - С. 184

Согласно этой теории, призванной, по словам ее автора, бросить вызов марксизму и вытеснить его как метод рассмотрения современной истории, все общества по экономическому развитию можно отнести к одной из пяти стадий:

- традиционное общество;

- переходное общество, в  котором закладываются основы  преобразований;

- общество, переживающее  процесс сдвига;

- созревающее общество  и общество, достигшее высокого  уровня народного потребления. Хропанюк, В.Н. Теория государства и права [Текст]. Учебник. - М.: 2008. - С. 65

К первой стадии Ростоу относит общество, основанное на доньютоновской науке и технике и на преобладании сельского хозяйства.

Вторая стадия - это период трансформации общества в более развитый период закладывания основ для "сдвига" в области обрабатывающей промышленности.

Третья стадия - "сдвиг", "взлет" научно-технического развития как в промышленности, так и в сельском хозяйстве.

Четвертая стадия характеризуется как пора "зрелости". В этой стадии достигается устойчивое превышение выпуска продукции над ростом населения.

Пятая стадия - это период "высокого уровня массового потребления", в который ведущие секторы экономики переходят на производство предметов потребления длительного пользования и услуг. В соответствии с рассматриваемой концепцией именно на пятой стадии возникает общество, которое можно назвать "государством всеобщего благоденствия".

Представителем другого направления цивилизационного подхода к вопросу о типах государства является английский историк А. Тойнби. Он сформулировал концепцию цивилизации, под которой понимает замкнутое и локальное состояние общества, отличающееся общностью религиозных, психологических, культурных, географических и других признаков.

В соответствии с ним он выделяет в мировой истории более 20 цивилизаций, не связанных между собой какими-либо общими закономерностями развития, а существующих рядом друг с другом.

При изучении вопроса о типах государства следует пользоваться одновременно как формационным, так и цивилизационным подходами.

Исходя из формационных представлений и критериев, различаются пять общественно-экономических формаций, но четыре типа политико-правовых систем; рабовладельческая, феодальная, буржуазная (капиталистическая) и социалистическая (теоретически - первая стадия коммунистической формации). Примеры: рабовладельческая формация в Древности, феодальная - в Средневековье, капиталистическая и социалистическая - в Новое время. Венгеров, А.Б. Теория государства и права [Текст]. Учебник, - М.: 2008. - С. 164

Известные миру цивилизации различаются во времени, пространстве (географически) и духовно. Это, например, цивилизация Древнеегипетская и Античная, Западноевропейская и Китайская, Христианская и Исламская. Актуальна проблема православной и, в частности, российской (русской) цивилизации. Абдулаев, М.И. Теория государства и права [Текст]. Учебник, 2009, 2-е изд. - С. 196

Формационные и цивилизационные объяснения типологии государства и права существенно дополняют друг друга. Это имеет большое политическое и государственно-управленческое значение.

2. Классификация типов и форм государства

2.1 Характеристика основных типов и элементов формы государства

В типологии государства существует несколько основных типов государств, которые рассмотри ниже:

1. Рабовладельческое государство. Государства рабовладельческого  типа возникли позднее ранневосточных государств в результате появления частной собственности, имущественного расслоения, раскола общества на классы. Наиболее классические рабовладельческие государства были созданы в Греции (8-6 вв. до н. э.) и в Риме (6 в. до н. э.). Рабовладельческая государственность существовала в форме монархий и республик.

Основные классы рабовладельческого общества - рабовладельцы и рабы. Помимо них существовали социальные прослойки - ремесленники, мелкие земледельцы. Формой организации рабовладельческой государственной власти были унитарные монархии и республики. Монархия, например, существовала в Древнем Риме. Она пришла на смену республиканской форме правления и долгое время несла на себе ее черты. Но в III в. Рим становится неограниченной монархией.

Рабовладельческая республиканская форма правления была двух видов. Первый - демократическая республика (Афины), где в выборах высших органов государства участвовало все свободное население. Второй вид - аристократическая республика (Спарта и др.). Здесь в выборах высших органов государственной власти принимали участие представители власти и представители крупной военно-земельной аристократии.

Пройдя период становления и развития, рабовладельческое государство вступило в полосу упадка. Ему на смену шло феодальное государство.

2. Феодальное государство. На основе феодальных производственных  отношений возникло много государств, не известных предшествующей  эпохе. Это государства в Англии  и Франции, Германии и России, Чехии и Польше, скандинавских  странах, Японии и др. И сегодня  в ряде стран сохранились феодальные  пережитки. Экономической основой  феодального государства выступала  собственность феодалов на землю  и неполная собственность на  крепостных крестьян. Феодальная  собственность на землю служила  основой социального неравенства. Основными классами общества  были феодалы и крепостные  крестьяне. Вместе с тем существовали  и другие социальные группы: городские  ремесленники, торговые люди и  др. На Руси, например, существовали  такие привилегированные сословия, как князья, дворяне и духовенство. Сословия ремесленников, купцов, мещан  не имели тех привилегий, которыми  обладали высшие сословия. Самыми  бесправными были крепостные  крестьяне, которые принудительно  прикреплялись к земле. Право  открыто закрепляло сословные  неравенство и привилегии. Через  всю историю феодального общества  проходили крестьянские восстания  и войны.

Подводя итог, необходимо отметить, что основа феодального государства - частная собственность на средства производства, включая феодальную собственность на землю, но не работников (по общему правилу). Жесткое разделение общества, в том числе феодалов, на сословия и сословные группы с четко выраженным юридическим неравенством.

3. Буржуазное (капиталистическое) государство. Первые капиталистические  государства возникли более трех  столетий назад. Буржуазия шла  к власти под лозунгом: "Свобода, равенство, братство". Установление  буржуазной государственности по  сравнению с феодальной - огромный шаг вперед по пути социального прогресса. Матузова, Н.И., Малько А.В. Теория государства и права [Текст]. Курс лекций. - М.: 2009, 2-е изд. - С. 184

Экономическую основу буржуазного государства на первых этапах его развития составляла капиталистическая частная собственность на средства производства. В этом государстве все граждане считались равны перед законом, но сохранялось экономическое неравенство. Буржуазное общество долгое время состояло из двух основных классов - буржуазии и рабочих, отношения между которыми претерпевали существенные изменения. В своем развитии оно прошло ряд этапов. Буржуазное государство - это, прежде всего, неукоснительное распространение частной собственности на средства производства. Оно функционирует в условиях научного и технического прогресса, полного юридического равенства всех без исключения членов общества.

4. Социалистическое государство.

Идеи о подлинно демократическом, гуманном и справедливом обществе и государстве содержатся во многих мировых религиях, в частности и христианской. Они выдвигались и развивались социалистами-утопистами, содержались в былинах и сказаниях. Основные учения о социалистическом государстве заложили в своих трудах К. Маркс, Ф. Энгельс, В.И. Ленин. Причем К. Маркс и Ф. Энгельс свои идеи о будущем пролетарском государстве черпали из опыта Парижской Коммуны.

Государства бывших социалистических стран признавались государствами высшего и исторически последнего типа. Они противопоставлялись всем эксплуататорским государствам. В действительности это были, скорее всего, государства, отягощенные деформациями и стремившиеся перейти к социалистическому типу. Сегодня китайские теоретики более реалистичны. Они доказывают, что для построения социализма в Китае нужны не десятилетия, а столетия. При характеристики типов государства, уже учитывалась форма государства. Форма государства, как уже было сказано выше, состоит из трех основных элементов.

Рассмотрим эти элементы подробнее.

1. Форма государственного  правления - это элемент формы  государства, характеризующий организацию  верховной государственной власти, порядок образования ее органов  и их взаимоотношения с населением.

К верховной государственной власти относят главу государства (монарх или президент), законодательный орган, правительство. Если в качестве критерия рассматривать положение главы государства, то формы правления подразделяются на монархии и республики.

Монархия (от греческого monarchia - единовластие) - это форма правления, при которой власть полностью или частично сосредоточена в руках единоличного главы государства (монарха): короля, царя, шаха, императора и т.д. Мелехин, А.В. Теория государства и права [Текст]. Учебник. - М.: 2007. - С. 126

Ряд современных государств с монархической формой правления приняли Конституции и сформировали парламенты (Бахрейн, Катар, Кувейт и др.), по существу они продолжают оставаться абсолютными, поскольку конституции данных стран устанавливают, что вся власть исходит от монарха, а парламенты имеют чисто консультативные прерогативы.

Республика (от латинского res publica - государственное, общественное дело) - это форма правления, при которой глава государства является выборным и сменяемым, а его власть считается производной от избирателей или представительного органа. В зависимости от того, кто формирует правительство, кому оно подотчетно и подконтрольно, республики подразделяются на президентские, парламентские и смешанные.

2. Форма государственного  устройства - это элемент формы  государства, характеризующий внутреннюю  структуру государства, способ его  политического и территориального  деления, обусловливающий определенные  взаимоотношения органов всего  государства с органами его  составных частей. С помощью данного  понятия государственное устройство  характеризуется с точки зрения  распределения власти в центре  и на местах.

Федерации строятся на основе распределения функций между ее субъектами и центром, зафиксированного в союзной Конституции, которая может быть изменена только с согласия субъектов федерации. При этом одна часть полномочий является исключительной компетенцией союзных органов; другая - субъектов федерации; третья - совместной компетенцией союза и его членов.

Конфедерация - временный союз государств, образуемый для достижения политических, военных, экономических и прочих целей. Конфедерация не обладает суверенитетом, ибо отсутствует общий для объединившихся субъектов центральный государственный аппарат и отсутствует единая система законодательства. В рамках конфедерации могут создаваться союзные органы, но лишь по тем проблемам, ради решения которых они объединились, и лишь координирующего свойства.

3. Политический режим. Политический (государственный) режим - это система  методов, способов и средств осуществления  политической власти. Всякие изменения, происходящие в сущности государства  данного типа, прежде всего отражаются  на его режиме, а он влияет  на форму правления и форму  государственного устройства.

Информация о работе Соотношение типа и формы государства