Соотношение типа и формы государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2014 в 08:12, контрольная работа

Краткое описание

Целью настоящей работы является проведения анализа соотношения типа и формы государства. Необходимо ответить на вопрос, как взаимосвязаны эти два понятия насколько тесно.
В связи, с чем для раскрытия цели поставлены ряд задач:
- необходимо определить понятие формы государства, его элементы.
- определить необходимость типологии, раскрыть основные понятия в данной категории.
- далее считаем необходимым охарактеризовать типы государств и элементы формы государства. Потому что прежде чем выявить соотношение между двумя категориями, необходимо понимать их сущность, классификацию.
- непосредственно проанализировать соотношение типа и формы государства.

Оглавление

Введение
1. Понятие типа и формы государства
1.1 Форма государства - понятие и сущность
1.2 Необходимость в типологии, основные понятия
2. Классификация типов и форм государства
2.1 Характеристика основных типов и элементов формы государства
2.2 Соотношение типа и формы государства
Заключение
Список использованных источников

Файлы: 1 файл

ТГП.docx

— 34.27 Кб (Скачать)

Содержание

Введение

1. Понятие типа и формы  государства

1.1 Форма государства - понятие  и сущность

1.2 Необходимость в типологии, основные понятия

2. Классификация типов  и форм государства

2.1 Характеристика основных  типов и элементов формы государства

2.2 Соотношение типа и  формы государства

Заключение

Список использованных источников

 

Введение

Актуальность темы, прежде всего, проявляется в том, что изучение типологии и формы государства является залогом правильного построения государства правового, учитывая все недостатки, предыдущих форм государства, которые существовали и существуют в истории человечества.

Четкого соотношения между типом и формой государства нет. С одной стороны в пределах государства одного и того же типа могут встречаться различные формы организации и деятельности государственной власти, а с другой государства различного типа могут обличаться в одинаковую форму.

Государство - это, прежде всего исторически сложившаяся, сознательно организованная социальная сила, управляющая обществом. Это фактически первая, сознательно созданная обществом и планомерно функционирующая организация, оказывающая огромное воздействие на жизнь индивидуумов, социальных групп и всего общества.

Традиционно отечественная теория государства и права в этих целях выделяет в формах государства три основных, взаимосвязанных блока: форму правления, форму национального и административно-территориального устройства, политический режим.

Своеобразие конкретной формы государства любого исторического периода определяется, прежде всего, степенью зрелости общества и государственной жизни, задачами и целями, которые ставит перед собой государство. Другими словами, категория формы государства непосредственно зависит от его содержания и определяется им.

Форма государства - сложное общественное явление, которое включает в себя три взаимосвязанных элемента: форму правления, форму государственного устройства и форму государственного режима. В различных странах государственные формы имеют свои особенности, характерные признаки, которые по мере общественного развития наполняются новым содержанием, обогащаясь во взаимосвязи и взаимодействий. Вместе с тем форма существующих государств, особенно современных, имеет общие признаки, что позволяет дать определение каждому элементу формы государства.

Целью настоящей работы является проведения анализа соотношения типа и формы государства. Необходимо ответить на вопрос, как взаимосвязаны эти два понятия насколько тесно.

В связи, с чем для раскрытия цели поставлены ряд задач:

- необходимо определить  понятие формы государства, его  элементы.

- определить необходимость  типологии, раскрыть основные понятия  в данной категории.

- далее считаем необходимым  охарактеризовать типы государств  и элементы формы государства. Потому что прежде чем выявить  соотношение между двумя категориями, необходимо понимать их сущность, классификацию.

- непосредственно проанализировать  соотношение типа и формы государства.

Поставленные цели и задачи будут решены методом сравнительного анализа учебной литературы, монографий и статей следующих авторов: Матузов, Малько, Пиголкин, Мелехин и др.

Структура курсовой работы состоит из введения двух глав, разбитых на подпункты, заключения, глоссария, списка использованных источников и приложений.

В первой главе рассматривается понятие типа и формы государства, во второй главе классификация типов и форм государства, а также соотношение типа и формы государства.

Государство очень сложный механизм, но изучение типов, формы государства и других составляющих необходимо, т.к. чтобы построить действительно правовое государство, необходимо учитывать опыт прошлого.

При написании курсовой работы использовался широкий круг юридической литературы, нормативно-правовых актов и периодической печати. Основными нормативно-правовыми актами послужили - Абдулаева М.И. Теория государства и права; Венгерова А.Б. Теория государства и права; Хропанюк В.Н. Теория государства и права.

1. Понятие типа и формы государства

1.1 Форма государства - понятие и сущность

государство унитарный федеративный

Понятие формы государства относится к важнейшим его характеристикам. Оно позволяет установить, как устроено государство, в каких формах организовано функционирование государственной власти, какими органами она представлена, каков порядок их образования и деятельности, срок полномочий, наконец, какими методами осуществляется государственная власть в стране.

Выделяют три основных элемента в форме государства:

- форму правления,

- форму территориального (государственного) устройства

- политический (государственный) режим.

В совокупности эти элементы раскрывают форму государства.

Под формой правления обычно понимают организацию верховной государственной власти: ее высших и центральных органов, их компетенцию, взаимоотношения между собой и с населением. В зависимости от того, осуществляется ли верховная власть в государстве одним лицом или коллегиальным выборным органом, различают монархическую и республиканскую формы правления.

Монархия обладает следующими юридическими признаками:

1) это, как правило, единоличное  правление;

2) власть монарха носит  бессрочный, пожизненный характер  и передается по наследству;

Выделяют две разновидности монархической формы правления: абсолютную (неограниченную) и ограниченную (парламентарную) монархию.

В абсолютной монархии власть монарха безусловна и не ограничена никакой иной властью. В государстве отсутствуют какие-либо представительные учреждения, народ отстранен от государственной власти и не имеет возможности контролировать управление государством. Этот вид монархии характерен для древних форм правления периода рабовладения и для государств восточной деспотии.

В ограниченной монархии власть монарха ограничивается конституцией и представительным органом (парламентом). Монарх не обладает всей полнотой власти и делит ее с парламентом. В целом монарх выполняет главным образом представительскую роль и символизирует единство нации и стабильность правового порядка. Абдулаев, М.И. Теория государства и права [Текст]. Учебник, 2009, 2-е изд. - С. 196

В настоящее время ограниченная монархическая форма правления существует в Великобритании, Испании, Швеции, Норвегии, Японии, неограниченная - в Саудовской Аравии, Кувейте, Объединенных Арабских Эмиратах (ОАЭ) и др.

Для республиканской формы правления характерны следующие юридические признаки:

1) высшие органы власти  формируются путем выборов на  определенный срок, либо должности  в них замещаются путем назначения  на определенный срок. Это означает, что в республике нет несменяемых  должностей, и они не могут  передаваться по наследству.

2) должностные лица несут  политическую и юридическую ответственность  за невыполнение или ненадлежащее  выполнение возложенных на них  полномочий. Эта ответственность  выражается в форме отставки  правительства, роспуске парламента  и т.д. Бабаева, В.К. Теория государства  и права [Текст]. Учебник. - М.: 2007. - С. 275

Республиканская форма правления также относится к одной из древних. Республики были и в рабовладельческом мире, при феодальном строе (аристократическая республика в Древнем Риме или демократическая в Древней Греции, Новгородская и Псковская республики в феодальной Руси).

Выделяют два вида республик: президентскую и парламентарную. Различие между этими двумя формами проводится в основном по порядку формирования правительства и его ответственности. Все другие признаки относятся к дополнительным.

Форма государства означает, кто и как правит в обществе, как устроены и действуют в нем государственно-властные структуры, как объединено население на данной территории, каким образом оно связано через различные территориальные и политические образования с государством в целом, как осуществляется политическая власть, с помощью каких методов и приемов.

В понятии "форма государства" выражается их внутренняя организация, способ устройства, с помощью которых они весьма существенно отличаются друг от друга. Венгеров, А.Б. Теория государства и права [Текст]. Учебник, - М.: 2008. - С. 164

От формы государства в значительной степени зависит и политическая жизнь в обществе, и устойчивость государственных институтов.

Форма государства - это способ организации политической власти, охватывающий форму правления, форму государственного устройства и политический режим.

В форме государства выражается его строение, на которое влияют как социально-экономические факторы, так и природные, климатические условия, национально-исторические и религиозные особенности, культурный уровень развития общества и т.п.

Например, в Англии в результате своеобразного компромисса между буржуазией и феодалами возникла ограниченная (конституционная) монархия, в России в силу многонационального состава населения и огромных территорий больше предпосылок для федеративного устройства государства.

1) форма правления - характеризует  порядок образования и организации  высших органов государственной  власти, их взаимоотношения друг  с другом и населением. В зависимости  от особенностей формы правления  государства подразделяются на  монархические и республиканские;

2) форма государственного  устройства - отражает территориальную  структуру государства, соотношение  между государством в целом  и его составными территориальными  единицами. По форме государственного  устройства государства подразделяются  на унитарные, федеративные и  конфедеративные;

3) политический (государственный) режим - представляет собой систему  методов, способов и средств осуществления  государственной власти. В зависимости  от особенностей набора данных  приемов государственного властвования  различают демократический и  антидемократический политические (государственные) режимы.

Таким образом, форма государства - это его структурное, территориальное и политическое устройство, взятое в единстве трех вышеназванных составляющих (Приложение А).

1.2 Необходимость в типологии, основные понятия

Типология по отношению к существовавшим ранее и нынешним государствам необходима для того, чтобы не растерять накопленный человечеством опыт организации государственной или общественной жизни. Осознание и использование предшествующего опыта позволит не только избежать ошибок, но и ускорить эффективность общественного прогресса.

Типология - осуществляемое посредством аналитических процедур расчленение целостных объектов (систем) на конкретные типы (классы), исходя из определенных признаков (критериев). Матузов, Н.И., Малько А.В. Теория государства и права [Текст]. Учебник,- М.: 2009. - С. 253

Тип (исторический) государства и права - это целостная совокупность наиболее существенных признаков, свойственных правовым и политическим, организованным в государство системам единой общественно-экономической формации или (и) конкретному этапу (периоду) в развитии определенного общества. Пиголкина, А.С. Теория государства и права [Текст]. Учебник. - М.: 2009. - С. 147

Существенными признаками правовой и политической (политико-правовой) системы являются: принадлежность государственной власти, - кому принадлежит закрепленная в праве государственная (политическая) власть; целенаправленность государственной власти - в интересах каких социальных групп эта власть осуществляется; порядок осуществления государственной власти - какими способами и методами эта власть осуществляется; государственно-правовые и бытовые традиции - какие цивилизованные факторы играют большую роль. (Приложение Б)

На протяжении многих лет вопрос о сущности государства решался в нашей науке односторонне. Сущность государства видели лишь в его насильственной стороне, рассматривая его как диктатуру, ничем не ограниченную власть господствующего класса. При этом упускалось из вида, что общество едино. Следовательно, государство всегда выражает интересы всего общества и является способом его интеграции. Выделяют два основных подхода к типологии государства: формационный и цивилизационный.

Формационный подход выражает марксистское отношение к вопросу о типе государства. С точки зрения марксизма, под историческим типом государства и права понимаются взятые в единстве наиболее типичные их черты и признаки, относящиеся к одной и той же общественно-экономической формации, к одному и тому же экономическому базису.

Для определения типа государства и права в данном значении необходимо ответить на следующие три вопроса:

1) Какой общественно-экономической  формации, какому типу производственных  отношений соответствует данное  государство;

2) Орудием какого класса  оно является;

3). Каково социальное  назначение данного государства.

Согласно марксистской типологии государства делятся на рабовладельческое, феодальное, буржуазное, социалистическое. Смена одного исторического типа другим - процесс объективный, естественноисторический, его реализация возможна в результате революций. В этом процессе каждый последующий тип государства должен быть исторически более прогрессивным, чем предыдущий.

Рабовладельческие, феодальные, буржуазные типы государства охватываются единым понятием эксплуататорского государства.

В качестве противоположности указанным типам государства классики марксизма определяли социалистическое государство.

Информация о работе Соотношение типа и формы государства