Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2014 в 08:12, контрольная работа
Краткое описание
Целью настоящей работы является проведения анализа соотношения типа и формы государства. Необходимо ответить на вопрос, как взаимосвязаны эти два понятия насколько тесно. В связи, с чем для раскрытия цели поставлены ряд задач: - необходимо определить понятие формы государства, его элементы. - определить необходимость типологии, раскрыть основные понятия в данной категории. - далее считаем необходимым охарактеризовать типы государств и элементы формы государства. Потому что прежде чем выявить соотношение между двумя категориями, необходимо понимать их сущность, классификацию. - непосредственно проанализировать соотношение типа и формы государства.
Оглавление
Введение 1. Понятие типа и формы государства 1.1 Форма государства - понятие и сущность 1.2 Необходимость в типологии, основные понятия 2. Классификация типов и форм государства 2.1 Характеристика основных типов и элементов формы государства 2.2 Соотношение типа и формы государства Заключение Список использованных источников
2.1 Характеристика основных
типов и элементов формы государства
2.2 Соотношение типа и
формы государства
Заключение
Список использованных источников
Введение
Актуальность темы, прежде
всего, проявляется в том, что изучение
типологии и формы государства является
залогом правильного построения государства
правового, учитывая все недостатки, предыдущих
форм государства, которые существовали
и существуют в истории человечества.
Четкого соотношения между
типом и формой государства нет. С одной
стороны в пределах государства одного
и того же типа могут встречаться различные
формы организации и деятельности государственной
власти, а с другой государства различного
типа могут обличаться в одинаковую форму.
Государство - это, прежде всего
исторически сложившаяся, сознательно
организованная социальная сила, управляющая
обществом. Это фактически первая, сознательно
созданная обществом и планомерно функционирующая
организация, оказывающая огромное воздействие
на жизнь индивидуумов, социальных групп
и всего общества.
Традиционно отечественная
теория государства и права в этих целях
выделяет в формах государства три основных,
взаимосвязанных блока: форму правления,
форму национального и административно-территориального
устройства, политический режим.
Своеобразие конкретной формы
государства любого исторического периода
определяется, прежде всего, степенью
зрелости общества и государственной
жизни, задачами и целями, которые ставит
перед собой государство. Другими словами,
категория формы государства непосредственно
зависит от его содержания и определяется
им.
Форма государства - сложное
общественное явление, которое включает
в себя три взаимосвязанных элемента:
форму правления, форму государственного
устройства и форму государственного
режима. В различных странах государственные
формы имеют свои особенности, характерные
признаки, которые по мере общественного
развития наполняются новым содержанием,
обогащаясь во взаимосвязи и взаимодействий.
Вместе с тем форма существующих государств,
особенно современных, имеет общие признаки,
что позволяет дать определение каждому
элементу формы государства.
Целью настоящей работы является
проведения анализа соотношения типа
и формы государства. Необходимо ответить
на вопрос, как взаимосвязаны эти два понятия
насколько тесно.
В связи, с чем для раскрытия
цели поставлены ряд задач:
- необходимо определить
понятие формы государства, его
элементы.
- определить необходимость
типологии, раскрыть основные понятия
в данной категории.
- далее считаем необходимым
охарактеризовать типы государств
и элементы формы государства.
Потому что прежде чем выявить
соотношение между двумя категориями,
необходимо понимать их сущность,
классификацию.
- непосредственно проанализировать
соотношение типа и формы государства.
Поставленные цели и задачи
будут решены методом сравнительного
анализа учебной литературы, монографий
и статей следующих авторов: Матузов, Малько,
Пиголкин, Мелехин и др.
Структура курсовой работы
состоит из введения двух глав, разбитых
на подпункты, заключения, глоссария, списка
использованных источников и приложений.
В первой главе рассматривается
понятие типа и формы государства, во второй
главе классификация типов и форм государства,
а также соотношение типа и формы государства.
Государство очень сложный
механизм, но изучение типов, формы государства
и других составляющих необходимо, т.к.
чтобы построить действительно правовое
государство, необходимо учитывать опыт
прошлого.
При написании курсовой работы
использовался широкий круг юридической
литературы, нормативно-правовых актов
и периодической печати. Основными нормативно-правовыми
актами послужили - Абдулаева М.И. Теория
государства и права; Венгерова А.Б. Теория
государства и права; Хропанюк В.Н. Теория
государства и права.
1. Понятие типа и формы
государства
1.1 Форма государства
- понятие и сущность
государство унитарный
федеративный
Понятие формы государства
относится к важнейшим его характеристикам.
Оно позволяет установить, как устроено
государство, в каких формах организовано
функционирование государственной власти,
какими органами она представлена, каков
порядок их образования и деятельности,
срок полномочий, наконец, какими методами
осуществляется государственная власть
в стране.
Выделяют три основных элемента
в форме государства:
- форму правления,
- форму территориального
(государственного) устройства
- политический (государственный)
режим.
В совокупности эти элементы
раскрывают форму государства.
Под формой правления обычно
понимают организацию верховной государственной
власти: ее высших и центральных органов,
их компетенцию, взаимоотношения между
собой и с населением. В зависимости от
того, осуществляется ли верховная власть
в государстве одним лицом или коллегиальным
выборным органом, различают монархическую
и республиканскую формы правления.
Монархия обладает следующими
юридическими признаками:
1) это, как правило, единоличное
правление;
2) власть монарха носит
бессрочный, пожизненный характер
и передается по наследству;
Выделяют две разновидности
монархической формы правления: абсолютную
(неограниченную) и ограниченную (парламентарную)
монархию.
В абсолютной монархии власть
монарха безусловна и не ограничена никакой
иной властью. В государстве отсутствуют
какие-либо представительные учреждения,
народ отстранен от государственной власти
и не имеет возможности контролировать
управление государством. Этот вид монархии
характерен для древних форм правления
периода рабовладения и для государств
восточной деспотии.
В ограниченной монархии власть
монарха ограничивается конституцией
и представительным органом (парламентом).
Монарх не обладает всей полнотой власти
и делит ее с парламентом. В целом монарх
выполняет главным образом представительскую
роль и символизирует единство нации и
стабильность правового порядка. Абдулаев,
М.И. Теория государства и права [Текст].
Учебник, 2009, 2-е изд. - С. 196
В настоящее время ограниченная
монархическая форма правления существует
в Великобритании, Испании, Швеции, Норвегии,
Японии, неограниченная - в Саудовской
Аравии, Кувейте, Объединенных Арабских
Эмиратах (ОАЭ) и др.
Для республиканской формы
правления характерны следующие юридические
признаки:
1) высшие органы власти
формируются путем выборов на
определенный срок, либо должности
в них замещаются путем назначения
на определенный срок. Это означает,
что в республике нет несменяемых
должностей, и они не могут
передаваться по наследству.
2) должностные лица несут
политическую и юридическую ответственность
за невыполнение или ненадлежащее
выполнение возложенных на них
полномочий. Эта ответственность
выражается в форме отставки
правительства, роспуске парламента
и т.д. Бабаева, В.К. Теория государства
и права [Текст]. Учебник. - М.: 2007. - С.
275
Республиканская форма правления
также относится к одной из древних. Республики
были и в рабовладельческом мире, при феодальном
строе (аристократическая республика
в Древнем Риме или демократическая в
Древней Греции, Новгородская и Псковская
республики в феодальной Руси).
Выделяют два вида республик:
президентскую и парламентарную. Различие
между этими двумя формами проводится
в основном по порядку формирования правительства
и его ответственности. Все другие признаки
относятся к дополнительным.
Форма государства означает,
кто и как правит в обществе, как устроены
и действуют в нем государственно-властные
структуры, как объединено население на
данной территории, каким образом оно
связано через различные территориальные
и политические образования с государством
в целом, как осуществляется политическая
власть, с помощью каких методов и приемов.
В понятии "форма государства"
выражается их внутренняя организация,
способ устройства, с помощью которых
они весьма существенно отличаются друг
от друга. Венгеров, А.Б. Теория государства
и права [Текст]. Учебник, - М.: 2008. - С. 164
От формы государства в значительной
степени зависит и политическая жизнь
в обществе, и устойчивость государственных
институтов.
Форма государства - это способ
организации политической власти, охватывающий
форму правления, форму государственного
устройства и политический режим.
В форме государства выражается
его строение, на которое влияют как социально-экономические
факторы, так и природные, климатические
условия, национально-исторические и религиозные
особенности, культурный уровень развития
общества и т.п.
Например, в Англии в результате
своеобразного компромисса между буржуазией
и феодалами возникла ограниченная (конституционная)
монархия, в России в силу многонационального
состава населения и огромных территорий
больше предпосылок для федеративного
устройства государства.
1) форма правления - характеризует
порядок образования и организации
высших органов государственной
власти, их взаимоотношения друг
с другом и населением. В зависимости
от особенностей формы правления
государства подразделяются на
монархические и республиканские;
2) форма государственного
устройства - отражает территориальную
структуру государства, соотношение
между государством в целом
и его составными территориальными
единицами. По форме государственного
устройства государства подразделяются
на унитарные, федеративные и
конфедеративные;
3) политический (государственный)
режим - представляет собой систему
методов, способов и средств осуществления
государственной власти. В зависимости
от особенностей набора данных
приемов государственного властвования
различают демократический и
антидемократический политические
(государственные) режимы.
Таким образом, форма государства
- это его структурное, территориальное
и политическое устройство, взятое в единстве
трех вышеназванных составляющих (Приложение
А).
1.2 Необходимость в типологии,
основные понятия
Типология по отношению к существовавшим
ранее и нынешним государствам необходима
для того, чтобы не растерять накопленный
человечеством опыт организации государственной
или общественной жизни. Осознание и использование
предшествующего опыта позволит не только
избежать ошибок, но и ускорить эффективность
общественного прогресса.
Типология - осуществляемое
посредством аналитических процедур расчленение
целостных объектов (систем) на конкретные
типы (классы), исходя из определенных
признаков (критериев). Матузов, Н.И., Малько
А.В. Теория государства и права [Текст].
Учебник,- М.: 2009. - С. 253
Тип (исторический) государства
и права - это целостная совокупность наиболее
существенных признаков, свойственных
правовым и политическим, организованным
в государство системам единой общественно-экономической
формации или (и) конкретному этапу (периоду)
в развитии определенного общества. Пиголкина,
А.С. Теория государства и права [Текст].
Учебник. - М.: 2009. - С. 147
Существенными признаками
правовой и политической (политико-правовой)
системы являются: принадлежность государственной
власти, - кому принадлежит закрепленная
в праве государственная (политическая)
власть; целенаправленность государственной
власти - в интересах каких социальных
групп эта власть осуществляется; порядок
осуществления государственной власти
- какими способами и методами эта власть
осуществляется; государственно-правовые
и бытовые традиции - какие цивилизованные
факторы играют большую роль. (Приложение
Б)
На протяжении многих лет вопрос
о сущности государства решался в нашей
науке односторонне. Сущность государства
видели лишь в его насильственной стороне,
рассматривая его как диктатуру, ничем
не ограниченную власть господствующего
класса. При этом упускалось из вида, что
общество едино. Следовательно, государство
всегда выражает интересы всего общества
и является способом его интеграции. Выделяют
два основных подхода к типологии государства:
формационный и цивилизационный.
Формационный подход выражает
марксистское отношение к вопросу о типе
государства. С точки зрения марксизма,
под историческим типом государства и
права понимаются взятые в единстве наиболее
типичные их черты и признаки, относящиеся
к одной и той же общественно-экономической
формации, к одному и тому же экономическому
базису.
Для определения типа государства
и права в данном значении необходимо
ответить на следующие три вопроса:
1) Какой общественно-экономической
формации, какому типу производственных
отношений соответствует данное
государство;
2) Орудием какого класса
оно является;
3). Каково социальное
назначение данного государства.
Согласно марксистской типологии
государства делятся на рабовладельческое,
феодальное, буржуазное, социалистическое.
Смена одного исторического типа другим
- процесс объективный, естественноисторический,
его реализация возможна в результате
революций. В этом процессе каждый последующий
тип государства должен быть исторически
более прогрессивным, чем предыдущий.
Рабовладельческие, феодальные,
буржуазные типы государства охватываются
единым понятием эксплуататорского государства.
В качестве противоположности
указанным типам государства классики
марксизма определяли социалистическое
государство.