Соотношение типа и формы государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2013 в 06:04, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность темы, прежде всего, проявляется в том, что изучение типологии и формы государства является залогом правильного построения государства правового, учитывая все недостатки, предыдущих форм государства, которые существовали и существуют в истории человечества. Четкого соотношения между типом и формой государства нет. С одной стороны в пределах государства одного и того же типа могут встречаться различные формы организации и деятельности государственной власти, а с другой государства различного типа могут обличаться в одинаковую форму.

Оглавление

Введение
1. Понятие типа и формы государства
1.1 Форма государства – понятие и сущность
1.2 Необходимость в типологии, основные понятия
2. Классификация типов и форм государства
2.1 Характеристика основных типов и элементов формы государства
2.2 Соотношение типа и формы государства
Заключение
Список использованных источников

Файлы: 1 файл

ТГП - курс.doc

— 171.50 Кб (Скачать)

Основные данные о работе

Версия шаблона

2.1

Филиал

Благовещенский

Вид работы

Курсовая работа

Название дисциплины

Теория государства  и права

Тема

Соотношение типа и формы  государства

Фамилия студента

Чихняев

Имя студента

Алексей

Отчество студента

Алексеевич

№ контракта

0780012400109088


 

Содержание

Введение

1. Понятие типа и формы государства

1.1 Форма государства  – понятие и сущность

1.2 Необходимость в  типологии, основные понятия

2. Классификация типов и форм государства

2.1 Характеристика основных типов и элементов формы государства

2.2 Соотношение типа  и формы государства

Заключение 

Список использованных источников

 

Введение

Актуальность темы, прежде всего, проявляется в том, что  изучение типологии и формы государства  является залогом правильного построения государства правового, учитывая все недостатки, предыдущих форм государства, которые существовали и существуют в истории человечества.

Четкого соотношения  между типом и формой государства  нет. С одной стороны в пределах государства одного и того же типа могут встречаться различные формы организации и деятельности государственной власти, а с другой государства различного типа могут обличаться в одинаковую форму.

Государство – это, прежде всего исторически сложившаяся, сознательно организованная социальная сила, управляющая обществом. Это фактически первая, сознательно созданная обществом и планомерно функционирующая организация, оказывающая огромное воздействие на жизнь индивидуумов, социальных групп и всего общества.

Традиционно отечественная теория государства и права в этих целях выделяет в формах государства три основных, взаимосвязанных блока: форму правления, форму национального и административно-территориального устройства, политический режим.

Своеобразие конкретной формы государства любого исторического периода определяется, прежде всего, степенью зрелости общества и государственной жизни, задачами и целями, которые ставит перед собой государство. Другими словами, категория формы государства непосредственно зависит от его содержания и определяется им.

Форма государства - сложное  общественное явление, которое включает в себя три взаимосвязанных элемента: форму правления, форму государственного устройства и форму государственного режима. В различных странах государственные формы имеют свои особенности, характерные признаки, которые по мере общественного развития наполняются новым содержанием, обогащаясь во взаимосвязи и взаимодействий. Вместе с тем форма существующих государств, особенно современных, имеет общие признаки, что позволяет дать определение каждому элементу формы государства.

Целью настоящей работы является проведения анализа соотношения  типа и формы государства. Необходимо ответить на вопрос, как взаимосвязаны  эти два понятия насколько  тесно.

В связи, с чем для  раскрытия цели поставлены ряд задач:

- необходимо определить  понятие формы государства, его  элементы.

- определить необходимость  типологии, раскрыть основные  понятия в данной категории.

- далее считаем необходимым  охарактеризовать типы государств  и элементы формы государства. Потому что прежде чем выявить соотношение между двумя категориями, необходимо понимать их сущность, классификацию.

- непосредственно проанализировать  соотношение типа и формы государства. 

Поставленные цели и  задачи будут решены методом сравнительного анализа учебной литературы, монографий и статей следующих авторов: Матузов, Малько, Пиголкин, Мелехин и др.

Структура курсовой работы состоит из введения двух глав, разбитых на подпункты, заключения, глоссария, списка использованных источников и приложений.

В первой главе рассматривается  понятие типа и формы государства, во второй главе классификация типов  и форм государства, а также соотношение  типа и формы государства.

Государство очень сложный  механизм, но изучение типов, формы  государства и других составляющих необходимо, т.к. чтобы построить действительно правовое государство, необходимо учитывать опыт прошлого.

При написании курсовой работы использовался широкий круг юридической литературы, нормативно-правовых актов и периодической печати. Основными нормативно-правовыми актами послужили - Абдулаева М.И. Теория государства и права; Венгерова А.Б. Теория государства и права; Хропанюк В.Н. Теория государства и права.

Основная часть

1 1. Понятие типа и формы государства

1.1 Форма государства – понятие и сущность

 

Понятие формы государства  относится к важнейшим его  характеристикам. Оно позволяет  установить, как устроено государство, в каких формах организовано функционирование государственной власти, какими органами она представлена, каков порядок  их образования и деятельности, срок полномочий, наконец, какими методами осуществляется государственная власть в стране.

Выделяют три основных элемента в форме государства:

- форму правления,

- форму территориального (государственного) устройства

- политический (государственный) режим.

В совокупности эти элементы раскрывают форму государства.

Под формой правления  обычно понимают организацию верховной  государственной власти: ее высших и центральных органов, их компетенцию, взаимоотношения между собой  и с населением. В зависимости от того, осуществляется ли верховная власть в государстве одним лицом или коллегиальным выборным органом, различают монархическую и республиканскую формы правления.

Монархия обладает следующими юридическими признаками:

1) это, как правило, единоличное правление;

2) власть монарха носит  бессрочный, пожизненный характер  и передается по наследству;

Выделяют две разновидности  монархической формы правления: абсолютную (неограниченную) и ограниченную (парламентарную) монархию.

В абсолютной монархии власть монарха безусловна и не ограничена никакой иной властью. В государстве отсутствуют какие-либо представительные учреждения, народ отстранен от государственной власти и не имеет возможности контролировать управление государством. Этот вид монархии характерен для древних форм правления периода рабовладения и для государств восточной деспотии.

В ограниченной монархии власть монарха ограничивается конституцией и представительным органом (парламентом). Монарх не обладает всей полнотой власти и делит ее с парламентом. В целом монарх выполняет главным образом представительскую роль и символизирует единство нации и стабильность правового порядка.1

В настоящее время  ограниченная монархическая форма  правления существует в Великобритании, Испании, Швеции, Норвегии, Японии, неограниченная - в Саудовской Аравии, Кувейте, Объединенных Арабских Эмиратах (ОАЭ) и др.

Для республиканской  формы правления характерны следующие  юридические признаки:

1) высшие органы власти  формируются путем выборов на  определенный срок, либо должности в них замещаются путем назначения на определенный срок. Это означает, что в республике нет несменяемых должностей, и они не могут передаваться по наследству.

2) должностные лица  несут политическую и юридическую  ответственность за невыполнение или ненадлежащее выполнение возложенных на них полномочий. Эта ответственность выражается в форме отставки правительства, роспуске парламента и т.д.2

Республиканская форма  правления также относится к  одной из древних. Республики были и  в рабовладельческом мире, при феодальном строе (аристократическая республика в Древнем Риме или демократическая в Древней Греции, Новгородская и Псковская республики в феодальной Руси).

Выделяют два вида республик: президентскую и парламентарную. Различие между этими двумя формами проводится в основном по порядку формирования правительства и его ответственности. Все другие признаки относятся к дополнительным.

Форма государства означает, кто и как правит в обществе, как устроены и действуют в  нем государственно-властные структуры, как объединено население на данной территории, каким образом оно связано через различные территориальные и политические образования с государством в целом, как осуществляется политическая власть, с помощью каких методов и приемов.

В понятии "форма государства" выражается их внутренняя организация, способ устройства, с помощью которых они весьма существенно отличаются друг от друга.3

От формы государства  в значительной степени зависит  и политическая жизнь в обществе, и устойчивость государственных  институтов.

Форма государства - это  способ организации политической власти, охватывающий форму правления, форму  государственного устройства и политический режим.

В форме государства  выражается его строение, на которое  влияют как социально-экономические  факторы, так и природные, климатические условия, национально-исторические и религиозные особенности, культурный уровень развития общества и т.п.

Например, в Англии в  результате своеобразного компромисса  между буржуазией и феодалами  возникла ограниченная (конституционная) монархия, в России в силу многонационального состава населения и огромных территорий больше предпосылок для федеративного устройства государства.

1) форма правления  - характеризует порядок образования  и организации высших органов  государственной власти, их взаимоотношения друг с другом и населением. В зависимости от особенностей формы правления государства подразделяются на монархические и республиканские;

2) форма государственного  устройства - отражает территориальную  структуру государства, соотношение между государством в целом и его составными территориальными единицами. По форме государственного устройства государства подразделяются на унитарные, федеративные и конфедеративные;

3) политический (государственный)  режим - представляет собой систему методов, способов и средств осуществления государственной власти. В зависимости от особенностей набора данных приемов государственного властвования различают демократический и антидемократический политические (государственные) режимы.

Таким образом, форма государства - это его структурное, территориальное и политическое устройство, взятое в единстве трех вышеназванных составляющих (Приложение А).

1.2 Необходимость в типологии, основные понятия

 

Типология по отношению  к существовавшим ранее и нынешним государствам необходима для того, чтобы не растерять накопленный человечеством опыт организации государственной или общественной жизни. Осознание и использование предшествующего опыта позволит не только избежать ошибок, но и ускорить эффективность общественного прогресса.

Типология - осуществляемое посредством аналитических процедур расчленение целостных объектов (систем) на конкретные типы (классы), исходя из определенных признаков (критериев).4

Тип (исторический) государства  и права - это целостная совокупность наиболее существенных признаков, свойственных правовым и политическим, организованным в государство системам единой общественно-экономической формации или (и) конкретному этапу (периоду) в развитии определенного общества.5

Существенными признаками правовой и политической (политико-правовой) системы являются: принадлежность государственной власти, - кому принадлежит закрепленная в праве государственная (политическая) власть; целенаправленность государственной власти - в интересах каких социальных групп эта власть осуществляется; порядок осуществления государственной власти - какими способами и методами эта власть осуществляется; государственно-правовые и бытовые традиции - какие цивилизованные факторы играют большую роль. (Приложение Б)

2 Классификация типов и форм государства

2.1 Характеристика основных типов и элементов формы государства

 

В типологии государства  существует несколько основных типов  государств, которые рассмотри ниже:

1. Рабовладельческое  государство. Государства рабовладельческого  типа возникли позднее ранневосточных государств в результате появления частной собственности, имущественного расслоения, раскола общества на классы. Наиболее классические рабовладельческие государства были созданы в Греции (8-6 вв. до н. э.) и в Риме (6 в. до н. э.). Рабовладельческая государственность существовала в форме монархий и республик.

Основные классы рабовладельческого общества - рабовладельцы и рабы. Помимо них существовали социальные прослойки - ремесленники, мелкие земледельцы. Формой организации рабовладельческой государственной власти были унитарные монархии и республики. Монархия, например, существовала в Древнем Риме. Она пришла на смену республиканской форме правления и долгое время несла на себе ее черты. Но в III в. Рим становится неограниченной монархией.

Рабовладельческая республиканская  форма правления была двух видов. Первый - демократическая республика (Афины), где в выборах высших органов  государства участвовало все  свободное население. Второй вид - аристократическая  республика (Спарта и др.). Здесь в выборах высших органов государственной власти принимали участие представители власти и представители крупной военно-земельной аристократии.

Информация о работе Соотношение типа и формы государства