Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2013 в 06:04, курсовая работа
Актуальность темы, прежде всего, проявляется в том, что изучение типологии и формы государства является залогом правильного построения государства правового, учитывая все недостатки, предыдущих форм государства, которые существовали и существуют в истории человечества. Четкого соотношения между типом и формой государства нет. С одной стороны в пределах государства одного и того же типа могут встречаться различные формы организации и деятельности государственной власти, а с другой государства различного типа могут обличаться в одинаковую форму.
Введение
1. Понятие типа и формы государства
1.1 Форма государства – понятие и сущность
1.2 Необходимость в типологии, основные понятия
2. Классификация типов и форм государства
2.1 Характеристика основных типов и элементов формы государства
2.2 Соотношение типа и формы государства
Заключение
Список использованных источников
Государство это определенный способ организации общества, а также организация публичной политической власти, распространяющаяся на все общество, выступающая его официальным представителем и опирающаяся в необходимых случаях на средства и меры принуждения.
Как управляющая обществом система, государство обладает внутренней структурой, имеет специальные органы для реализации своих полномочий. Основные направления деятельности государства подразделяются на внутренние (деятельность в пределах данного общества) и внешние (межгосударственные отношения), которые взаимосвязаны и взаимозависимы.
Для постижения такого сложного социального института, как государство в отечественной теории государства и права особое внимание уделяется изучению формы государства. Изучать государство с точки зрения его формы означает изучение в первую очередь его строения, его основных составных частей, внутренней структуры, основных методов осуществления власти.
С одной стороны, государства каждого типа облекаются во множество форм - в рамках одного исторического типа встречаются различные формы государства. В частности, для рабовладельческого типа были характерны монархии (древневосточные деспотии - Египет, Вавилон, Ассирия, Китай, Индия, Римская империя) и республики (аристократические, например Римская в период с VI по I в. до н.э., и демократические, например Афинское государство); для феодального типа - монархии (раннефеодальная, монархия периода феодальной раздробленности, сословно-представительная, абсолютная) и городские республики (Венеция, Генуя, Флоренция, Новгород, Псков и др.); для буржуазного типа - демократические республики (парламентские, президентские, смешанные) и конституционные (ограниченные) монархии; для социалистического типа - Парижская Коммуна, советские республики и республики народной демократии.8
С другой стороны, государства
определенного исторического
Государства каждого данного типа не могут воплощаться в любые формы, т.е. и в такие, которые явно противоречат их содержанию и не соответствуют их экономической основе. Нельзя представить себе рабовладельческое государство в форме ограниченной монархии или демократической республики с общенациональными представительными учреждениями.Конкретная форма государства предопределяется историческим типом государства.
Но кроме этого она зависит и от других факторов:
1) уровня экономического развития общества;
2) соотношения классовых сил;
3) историко-национальных и культурных традиций;
4) международной обстановки и т.п.
Факторы, которые обусловливают разнообразие государственных форм, могут быть различными. В целом они сводятся к конкретности, индивидуальности объективных условий, в которых осуществляется управление обществом в тех или иных странах. Поскольку каждое государство развивается в специфических конкретных условиях, оно имеет своеобразные политические формы. Следовательно, тип и форма государства соотносятся как содержание и форма, где определяющую роль играет, естественно, содержание (т.е. тип государства).
В многовековой истории человечества существовало, сменяя друг друга, большое количеств государств, да и сейчас их немало. В связи с этим важное значение имеет проблема их научной классификации. Такая классификация, отражающая логику исторического развития государств, позволяющая объединить их в группы на основе определенных критериев, называется типологией. Существует рабовладельческий тип государства, феодальное государство, буржуазное и социальное.
Государство - это политическая целостность, образуемая национальной или много национальной общностью, закреплённой на определённой территории, где поддерживается юридический порядок, установленный элитой, которая монополизирует институционализированную власть, обладая законным правом применения принуждения.
Любое государство есть единство его сущности, содержания и формы. Чтобы оно активно функционировало, чтобы качественно и слаженно действовал его механизм, требуется четко организованная государственная власть.
Форма государства отвечает на вопросы, на каких принципах и как территориально построена государственная власть, как создаются высшие органы государства, как они взаимодействуют между собой и населением, какими методами она осуществляется и др.
Под формой государства понимается организация государственной власти, выраженная в форме правления, государственного устройства и политического (государственного) режима.
Следовательно, понятие формы государства охватывает:
а) организацию верховной государственной власти, источники ее образования и принципы взаимоотношений высших органов власти между собой и населением;
б) территориальную организацию государственной власти, соотношение государства как целого с его составными частями;
в) методы и способы осуществления государственной власти.
Форма государства зависит от конкретно-исторических условий его возникновения и развития, решающее влияние на нее оказывают сущность, исторический тип государства.
Например, феодальному типу государства соответствовала, как правило, монархическая форма правления, а буржуазному - республиканская. Форма государства во многом зависит от соотношения политических сил в стране, особенно в период его возникновения.
На форму государства влияют национальный состав, исторические традиции, территориальные размеры страны и другие факторы. Небольшие по территории государства обычно являются унитарными. Каждому народу должны быть свойственны своя, особая, индивидуальная форма и конституция, соответствующая ему и только ему. Нет одинаковых народов и не должно быть одинаковых форм и конституций. Слепое заимствование опасно и может стать причиной распада.
№ п/п |
Понятие |
Определение |
1 |
Государство |
это, прежде всего исторически сложившаяся, сознательно организованная социальная сила, управляющая обществом |
2 |
Форма государства |
это способ организации политической власти, охватывающий форму правления, форму государственного устройства и политический режим. |
3 |
форма правления |
характеризует порядок
образования и организации |
4 |
форма государственного устройства |
отражает территориальную структуру государства, соотношение между государством в целом и его составными территориальными единицами |
5 |
политический режим |
представляет собой систему методов, способов и средств осуществления государственной власти |
6 |
Форма государственного правления |
это элемент формы государства, характеризующий организацию верховной государственной власти, порядок образования ее органов и их взаимоотношения с населением |
7 |
Монархия |
(от греческого monarchia - единовластие) - это форма правления, при которой власть полностью или частично сосредоточена в руках единоличного главы государства (монарха): короля, царя, шаха, императора и т.д |
8 |
Республика ( |
от латинского res publica - государственное, общественное дело) - это форма правления, при которой глава государства является выборным и сменяемым, а его власть считается производной от избирателей или представительного органа |
9 |
Федерация |
строятся на основе распределения функций между ее субъектами и центром, зафиксированного в союзной Конституции, которая может быть изменена только с согласия субъектов федерации |
10 |
Конфедерация |
временный союз государств, образуемый для достижения политических, военных, экономических и прочих целей |
1 |
Конституция РФ (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ) // "Российская газета", N 7, 21.01.2009 |
2 |
Абдулаев, М.И. Теория государства и права [Текст]. Учебник, 2009, 2-е изд. – 196 с. |
3 |
Бабаева, В.К. Теория государства и права [Текст]. Учебник. - М.: 2007. – 275 с. |
4 |
Венгеров, А.Б. Теория государства и права [Текст]. Учебник, - М.: 2008. – 164 с. |
5 |
Мелехин, А.В. Теория государства и права [Текст]. Учебник. - М.: 2007. – 126 с. |
6 |
Матузов, Н.И., Малько А.В. Теория государства и права [Текст]. Учебник,- М.: 2009. – 253 с. |
7 |
Матузова, Н.И., Малько А.В. Теория государства и права [Текст]. Курс лекций. - М.: 2009, 2-е изд. – 184 с. |
8 |
Нерсесянца, В.С. Проблемы общей теории права и государства [Текст]. Учебник. – М.: 2010. – 94 с. |
9 |
Пиголкина, А.С. Общая теория права [Текст]. Учебник. - М.: Изд-во МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2009. — 384 с |
10 |
Пиголкина, А.С. Теория государства и права [Текст]. Учебник. – М.: 2009. – 147 с. |
11 |
Хропанюк, В.Н. Теория государства и права [Текст]. Учебник. - М.: 2008. – 65 с. |
А |
|
Б |
|
1 Абдулаев, М.И. Теория государства и права [Текст]. Учебник, 2009, 2-е изд. – С. 196
2 Бабаева, В.К. Теория государства и права [Текст]. Учебник. - М.: 2007. – С. 275
3 Венгеров, А.Б. Теория государства и права [Текст]. Учебник, - М.: 2008. – С. 164
4 Матузов, Н.И., Малько А.В. Теория государства и права [Текст]. Учебник,- М.: 2009. – С. 253
5 Пиголкина, А.С. Теория государства и права [Текст]. Учебник. – М.: 2009. – С. 147
6 Матузова, Н.И., Малько А.В. Теория государства и права [Текст]. Курс лекций. - М.: 2009, 2-е изд. – С. 184
7 Мелехин, А.В. Теория государства и права [Текст]. Учебник. - М.: 2007. – С. 126
8 Пиголкина А.С. Общая теория права [Текст]. Учебник. - М.: Изд-во МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2009. — 384 с
9 Хропанюк В.Н. Теория государства и права [Текст]. Учебник. - М.: 2008. – 65 с.