7. Типы государств.
В настоящее время
выделяют два основных подхода
к типологии государства: формационный
и цивилизационный. До недавнего времени
формационный подход признавался в качестве
единственно возможного и научного, поскольку
выражал марксистское отношение к вопросу
о типе государства. Суть его в том, что
выяснение типа государства основывается
на понимании истории как естественно—исторического
процесса смены общественно—экономических
формаций, каждой из которых в условиях
существования классов соответствует
определенный тип государства. «Исторические
типы государства»: рабовладельческий,
феодальный, буржуазный и социалистический
типы государства.
Рассматривая формационный
подход к типологии государства
в тесной связи с марксистским
учением о государстве, нельзя
не заметить, что марксистской
трактовке этих вопросов принадлежит
значительная роль в научном
объяснении возникновения и развития
рабовладельческого и феодального
типов государства. Марксистскую
типологию государств можно критиковать,
можно отказаться от нее, но
сначала нужно предложить взамен
нечто более совершенное. В мировой литературе предлагалось немало
основ классификации государств. Чаще
других звучало предложение подразделять
их на демократические и недемократические.
В последнее время весьма широко применяется
классификация государств на тоталитарные,
авторитарные, либеральные и демократические.
В тоталитарном государстве власть находится
в руках правящей элиты, диктатора и его
окружения. В правовом регулировании доминирует
режим«Запрещено все, кроме разрешенного
законом». Авторитарное государствоотличается
от тоталитарного проникновением в него,
хотя и в ограниченном объеме, элементов
демократизма и законности. Либеральное
государствоформируется под влиянием
либеральные идей и доктрин, которые принижают
роль и значение государства в жизни общества.
В демократическом государствесоздаются
условия для реального участия граждан
в решении государственных и иных общественных
дел, все важнейшие органы государства
выборны и подконтрольны народу. Граждане
обладают широким гарантированным законом
кругов прав и свобод. Здесь государство
служит обществу и личности. Английский
историк А. Тойнби предложил цивилизационный
подход классификации обществ и государств,
который учитывает не только социально—экономические
условия, но и религиозные, психологические,
культурные основы жизни общества. Цивилизационный
подход обосновывается идеей единства,
целостности современного мира, приоритетом
общечеловеческих ценностей.
Формационный подход
Составители: К. Маркс, Ф. Энгельс,
В. И. Ленин.
При формационном подходе
основным критерием классификации
выступают социально-экономические
формации, основой которых является
базис (экономические отношения), а
всё остальное называется надстройкой.
Тип производственных отношений
при этом формирует тип государства.
Классифицирующей категорией здесь
выступает исторический тип государства.
Исторический тип государства
— это государство определённой
общественно-экономической формации.
Характеризуется рядом общих
признаков: единством экономической
и классовой основы, сущности, социального
назначения, общими принципами организации
и деятельности государства. Выделяются
следующие типы государств:
Рабовладельческое государство
— основа рабы и рабовладельцы. Рабовладельческое
государство создано в целях
охраны, укрепления и развития собственности
рабовладельцев, как орудие их классового
господства, орудия их диктатуры.
Феодальное государство
— основа феодал и его зависимые
крестьяне;
Буржуазное государство
— основа буржуазия и пролетариат;
Социалистическое государство
— сущность этого государства
заключается в организации политической
власти трудящихся во главе с рабочим
классом. В таком государстве, рабочий
класс должен был построить важнейшую
организационную форму экономического
и социально-культурного руководства
обществом в условиях строительства
социализма и коммунизма;
Посткапиталистическая.
Достоинства формационной типологии:
– продуктивна сама идея делить
государства на основе социально-экономических
факторов, которые действительно
весьма существенно влияют на общество;
– она показывает поэтапность, естественно-исторический
характер развития государства. Слабые
стороны: – формационная типология во
многом однолинейная, характеризуется
излишней запрограммированностью, между
тем история многовариантна и далеко не
всегда "вписывается" в начерченные
для нее схемы; – недооцениваются духовные
факторы (религиозные, национальные, культурные
и т.п.).
Рабовладельческий тип государства
— исторически первая государственно-классовая
организация общества. По своей сущности
рабовладельческое государство
— это организация политической
власти господствующего класса в
рабовладельческой общественно-экономической
формации. Важнейшая функция этих
государств — защита собственности
рабовладельцев на средства производства,
в том числе на рабов.
Феодальный тип государства
— результат гибели рабовладельческого
строя и возникновения феодальной
общественно-экономической формации.
Феодальному типу государства соответствует
определенный тип производственных
отношений. Такое государство, согласно
марксистской теории, есть орудие классового
господства крепостников-помещиков, главное
средство защиты сословных привилегий
феодалов, угнетения и подавления
зависимого крестьянства. Государство
обеспечивает право господствующего
класса на землю, на владение крепостными
и присвоение значительной части
их труда. Этим же задачам служит и
правовая система феодального государства.
Буржуазный тип государства
приходит на смену феодальной государственности.
Данный тип государства функционирует
на базе производственных отношений, основанных
на капиталистической частной собственности
на средства производства и юридической
независимости рабочих от эксплуататоров.
Марксизм доказывал, что на всех этапах
своего развития буржуазное государство
представляет собой орудие классового
господства буржуазии над эксплуатируемым
пролетариатом и другими трудящимися.
Экономическому, политическому и
идеологическому господству класса
буржуазии соответствует и буржуазный
тип права, выражающий классовую
волю буржуазии, охраняющий капиталистическую
систему общественных отношений.
Как утверждают основоположники
марксизма-ленинизма, буржуазный тип
государства — последний тип
эксплуататорского государства. Объективные
противоречия капиталистического общества
обусловливают неизбежность пролетарской
революции, перехода государственной
власти в руки трудящихся масс, возглавляемых
рабочим классом и его партией,
возникновение социалистического
типа государства, а затем полное
отмирание государственности как
таковой.
Социалистический тип
государства возникает в результате
социалистической революции, которая
ниспровергает отношения частной
собственности и основанную на данных
отношениях государственную машину.
Отрицая предшествующий тип производственных
отношений как эксплуататорский,
новое государство создает такую
систему экономических отношений,
которая базируется на общественной
собственности на орудия и средства
производства, предполагающей сотрудничество
свободных от эксплуатации людей. Социалистическое
государство — орудие политической
власти трудящихся классов. Оно, по представлениям
марксистско-ленинской науки, выражает
интересы трудового народа, обеспечивает
защиту и развитие социалистического
общества.