Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2013 в 13:41, шпаргалка
Вопрос №1 Теория государства и права как наука и учебная дисциплина. предмет и методы теории государства и права
Целью учебной дисциплины ТГП является: помочь студенту сформировать первоосновы юридического мировоззрения, сформировать необходимую теоретическую базу, поэтому в ТГП излагаются лишь основные положения.
Предметом ТГП являются наиболее общие закономерности возникновения, развития, функционирования государства и права, особенности политического и правового сознания, правового регулирования, основные сущностные свойства права и государства.
- гражданское общество
- гражданское общество есть
сообщество свободных граждан-
- с развитием гражданского
- взаимодействие гражданского
общества и правового
Таким образом, понятие «гражданское
общество» характеризует
Вопрос № 17 . Понятие государственного аппарата (механизма). Виды государственных органов в РФ
Механизм гос-ва - система гос-ых органов, призванных осуществлять задачи и функции гос-ва. Понятия «механизм гос-ва» и «гос-ый аппарат» обычно употребляются как синонимы, хотя существует точка зрения, согласно которой под гос-ым аппаратом понимается система органов, непосредственно осуществляющих управленческую деятельность и наделенных для этого властными полномочиями, а в понятие «механизм государства» включаются также «материальные придатки» гос-го аппарата (вооруженные силы, милиция, исправительные учреждения и т.д.), опираясь на которые гос-ый аппарат осуществляет свою деятельность.
Характерные черты механизма гос-ва:
а) он представляет собой систему, т.е. упорядоченную совокупность государственных органов;
б) целостность его обеспечивается едиными целями и задачами;
в) основным элементом механизма
государства выступают
г) он является той организационной и материальной силой (рычагом), с помощью которой государство осуществляет свою власть, достигает конкретных результатов.
Структура механизма гос-ва включает в себя:
1) гос-ые органы, которые находятся в тесной взаимосвязи и соподчиненности при осуществлении своих непосредственных властных функций;
2) гос-ые учреждения и предприятия, которые властными полномочиями (за исключением их администраций) не обладают, а выполняют общесоциальные функции в сфере экономики, образования, здравоохранения, культуры, науки и т.д.;
3) гос-ых служащих (чиновников), специально занимающихся управлением;
4) организационные и финансовые средства, а также принудительную силу, необходимые для обеспечения деятельности гос-го аппарата.
Орган гос-ва - это звено гос-го аппарата, участвующее в осуществлении определенных функций государства и наделенное в этой связи властными полномочиями. Признаки органа гос-ва:
1) представляет собой
2) образован и действует на основе правовых актов (конституции и законов);
3) выполняет свойственные только
ему задачи и функции,
4) наделен в этой связи
5) состоит из гос-ых служащих и соответствующих подразделений, скрепленных единством целей, ради достижения которых он образован;
6) имеет соответствующую
1. По форме реализации гос-ой
деятельности органы гос-ва классифицируются
на: представительные, исполнительно-
2. По принципу разделения
3. По иерархии на: федеральные, республиканские и местные.
4. По срокам полномочий на: постоянные
(создаются без ограничения
5. По порядку осуществления компетенции на: коллегиальные (Гос. Дума Федерального Собрания РФ) и единоначальные (президент).
6. По правовым формам
7. По характеру компетенции на:
органы общей (правительство)
и специальной компетенции (
Аппарат гос-ва есть система гос. органов, взаимосвязанных общими принципами организации и деятельности. Подобные принципы - это исходные идеи, определяющие основные подходы к формированию и функционированию гос. органов.
Принципы:
1) Приоритет прав и свобод человека и гражданина - соответствующие обязанности гос. служащих признавать, соблюдать и защищать их.
2) Демократизм - широкое участие
граждан в формировании и
3) Разделение властей (на
4) Законность - обязательность соблюдения всеми гос. служащими Конституции, законов и подзаконных актов.
5) Гласность - обеспечивает
6) Федерализм - выражает единство системы гос. власти, разграничение предметов ведения между РФ и субъектами РФ.
7) Профессионализм - создает благоприятные
условия для использования
8) Сочетание коллегиальности и единоначалия - обеспечивает разумное соотношение демократических и бюрократических начал гос. аппарата.
9) Сочетание выборности и
10) Иерархичность - органы гос-ва занимают в гос. аппарате разные уровни (одни органы подчинены другим, решения вышестоящих органов обязательны для нижестоящих).
Вопрос №24. Проблемы построения
правового государства в
Для России путь к правовому государству не был и никогда не будет простым и быстрым. Причин тому много.
Во-первых, гражданское общество
в нашей стране еще только формируется,
его структура аморфна, нестабильность
общественных отношений порождает
у населения безразличие к
решению соответствующих
Во-вторых, экономические проблемы решаются дискретно и непоследовательно с точки зрения здравого смысла и формальной логики, в результате чего мы имеем однобокость процессов разгосударствления и приватизации, отсутствие среднего класса собственников, рост люмпенизированного слоя населения, поляризацию доходов социальных групп и слоев населения, замедленный выход к рыночным отношениям и т. д.
В-третьих, налицо кризисное состояние российской политической системы, а именно: нестабильность и неопределенность властных отношений, политическая неструктурированность общества (политические партии мелки и не имеют четкой социальной ориентации), затянувшийся процесс реализации принципа разделения властей, низкий уровень политической культуры населения в целом и власть имущих в частности.
В-четвертых, до сих пор требуют своего разрешения чисто правовые вопросы. Причем наличие противоречивого законодательства, спешка при издании нормативно-правовых актов и даже принятие неправовых законов -- это не самое главное
Вопрос № 18. Понятие и классификации государственных органов.
Государственный орган - это часть госаппарата, наделённая государственно-властными полномочиями. Госорган, это первичный и важный структурный элемент государственного аппарата. Каждый госорган - это структурно обособленное звено, относительно самостоятельная часть госаппарата, обладающая следующими основными признаками:
1) Хотя госорган и обладает определённой автономией, но он всегда часть единой системы.
2) Орган Г состоит из
3) Органы Г имеют внутреннюю
структуру, различные
4) Госорганы обладают
5) Госорганы обладают властными
полномочиями, которые выражаются:
а) возможности издания
6) Органы Г имеют определённую материальную базу, финансы, счёт, источники финансирования.
7) Активно участвуют в
8) Осуществляет от имени Г
его задачи и функции
9) Характеризуется определенной
структурой, т.е. строением по
видам отдельных служб и
10) Имеет территориальный масштаб деятельности.
11) Образуется в порядке,
12) Устанавливает правовые связи личного состава.
Основное свойство государственного
органа, качественно его
Государственные органы различаются по функциям, задачам, структуре, компетенции, сферам деятельности.
Классификация органов Г:
По способу возникновения:
1) Первичные органы - никакими другими
органами не создаются, такие
органы получают властные
2) Производные органы - создаются
первичными органами, которые и
наделяют их властными
По месту в иерархии государственного аппарата:
1) Центральные.
2) Региональные.
3) Местные.
По широте компетенции:
1) Органы общей компетенции - решают широкий круг вопросов (правительство).
2) Органы специальной (
По способу формирования:
1) Избираемые - для них характерно выборности и сменяемость.
2) Назначаемые - при назначении
к кандидату выдвигаются более
жёсткие профессиональные
По порядку принятия решений:
1) Единоличные - органы принимают
решение путём
2) Коллегиальные - такие органы
принимают решение
Вопросы к зачету по курсу
«ТЕОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА»
Информация о работе Шпаргалка по "Теории государства и права"