Шпаргалка по "Теории государства и права"

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2013 в 13:41, шпаргалка

Краткое описание

Вопрос №1 Теория государства и права как наука и учебная дисциплина. предмет и методы теории государства и права
Целью учебной дисциплины ТГП является: помочь студенту сформировать первоосновы юридического мировоззрения, сформировать необходимую теоретическую базу, поэтому в ТГП излагаются лишь основные положения.
Предметом ТГП являются наиболее общие закономерности возникновения, развития, функционирования государства и права, особенности политического и правового сознания, правового регулирования, основные сущностные свойства права и государства.

Файлы: 1 файл

Shpory_TGP_1-24.docx

— 86.77 Кб (Скачать)

1) Унитарную (простое, единое государство, части которого являются административно-территориальными единицами и не обладают признаками гос-го суверенитета; в нем существует единая система высших органов и единая система законодательства, как, например, в Польше, Франции).

2) Федеративную(сложное, союзное государство, части которого являются государственными образованиями и обладают в той или иной мере государственным суверенитетом и другими признаками государственности; в нем наряду с высшими федеральными органами и федеральным законодательством существуют высшие органы и законодательство субъектов федерации, как, например в России, США; федерации могут быть построены по территориальному либо по национально-территориальному принципу).

3) Конфедерацию (временный союз государств, образуемый для достижения политических, военных, экономических и прочих целей). Конфедерация не обладает суверенитетом, ибо отсутствует общий для объединившихся субъектов центральный государственный аппарат и отсутствует единая система законодательства. В рамках конфедерации могут создаваться союзные органы, но лишь по тем проблемам, ради решения которых они объединились, и лишь координирующего свойства. Конфедерация представляет собой непрочные гос-ые образования и существует сравнительно недолго: они либо распадаются, либо преобразуются в федеративные государства. Последнее, например, произошло со Швейцарией, которая из конфедерации Швейцарский союз (1815-1848) трансформировалась в федерацию.

Появилась новая форма ассоциированного гос-го объединения, названное содружеством государств. Примером может являться СНГ. Содружество является добровольным объединением государств, они характеризуются определенной однородностью, которая обусловлена экономической общностью, интеграцией хозяйственных связей (например, в СНГ), либо языковым единством (у стран британского Содружества наций), общностью правовой системы, культуры, религии (как у Лиги Арабских стран). Связи между членами содружества не такие тесные, как у участников конфедерации. Поэтому там используется более простой порядок вступления и выхода из содружества.

Сообщество - это объединение государств для решения вопросов, от которых зависит жизнеспособность государства и его статус (экономический, политический) в мировом сообществе Примером является ОПЕК (организация стран экспортеров нефти).

Ассоциация - объединение государств, которые соединились для решения вопросов, относящихся к разряду глобальных мировых проблем (сохранение мира, охрана окружающей среды, рациональное использование природных ресурсов). Примером является АСЕАН (ассоциация стран Тихоокеанского региона).

РФ имеет уникальное гос-ое устройство, где органически сочетаются признаки и территориальной, и национальной федерации. В соответствии с К. РФ «состоит из республик, краев, областей, ГФЗ, авт. области, авт. округов - равноправных субъектов РФ» (ст.5, п.1). «Федеративное устройство РФ основано на ее гос-ой целостности, единстве системы гос-ой власти, разграничении предметов ведения и полномочий между органами гос-ой власти и органами гос-ой власти субъектов РФ, равноправии и самоопределении народов в РФ» (ст. 5, п.3). Многообразие субъектов подобного федеративного гос-ва требует многоаспектной политики парламента, правительства, высших судебных органов, других федеральных ведомств и учреждений: необходимо всесторонне учитывать специфические интересы всех субъектов федерации, умело интегрировать общие и индивидуальные вопросы государственно-правового строительства страны. От этого зависит эффективность и гармония экономической, социальной, духовной, религиозной, национальной жизни федерации в целом. Специфика территориально-национальной федерации состоит в том, что такое государство должно не только интегрировать, но и дифференцировать интересы всех ее субъектов, как национальных, так и территориальных.

 

Вопрос № 21. Возникновение  и развитие идеи правового государства.

Идея правового государства  впервые возникла в эпоху античности. Однако в Древней Греции правовое государство не было реализовано, поскольку  там отсутствовало господство права. Например, народное собрание греческого города могло принимать любые  решения вплоть до казни гражданина по произвольным основаниям.

Впервые принципы правового государства  были реализованы в Древнем Риме. В период республики там была создана  сильная и независимая судебная власть, обеспечивалось равенство граждан  перед законом. 

В Европе (в отличие от стран  Востока) в течение всего Средневековья  социальные и прочие взаимоотношения, как правило, оформлялись в виде письменных законов или договоров. Со времен Рима продолжали действовать  многие правовые установления, которые  правители были не вправе отменить.

 

Вопрос № 22. Понятие правового  государства , его характеристика.

Правовое государство — способ организации общества, при котором  обеспечивается господство права, и  реализуются:

* права и свободы человека; 

* равенство всех перед законом; 

* принцип разделения властей; 

* разрешение конфликтов через  справедливый суд. 

Для правового государства характерно:

* наличие развитого гражданского  общества; 

* действие антимонополистических  механизмов, препятствующих сосредоточению  властных полномочий в каком-либо  одном звене или институте; 

* правовая защищённость человека  от произвольных решений и  действий кого бы то ни было; 

* возвышение суда как главного  средства обеспечения верховенства  закона; 

* ограничение государственной  власти. 

В правовом государстве обеспечивается защита прав собственности. Современная  концепция правового государства  предусматривает также обеспечение  прав меньшинства и невозможность  диктатуры большинства.

Антитезой правового государства  является деспотическое государство, в котором правители и чиновники  действуют произвольно, равенство  перед законом не реализуется, а  конфликты разрешаются в бюрократическом, а не судебном порядке.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вопрос № 14. Политический режим: понятие и разновидности

Политический (государственный) режим - это элемент формы государства, характеризующий совокупность методов, способов и средств осуществления  политической власти. Всякие изменения  происходящие в сущности государства  данного типа, прежде всего отражаются на его режиме, а он влияет на форму правления и форму гос-го устройства. Согласно одной точке зрения, понятие «политический режим более широкое, чем понятие «гос-ый режим», ибо включает в себя не только методы и приемы осуществления политической власти со стороны гос-ва, но и со стороны политических партий, общественных организаций и т.п. Согласно другой точке зрения, данные понятия можно расценивать как тождественные. В зависимости от особенностей набора методов и средств гос-го властвования различают два полярных режима - демократический и антидемократический.

Признаки демократического режима: 

1) Население участвует в осуществлении  государственной власти посредством  прямой (когда граждане, например, на  референдуме непосредственно принимают  решения по важнейшим вопросам  общ. жизни) и представительной демократии (когда народ реализует свою власть через выбираемые им представительные органы).

2) Решения принимаются большинством  с учетом интересов меньшинства. 

3) Выборность и сменяемость центральных  и местных органов гос-ой власти, их подотчетность избирателям, гласность.

4) Доминируют методы убеждения,  согласования, компромисса. 

5) Во всех сферах общественной  жизни господствует закон. 

6) Провозглашаются и реально  обеспечиваются права и свободы  человека и гражданина.

7) Политический плюрализм, в  том числе многопартийность.

8) Разделение властей и т.д.

Антидемократический режим (олицетворяет осуществление государственной власти в противоречии с демократическими механизмами, нормами и институтами; правитель реализует власть по своему усмотрению, произволу, без учета мнения большинства на основе диктаторских, насильственных методов. Права и свободы человека и гражданина здесь практически не защищены, в обществе царит беззаконие), который в свою очередь может подразделяться наподвиды –

а) фашистский (крайнее проявление тоталитаризма, во главе стоит вождь; существует одна правящая партия, одна офиц. идеология; все нации и расы не равны; присуща милитаризация, вся  промышленность поставлена на военные  рельсы),

б) тоталитарный (присущ социалистическим и фашистским гос-ам. Характеризуетсяся одной идеологией, которая формируется одним полит. движением или полит. партией, во главе гос-ва стоит вождь - представитель правящей партии; по существу существует одна полит. партия; террор по отношению к населению), в) авторитарный (режим, при котором гос. власть не формируется и не контролируется народом, существуют представительные органы они реальной роли в жизни не играют; все решения принимаются на высшем уровне, но они заранее формируются в парламенте во главе с лидером; оппозиция устраняется, иногда разрешается деятельность близких по духу, родственных полит. партий и профсоюзов; решения центральной власти реализуются при широкомасштабном использовании насилия, при опоре на военно-полицейский аппарат; устанавливается полное преимущество гос-ва перед правом; личность лишена гарантий безопасности, человек не может реально пользоваться общедемократическими свободами) и т.п.

Между двумя полюсами (демократическим  и антидемократическим режимами) в реальной жизни могут быть смешанные  режимы с элементами того и другого. Политический режим в РФ является либерально-демократическим (власть осуществляется с участием народа, в основе гос-ва лежат принципы гуманизма, демократии; признаются все формы собственности; существует огромное кол-во общ. организаций по интересам; допускается и приветствуется оппозиция). Конституция РФ закрепляет широкий круг прав и свобод, которые признаются высшей ценностью. Между тем демократия в РФ - еще недостаточно сформировавшийся режим. Российская демократия - в определенной мере демократия меньшинства, и это вызвано главным образом политической пассивностью большинства населения. Ее также можно охарактеризовать как управляемую демократию.

 

Вопрос № 23 .Гражданское  общество и правовое государство.

Гражданское общество в его современном  понимании и значении - это общество, способное противостоять государству, контролировать его деятельность, способное  указать государству его место, держать его «в узде». Говоря другими  словами, гражданское общество - это  общество, способное сделать свое государство правовым

Любую социальную сферу составляют три компонента:

а) социальные субъекты (люди и образуемые ими общности);

б) отношения между субъектами (общественные отношения, социальные структуры);

в) поведение людей, их деятельность.

Итак, гражданское общество и его  взаимоотношения с государством характеризуются, в основном, следующими моментами:

- становление и развитие гражданского  общества связывается с формированием  буржуазных общественных отношений,  утверждением принципа формального  равенства;

- гражданское общество базируется  на частной и иных формах  собственности, рыночной экономике,  политическом плюрализме;

- гражданское общество существует  наряду с государством как  относительно самостоятельная и  противостоящая ему сила, находящаяся  с ним в противоречивом единстве;

- гражданское общество представляет  собой систему, которая построена  на основе горизонтальных связей  между субъектами (принцип координации)  и которой свойственны самоорганизация  и самоуправляемость;

- гражданское общество есть  сообщество свободных граждан-собственников,  осознающих себя именно в таком  качестве, а следовательно - готовых взять на себя всю полноту хозяйственной и политической ответственности за состояние общества;

- с развитием гражданского общества  и становлением правовой государственности  происходит сближение общества  и государства, их взаимопроникновение:  по существу, правовое государство  есть способ организации гражданского  общества, его политическая форма;

- взаимодействие гражданского  общества и правового государства  направлено на формирование правового  демократического общества, на создание демократического социально-правового государства.

Таким образом, понятие «гражданское общество» характеризует определенный уровень развития общества, его состояние, степень социально-экономической, политической и правовой зрелости.

Информация о работе Шпаргалка по "Теории государства и права"