Шпаргалка по "Теории государства и права"

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2013 в 13:41, шпаргалка

Краткое описание

Вопрос №1 Теория государства и права как наука и учебная дисциплина. предмет и методы теории государства и права
Целью учебной дисциплины ТГП является: помочь студенту сформировать первоосновы юридического мировоззрения, сформировать необходимую теоретическую базу, поэтому в ТГП излагаются лишь основные положения.
Предметом ТГП являются наиболее общие закономерности возникновения, развития, функционирования государства и права, особенности политического и правового сознания, правового регулирования, основные сущностные свойства права и государства.

Файлы: 1 файл

Shpory_TGP_1-24.docx

— 86.77 Кб (Скачать)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вопрос № 15. Государственная  власть: ее свойства и формы осуществления

Прежде чем характеризовать  власть государственную, необходимо дать определение социальной власти, под которой понимают присущее всякой общности людей отношение господства и подчинения между субъектами, опирающееся на принуждение. Социальная власть неотъемлема от любой организованной, более или менее устойчивой и целенаправленной общности людей (рода, племени, семьи, общественной организации, партии, государства, общества и т.п.); она - важнейшее средство функционирования социальных структур и институтов.

Гос-ая власть - особая разновидность социальной власти. Согласно одной точке зрения, гос-ая власть - более узкая категория, чем политическая власть, ибо последняя осуществляется не только государством, но и другими звеньями политической системы общества: партиями, общественными организациями и т.п. Согласно другой точке зрения, понятие «политическая власть» тождественно понятию «гос-ая власть», т.к. первая исходит от государства и реализуется не иначе, как при его (прямом или косвенном) участии. Гос-ая власть - это публично-политическое отношение господства и подчинения между субъектами, опирающееся на государственное принуждение. 

Характерные черты гос-ой власти:

1) распространяется на все общество;

2) носит публично-политический  характер;

3) опирается на государственное  принуждение;

4) осуществляется специальными  лицами (чиновниками, политиками  и т.п.);

5) система налогов; 

6) деление населения по территориальному  признаку.

Государственная власть - это, прежде всего публичная власть.

Она делится на:

1. Законодательная - делегированная  народом своим представителям  гос. власть, реализуемая коллегиально путём издания законодательных актов, наблюдения и контроля за аппаратом исполн. власти.

2. Исполнительная - вторичная подзаконная  ветвь гос. власти, имеющая универсальный, предметный и организующий характер и направленная на обеспечение исполнения законов и др. актов законодательной власти.

3. Судебная - специфическая независимая  ветвь гос. власти, осуществляемая путём гласного, состязательного, как правило, коллегиального рассмотрения и разрешения в суд. Заседаниях споров о праве.

Можно также выделить правящую элиту, управленческий аппарат, силовые структуры  государства (армия, полиция, тюрьмы). Исходя из этой структуры, государство имеет функции: 

правоохранительную (которая сводится к творчеству, применению и охране права), в эксплуататорских государствах это сводится к защите господствующего класса от угнетенных, в современных государствах защищаются все законные интересы. 

Экономическая функция означает регулирование экономики и проведения общественных работ в интересах всего общества. Современное государство также берет на себя 

социальныефункции. Это означает поддержку малообеспеченных слоев. Кроме того, социальные услуги оказываются всем.

Еще одна функция - внешняя. Это защита своей территории от агрессии, в эксплуататорских государствах захват и ограбление чужих территорий. Современное государство также осуществляет международное сотрудничество в борьбе за мир, разоружение, старается разрешить по справедливость межгосударственные конфликты и глобальные проблемы современности. Можно сделать вывод, что способы осуществления функций государства различаются в эксплуататорском и современном государстве. В эксплуататорском государстве учитываются интересы только господствующего класса, в современном всех слоев населения.

Государство выполняет свои функции, издавая нормативно-правовые акты, перераспределяя материальные ресурсы, формируя органы управления, комплектуя их кадрами и осуществляя оперативное  управление.

 

Вопрос № 19.  Понятие  функций государства и их научные  классификации.

Функции государства - особый механизм гос-го воздействия на общественные отношения и процессы, охватывающий основные направления деятельности государства по управлению обществом. 

Признаки функций государства:

1. Устойчиво сложившаяся предметная  деятельность государства в важнейших  сферах общественной жизни. 

2. Непосредственная связь между  сущностью гос-ва и его социальным назначением.

3. Направленность деятельности  гос-ва на выполнение крупных конкретных задач и достижение целей, которые встают на каждом историческом этапе развития общества.

4. Осуществление функций в определенных  формах (чаще всего правовых) с  применением властно-принудительных  методов. 

Функции делятся между собой:

1. По сфере деятельности на:

а) внутренние и внешние.

2. По видам ветвей гос-ой власти на:

а) законодательные, б) исполнительные, в) судебные.

3. По времени действия на: а)  постоянные, б) временные. 

4. По значению на:

а) основные (главные), б) неосновные (неглавные). 

Внутренними функциями государства являются: политическая, экономическая, социальная (предоставление благ малообеспеченным, пенсионерам, инвалидам, а также всем в здравоохранении и образовании), налогообложение и финансового контроля, экологическая и правоохранительная (творчество, применение и охрана права).

Внешними функциями гос-ва являются функция обороны (охрана границ и готовность отразить агрессию извне), функция поддержания мирового порядка (борьба за мир, разоружение, урегулирование конфликтов), функция интеграции в мировую экономику (реализация экономического сотрудничества), функция сотрудничества с другими государствами для решения глобальных проблем (освоение космоса, мирового океана, загрязнения окружающей среды), сырьевой, демографической и др. проблем.

Формы осуществления функций  государства - это однородная деятельность органов государства, посредством которой реализуются его функции. Выделяют при этом правовые и организационные формы. Правовые связаны с принятием правовых актов и влекут юридические последствия. К правовым формам относят: правотворчество, правоприменение и правоохранительную деятельность.

К организационным нормам относят три вида организационной деятельности:

1. Организационно-регламентирующая.

2. Организационно-хозяйственная. 

3. Организационно-идеологическая. Организационно-регламентирующая - это текущая работа определенных  структур по обеспечению функционирования  органов государства, связанная  с подготовкой проектов документов, организацией выборов. Организационно-хозяйственная  - это оперативно-техническая и  хозяйственная работа, связанная  с бухучетом, статистикой, снабжением  и т.д. Организационно-идеологическая - это повседневная воспитательная  работа по идеологическому обеспечению  выполнения различных функций  государства, связанная с разъяснением  вновь изданных нормативных актов,  формированием общественного мнения.

 

 

Вопрос № 16 Единство государственной власти и ее разделение на «ветви».

Единство государственной  власти связано с возникновением самого государства. Оно вызревало  как интегрированная власть, ликвидирующая  родовой строй с его партикуляризмом (обособлением по родам). Единство государственной  власти означает прежде всего, что в государстве не может быть две, три и более различных властей, неодинаковых по своей природе, принципиальным целям и обладающих своими обособленными средствами государственного принуждения. Государственная власть едина. Поэтому в последние годы в российской и зарубежной литературе всё чаще вместо термина «разделение властей» говорится об отделении властей, о разделении ветвей единой государственной власти, об «обособлении» властей. Последнее понятие в связи с анализом концепции разделения властей российские юристы Б.А. Кистяковский и В.М. Гессен предлагали ещё восемь – девять десятилетий назад.

В новое время утвердился коллективистский подход к единству государственной власти, согласно которому вся власть принадлежит народу. В  марксизме-ленинизме коллективистская трактовка получила иной характер: власть должна принадлежать определенному  классу (рабочему классу), а организационно – системе Советов снизу доверху. Такая трактовка единства власти принята сейчас в сохранившихся  странах тоталитарного социализма.

Идея единства государственной  власти однозначна. Она имеет три  различных аспекта:

1) социальное единство, что  проистекает из единой природы  государствующих (доминирующих) в  обществе социальных групп;

2) единство основных целей  и направлений деятельности всех  органов государства, что обусловлено  необходимостью согласованного  управления обществом, без чего  оно может быть ввергнуто в  состояние анархии и распада,  а разные цели в деятельности  высших органов государства могут  привести к их вооружённому  противоборству (Россия, октябрь 1993г.);

3) организационно-правовое  единство, означающее создание системы  органов государства с их иерархией  и размежеванием полномочий.

Возникновение идеи разделения властей связано с борьбой  молодой буржуазии, выражавшей политическое (но не всегда экономические) интересы широких слоёв населения против абсолютизма. Стремясь к ограничению  королевской власти, идеологи буржуазии (особенно французский юрист Ш.-Л. Монтескье, 1689-1755) выдвинули тезис  о разделении государственной власти на три ветви: законодательную (парламент), исполнительную (в то время –  король и его министры) и судебную (независимые суды с участием присяжных). Эта идея вошла затем почти  во все конституции стран мира (в том числе российскую 1993г.) вместе с идеей о власти (суверенитете) народа. Тезис о разделении властей отражает организационно-правовой подход к структуре государственной власти, статьи конституции о власти народа – социологический.

Разделение властей отнюдь не предполагает наличие китайской  стены между её ветвями. На практике это не возможно да и нецелесообразно. Ветви власти взаимодействуют, а нередко одна из них проникает в другую (например, президент издаёт акты, имеющие силу закона, а конституционный суд в праве признать законы парламента неконституционными и тем самым фактически отменить их действие). Поэтому в современных условиях тезис о разделении властей дополняется в конституциях положениями о системе сдержек и противовесов, балансе властей и их взаимодействии.

В некоторых новых конституциях, в научных исследованиях наряду с тремя традиционными властями называют и другие: 

- учредительную (в частности, принятие новой конституции, изменяющей государственный строй);

- избирательную (в некоторых странах Латинской Америки);

- контрольную (органы, осуществляющие государственный контроль, а также надзорная деятельность прокуратуры в Российской Федерации).

Что же касается иногда называемых в  литературе власти СМИ (четвёртой власти), партийной власти (власти специалистов), власти технократов и т.д., то эти  явления не представляют собой ветвей государственной власти.

В некоторых новейших конституциях постсоциалистических стран уже не даётся такое преувеличенное значение, как раньше, идее разделения властей. Такой подход понятен после десятилетий тоталитаризма, когда существовали слитные партийно-государственные структуры. Но он искажает реальную ситуацию. Поэтому теперь в отдельных конституциях постсоциалистических стран тезисы о единстве и разделении властей объединены в одной формулировке: государственная власть едина, но осуществляется на основе разделения её ветвей, их взаимодействия при использовании системы сдержек и противовесов. 

 

Вопрос № 23 .Гражданское  общество и правовое государство.

Гражданское общество в его современном  понимании и значении - это общество, способное противостоять государству, контролировать его деятельность, способное  указать государству его место, держать его «в узде». Говоря другими  словами, гражданское общество - это  общество, способное сделать свое государство правовым

Любую социальную сферу составляют три компонента:

а) социальные субъекты (люди и образуемые ими общности);

б) отношения между субъектами (общественные отношения, социальные структуры);

в) поведение людей, их деятельность.

Итак, гражданское общество и его  взаимоотношения с государством характеризуются, в основном, следующими моментами:

- становление и развитие гражданского  общества связывается с формированием  буржуазных общественных отношений,  утверждением принципа формального  равенства;

- гражданское общество базируется  на частной и иных формах  собственности, рыночной экономике,  политическом плюрализме;

- гражданское общество существует  наряду с государством как  относительно самостоятельная и  противостоящая ему сила, находящаяся  с ним в противоречивом единстве;

Информация о работе Шпаргалка по "Теории государства и права"