Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2013 в 13:41, шпаргалка
Вопрос №1 Теория государства и права как наука и учебная дисциплина. предмет и методы теории государства и права
Целью учебной дисциплины ТГП является: помочь студенту сформировать первоосновы юридического мировоззрения, сформировать необходимую теоретическую базу, поэтому в ТГП излагаются лишь основные положения.
Предметом ТГП являются наиболее общие закономерности возникновения, развития, функционирования государства и права, особенности политического и правового сознания, правового регулирования, основные сущностные свойства права и государства.
Вопрос № 15. Государственная власть: ее свойства и формы осуществления
Прежде чем характеризовать власть государственную, необходимо дать определение социальной власти, под которой понимают присущее всякой общности людей отношение господства и подчинения между субъектами, опирающееся на принуждение. Социальная власть неотъемлема от любой организованной, более или менее устойчивой и целенаправленной общности людей (рода, племени, семьи, общественной организации, партии, государства, общества и т.п.); она - важнейшее средство функционирования социальных структур и институтов.
Гос-ая власть - особая разновидность социальной власти. Согласно одной точке зрения, гос-ая власть - более узкая категория, чем политическая власть, ибо последняя осуществляется не только государством, но и другими звеньями политической системы общества: партиями, общественными организациями и т.п. Согласно другой точке зрения, понятие «политическая власть» тождественно понятию «гос-ая власть», т.к. первая исходит от государства и реализуется не иначе, как при его (прямом или косвенном) участии. Гос-ая власть - это публично-политическое отношение господства и подчинения между субъектами, опирающееся на государственное принуждение.
Характерные черты гос-ой власти:
1) распространяется на все
2) носит публично-политический характер;
3) опирается на государственное принуждение;
4) осуществляется специальными лицами (чиновниками, политиками и т.п.);
5) система налогов;
6) деление населения по
Государственная власть - это, прежде всего публичная власть.
Она делится на:
1. Законодательная - делегированная народом своим представителям гос. власть, реализуемая коллегиально путём издания законодательных актов, наблюдения и контроля за аппаратом исполн. власти.
2. Исполнительная - вторичная подзаконная ветвь гос. власти, имеющая универсальный, предметный и организующий характер и направленная на обеспечение исполнения законов и др. актов законодательной власти.
3. Судебная - специфическая независимая ветвь гос. власти, осуществляемая путём гласного, состязательного, как правило, коллегиального рассмотрения и разрешения в суд. Заседаниях споров о праве.
Можно также выделить правящую элиту, управленческий аппарат, силовые структуры государства (армия, полиция, тюрьмы). Исходя из этой структуры, государство имеет функции:
правоохранительную (которая сводится к творчеству, применению и охране права), в эксплуататорских государствах это сводится к защите господствующего класса от угнетенных, в современных государствах защищаются все законные интересы.
Экономическая функция означает регулирование экономики и проведения общественных работ в интересах всего общества. Современное государство также берет на себя
социальныефункции. Это означает поддержку малообеспеченных слоев. Кроме того, социальные услуги оказываются всем.
Еще одна функция - внешняя. Это защита своей территории от агрессии, в эксплуататорских государствах захват и ограбление чужих территорий. Современное государство также осуществляет международное сотрудничество в борьбе за мир, разоружение, старается разрешить по справедливость межгосударственные конфликты и глобальные проблемы современности. Можно сделать вывод, что способы осуществления функций государства различаются в эксплуататорском и современном государстве. В эксплуататорском государстве учитываются интересы только господствующего класса, в современном всех слоев населения.
Государство выполняет свои функции,
издавая нормативно-правовые акты,
перераспределяя материальные ресурсы,
формируя органы управления, комплектуя
их кадрами и осуществляя
Вопрос № 19. Понятие функций государства и их научные классификации.
Функции государства - особый механизм гос-го воздействия на общественные отношения и процессы, охватывающий основные направления деятельности государства по управлению обществом.
Признаки функций государства:
1. Устойчиво сложившаяся
2. Непосредственная связь между сущностью гос-ва и его социальным назначением.
3. Направленность деятельности гос-ва на выполнение крупных конкретных задач и достижение целей, которые встают на каждом историческом этапе развития общества.
4. Осуществление функций в
Функции делятся между собой:
1. По сфере деятельности на:
а) внутренние и внешние.
2. По видам ветвей гос-ой власти на:
а) законодательные, б) исполнительные, в) судебные.
3. По времени действия на: а) постоянные, б) временные.
4. По значению на:
а) основные (главные), б) неосновные (неглавные).
Внутренними функциями государства являются: политическая, экономическая, социальная (предоставление благ малообеспеченным, пенсионерам, инвалидам, а также всем в здравоохранении и образовании), налогообложение и финансового контроля, экологическая и правоохранительная (творчество, применение и охрана права).
Внешними функциями гос-ва являются функция обороны (охрана границ и готовность отразить агрессию извне), функция поддержания мирового порядка (борьба за мир, разоружение, урегулирование конфликтов), функция интеграции в мировую экономику (реализация экономического сотрудничества), функция сотрудничества с другими государствами для решения глобальных проблем (освоение космоса, мирового океана, загрязнения окружающей среды), сырьевой, демографической и др. проблем.
Формы осуществления функций государства - это однородная деятельность органов государства, посредством которой реализуются его функции. Выделяют при этом правовые и организационные формы. Правовые связаны с принятием правовых актов и влекут юридические последствия. К правовым формам относят: правотворчество, правоприменение и правоохранительную деятельность.
К организационным нормам относят три вида организационной деятельности:
1. Организационно-
2. Организационно-хозяйственная.
3. Организационно-идеологическая. Организационно-
Вопрос № 16 Единство государственной власти и ее разделение на «ветви».
Единство государственной
власти связано с возникновением
самого государства. Оно вызревало
как интегрированная власть, ликвидирующая
родовой строй с его
В новое время утвердился
коллективистский подход к единству
государственной власти, согласно которому
вся власть принадлежит народу. В
марксизме-ленинизме
Идея единства государственной власти однозначна. Она имеет три различных аспекта:
1) социальное единство, что проистекает из единой природы государствующих (доминирующих) в обществе социальных групп;
2) единство основных целей
и направлений деятельности
3) организационно-правовое
единство, означающее создание системы
органов государства с их
Возникновение идеи разделения властей связано с борьбой молодой буржуазии, выражавшей политическое (но не всегда экономические) интересы широких слоёв населения против абсолютизма. Стремясь к ограничению королевской власти, идеологи буржуазии (особенно французский юрист Ш.-Л. Монтескье, 1689-1755) выдвинули тезис о разделении государственной власти на три ветви: законодательную (парламент), исполнительную (в то время – король и его министры) и судебную (независимые суды с участием присяжных). Эта идея вошла затем почти во все конституции стран мира (в том числе российскую 1993г.) вместе с идеей о власти (суверенитете) народа. Тезис о разделении властей отражает организационно-правовой подход к структуре государственной власти, статьи конституции о власти народа – социологический.
Разделение властей отнюдь не предполагает наличие китайской стены между её ветвями. На практике это не возможно да и нецелесообразно. Ветви власти взаимодействуют, а нередко одна из них проникает в другую (например, президент издаёт акты, имеющие силу закона, а конституционный суд в праве признать законы парламента неконституционными и тем самым фактически отменить их действие). Поэтому в современных условиях тезис о разделении властей дополняется в конституциях положениями о системе сдержек и противовесов, балансе властей и их взаимодействии.
В некоторых новых конституциях, в научных исследованиях наряду с тремя традиционными властями называют и другие:
- учредительную (в частности, принятие новой конституции, изменяющей государственный строй);
- избирательную (в некоторых странах Латинской Америки);
- контрольную (органы, осуществляющие государственный контроль, а также надзорная деятельность прокуратуры в Российской Федерации).
Что же касается иногда называемых в литературе власти СМИ (четвёртой власти), партийной власти (власти специалистов), власти технократов и т.д., то эти явления не представляют собой ветвей государственной власти.
В некоторых новейших конституциях постсоциалистических стран уже не даётся такое преувеличенное значение, как раньше, идее разделения властей. Такой подход понятен после десятилетий тоталитаризма, когда существовали слитные партийно-государственные структуры. Но он искажает реальную ситуацию. Поэтому теперь в отдельных конституциях постсоциалистических стран тезисы о единстве и разделении властей объединены в одной формулировке: государственная власть едина, но осуществляется на основе разделения её ветвей, их взаимодействия при использовании системы сдержек и противовесов.
Вопрос № 23 .Гражданское общество и правовое государство.
Гражданское общество в его современном
понимании и значении - это общество,
способное противостоять
Любую социальную сферу составляют три компонента:
а) социальные субъекты (люди и образуемые ими общности);
б) отношения между субъектами (общественные отношения, социальные структуры);
в) поведение людей, их деятельность.
Итак, гражданское общество и его взаимоотношения с государством характеризуются, в основном, следующими моментами:
- становление и развитие
- гражданское общество
- гражданское общество
Информация о работе Шпаргалка по "Теории государства и права"