Шпаргалка по "Теории государства и права"

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2013 в 13:41, шпаргалка

Краткое описание

Вопрос №1 Теория государства и права как наука и учебная дисциплина. предмет и методы теории государства и права
Целью учебной дисциплины ТГП является: помочь студенту сформировать первоосновы юридического мировоззрения, сформировать необходимую теоретическую базу, поэтому в ТГП излагаются лишь основные положения.
Предметом ТГП являются наиболее общие закономерности возникновения, развития, функционирования государства и права, особенности политического и правового сознания, правового регулирования, основные сущностные свойства права и государства.

Файлы: 1 файл

Shpory_TGP_1-24.docx

— 86.77 Кб (Скачать)

Общественные организации - это  объединения граждан, созданные  в соответствии с их интересами и  на началах добровольного членства. Они действуют по воле граждан, должны соблюдать конституцию, не посягать на территориальную целостность  государства, его безопасность, не создавать  вооруженных формирований. В демократических  странах в данных рамках общественные организации действуют свободно. Право на создание общественных организаций  гарантируется конституцией и международными пактами о гражданских правах. Среди них профсоюзы, кооперативы, творческие союзы и добровольные общества. Ограничения общественных организаций допускается в интересах  государственной или общественной безопасности, общественного порядка, охраны здоровья и нравственности населения  или защиты прав и свобод других лиц.

Политические партии и  формы их участия в управлении государством

Полит. партии - наиболее активная часть определенной социальной группы, преследующая цель избрания своих представителей на правительственные посты. Через полит. партии осуществляется участие масс в управлении общественными делами.

Признаки полит. партии: долговременность действия, стремление к обладанию властью или участию в ее осуществлении, поиск народной поддержки (особенно путем выборов).

Полит. партия непосредственно связана с соц. группами и слоями, формируется и действует на основе устава, принятого всеми членами, идеологами политических ценностей. Функции полит. партии зависят от особенностей политических систем, режимов, состояния гражданского общества, уровня соц. политического развития страны.

 

Вопрос № 10. Типология  государства

Типология государства - это его  специфическая классификация, проводимая в основном с позиции двух подходов: формационного и цивилизационного. В рамках первого главным критерием выступают социально-экономические признаки (общественно-экономическая формация). Именно базис (тип производственных отношений) является, по мнению представителей данного подхода (Маркса, Энгельса), решающим фактором общественного развития, который детерминирует и соответствующий тип надстроечных элементов: государство и право.

В зависимости от типов экономического базиса выделяют следующие типы государства:

а) Рабовладельческий - исторически первая государственно-классовая организация общества. По своей сущности раб. гос-во - это организация власти господствующего класса в рабовладельческой общественно- экономической формации. Важнейшая функция этих государств - защита собственности рабовладельцев на средства производства, в том числе на рабов.

б) Феодальный - результат гибели рабовл-го строя и возникновения феодальной общественно-экономической формации. Феодальному типу гос-ва соответствует определенный тип производственных отношений. Такое гос-во есть орудие классового господства крепостников-помещиков, главное средство защиты сословных привилегий феодалов угнетения и подавления зависимого крестьянства. Гос-во обеспечивает право господствующего класса на землю, на владение крепостными и присвоение значительной части их труда. Этим же задачам служит и правовая система феодального гос-ва.

в) Буржуазный - функционирует на базе производственных отношений, основанных на капиталистической частной собственности на средства производства и юр. независимости рабочих от эксплуататоров. Это последний тип эксплуататорского гос-ва. Объективные противоречия капиталистического общества обусловливают неизбежность пролетарской революции, перехода гос-ой власти в руки трудящихся масс, возглавляемых рабочим классом и его партией, возникновение социалистического типа гос-ва, а затем полное отмирание государственности как таковой.

г) Социалистический - возникает в результате соц. революции, которая ниспровергает отношения частной собственности и основанную на данных отношениях гос-ую машину. Отрицая предшествующий тип производственных отношений как эксплуататорский, новое гос-во создает такую систему экон-их отношений, которая базируется на общ-ой собственности на орудия и средства производства, предполагающей сотрудничество свободных от эксплуатации людей.

Достоинства данной типологии:

1) продуктивна сама идея делить гос-ва на основе социально-экономических факторов, которые действительно весьма существенно влияют на общество;

2) она показывает поэтапность, естественно-исторический характер развития гос-ва. 

Слабые стороны:

1) она во многом однолинейная, характеризуется излишней запрограммированностью, между тем история многовариантна и далеко не всегда «вписывается» в начерченные для нее схемы;

2) недооцениваются духовные факторы  (религиозные, национальные, культурные, т.п.).

В рамках цивилизационного подхода основными критериями выступают духовные признаки - культурные, религиозные, национальные, психологические и пр. В частности, по мнению одного из представителей данного подхода А. Тойнби, цивилизация есть замкнутое и локальное состояние общества, отличающееся общностью религиозных, национальных, географических и других признаков. В зависимости от них выделяют следующие цивилизации: египетскую, китайскую, западную, православную и т.п. 

Достоинства данной типологии:

1) выделены факторы культуры  как существенные в определенных  условиях;

2) в связи с расширением количества  духовных критериев, которые характеризуют  именно особенности тех или  иных цивилизаций, получается  более «заземленная» типология  государств. 

Слабые стороны:

1) недооцениваются социально-экономические  факторы; 

2) по сути дела это типология  не столько государства, сколько  общества.

Вопрос № 11 Форма государства: понятие, элементы. Причины разнообразия и смены форм государства

Форма государства - это способ организации  политической власти, охватывающий форму  правления, форму государственного устройства и политический режим. Категория  «форма государства» отвечает на вопрос - кто и как правит в обществе, как устроены и действуют в  нем государственно-властные структуры, как объединено население на данной территории, каким образом оно  связано через различные территориальные  и политические образования с  государством в целом, как осуществляется политическая власть, с помощью каких  методов, приемов.

Форма государства - это его строение, на которое влияют как социально-экономические  факторы, так и природные, климатические  условия, национально-исторические и  религиозные особенности, культурный уровень развития общества и т.п.

Элементами формы государства выступают:

1) Форма правления (характеризует  порядок образования и организации  высших органов государственной  власти, их взаимоотношения друг  с другом и населением; в зависимости  от особенностей формы правления  государства подразделяются на монархические и республиканские).

2) Форма государственного устройства (отражает территориальную структуру  государства, соотношение между  государством в целом и его  составными территориальными единицами;  по форме государственного устройства  государства делятся на унитарные, федеративные и конфедеративные).

3) Политический (гос-ый) режим (представляет собой систему методов, способов, и средств осуществления государственной власти; в зависимости от особенностей набора данных приемов государственного властвования различают демократический и антидемократический политические (гос-ые) режимы).

Конкретная форма гос-ва зависит от факторов:

1) уровня экономического развития  общества;

2) соотношения классовых сил; 

3) национальных и культурных  традиций;

4) международной обстановки и  т.п.

Причины многообразия форм гос-ва различны. Это различие уровня экономического развития общества, соотношения классовых сил, национальных и культурных традиций, также различная международная обстановка, в которой существует много разных видов обществ и государств.

Форма государства зависит от типа государства (это совокупность существенных признаков, свойственных государствам единой общественно-экономической  формации). Соотношение классовых  социальных сил также влияет на установление формы государства. Важную роль играют конкретно-исторические условия, в  частности поражение в войнах. Общая тенденция развития форм государства  в современных условиях - ликвидация антидемократических форм. На федеративное государство важное влияние оказывает  национальный состав страны. Мононациональное общество тяготеет к унитарному государству. Несомненное влияние на форму  государства оказывают традиции (Англия, Япония). Сказывается на формах правления и идеологический фактор. Например, исламская религиозная  идеология обуславливает такую  форму правления, при которой  светский руководитель государства  является одновременно и духовным лидером. Напр., в Иране при наличии парламента и президента высшим должностным  лицом выступает аятолла.

 

Вопрос № 12. Формы правления: понятие и виды. Форма правления в РФ

Форма правления - организация верховной  государственной власти, порядок  образования ее органов и их взаимоотношения  с населением Основными формами  правления являются: монархия и республика. Форма правления показывает: как  создаются высшие органы государства  и каково их строение; как строятся взаимоотношения между высшими  и другими государственными органами; как строятся взаимоотношения между  верховной государственной властью  и населением страны; в какой мере организации высших органов государства позволяет обеспечивать права и свободы гражданина.

Монархией называется форма правления, при которой верховная государственная власть формально (полностью или частично) сосредоточена в руках единоличного главы государства - монарха (фараона, короля, царя, императора, шаха) и в большинстве случаев являющаяся пожизненной и передаваемой по наследству. Виды монархий: абсолютная (Сауд.Аравия, Бруней) и ограниченная (Англия, Япония, Испания). Абсолютная монархия - это та, где вся полнота власти сосредоточена в руках монарха, она ничем не ограничена, конституция и парламент отсутствуют, разделения власти на ветви не существует.Ограниченная - это та, где власть монарха ограничена каким-либо представительным органом. Существует два варианта ограниченной монархии - дуалистическая и конституционная (парламентарная). Дуалистическая соединяет исполнительную власть монарха, назначающего правительство и законодательную власть парламента. Парламентарная сохраняет монарха в качестве символа и фикции. Реальная власть там принадлежит назначенному парламентом правительству во главе с премьер-министром.

Республика - форма правления, при которой высшие органы государственной власти избираются либо формируются особыми представительными учреждениями. Республики делятся на: президентскую (США), парламентскую (Германия) и смешанную (Франция). Президентская - характеризуется тем, что президент одновременно является и главой государства и главой исполнительной власти, он свободен в назначении министров, а парламент не вправе отправить их в отставку как персонально, так и всем кабинетом; он избирается населением или выборщиками. Парламентская - характеризуется тем, что правительство формируется партиями, обладающими большинством в парламенте и несет перед парламентом политическую ответственность. Смешанная (полупрезидентская) характеризуется тем, что содержит в себе элементы президентской и парламентской республики. Президент в этой республике выбирается населением и имеет значительные полномочия Исполнительную власть возглавляет премьер-министр. Правительство и премьер ответственны перед парламентом. Реально власть в такой республике можно осуществлять тремя способами. 1. Управление с помощью нормативных указов президента, референдумов. Здесь президент играет решающую роль (Де Голль, Ельцин). 2. В случае победы оппозиции на парламентских выборах правительство возглавляет оппозиционный премьер. Президент и премьер принадлежат противоположным партиям, однако правят совместно с помощью компромисса. 3. спящие полномочия главы государства. Президент сохраняет все свои прерогативы, однако не пользуется ими на практике, являясь только гарантом конституции и демократического развития страны. Эта форма правления типична для Восточной Европы, стран СНГ и России. Она удобна для посттоталитарных государств.

В РФ форма правления - Президентская республика, но обладающая рядом особенностей: 1. На ряду с признаками ПР это напр. контроль Президента за деятельностью Правительства, данная форма имеет элементы парламентской республики, состоящие в том, что Гос. Дума может выразить недоверие Правительству (хотя решать его судьбу в этом случае будет Президент). 2. Налицо дисбаланс между законодательной и президентской властью, существенный перевес последней, что в какой-то мере нарушает необходимое равновесие и устойчивость гос. власти в целом. 3. Уникальность Р. как федерации не может не быть отраженной в механизме гос. власти, особенно с учетом того, что в ряде ее республик также существует институт Президентства.

 

Вопрос № 13. Форма государственного устройства: понятие и виды. Формы  государственного устройства в РФ

Форма гос-го устройства - это элемент формы гос-ва, характеризующий внутреннюю структуру государства, способ его политического и территориального деления, обусловливающий определенные взаимоотношения органов всего государства с органами его составных частей. Различают следующие формы:

Информация о работе Шпаргалка по "Теории государства и права"