Шпаргалка по "Теории государства и права"

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2015 в 15:27, шпаргалка

Краткое описание

1.Предмет ТГП
ТГиП – наука. Наука – теоретическое отражение действительности. Окружающий мир разнообразен, следовательно, научных дисциплин множество.

Файлы: 1 файл

OKONChATEL_NYJ_TGP.docx

— 72.81 Кб (Скачать)

1.Предмет ТГП

ТГиП – наука. Наука – теоретическое отражение действительности. Окружающий мир разнообразен, следовательно, научных дисциплин множество.Критерии разграничения научных дисциплин – это предмет и метод науки.ТГП отражает действительность с помощью теории. Окружающий мир разнообразен, поэтому ТГП изучает разграничение разных дисциплин, что Предмет – часть объекта, на которую направлены познавательные интересы в рамках одной науки. Объект – это явление окружающего мира, на которое направлена познавательная деятельность в рамках различных научных дисциплин. (Дерево – объект многих наук, но предмет гражд.права - дерево как объект собственности)

2.Соотношение теории государства и права с другими гуманитарными и неюридическими науками:

Научные дисциплины делятся на естественнонаучные и гуманитарные.

-Естественно научные науки  изучают явления, на которые человек  не оказывает влияния

-Общественные науки изучают  явления, возникшие по воле человека

ТГП-гуманитарная наука, имеющая много общего с экономикой, философией, социологией, политологией. Изучает ТГП и исторические аспекты происхождения государства (ИГПЗС, ИГПР)

Классификация Юридических дисциплин:

1)Общетеоретические (ТГиП)

2) Историко-проавовые(ИГПЗС, ИГПР)

3) Специально-отраслевые (Адм.Право)

4)Юридические науки, связанные  со спец отраслями (Криминалистика)

5) Прикладные науки (Суд.Медицина, ПМП)

6) Международно-Правовые (Частное  и Публичное право)

ТГП исследует сущность парва, их развитие и зарождение

ТГП объединяет науки, исследует общие для них понятия

3.Методы ТГП:

Методология – это система научных способов (приемов) исследования предмета явления. С ее помощью постигается сущность государственно-правовых явлений. Стало быть, без методологии невозможно понять природу права, государства, законности, правопорядка, юридической ответственности и других юридических явлений.

 

  • Общенаучные – исполняются во многих научных дисциплинах
  • Общелогические – методы, построенные на основах логики(анализ-разделение объекта на части, синтез – соединение элементов в целое, сравнение-выделение общего и особенного, аналогия – поиск сходств)
  • Частно-научные – методы одной науки:

-формально-юридический (понятия и определения)

-сравнительного  правоведения (определение общих  закономерностей и особенностей  НПА)

-технико-юридический  анализ

-толкование

4Функции ТГиП

  1. Онтологическая – изучает государственно–правовые явления, исследует их и анализирует;
  2. Гносеологическая - с помощью которой познается государство и право
  3. Прогностическая – с помощью которой теория государства и права прогнозирует развитие государства и права в будущем
  4. Методологическая –при осуществлении которой теория государства и права выступает в качестве методологической основы для всех юридических наук
  5. Прикладная –разработка практических рекомендаций для различных сфер государственно–правовой действительности;
  6. Политическая– направленная на разработку средств и методов преобразования правовых и государственных институтов применения норм права.
  7. Эвристическая – теория государства и права с помощью логических приемов открывает закономерности в развитии государства и права;
  8. Идеологическая – характеризуется сбором идей представлений о государстве и праве для выработки научной основы объяснения государственно–правовых явлений;
  9. Практически–организаторская –теория государства и права вырабатывает рекомендации, направленные на совершенствование государственно–правового строительства,
  10. Воспитательная –теория государства и права помогает в решении задач правового воспитания;
  11. Теоретико –познавательная –заключается в объяснении, научной интерпретации государственно–правовых явлений;

Учебная –обеспечивающая общетеоретическую подготовку


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6.Социальные нормы первобытного общества

Социальные нормы, как отмечалось, были направлены на обеспечение присваивающей экономики, гармоничного существования и воспроизводства конкретных общин в природной среде.  
Важнейшим вопросом существования человечества является его воспроизводство как биологического вида. Для воспроизводства конкретных групп, кланов необходимо было наличие в них определенного количества женщин, детей. Социальные нормы регулировали в этой связи брачно-семейные отношения, способы приобретения женщин в других группах, в некоторых ситуациях — их похищение.  
Способы регулировния. Здесь можно выделить три основных способа — запреты, дозволения и (в зачаточной форме) позитивное обязывание.  
Запреты существовали, главным образом, в виде табу, 

Для системы нормативного регулирования в первобытном обществе характерны следующие черты:  
1. Естественно-природный характер, исторически обусловленный процесс формирования.  
2. Действие на основе механизма обычая.  
3. Синкретичность, нерасчлененность норм первобытной морали, религиозных, ритуальных и др. норм.  
4. Предписания мононорм не имели предоставительно-обязывающего характера: их требования не расценивались как право или обязанность, ибо были выражением естественных условий жизнедеятельности человека.  
5. Доминирование запретов. Преимущественно в форме табу, то есть непререкаемого запрета, нарушение которого карается сверхъестественными силами.  
6. Распространение только на данный родовой коллектив (нарушение обычая - «родственное дело»).  
7. Нормативно-регулятивное значение мифов, саг, былин, сказаний и иных форм художественного общественного сознания.  
8. Специфические санкции - осуждение поведения нарушителя со стороны родового коллектива («общественное порицание

7.Признаки права, отличающие его от социальных норм первобытного общества

Отличия власти в первобытном обществе от государственной власти:

  1. В первобыт. обществе власть основывалась на авторитете, в государстве – на принуждении.
  2. Органы, осуществляющие власть в п.общ-ве, кроме управления занимались повседневной деятельностью.

Госвласть основана на чиновниках (чиновники-люди, профессионально осущ-щие функции управления).

  1. Власть в п.общ-ве основана на соц.нормах (мораль, религия, обычаи, традиции), в государстве – на правовых нормах.
  2. Механизм принуждения в п.общ-ве само общество, в гос-ве – это специал.органы (напр., орган исполнения наказания и др.)

 

8.Основные способы образования права

  1. Закрепление возникших социальных норм в законах (Легализация)
  2. Разрешение применять обычаи (санкционирование)
  3. Создание правил путем принятия решений (прецендент), право создавалось тем, кто применял прецедент, право создавалось тем, кто применял закон.
  4. Закрепление в законах новых правил, регулирующих вновь возникшие общественные отношения (правотворчество), этот способ был обусловлен теми ситуациями, когда возникали новые общетсвенные отношения, которые не были урегулированы. В этом случае государство было вынуждено закреплять их во вновь применяемых законах

Основные теории образования права

Правовые нормы поддерживаются государством и регулируют наиб.важные общественные отношения. Прежние социал.нормы входят в число источников права (напр., Каран как религиозная норма; обычаи).

Теории происхождения права:

- Теологическая. Сторонники этой теории понимали право как результат божественной воли ( 10 заповедей Моисея; Каран и др.)

- Теория естественного права (17-18 вв.) Сторонники - Монтескье, Руссо, Вальтер и др. считали, что право делится на естественное и позитивное. Позитивное всегда основывается на естественном.

- Историческая школа (1-ая треть 19в.) Представители считали, что право – это результат исторического развития того или иного общества, т.е. единого права нет (кажд.народ определяет свои права). Основным источником  д.б. обычай, а не закон.

-Нормативистская теория (19-20вв.) Право – это система норм, установленных государством. Следовательно, источники, не подтвержденные государством, не яв-ся правом.

-Марксистская  теория (19-20вв.)- единственная материалистическая теория. Согласно этой теории, право – это часть надстройки, зависит от экономических отношений, выражает волю господствующего класса


 

 

 

 

 

9.Характеристика основых теорий происхождения государства и права

Различные ученые в рамках Европ. и Вост.подходов к возникновению государства выделяют различные теории их происхождения.

  • Теологическая  (божественная) (Аврелий Августин, Фома Аквинский) –господствоавла в средние века, сейчас распространена в ряде исламских государств. Государство возникло по воле Бога.

«+» - способствует укреплению гражданского согласия в обществе, усилению духовности, препятствует  насилию, революции, переделу власти и собственности.

«-» -основана на вере в Бога, а не на научном знании.

  • Патриархальная (Аристотель, Филмер). Государство является продолжением развития семейных отношений, это своеобразная большая семья, состоящая из множества обычных. Власть правителя – это власть отца,

«+» способствует сплочению общества; уважению гос.власти, культивирует дух родства, взаимообязанности членов общества

«-» прямое отождествление государства и семьи; в семье – родственные связи, а между всем народом – нет

  • Теория общественного договора (Руссо, Локк, Гоббс, Радищев) – в основе государства - общественный договор. Первоначально люди находятся в первобытном состоянии, каждый преследует свои интересы, не считается с другими, это ведет «к войне всех против всех», в результате которой неорганизованное общество могло само себя уничтожить; чтобы этого не случилось, люди заключили общественный договор

«-» - общественный договор – идеал, ни одно государство не возникло таким путем; общество воспринимается как единое целое, но реально он разделено на группы

  • Теория насилия (Дюринг, Гумплович, Каутский). Государство возникло путем насилия: одних членов общества над другими внутри одного государства,

«+» насилие является одним из осн.факторов, на которых основывается государство (сбор налогов, правоохранительная деят-сть, вооруженные силы); многие государства созданы этим путем.

«-»насилие – не единственный фактор, повлиявший на возникновение государства.

 

  • Марксистская (Маркс,Э.,Л., Плеханов). Государство возникло на классово-экономической основе:произошло разделение труда, возник прибавочный продукт, в результате присвоения чужого труда произошло расслоение общества на классы
  • Др.теории – органическая (Спенсер) – государство возникает и развивается как биологич.организм, люди образуют государство, как клетки – живой организм, гос.институты – части организма: правители – мозг и сердце, финансы – кровеносная система, рабочие и крестьяне – руки

 

13.Определение понятия и виды функций государства

Государство – властно-политическая организация общества, обладающая суверенитетом, специальным аппаратом управления и принуждения, устанавливающая с помощью материальных ресурсов правовой порядок на определенной территории.

Признаки:

  1. территориальная организация населения. Население любого государства ассоциирует себя с определенным участком земной поверхности
  2. наличие публичной политической власти, располагающей спец.аппаратом управления и принуждения
  3. гос.суверенитет – независимость власти данного государства от всякой иной власти. Он м.быть: внутренний – полное распространение юрисдикции государства на всю его территорию и исключительное право принимать законы; внешний – полная независимость во внешнеполитической деятельности государства.
  4. наличие системы общеобязательных актов государства – системы законодательства - юридический «скелет» государства
  5. наличие казны (налоги + бюджет + финансы) – материальная основа деятельности государства и его органов
  6. Факультативные признаки: единый гос.язык, армия, система международной политики

Определение понятия и виды функций государства

Государство – властно-политическая организация общества, обладающая суверенитетом, специальным аппаратом управления и принуждения, устанавливающая с помощью материальных ресурсов правовой порядок на определенной территории.

Признаки:

  1. территориальная организация населения. Население любого государства ассоциирует себя с определенным участком земной поверхности
  2. наличие публичной политической власти, располагающей спец.аппаратом управления и принуждения
  3. гос.суверенитет – независимость власти данного государства от всякой иной власти. Он м.быть: внутренний – полное распространение юрисдикции государства на всю его территорию и исключительное право принимать законы; внешний – полная независимость во внешнеполитической деятельности государства.
  4. наличие системы общеобязательных актов государства – системы законодательства - юридический «скелет» государства
  5. наличие казны (налоги + бюджет + финансы) – материальная основа деятельности государства и его органов
  6. Факультативные признаки: единый гос.язык, армия, система международной политики

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

14.Характеристика основных внутренних функций современного Российского государства

  • Внутренние ф-ции гос-ва – это главные направления внутренней политики гос-ва, деят-ть, направленная на выполнение внутренних задач гос-ва.

Виды:

  • Ф.охраны прав и свобод граждан, всех форм собственности и правопорядка – деят-ть гос-ва, направленная на  обеспечение  точного и полного осущ-ия его законных предписаний всеми участниками обществ-ых отношений, а также контроль за исполнением правовых норм. Обеспечение прав человека и гражданина – главный критерий демократического гос-ва. Права человека составляют основу политики в отношениях с др.гос-вами и со всем мировым сообществом.
  • Экономическая Ф. – выработка и координация гос-вом стратегических направлений развития экономики страны в наиб.оптимальном режиме. В наст.время гос-во использует различ.рычаги воздействия на экономику: налоговую и таможенную политику, контроль за производством, ценами, качеством продукции и др.
  • Социальная Ф. призвана обеспечивать социал.защищенность личности, нормал.условия жизни для всех членов общества вне зависимости от их непосредственного участия в производстве благ.
  • Ф.развития культуры, науки, образования – поддержка развития культуры, науки, образования.
  • Экологическая Ф. связана с глобальным воздействием человека на природу, когда возникла угроза существования среде обитания и жизни самого человека. Гос-во уделяет значит.внимание на охрану природы, окруж.среды (рационал.использование природн.ресурсов; управление и координация деят-ти природопользователей и переработчиков природн.ресурсов. Осущ-ся через разработку программ по оздоровл.окружающей средв, принятию законов по охране окруж.среды
  • Ф.налогообложения.

 

11.Сущность государства. Классовое и общечеловеческое в сущности государства.

Сущность-это сов-сть наиболее важных, устойчивых, глубинных связей, отношений, присущих данному явлению и определяющих его главные черты и тенденции развития

Классовый подход

Государство – машина насилия, эксплуатации и угнетения, власть в узкой группе лиц, которые господствуют в экономической сфере. Государство является ее инструментом для досижения своих целей

Общесоциальный подход

В любом случае в Государстве не будет равенства. Государство приходит в резлультате возникновения споров, конфликтов, которые необходимо

Разрешить. Государство не должно быть источником насилия, оно является своеобразным судьей, при конфликте оно является средством его разрешения. По данной теории имеют место быть мягкие, демократические методы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

15.Характеристика основных внешних функций государства

Функции государства – это основные направления его деят-ти, выражающие сущность и социал.назначение.

Ф-ции гос-ва делятся на внутренние и внешние.

Внешние ф-ции гос-ва – это основные направления его деят-ти во внешней политике, в отношениях с др.гос-вами.

Виды:

  • Ф.обороны страны: в мирное время – это всесторонняя подготовка страны к отражению возможного нападения извне; в военное время – эта ф-ция принимает форму прямой вооруженной борьбы. Осн.направлениями оборонной деят-ти гос-ва яв-ся: укрепление оборонной мощи страны; повседневное совершенствование вооруженных сил
  • Ф.поддержания мира и мирового порядка –это деят-ть по предотвращению войны, разоружению, сокращению химич. и ядерного оружия, укреплению обязательного для всех режима нераспространения оружия массового поражения. Основополагающими актами м/народн.правопорядка яв-ся Устав ООН и м/нар.дог-ры о запрещении испытаний  ядерного оружия в атмосфере, дог-ры о сокращении стратегического ядерного оружия.
  • Ф.сотрудничества  государств при решении глобальных проблем – это деят-ть гос-ва по установлению и развитию равноправных экономических, политических, культурных отношений, отношений в области спорта и др
  • Ф. интеграции в мировую экономику основывается на признании взаимозависимости гос-в в современн.мире, т.е. люб.гос-во не м. существовать без экономич. взаимодейсвтия с др.странами, т.к. не м. производить все необходимые товары . Для координации экономич.интересов разных стран создаются экономич.организации и союзы(напр., м/народн.валютный фонд, Всемирная торговая организация и т.д.)

 

12.Типы государства. Формационный и цивилизационный подходы

Типология – объединение государств в группы по определенным признакам.

В основе формационного подхода лежит понятие «общественно-экономическая формация»

1) первобытнообщинный строй  – разделения на классы нет, орудия труда примитивные, государство  не сформировано.

2) рабовладельческий строй  – классы: рабы, рабовладельцы; средства  производства – рабы

3) феодальный строй: классы  – феодалы и зависимые крестьяне; средство производства – земля. Характерно феодальное государство, феодальная раздробленность, абсолютная  монархия

4) капиталистический строй: классы капиталисты (те, кто владеет  средствами производства) и рабочие; средства производства – станки  и оборудование. Характерно капиталистическое  государство (ограниченная монархия  или республика)

5) социалистическое общество. Классов, противостоящих друг другу, нет. Средства производства находятся  в общественной собственности.Характерно  cоциалистическое полугосударство – направлено на искоренение пережитков капиталистического строя переходный период к коммунистическому обществу.

6) коммунистическое бесклассовое  общество. Государство как ненужный  элемент отмирает

Цивилизационный подход

Цивилизационный подход в отличие от формационного учитывает не только экономические, но и духовно-культурные особенности общества.

Сторонники этого подхода считают, что культура может тормозить или ускорять развитие экономических процессов

Каждая цивилизация проходит определенные этапы развития: зарождение, становление, расцвет (кульминация), упадок и гибель.

Все цивилизации по степени распространения делятся на:

- локальные (не оказали  существенного влияния на соседние  государства – Шумерское)

- особенные (великие) – Западная  Европа, Китай

- всемирные (она только  зарождается)

Античные типологии созданы учеными античности – Аристотель, Сократ, Платон

Для античных типологий характерно деление государств на правильные и неправильные. В правильных государствах власть опирается на закон и служит интересам правителей. Неправильные – власть в них опирается на закон и служит интересам правителей.

 

 

Формы и методы реализации функций государства

Реализация права – это осущ-ие юридически закрепленных и гарантированных государством возможностей путем реализации субъективных прав и юридических обязанностей

Существуют след.формы реализации:

  1. соблюдение запрета – выражается в воздержании от совершения действий, запрещенных правовыми нормами;
  2. исполнение обязанности – выражается обязательным совершением активных действий, предписанных обязывающими нормами права;
  3. использование субъективных прав – выражается в реализации возможностей, предоставленных управомочивающими нормами.

Соблюдение запрета, исполнение обязанности, использование субъективных прав – называют непосредственными нормами реализации, т.к. для реализации нормы права достаточно действий самого субъекта

4) правоприменение (применение норм права) -  это властная деят-ть компетентных органов по подготовке и принятию индивидуального решения по юридическому делу на основе юридич.фактов и правовой нормы.

Случаи применения:

- участие гос-ва запрограммировано  в норме права;

- отношения внутри государственного  механизма (напр, между органами); 
      - спор о праве (напр, когда оспаривается право собст-ти);

- правонарушения.


 

 

 

 

 

 

 

 

 

Форма государства и общая характеристика ее элементов

 включаются все  особенности внутренней организации  государства — такие, как порядок  образования и структура органов  государственной власти, специфика  их территориальной обособленности, характер межведомственных взаимоотношений  и отношений государственных  органов с населением и др.

Наиболее полное представление о понятии «форма государства» можно получить только при совокупном изучении трех составляющих указанного выше понятия. Итак, форма государства подразумевает под собой следующие три элемента:  
 
1) форма правления, (категория «форма правления» наглядно показывает, кто и каким образом правит в государстве. Все государства, основываясь на критерии формы правления, можно разделить на два основных вида)  
 
2) форма государственного устройства,( Под формой государственного устройства понимается территориальная структура государства, соотношение между государством в целом и его составными частями — территориальными государственными единицами)  
 
3) государственно-правовой режим. (под государственно-правовым режимом понимается система средств и способов, с помощью которых осуществляется государственная власть)

Форма правления

 – это элемент формы  государства, характеризующий организацию  верховной гос. власти, порядок образования ее органов и их взаимоотношения с населением. Различают 2 вида формы правления:  монархию и республику. Монархия – это форма правления, при которой власть полностью или частично сосредоточена в руках единоличного главы – монарха(короля). Признаки монархии: высшая власть (власть монарха) передается по наследству, осущ-ся бессрочно. Монархии бывают абсолютными (неограниченными), в к-рых отсутствуют представительные учреждения народа и единственным носителем суверенитета яв-ся монарх.

Ограниченная монархия:

А) Дулистическая Монархия (Морокко)

-монарх делит власть  с парламентом

-есть право на вето

-исполнительная власть - в руках монарха

Б) Парламентарная Монархия (ВКБ, Япония)

-монарх – глава государства, осуществляющий представительные  функции

В) Конституционная Монархия

-власть монарха ограничена  в конституции

Республика – форма правления, при которой имеет место быть:

-Выборность власти

-Осуществление гос власти  парламентом

-Офиц. Глава государства  – президент

-Главную роль играет  премьер министр

А) Президентская Республика

-президент избирается  в не зависимости от парламента, является главой государства

-президент назначает правительство

-парламент не имеет  права выразить вотум недоверия  правительству, но парвительство  может ограничивать деятельность  правительства и президента

-президент имеет право  вето

Б) Парламентская Республика:

-основную роль играет  парламент

-президент избирается  парламентом

-реальной главой государства  является руководитель правительства, официально – президент.

Нетипичные (смешанные) формы правления

Монархия с республиканскими элементами : (ОАЭ, Малайзия)

-cистематичность выборности главы государства

-может быть избран  не любой гражданин, а только  один из представителей составных  частей федерации

Республика с монархическими элементами: в современном мире в условиях тоталитарных систем появились республики, которым свойственен важнейший элемент монархии — несменяемость главы государства. Глава государства в такой республике может формально избираться, может назначаться, но реально народ в формировании главы государства участия не принимает. Кроме того полномочия такого главы государства не ограничены, он является пожизненным правителем, более того возможна передача власти по наследству

Теократическая республика (исламская республика) : собая форма республики, где правит мусульманское духовенство, сочетает в себе основные признаки традиционного исламского Халифата и признаки современного республиканского строя. Исполнительную власть возглавляет избираемый президент, а законодательную — однопалатный парламент(Меджлис). Кандидатура президента, а также все члены правительства и кандидаты в депутаты Меджлиса утверждаются Советом стражей конституции, который также проверяет законопроекты на соответствие исламскому праву и имеет право наложить вето на любое решение Меджлиса.

Форма государственного устройства: определение понятия и виды.

Форма гос.устройства предст. собой способ территориал.организации и распределения гос.власти, а также характер взаимоотношений между соотв-щими субъектами власти.3 вида: Унитарное гос-во – простое, единое гос-во, части к-рого яв-ся административно-территориал. единицами и не обладают признаками гос.суверенитета; в нем сущ-етв единая система высших органов и законодательства (Польша, Болгария, Италия).Федеративное гос-во – сложное, союзное гос-во, части которого яв-ся госуд.образованиями и обладают суверинететом. Имеются 2 системы высших органов гос.власти: высш.органы федерации в целом и высш.органы субъекта федерации, также 2 системы законодательства. Ф.строятся на основе распределения функций между ее субъектами и центром, зафиксированного в союзной конституции. При этом одна часть полномочий яв-ся исключител.компетенцией союзных органов, др.- субъектов федерации, 3-я – совместной компетенцией союза и ее членов.Федерации м.б. построены по территориал.принципу (США), национальному ( бывш.Югославия) или по национально-территориальному (Россия).Федерации м.б.симметричными (члены Ф. обладают одинак.правовым статусом Германия) и асимметричными, где субъекты имеют разный правовой статус напр., Россия, т.к. в кач-ве субъектов – республики, края, области, автономные округа).Федерации м.б. конституционными (правовым основанием Ф. яв-ся закрепление факта образования в Основном законе страны – Конституции), м.б.договорными (в основу Ф.положен договор субъектов), м.б. конституционно-договорными – напр.,Россия, т.к. основана на 3-х федер.договорах (дог-р Ф. с республиками, дог-р с областями и краями, дог-р с автоном.областями и округами) и Конситуции РФ.Конфедерация – временный союз гос-в, добровольно объединившихся для достижения политич., военных, экономич. и др. целей.К. не обладает суверенитетом, т.к. отсутствует общий для объединившихся субъектов централ.госуд.аппарат и единая система законодательства.К. носит временный характер и после достижения целей либо распадается, либо преобразуется в Федерацию.Также выделяют формы гос.устройства: содружества (СНГ), империи, протекторат (формальная опека слабого гос-ва белее сильным.


 

 

 

Государственно-правовой (политический) режим: определение понятия и виды.

Политический режим – это система методов, способов и средств осущ-ия политической власти.

Полит.режим отвеч. на ?: как функционирует гос-во, как осущ-ся гос.власть, каким методам, способам властвования отдается предпочтение, какова при этом роль личности, соц.групп и общества в целом во влиянии на гос-во?Виды полит.режима: демократический и антидемократический.

Демократический режим основан на признании принципов равенства и свободы всех людей, участия народа в управлении государством.

Признаки демократ.режима: конституционное закрепление и реальное осуществление прав и свобод человека, равноправие всех граждан, существование ряда политических (в т.ч. оппозиционных) партий, не допущение господства какой-либо идеологии в качестве государственной или обязательной, существование реального разделения властей на три ветви, выборность и сменяемость центральных и местных органов гос.власти, их подотчетнсоть избирателям, подконтрольность и ответственность органов и служащих гос-ва, формируемых путем назначения, перед выборными органами, гласность в деятельности гос-ва. Демократ.режимы складываются в правовых гос-вах.Авторитарный режим – политическая власть осущ-ся одним лицом при минимальном участии народа. Внешне управление осущ-ся на конституц.началах, сущ-ют законодательные, исполнительные и судебные органы, но на практике разделения нет. Власть не контролируется и не формируется народом, хотя представительные органы существуют. Провозглашается приоритет государства по отношению к личности, права личности игнорируются.Тоталитарный режим харак-ся полным контролем государства над всеми сферами жизни общества. Полное подчинение человека политич.власти  и господствующей идеологии. Тоталитарный режим допускает только одну партию.

Фашистский режим – это крайняя форма тоталитаризма, характеризуемая националистической идеологией, представлением о превосходстве одних наций над другими. Фашизм основывается на расистской демагогии, которая возводится в ранг официальной идеологии.

Также деспотический режим (неограниченная власть, жесткое подавление любой самостоятельности, недовольства, возмущения. Санкции, применяемые при этом, потрясают воображение своей суровостью. Деспотия держится на страхе (Страны Азии, Ближнего Востока), тиранический режим (неограниченная власть, власть тирана устанавливается насильственным, захватническим путем, Власть является очень жесткой. Используется не только наказание за нарушения правил поведения, но и превентивное наказание с целью устрашения

Определение понятия и структура механизма государства.

 
Механизм государства – это система государственных огранизаций, посредством которых реализуется госуд.власть и обеспечивается руководство обществом.Строение механизма гос-ва зависит от функций гос-ва, его социального назначения, экономической системы и некоторых др.факторов.

Признаки механизма государства:Состоит из профессиональных госслужащих – чиновников;Строгая иерархическая подчиненность элементов;Наличие организационных и материальных средств принуждения;Большинство органов обладают властными полномочиями.

Структура механизма государства:Государственный аппарат – часть механизма гос-ва, состоящая из гос.органов, наделенных властными полномочиями для реализации гос.власти (строится на принципе разделения властей). Это центральная часть механизма государства.Государственные учреждения – гос.организации, не обладающие властными полномочиями, но реализующие функции нематериального характера (здравоохранение, культура, наука, образование).Государственные предприятия – гос.организации, реализующие функции материального характера (выпускают продукцию, которую не м.производить частн.предприятия, напр., оружие).

Определение понятия и виды государственных органов 

Гос.орган – это юридически оформленная организационно и хозяйственно обособленная  часть государственного механизма, состоящая из госуд.служащих, наделенная властными полномочиями и необходимыми средствами для осущ-ия в пределах своей компетенции задач и функции гос-ва.

Признаки гос.органа:образуются в законодательном порядке, который определяет их компетенцию;яв-ся самостоятельными элементами гос.аппарата;взаимодействуют между собой. Они образуют единый социальный механизм, главной задачей которого яв-ся обеспечение нормального функционирования общества, защита законных прав  и интересов личности, охрана внешней безопасности и территориальной целостности государства.

Виды гос.органов (классификации):по месту в механизме гос-ва: - выполняющие функции гос-ва (напр, Гос.Дума), обслуживающие. по принципу разделения властей:законодательные (дума, собрание, совет),исполнительные (глава государства, глава правительства, министерства),судебные . по действию в пространстве: федеральные, органы субъектов федерации.по времени действия: постоянные ,временные. по принципу принятия решения:

-коллегиальные (Федеральное  Собрание РФ)  -единоличные (Президент  РФ). по характеру полномочий: -органы общей компетенции (Правительство РФ)  -органы специальной компетенции (напр., Министерство внутр.дел)

Принципы организации и деятельности государственных органов 

Принципы организации и деятельности государственных органов — требования, основополагающие начала, в соответствии с которыми формируются и функционируют органы государственной власти. Относятся: 1) легитимный, демократический характер формирования и деятельности органов государственной власти, обеспечиваемый участием граждан в формировании и деятельности органов государственной власти, открытостью деятельности органов государственной власти, подконтрольностью исполнительных структур власти представительным органам; 2) приоритет прав личности, означающий, что признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина являются смыслом и основным содержанием деятельности всех органов государственной власти (ст. 2 Конституции); 3) единство системы органов государственной власти, определяемое единством их задач и функций, которые "предписывается" осуществлять всем органам государства; 4) разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ. Данный принцип отражен в ч. 3 и 4 ст. 5 и ч. 3 ст. 11 Конституции РФ. От рационального распределения полномочий между различными ветвями власти и органами власти различных уровней зависит целостность Российского государства, эффективность его деятельности; 5) федерализм, предполагающий учет федеративного характера государства при формировании его органов (например, Совета Федерации), употребление в органах государственной власти национальных языков наряду с русским и др.; 6) разделение властей, в соответствии с которым строится конституционная система органов государственной власти РФ и ее субъектов (ст. 10, 11 Конституции РФ); 7) законность (ст. 15 Конституции РФ), означающая, что государственная власть может осуществляться лишь в соответствии с Конституцией РФ и федеральными законами.

Информация о работе Шпаргалка по "Теории государства и права"