Шпаргалка по "Теории государства и права"

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2015 в 15:27, шпаргалка

Краткое описание

1.Предмет ТГП
ТГиП – наука. Наука – теоретическое отражение действительности. Окружающий мир разнообразен, следовательно, научных дисциплин множество.

Файлы: 1 файл

OKONChATEL_NYJ_TGP.docx

— 72.81 Кб (Скачать)

 

Органы законодательной, исполнительной и судебной власти. 

Законодательная власть - это делегированная народом своим представителям государственная власть, реализуемая коллегиально путем издания законодательных актов, а также путем наблюдения и контроля за деятельностью аппарата исполнительной власти, главным образом в финансовой сфере. формируется на основе выборов. Законодательная власть реализуется избираемым, иногда частично назначаемым парламентом который может иметь как двухпалатную, так и однопалатную структуру. Руководство палатами парламента осуществляют председатели палат, Парламент обладает большими полномочиями в сфере законотворчества, наделен правом издавать законы, устанавливать налоги, принимать государственный бюджет, участвовать во внешнеполитическом процессе, решать вопросы обороны. Парламент обладает импичментом. Исполнительная власть - это вторичная подзаконная ветвь государственной власти, имеющая универсальный, предметный и организующий характер и направленная на обеспечение исполнения законов и других актов законодательной власти. Задачи органов исполнительной власти состоят в исполнении решений принятых носителями верховной власти - парламентом и президентом, т.к. исполнительная власть носит подзаконный характер и все действия, и акты органов исполнительной власти основываются на законе, не должны ему противоречить, Исполнительная власть реализуется государством через правительство и его органы на местах. Правительство осуществляет верховное политическое руководство и общее управление делами общества. Правительство призвано обеспечивать охрану существующего конституционного строя, защиту внешних интересов государства, осуществление экономических, социальных и иных функций в сфере государственного управления. Правительство (президент) назначает на высшие военные и гражданские должности, в его ведении находится административный аппарат. Правительства большинства стран обладают правом законодательной инициативы и могут оказывать решающее воздействие на законодательный процесс. Судебная власть — специфическая, независимая ветвь государственной власти, осуществляемая путем гласного, состязательного, как правило, коллегиального рассмотрения и разрешения в судебных заседаниях споров о праве Роль суда заключается в том, что он выступает как арбитр при разногласиях между государственными органами, реализует принцип справедливости и среди всех государственных органов, только судебная власть наделена правом, отправлять правосудие.

Взаимосвязь государства и права

Соотношение права и государства проявляется:

1)  в единстве права и государства. Оно проявляется в том, что и право, и государство являются инструментами социальной регуляции, в результате имеют общую типологию, происхождение, одинаково связаны с экономическими, духовными, культурными и иными сторонами жизни общества, дополняя друг друга при выполнении своего социального назначения;

2)  различии государства и права, которое осуществляется в различных социальных предназначениях, структуре и содержании, форме государства и права. Это происходит по той причине, что роль государства в обществе – устанавливать и обеспечивать определенный порядок, а роль права – создавать для реализации данного порядка юридический механизм;

3)  взаимодействии государства и права. Взаимодействие государства и права проявляется в наличии разнообразных форм влияния государства и права друг на друга. Право формируется, обеспечивается государством, но в то же время государство с помощью права закрепляется. В результате через право формируется государство, а именно его внутренняя организация, форма, структура, устанавливаются главные виды и направления государственной деятельности, реализуются задачи и функции государства;

4)  противоречии государства и права, которое возникает в случаях выхода государственной власти из-под контроля общества, стремлении права ограничить власть государства, предотвращая произвол государства

Принципы права: определение понятия, классификация, значение.

Под принципами права понимают исходные и основополагающие начала, которые укрепляются законодательно и проявляют сущность и социальную обусловленность права.

Существует несколько видов принципов права:

  1. общие (общеправовые) принципы;
  2. отраслевые принципы;
  3. межотраслевые принципы.

Общие принципы представляют собой исходные начала, которые имеют нормативно-руководящий характер и раскрывают сущность и социальную природу всего права в целом, их можно разделить:

  • принцип законности – означает обязанность всех субъектов общественных отношений правильно и беспрекословно придерживаться всех нормативных правовых актов, а также обеспечивать верховенство и единство закона, равенство всех перед законом и судом;
  • принцип федерализма – отражает федеративное устройство государства, определяет соотношение федерального законодательства и законодательства субъектов Федерации и т. д.;
  • принцип гуманизма означает уважение личности, предоставление всех условий для нормального существования и развития человека, утверждение прав и свобод человека, запрет на любую деятельность, которая могла бы посягнуть на человеческое достоинство, и т. д.;
  • принцип справедливости закрепляет применение при регулировании отношений средств убеждения для необходимого предписанного поведения, а также соответствие между мерой наказания и характером содеянного;
  • принцип равноправия обозначает законодательное утверждение равенства всех граждан вне зависимости от их расы, национальности, религии, половой или иной принадлежности, должностного либо другого положения;
  • принцип единства прав и обязанностей означает присутствие сбалансированных и взаимно корреспондирующих прав и обязанностей, иными словами, не может быть прав без обязанностей, а обязанностей без прав.

Отраслевые принципы представляют собой исходные начала, которые действуют в рамках какой-либо одной отрасли права и отражают ее специфику.

Межотраслевые принципы представляют собой исходные начала, которые характеризуют общность и специфику нескольких смежных отраслей права и функционируют в рамках двух или нескольких отраслей права:

  1. принцип гласности;
  2. принцип состязательности;

принцип неотвратимости юридической

Правовой прецедент: определение понятия и виды.

Правовой обычай – одна из наиболее древних разновидностей социальных норм. По своей природе правовой обычай довольно консервативен. Существуют два вида юридического прецедента: судебный и административный.



 

 

  1. Функции права: определение понятия и виды.

Право - совокупность устанавливаемых гос-вом общеобязат. правил поведения (норм), соблюдение к-рых обеспечивается мерами гос. Воздействия.

Пра́во — один из видов регуляторов общественных отношений

Право яв-ся регулятором общественных отношений. В связи с этим право выполняет ряд определенных функций.

Все функции делятся на 3 группы:

Основные юридические функции:

- регулятивно-статическая – сводится к закреплению, фиксации существующих общественных отношений в их статике: закрепляются формы собственности, круг субъектов права, их правоспособность, структура государственных органов, круг  прав и обязанностей граждан и т.д.;

   - регулятивно-динамическая – направлена на оформление движения общественных отношений в форме правоотношений. При этом определяется порядок возникновения, изменения и прекращения правоотношений. Прояв-ся в системе норм обязательственного права (отношения купли-продажи, подряда, перевозки), трудового, процессуального и т.д.

- охранительная – направлена на охрану основополагающих ценностей, признанных в обществе (жизнь, честь, свобода личности, собственность, обществ.порядок и безопасность и др.). В рамках этой функции устанавливаются разл.виды юрид.ответственности за действия, посягающие на указанные ценности, и предупредительно-охранительные меры иного хар-ра.

2) Неосновные юридические функции (могут прояв-ся в правовых нормах, могут не прояв-ся): восстановительная; оценочная; компенсационная; карательная.

3) Социальные функции: информационная; экономическая; политическая.

Нормативные правовые акты как основная форма российского права. Виды НПА:

НПА - это, изданный гос. Органами юрид. Документ, устанавливающий, изменяющий или отменяющий правовые нормы, подкрепленной юрид. Силой гос-ва.

Виды:

 -Законы и подзаконные акты (указы, распоряжения, постановления, приказы, решения)

-Закон – нормативный акт, принятый всенародным голосованием

либо высшим представительным органом государственной власти.

-Указ Президента  РФ – нормативный акт, издаваемый Президентом РФ

-Акты органов  местного самоуправления (распоряжения, постановления)

-Локальные акты (акты руководителей предприятий, учреждений, организаций

  1. Источник права в материальном, идеальном и специально-юридическом смыслах.

Источник (форма) права — способ, с помощью которого закрепляются (находят внешнее выражение) нормы права.

Источник права: -то что обуславливает, детерминирует(порождает, подготавливает) содержание норм права.

                                - то, где содержаться нормы права.

В материальном смысле- Общественные отношения социально- значимые сферы экономики

В идеальном смысле – правовая доктрина/наука, правовая культура, правосознание.

В специальном юридическом смысле – формы выражения, правовых норм.

  1. Определение понятия и Виды форм (источников) права.

 

Источники права – это способ закрепления правовой нормы, форма выражения гос.воли. Основными формами права считают:

- правовой обычай –  правило поведения, сложившееся  на основе постоянного и единообразного  повторения фактических отношений. Это наиболее древний источник  права. Не каждый обычай - правовой.  Правовой обычай санкционирован  государством. Государство придает  таким обычаям обязательную юридическую  силу и превращает их в официальный  гос.документ.

- правовой прецедент –  юридически значимое поведение  власти, которое имело место хотя  бы 1 раз, но может служить примером  для последующего поведения государства (решение судебного органа, которое  стало образцом для последующих  решений по таким же делам). Данное первоначальное решение  выступает не в виде рекомендации, а в качестве обязательного  правила, которым должны руководствоваться  суды, рассматривающие сходные дела. Юридич.прецедент является одним  из главных источников права  в странах англосаксонской правовой  семьи.

- правовая практика –  правоположение – концентрированное  выражение правовых решений в  обезличенной форме.

- юридическая доктрина (наука) – это мнение ученых по определенным  правовым вопросам

- договор нормативного  содержания – совместные юридич.акты, выражающие взаимное волеизъявление  правотворческих органов и встречное  принятие на себя юридических  обязанностей – в основном  это международные договоры Н: Всеобщая декларация прав человека

- нормативно-правовой акт (НПА) – официальный юридический  документ, изданный гос-вом (гос.органами), содержащий нормы права, имеющий  общеобязательный характер и  подкрепленной принудительной силой  государства. К НПА относятся  Конституция, законы, подзаконные акты. НПА является основным источником  права РФ – имеет наибольшее  распространение, исходит от компетентных  органов, принимается в четко  обозначенном процедурном порядке, имеет установленную форму и  реквизиты, порядок вступления в  силу и сферу действия, может  быть отменен, изменен в зависимости  от социальных потребностей.

В РФ – 4 источника – правовой обычай, правовая практика, договор нормативно – правового содержания, НПА


 

 

 

 

39.Правовой обычай.

Правовой обычай — представляет собой неписаное правило поведения, сложившееся вследствие его фактического и многократного применения в течение длительного времени и признаваемое государством в качестве общеобязательного правила.

Данному юридическому источнику присущ ряд следующих специфических черт, отличающих ею от других источников:

Продолжительность существования

Обычай формируется постепенно. Должно пройти определенное время с момента его возникновения, чтобы обычай приобрел силу. В древних текстах существовала подходящая формулировка: «С незапамятных времен». Обычай закрепляет, содержит то, что складывалось в результате длительной практики в обществе, он может отражать как общие позитивные моральные, духовные ценности народа, так и предрассудки, расовую нетерпимость. Поскольку общество — система динамичная и постоянно развивающаяся, то устаревшие обычаи постоянно заменяются новыми, более приспособленными к окружающей действительности;

Устный характер

Особенность обычая, отличающая его от других источников права, состоит в том, что он сохраняется в сознании народа, передается из поколения в поколение в устной форме;

Формальная определенность

Поскольку обычай существует в устной форме, требуется более или менее точная определенность его содержания: ситуация, в которой он применяется, круг лиц, на которых обычай распространяется, последствия, которые влечет его применение;

Локальный характер

обычай действует в определенной местности в рамках сравнительно небольшой группы людей или на сравнительно небольшой территории, является своеобразной традицией данной местности. Санкционированность государством

Для того чтобы обычай реально применялся в обществе, необходимо признание его юридической силы государством. Право не существует вне государства, поэтому обычай может приобрести общеобязательный характер наряду с другими источниками права лишь при условии придания ему законности государством. Это признание их: государственными органами (законодательными, исполнительными, судебными и т. д.); органами местного самоуправления и другими негосударственными организациями; государствами и (или) международными организациями в сфере публичных и частных международных отношений

Нормативные правовые акты как основная форма российского права.

Виды НПА:

НПА - это, изданный гос. Органами юрид. Документ, устанавливающий, изменяющий или отменяющий правовые нормы, подкрепленной юрид. Силой гос-ва.

Виды:

 -Законы и подзаконные акты (указы, распоряжения, постановления, приказы, решения)

-Закон – нормативный акт, принятый всенародным голосованием

либо высшим представительным органом государственной власти.

-Указ Президента  РФ – нормативный акт, издаваемый Президентом РФ

-Акты органов  местного самоуправления (распоряжения, постановления)

-Локальные акты (акты руководителей предприятий, учреждений, организаций

Договор нормативного содержания

договор нормативного содержания –юрид. акты, выражающие взаимное волеизъявление правотворческих органов и встречное принятие на себя юридических обязанностей – в основном это международные договоры.

а) санкционированный обычай; 
б) судебный (административный) прецедент; 
в) нормативно-правовой акт.

Система нормативного регулирования в российском обществе. Место права в системе нормативного регулирования общественных отношений.

Регулирование общественных отношений происходит с помощью социальных норм.

Социальная норма – правило поведения общего характера , отражающее потребности и интересы людей и регулирующая их поведение в обществе.

Виды социальных норм:

 обычай, мораль, религия, корпоративные нормы, политические нормы. Иногда выделяют и другие.

К социальным нормам относятся также и правовые нормы.

Норма права – общеобязательное веление, выраженное в виде государственно-властного предписания и регулирующее общественные отношения.

Соотношение нормы права и обычая. Обычай – правило поведения, сложившееся в определенной социальной среде на основе многократности и повторяемости определенных действий.

Общее с нормой права: общеобязательность, влияние на поведение людей

 Отличия: По происхождению  НП – По государственной воле, О. - Сложившиеся действия

По форме выражения: письменная; О. – устная

По способу обеспечения реализации ; НП – гос.принуждение, О. – общественное мнение

Обычай и нормы права могут противоречить друг другу. Т.о. обычаи могут быть полезны и вредны для правовой системы (похищение невесты)

Соотношение нормы права и морали.

Мораль – это взгляды, представления и правило поведения, возникающие как непосредственное отражение условий общественной жизни в сознании людей.

Моральные нормы в виде парных категорий выражаются: справедливые и не -; добро и зло; похвальное и постыдное; правильно и не -.

Общие черты: основаны на условиях общественной жизни; имеют нормативный характер и регулируют поведение человека; основаны на общих ценностях

Отличие: Норма права: возникает одновременно с государством, формально определена, письменная форма, должна толковаться однообразно, право обеспечено страхом принуждения, При применении правовых норм правомерность отодвигает мотив,  Субъективное понятие, Выполняется из страха перед общественным мнением, Мотивы  и цели первичны, «человечно – бес-«, «добро – зло», «морально – аморально»

Право и мораль поддерживают друг друга при упорядочении общественных отношений, их требования во многом совпадают, мораль осуждает все виды правонарушений, один и тот же поступок получает в глазах окружающих правовую и моральную оценку

Но существуют и противоречия:  право что-то разрешает, а мораль запрещает, осуждает; право запрещает, а мораль одобряет.

Соотношение нормы права и религии. Религиозные нормы – правила поведения, регулирующие отношения между людьми на основе их религиозных представлений.

Соотношение нормы права и корпоративных норм. Корпоративные нормы – установленные правила поведения, выраженные в уставах,положениях, решениях каких-либо коллективных организаций, способствующие достижению этими организациями своих целей (Н: установленная форма одежды


 

 

Соотношение норм права и морали

Регулирование общественных отношений происходит с помощью социальных норм.

Социальная норма – правило поведения общего характера , отражающее потребности и интересы людей и регулирующая их поведение в обществе.

Виды социальных норм: обычай, мораль, религия, корпоративные нормы, политические нормы. Иногда выделяют и другие.

К социальным нормам относятся также и правовые нормы.

Норма права – общеобязательное веление, выраженное в виде государственно-властного предписания и регулирующее общественные отношения.

Мораль – это взгляды, представления и правило поведения, возникающие как непосредственное отражение условий общественной жизни в сознании людей.

Моральные нормы в виде парных категорий выражаются: справедливые и не -; добро и зло; похвальное и постыдное; правильно и не -.

Общие черты:  основаны на условиях общественной жизни; имеют нормативный характер и регулируют поведение человека; основаны на общих ценностях

Отличие: Норма права: возникает одновременно с государством, формально определена, письменная форма, должна толковаться однообразно, право обеспечено страхом принуждения, При применении правовых норм правомерность отодвигает мотив,  Категории «законно – нет», «правомерно – нет», норма морали – раньше государства, Сформирована в чувствах и представлениях, устно, Субъективное понятие, Выполняется из страха перед общественным мнением, Мотивы  и цели первичны, «человечно – бес-«, «добро – зло», «морально – аморально»

Право и мораль поддерживают друг друга при упорядочении общественных отношений, их требования во многом совпадают, мораль осуждает все виды правонарушений, один и тот же поступок получает в глазах окружающих правовую и моральную оценку

Но существуют и противоречия:  право что-то разрешает, а мораль запрещает, осуждает; право запрещает, а мораль одобряет

Соотношение норм права и религиозных норм.

Норма права – общеобязательное веление, выраженное в виде государственно-властного предписания и регулирующее общественные отношения.

Религиозные нормы находящиеся на стыке моральных и корпоративных. По своему содержанию они являются моральными и связаны с общиной верующих по происхождению.

Соотношение норм права и корпоративных норм:

Норма права – общеобязательное веление, выраженное в виде государственно-властного предписания и регулирующее общественные отношения.

Корпортивные, т.е. исходящие от общественного или хоз. Объединения. Эти нормы распространяются только на членов или участников данныъ объединений, закрепляются в их уставах, программах или положениях и обеспечиваются спец. Санкциями – выговор, исключение из партии и др.

Систематизация нормативных правовых актов: определение понятия, виды, значение

Нормативные акты принимаются различными органами в различное время, в различных пространственных пределах и по разному поводу.

 систематизация нормативно-правовых актов - это деятельность, направленная на упорядочение и совершенствование нормативных актов путем их внутренней и внешней обработки для системного воздействия на общественные отношения, это приведение законодательства в определенную систему.

Виды:

Существуют три основные формы систематизации нормативных актов: инкорпорация, консолидация, кодификации.

Инкорпорация представляет собой внешнюю обработку или объединение в сборники и собрания действующих нормативных актов в определенном порядке без изменения их содержания по существу

Консолидация - такая форма систематизации, при который происходит объединение нескольких близких по содержанию нормативных актов в единый сводный нормативно-правовой акт.

Кодификация - это деятельность правотворческих органов по созданию нового, сводного, внутренне согласованного и юридически цельного нормативного акта, которая осуществляется путем глубокой и всесторонней переработки действующего законодательства в определенной сфере общественной жизни.


 

 

 

 

 

 

 

 

Учёт нормативных правовых актов: определение понятия и виды

Учет правовых актов — это разновидность систематизации правовых документов, заключающаяся в их сборе, хранении, регистрации, расположении в определенном порядке и поддержании в контрольном состоянии для быстрого нахождения и использования.

учет правовых актов — это органическая часть кодификации, консолидации и инкорпорации, своего рода их первоначальная стадия.

  • официальный. Официальный учет ведут юридические службы гос. органов. Всероссийский учет за-тва (как федерального, так и субъектов РФ) ведется Государственно- правовым управлением Президента РФ. Суды высших инстанций, Прокуратура РФ ведут учет актов, ими принимаемых. Та же работа проводится органами субъектов РФ;
  • неофициальный. Различным организациям и частным лицам всеобъемлющий учет не под силу, поэтому они «подгоняют» его объем под свои нужды. Однако учет своих корпоративных актов проводится ими в полном объеме.

Консолидация нормативных правовых актов: определение понятие, значение:

Консолидация — это объединение множества правовых актов по одному или нескольким смежным вопросам в один новый правовой акт.

-консолидации могут  подлежать не только нормативные  акты, но и акты толкования

-в  консолидированном акте могут быть объединены акты не только одного уровня, но и относящиеся к разным источникам права.

- консолидация осуществляется  в отношении быстро меняющихся  сфер общественной жизни: там, где  жизнь требует незамедлительного  совершенствования норм права, изменение  или отмены.

       - придание акту целостности требует также использования следующих правотворческих правил:

Логических, языковых.

- консолидация в основном имеет официальный характер. Конечно, никому нельзя отказать в составлении проекта нормативного акта или единого документа из множества регулирующих определенный круг вопросов, постановлений Верховного Суда РФ. Но это будет документ индивидуального пользования

Кодификация в Российском государстве: определение понятия и виды

Кодификация — это упорядочение нормативного массива путем коренной переработки содержания имеющихся в определенной сфере правового регулирования нормативных актов и создания на их основе единого юридически и логически цельного нормативного акта.

Кодификационные акты делятся на три вида:

  • основы законодательства, устанавливающие важнейшие модельные нормативные положения определенной отрасли или сферы государственного управления в федеративном государстве;
  • кодекс - комплекс правовых норм, объединенных в одном акте и регулирующих определенную сферу общественной жизни (гражданскую, уголовную и др.);
  • устав, положение - комплексные акты специального действия, которые издаются не только законодательными, но и другими правотворческими органами (президентом, правительством).

Правотворчество в российском обществе: определение понятия, принципы и основные виды.

Правотворчество - это осуществляемая в особом порядке государственно-властная, управленческая деятельность компетентных органов, направленная на разработку, издание, отмену и совершенствование нормативно-правовых предписаний.

  • это выражающая стратегию развития общества особая управленческая деятельность компетентных органов, направленная на упорядочение (стимулирование или ограничение) входящих в их ведение определенных отношений, имеющих повышенное общественное значение;
  • это государственно-властная деятельность, составляющая монополию государства, одно из проявлений его суверенитета. Иные субъекты участвуют в ней лишь с его санкции;
  • это интеллектуально-волевая (познавательная и цен нос т- но-ориентационная) творческая деятельность, связанная с изменением существующего порядка правового регулирования;
  • это процедурная деятельность, детально регламентируемая законом, который определяет не только перечень субъектов правотворчества и их полномочия, но и последовательность, а также содержание их правотворческих действий;
  • содержание этой деятельности выражается в создании, изменении, отмене и систематизации юридических норм, иногда — в изменении сферы и объема действия уже существующих норм.

Информация о работе Шпаргалка по "Теории государства и права"