Шпаргалка по "Теории государства и права"

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2012 в 23:09, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит 102 вопроса по дисциплине "Теория государства и права"

Файлы: 1 файл

shpori.doc

— 476.50 Кб (Скачать)

     2. Социальные нормы как регуляторы, связанные с волей и сознанием людей.

     3. Акты индивидуального регулирования,  выступающие в виде целевого, адресного воздействия субъектов  друг на друга. Указанные факторы  могут играть в общ-ве как  стабилизирующую, так и дестабилизирующую роль. В зависимости от соотношения естественной, нормативности и социального нормирования можно выделить как минимум четыре группы действующих в обществе нормативных регуляторов. 1. Естественные нормы, существующие в виде сформулированного знания о нормальном, естественном состоянии объекта, определяемом его природой. Такие нормы формирует, например, наука. 2. Разработанные на основе знания естественных норм правила работы с техническими и природными объектами. Подобные правила принято называть техническими нормами. 3. Правила поведения, базирующиеся на естественных формах или складывающиеся в связи с их действием. Сюда относится большинство социальных норм. 4. Правила поведения, содержание которых определяется не столько естественной нормативностью, сколько целями и задачами, стоящими перед общ-ом, или потребностями конкретной его сферы. Это некоторые юр-ие процессуальные нормы, ритуалы и т.п. При обсуждении роли права в сис-ме социального нормативного регулирования значение имеют нормы третьей и четвертой группы, в лит-ре именно их принято квалифицировать как социальные нормы. Они не просто сущ-ют и действуют в общ-ве, а регулируют общ-ые отношения, поведение людей, нормируют жизнь обш-ва.  

     57. Социальные и технические  нормы, их понятие,  особенности и  взаимосвязь.

     Социальные  нормы представляют собой связанные с волей и сознанием людей общие правила регламентации формы их социального взаимодействия, возникающие в процессе исторического развития и функционирования общ-ва, соответствующие типу культуры и характеру его организации.

     Классифицировать  социальные нормы можно по различным критериям, однако наиболее распространенной является их систематизация пр основаниям сферы действия и механизма (регулятивным особенностям). По сферам действия различают нормы экономические, политические, религиозные, экологические и др. По механизму (регулятивным особенностям) принято выделять мораль, право, обычаи и корпоративные нормы. Когда говорят о механизме, регулятивной специфике норм, то используют следующие основные критерии сравнения: процесс формирования норм; формы фиксации (существования); характер регулятивного воздействия;  способы и методы обеспечения. При таком подходе специфика норм проявляется, достаточно определенно. Это достигается системным использованием критериев: некоторые нормы могут недостаточно отчетливо различаться по одному или двум критериям, но всегда однозначно разводятся по сумме всех четырех характеристик.

     Технические нормы это целевые правила  общего характера. Регламентируя тем  или иным способом поведение людей  в сфере их производственно-технической деятельности, в сфере техники, технические нормы и отражают обобщенный производственной опыт, закон природы и свойства вещества природы, лежащие в основе техники созданной человеком.

     Чтобы стать нормой, техническое правило  должно приобрести черты правила общего характера, должно стать мерой поведения не отдельного индивида, а коллектива. Необходимо отметить, что правила, составляющие содержание других социальных норм, также не сразу становится нормами, и они могут разрабатываться отдельными индивидами. На отдельном этапе и эти правила должно или возможно могут быть суждением лишь отдельных индивидов. К техническим нормам в широком смысле относят нормы: санитарно-гигиенические, научно-технические, экологические, правила выполнения строительных работ, инструкции по эксплуатации машин и механизмов, нормы расхода сырья топлива, электроэнергии и т.д.

     Среди технических норм есть такие которые  в силу своей значимости получают закрепление в правовых актах  и таким образом приобретают  юридическую силу, получив название технико-правовых (вопрос о технико-правовых нормах, несмотря на свое значение, остается одним из малоисследованных в теории государства и права).

     Следует подчеркнуть, что роль технических  норм в регулировании общественных отношений становится более действенной тогда, когда они облекаются в форму других социальных норм в особенности правовых. Подобные не теряя своего организационно-технического характера приобретают качественные признаки правовой нормы: 
они исходят от государства, выражают его волю; обеспечиваются возможностью принуждения; закрепляются в специальных актах; регулируют, хотя и специфические, но весьма важные отношения.

     Граница между ТН и СН проходит главным  образом по предмету регулирования. Технические нормы имеют социальный характер. Но в отличие от норм социальных, которые регулируют отношения непосредственно между людьми (человек-человек), технические нормы регулируют поведение людей в связи с использованием техники (человек-техника-человек). Общее у технических и социальных норм, то, что они имеют дело с человеческой деятельностью. 

     58. Единство и классификация  социальных норм.

     См. 56, 57. 

     59. Общее и особенное  в праве и иных  социальных нормах.

      Нормы: социальные, технические, технико-юридические. Социальные: правовые (норма права) и не правовые (мораль, обычаи, традиции, корпоративные нормы). Сходство, различие, взаимодействие и противоречие.

     Выделяют  нормативные и ненормативные социальные регуляторы. Нормативные регуляторы устанавливают четкие рамки поведения людей, содержат одинаковый масштаб (эталон) поведения, т.е. норму. Нормативные регуляторы обеспечивают определенное состояние общественных отношений, в том числе и с помощью мер социального принуждения. К нормативным регуляторам относятся: нормы права, морали, религиозные, корпоративные нормы, обычаи (в том числе деловые обыкновения) и др.

     Все нормативные регуляторы взаимодействуют  друг с другом в процессе регулирования  общественных отношений, а также  с ненормативными регуляторами.

     Среди ненормативных регуляторов выделяют ценностный, директивный и информационный. Ценностный регулятор воздействует на общественные отношения с помощью исторически сложившейся системы социальных ценностей, которые формируются в культуре общества, отдельных народов, наций, в профессиональной среде, возрастных группах и т.д. Это один из древнейших регуляторов в человеческом поведении. Если законодатель не будет учитывать систему социальных ценностей, сложившихся в обществе, то такого рода нормы и акты не будут восприняты обществом.

     Директивный регулятор представляет собой воздействие на общественные процессы посредством директивы, приказа, указания. Такой регулятор оказывал огромное влияние на жизнь советского общества в период существования административно-командной системы.

Информационный регулятор означает воздействие на общественные отношения и процессы с помощью средств массовой информации, которые способны придать тем или иным поступкам и действиям положительное или отрицательное значение. Влияние информационных регуляторов на жизнь общества огромно: они по существу создают стереотипы поведения, по-разному оценивают различные политические и правовые ситуации и т.д.

     Все социальные регуляторы образуют социальные нормы, т.е. общепризнанные или достаточно распространенные правила поведения людей. Социальные нормы регулируют не любые, а наиболее типичные, массовые общественные отношения, которые фактически утвердились в жизни.

     Несмотря  на разнообразие социальных норм, у  них есть общие черты:

1) все  они регулируют общественные  отношения;

2) все социальные нормы адресуются людям или их объединениям;

3) они  определяют границы должного  и возможного поведения;

4) преследуют  одну и ту же цель - упорядочение  общественных отношений;

     Между социальными нормами существуют значительные различия. Они состоят в следующем: Во-первых, по источникам формирования. Так, право исходит от государства, состоит из норм, установленных государством; нормы же морали, например, а также обычаи, традиции, создаются обществом, и для того, чтобы они действовали, не обязательно признание их государством. Во-вторых, они различаются формой, в которую облекаются: нормы права существуют только в официальной, установленной государством форме (как правило письменной - закон, указ, постановление), для морали же не существует строго фиксированной формы. В-третьих, различия определяются и критериями, по которым оценивают поведение и поступки людей - мораль и право: мораль оценивает поведение с точки зрения добра и зла, чести, совести, поощряемого и порицаемого обществом, а право - с точки зрения правомерного и неправомерного, законного и незаконного, наказуемого и ненаказуемого. В-четвертых, по характеру ответственности за нарушение норм права следует юридическая ответственность, а за нарушение норм морали - общественное порицание. В-пятых, по объему регулируемых общественных отношений: нормы морали регулируют значительно больший круг общественных отношений, чем право. Не все общественные отношения подвержены правовому регулированию, в то время, как с точки зрения морали могут быть оценены любые поступки и отношения. 

     60. Соотношение права  и морали: единство, различие, взаимодействие  форм общественного  сознания.

     Мораль  – это представления людей  о добре и зле, о долге, чести  и достоинстве, а справедливом и  несправедливом, и соответствующие этим представлениям нормы. Мораль складывается из: 1. Из представлений людей о добре и зле и тд. 2. Из норм которые соответствуют этим представлениям. Единство права и морали выражается в наличии у них определенных общих черт: право и мораль - это правила поведения, право и мораль – обладают общим характером, право и мораль – это регулятор общ-ых отношений, право и мораль – это продукты сознательной волевой деятельности людей. Различия права и морали выражается в следующем: 1. нормы права устанавливаются гос-ом в отличии от норм морали. 2. Нормы права всегда обеспечиваются гос-ом. Нормы морали обеспечиваются гос-ом обеспечиваются гос-ом только в отдельных случаях. 3. Нормы права – это общеобязательные правила поведения. 4. Нормы права – это формально определенные правила поведения. 5. Можно назвать и такое различие по времени возникновения исторически мораль возникла задолго до возникновения гос-ва и права. Права и мораль тесно взаимодействуют между собой: 1. Право в процессе регулирования общ-ых отношений опирается на нормы морали и учитывает их в этой связи право приобретает всегда нравственное содержание. 2. Мораль получает определенную поддержку со стороны права, мораль способна активно изменятся в сознании людей. 3. Некоторые нормы морали обеспечиваются принудительной силой гос-ва. Несмотря на тесное взаимодействие между правом и моралью могут возникать противоречия.   

     61. Понятие правосознания.  Его место и  роль в системе  форм общественного  сознания.

       Правосознание представляет собой сферу или область сознания, отражающую правовую действительность в форме юридических знаний и оценочных отношений к праву и практике его реализации, социально-правовых установок и ценностных ориентаций, регулирующих поведение (деятельность) людей в юридически значимых ситуациях.

     Роль  правосознания в процессе исполнения правовых норм состоит в том, что  он обеспечивает целесообразное их применение, помогает правильно в каждом отдельном  случае, в зависимости от конкретных обстоятельств дела, решать вопрос о нарушении права и социальной ответственности личности, об опасности того или иного лица для общества.

Правосознание включает взгляды и идеи людей  на нормы права в государстве, правомерность и неправомерность  поведения граждан, представления  людей о своих собственных  правах и обязанностях. Правосознание знание можно выделить как особую форму сознания и благодаря специфике составляющих его элементов: эмоциональных, логических и нормативно-оценочных.

     Особенность правосознания, как специфической  формы общественного сознания, выражается в следующем:

     1. В правосознании отражаются лишь  те явления, которые составляют  правовую сторону жизни общества. Оно охватывает процесс создания  правовых форм, реализацию их  требований в общественной жизни.  Политические, нравственные и другие  идеи и представления тоже активно воздействуют на формирование и реализацию норм права. Но прежде чем получить выражение в правовых нормах, в практике их применения, они должны пройти через правосознание, то есть получить правовую форму в виде правовых идей и представлений.

     2. Особенность правосознания выражается  также в способе отражения  явлений общественной жизни. Осознание  правовых явлений жизни общества  осуществляется посредством специальных  юридических понятий и категорий.  К их числу относятся, например, такие понятия, как правомерность, неправомерность, правоотношение, юридическая ответственность,  законность. Нравственное же сознание оценивает окружающий мир с помощью собственных понятий: добра, зла, справедливости, несправедливости, чести, достоинства. 

     62. Понятие, основные черты и функции правовой культуры.

Информация о работе Шпаргалка по "Теории государства и права"