Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2012 в 23:09, шпаргалка
Работа содержит 102 вопроса по дисциплине "Теория государства и права"
Мусульманское
право возникло как часть шариата
(система предписаний верующим в
Аллаха), представляющего собой
Система
мусульманского права отличается от др
правовых сис-м своеобразием, неповторимостью
источников, структуры, терминов, конструкций,
понятием нормы. Под нормой права исламские
правоведы понимают правило, адресованное
мусульманской общине Аллахом.
42. Право, правовые надстройки и правовая система.
Правовая надстройка как целостная система обладает следующими свойствами: целостностью, структурностью, взаимозависимостью системы и среды, иерархичностью, множественностью описания.
Охарактеризуем вкратце вышеуказанные принципы. Целостность означает принципиальную несводимость свойств системы к сумме свойств составляющих ее элементов и невыводимость из последних свойств целого, а также зависимость каждого элемента, свойства, отношения системы от его места, функций внутри целого. Структурность представляет возможность описания системы через установление сети связей, и обусловленность поведения системы не столько поведением ее отдельных элементов, сколько свойствами ее структуры. Взаимозависимость системы и среды означает, что система формирует и проявляет свои свойства в процессе взаимодействия со средой, под которой в данном случае следует понимать внешние по отношению к конкретной системе объекты. Иерархичность означает, что каждый элемент в свою очередь может рассматриваться как иная система, а исследуемая в данном случае целостность представляет собой один из компонентов более широкой системы. Множественность описания каждой системы означает, что в силу принципиальной сложности каждой системы ее адекватное познание требует построения множества различных моделей, каждая из которых описывает лишь определенный аспект целого.
Как
систему социальную правовую надстройку
характеризуют специфические
Правовую
надстройку можно рассматривать как компонент
наиболее крупной субъективно-объективной
системы - общества, которое стремится
к достижению определенной цели (выживание,
ускоренное развитие и пр.). Следовательно,
правовая надстройка как компонент общественной
системы тоже является целесообразной
системой. Целесообразность подразумевает
наличие управляющего центра, корректирующего
деятельность системы, определяющего
цели, пути и способы достижения их.
43. Национальная правовая система и международное право, их соотношение и взаимосвязь.
Национальная правовая система – правовая система конкретного государства, определяющая доктрину, структуру, источники, ведущие институты и отрасли, традиции, правосознание, правопорядок, правовую культуру.
Множественность национальных правовых семей складывается в правовые семьи.
С развитием
международных связей большое
значение для национальных правовых
систем приобрело международное
право. Конституция ФРГ 1949
г. прямо предусматривает, что
общие принципы международного
права имеют приоритет перед национальными
законами. Подобная норма в
несколько иной редакции появилась
и в Конституции РФ.
44. Эволюция и соотношение современных государственных и правовых систем.
Правовая
семья это совокупность национальных
правовых систем, которая выделена
на основе общности источников права,
его структуры и исторического
пути формирования. Факторы создания
правовых семей: Общность исторических
судеб, добровольное присоединение, колониальная
зависимость, идеологическая основа, есть
более устойчивые семьи – страны общего
права и менее устойчивые – бельгийское
Конго. Критерии объединения в правовые
семьи – правовая идеология, принцип верховенства
юридических обязанностей итп. Еще критерий
– правовой методологии, т.е. совокупность
средств и приемов воплощения права в
жизнь, система юр образования, структура
юридической профессии. С течением истории
ПС были многократно классифицированы
различными учеными – Глассон, Р. Давид,
Цвейгерт и Кётц. Основная классификация
современных ПС выглядит так: три большие
группы – западное право, восточное право
и иидеологичесоке право. Западное право
делится на континентальное европейское
право и англо-американское право. Континентальное
европейское право делится на романскую
правовую семью, германскую правовую семью,
скандинавскую пс и латино-амер пс. Англо-американское
право делится на Европейское общее право,
право США и право Британского содружества.
Идеологическое право делится на социалистическое
право и пост-советское право. Восточное
право делится на религиозное право и
традиционное право.
45. «Человек», «личность», «гражданин»: соотношение понятий.
Человек
- это природное, биосоциальное, т.е.
одновременно и биологическое, и социальное,
существо с определенной конституцией
(строение тела), наделенное разумом и
речью. Человека сформировало общество
в процессе длительной эволюции его биологических
признаков. Категория человека соотносится
с категорией общества. Человек, взятый
в соотношении с государством, приобретает
качество гражданина. Гражданство - это
принадлежность человека к государству,
его устойчивая правовая связь с государством.
Гражданин в обществе появляется тогда,
когда возникает государство.Чел-к становится
полит. существом благодаря след обстоятельств.:
1) Отделен. умственного труда от физич.
и выделен. управленч. деят-ти в особую
отр-ль жизнедеят-ти людей. 2) Соц.-классовое
разделен. общ-ва (богатые и бедные). 3) Возникновен.
част. соб-ти, р-чной эк-ки. Ч-к – личность
– гражданин. Типы ролей: рядовой член
общ-ва; гражданин, состоящ. в общ-ых орг-иях
и каким-то образом влияющ. на политику;
гражданин, состоящ в полит. стр-ре; общ-ый
деятель; профполитик; полит. лидер. Личность
может выступать в зав-ти от типа ПС.
46. Право и личность. Правовой статус личности.
Правовой
статус - это юридически закрепленное
положение субъекта в обществе. Правовой
статус фиксирует по сути дела фактический
(социальный) статус лица, его реальное
положение в обществе. Правовой статус
есть признанная конституцией и законодательством
совокупность прав и обязанностей субъектов,
а также полномочий государственных органов
и должностных лиц, с помощью которых они
выполняют свои социальные роли. Именно
права и обязанности составляют ядро правового
статуса. В структуре последнего выделяют
такие элементы: 1) права и обязанности;
2) законные интересы; 3) правосубъектность;
4) гражданство; 5) юридическая ответственность;
6) правовые принципы и т.п. Правовой статус
бывает общим, специальным и индивидуальным.
Эти виды отражают собой соотношение таких
философских категорий, как общее, особенное
и отдельное. Общий статус - это статус
лица как гражданина государства, закрепленный
в Конституции. Он является одинаковым
для всех граждан РФ. Специальный статус
фиксирует особенности положения определенных
категорий граждан (студентов, участников
войны, бизнесменов, адвокатов и т.д.), обеспечивает
возможность выполнения их специальных
функций. Индивидуальный статус выражает
конкретику отдельного лица (пол, возраст,
семейное положение, должность, стаж и
т.п.) и представляет собой совокупность
персонифицированных прав и обязанностей
личности.
47. Основные права и свободы человека и гражданина.
Права человека – естественные возможности индивида, обеспечивающие его жизнь, человеческое достоинство и свободу деятельности во всех сферах общественной жизни. Имеют естественную природу и неотделимы от индивида, существуют независимо от закрепления в законодательных актах государства (свобода вероисповедания, слова, мысли и так далее). Права гражданина совокупность естественных правомочий, получивших отражение в нормативно-правовых актах.
Права:
1) в зависимости от содержания на: - гражданские
или личные (право на жизнь, на охрану достоинства,
тайну переписки, телефонных переговоров
и др.); - политические (право избирать и
быть избранным во властные структуры,
на равный доступ к государственной службе,
на объединение, мирные собрания, митинги,
демонстрации и др.); - экономические (право
частной собственности, на предпринимательскую
деятельность, на труд, отдых и др.); - социальные
(право на охрану семьи, охрану материнства
и детства, охрану здоровья, на социальное
обеспечение, благоприятную окружающую
среду и др.); - культурные (право на образование,
на участие в культурной жизни, на пользование
результатами научного и культурного
прогресса; свобода литературного, художественного,
научного, технического и других видов
творчества и др.). 2) в зависимости от соподчиненности
на: основные (участвовать в управлении
обществом и государством) и дополнительные
(избирательное право); 3) в зависимости
от принадлежности лица к конкретному
государству на: права российских граждан,
иностранных граждан, лиц с двойным гражданством
и лиц без гражданства; 4) в зависимости
от степени распространения на: общие
(присущие всем гражданам) и специальные
(зависящие от социального, служебного
положения, пола, возраста лица, а также
других факторов, например, права потребителей,
служащих, несовершеннолетних, женщин,
пенсионеров, ветеранов, беженцев и проч.);
5) в зависимости от характера субъектов
на: индивидуальные (право на жизнь, труд
и т.п.) и коллективные (право на забастовку,
митинги и проч.); 6) в зависимости от роли
государства в их осуществлении на: негативные
(государство должно воздерживаться от
конкретных действий по отношению к индивиду)
и позитивные (государство должно предоставить
лицу определенные блага, содействовать
в реализации им своих прав); 7) в зависимости
от особенностей личности, проявляющихся
в различных сферах и отдельных ситуациях
ее жизнедеятельности на: - права в сфере
личной безопасности и частной жизни;
- права в области государственной и общественно-политической
жизни; - права в области экономической,
социальной и культурной деятельности.
48. Гарантия прав и свобод личности: понятия и виды.
Основные права и свободы человека - права и свободы, содержащиеся в КРФ. Они составляют его общий правовой статус. Неотчуждаемость (неотъемлемость) основных прав и свобод означает, что основные права и свободы человека являются естественными, существующими объективно, а не по воле государства и ограничивают государственную власть во взаимоотношениях с гражданином. Ни одно из провозглашенных в Конституции прав человека и гражданина не может быть изъято (исключено) государством; государственная власть не может обладать полномочиями, приобретенными за счет основных прав и свобод.
Гарантируется
равенство независимо от природных свойств
(пол, раса, национальность) и общественных
черт (языковая принадлежность, происхождение,
имущественное и должностное положение,
место жительства, религиозное исповедание,
убеждения, партийная принадлежность,
участие в общественных объединениях)
человека. Конституционный перечень этих
черт и свойств не является исчерпывающим,
указывается возможность учета "других
обстоятельств" (например, места жительства,
наличия или отсутствия регистрации по
месту жительства или пребывания, состояния
здоровья, возраста или сексуальной ориентации).
Конституционный Суд РФ, усматривая в
ряде своих постановлений дискриминацию
тех или иных категорий физических лиц,
дополняет перечень недопустимых ограничений.
49. Соотношение и взаимосвязь права и государства.
Государство
и право тесно связаны между собой,
сущ-ют и функционируют в неразрывном
единстве. В вопросе о взаимодействии
права и гос-ва в мировой науке сложились
два основных подхода: этатистический
и естественно правовой (либеральный).
Этатистический признает примат (первенство)
гос-ва т.е. согласно этому подходу гос-во
является определяющим фактором по отношению
к праву, поскольку право устанавливается
и санкционируется гос-ом (юрид-ий позитивизм).
Согласно естественно правовому либеральному
подходу не гос-во, а право является определяющим
фактором. Гос-во зависит от права и должно
ему подчинятся. Этот подход провозглашает
примат права (этот подход наиболее ярко
выражен в теории правового гос-ва). Гос-во
должно быть подчинено праву. Есть ещё
и 3ий подход который не отдает предпочтение
гос-ву или праву, а рассматривает гос-во
и право в их взаимосвязи. Позитивное право
независимо от того выражает оно социально
оправданную свободу поведения или нет
тесно взаимодействует с гос-ом. Оно не
может сущ-ать без гос-ва, равно как и гос-во
не может сущ-ть без него. Позитивное право
не может сущ-ть без гос-ва в силу следующих
обстоятельств: 1. Позит-ое право не может
возникнуть без гос-ва поскольку оно либо
устанавливается либо санкционируется
гос-ом. 2. Позитивное право не может функционировать
без гос-ва, поскольку оно должно быть
обеспечено гос-ым принуждением. Т.о. право
не может не возникнут не сущ-ть без гос-ва.
Гос-во в свою очередь не может обойтися
без права: при помощи позит-го права гос-во
себя конституирует т.е. юрид-ки оформляет
(с помощью конституции, законов и др).
Гос-во использует позит–ое право как
основной инструмент социального регулирования.
С помощью позитивного права гос-во устанавливает
в общ-ве именно тот порядок, который необходим
и выгоден гос-ву.
Информация о работе Шпаргалка по "Теории государства и права"