Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2012 в 23:09, шпаргалка
Работа содержит 102 вопроса по дисциплине "Теория государства и права"
50. Возникновение идеи правового государства и современное ее понимание.
Главная
идея: правовое государство - государство
справедливости. Множество признаков:
максимальное обеспечение прав и свобод
человека; ответственность государства
перед гражданином и гражданина перед
государством; четкое разграничение функций
общества и государства; разделение властей;
наличие развитого гражданского общества;
создание антимонополистических механизмов,
препятствующих сосредоточению власти
в чьих бы то ни было руках; верховенство
и прямое действие конституционного закона,
его приоритет над любой властью; установление
в законе и осуществление на деле суверенности
государственной власти; формирование
законодательных органов обществом на
основе норм избирательного права; соответствие
внутреннего законодательства общепризнанным
нормам и принципам международного права;
правовая защищенность всех субъектов
общества от произвольных решений кого-либо.
Идея зародилась давно, древние философы
задумывались над государством, которое
осуществляет свою деятельность на основе
закона и гармоничным сочетанием права
и государственной власти. По их мнению
справедливой государственностью была
власть, которая признавала право и с другой
стороны им же была ограничена. Древняя
Греция и Рим оказали сильное влияние
на развитие идеи правового государства.
В период перехода от феодализма к капитализму
возникли новые подходы к проблеме – это
правовая организация государственной
жизни, исключающей монополизацию власти
в руках одного лица или группы лиц, обеспечивающей
равенство всех перед законом посредством
права. Макиавелли видел идеальное государство
в форме республики с возможностью свободного
пользования имуществом для всех и обеспечение
безопасности для каждого. В период буржуазных
революций в понятие правового государства
внесли вклад такие деятели, как Гроций,
Спиноза, Гоббс, Локк, Монтеське, Дидро
и Джефферсон, один из авторов Декларации
независимости США, в которой, кстати,
провозглашается, что существуют неотчуждаемые
права человека, для обеспечения которых
создается государство. Кант Разработал
философскую основу теории правового
государства, центральное место в которой
занимает человек и личность. Маркс рассматривал
государство и право исходя из классовой
сущности и по его теории государство
исчезнет вместе с исчезновением классов
в результате диктатуры пролетариата.
Его идея сводилась к тому, что свобода
состоит в том, чтобы претворить государство
из органа, стоящего над обществом, в орган,
ему подчиняющийся. Большинство теорий
сходится в одном – в правовом гос-ве законодатель
так же подзаконен, как и гражданин. В русской
политико-правовой мысли идеи правового
государства были озвучены в трудах Шершеневича
(господство права в управлении), Гессена
и Котляревского.
51. Принципы правового государства.
К общеправовым принципам относят: 1) справедливость; 2) юридическое равенство граждан перед законом и судом; 3) гуманизм; 4) демократизм; 5) единство прав и обязанностей; 6) сочетание убеждения и принуждения и т.п.
С учетом исторических данных, общественной и государственной практики и с позиций современного научного знания можно выделить такие принципы правового государства:
1. Принцип разделения властей.
2. Принцип приоритета права. В литературе при характеристике правового государства очень часто употребляется термин «господство права».
3. Принцип правовой защищенности человека и гражданина. Сразу следует подчеркнуть, что данный принцип носит первичный, комплексный, непреходящий и абсолютный характер.
4. Принцип единства права и закона. В правовом государстве любой нормативно-правовой акт должен не только по форме и наименованию, но и по смыслу и содержанию быть правовым.
5. Принцип правового разграничения деятельности различных ветвей государственной власти. Власть в государстве может олицетворять один человек, она может принадлежать группе лиц.
К
признакам правового государства следует
относить: 1) верховенство закона во всех
сферах общественной жизни, 2) реальность
прав личности, обеспечение ее свободного
развития (невмешательство государства),
3) взаимная ответственность государства
и личности.
52. Проблемы становления правового государства в России.
Процесс возвращения в Россию идей правовой государственности начался в 60-е гг. и интенсивное развитие получил в последнее десятилетие. Этому способствовал целый ряд факторов: процесс разгосударствления собственности, ликвидация однопартийной системы, реформирование судебных органов и т.д. Принятие 12 декабря 1993 г. Конституции РФ свидетельствует о завершении подготовительного периода и знаменует собой новый этап развития и реализации идей правовой государственности. Процесс характеризуется одновременно и новизной, и преемственностью.
Для России путь к правовому государству не был и никогда не будет простым и быстрым. Причин тому много.
Во-первых, гражданское общество в нашей стране еще только формируется, его структура аморфна, нестабильность общественных отношений порождает у населения безразличие к решению соответствующих проблем. Процедура перехода от сложившейся социальной структуры к новой болезненна и требует времени, к тому же у многих в настоящее время отсутствует четкая социальная самоидентификация.
Во-вторых,
экономические проблемы решаются дискретно
и непоследовательно с точки
зрения здравого смысла и формальной
логики, в результате чего мы имеем
однобокость процессов
В-третьих, налицо кризисное состояние российской политической системы, а именно: нестабильность и неопределенность властных отношений, политическая неструктурированность общества (политические партии мелки и не имеют четкой социальной ориентации), затянувшийся процесс реализации принципа разделения властей, низкий уровень политической культуры населения в целом и власть имущих в частности.
В-четвертых,
до сих пор требуют своего разрешения
чисто правовые вопросы. Причем наличие
противоречивого
53. Соотношение общества и государства.
Государство
- это всеобъемлющая суверенная политико-территориальная
организация, обладающая публичной
властью, со специальным аппаратом
управления и принуждения, которая
осуществляет руководство обществом
в интересах либо народа в целом, либо
класса, либо какой то социальной группы.
Государство как политическая организация
существующая и функционирующая в обществе
обладает следующими признаками. 1-ый -
государство определенная организация,
т.е. объединение людей (не единственная
организация существующая в обществе).
2-ой - государство политическая организация,
которая носит политический характер
и тесно с ней связана. Государство не
единственная организация в обществе,
в обществе могут действовать и другие
политические организации. 3-ий - государство
всеобъемлющая организация, она в отличие
от других политических организаций, охватывает
население всей страны. Люди, проживающие
на территории государства его члены становятся
гражданами или подданными. 4-ый - государство
это территориальная организация, она
объединяет людей не по родственным связям
как род или племя, а по признаку территорий.
5-ый - государство это суверенная организация,
так как суверенитет это свойство государственной
власти, выражаются в её верховенстве
как внутри её так и за её пределами. Стоит
над всеми другими организациями. Государство
в своей деятельности не зависимо от других
организаций и стран. 6-ой - государство
как организация обладает публичной (общественной
властью), специальным аппаратом управления
и принуждения.
54. Гражданское общество: понятие, структура, признаки.
Гражданское общество – свободное, демократическое правовое общество, ориентированное на конкретного человека, создающее атмосферу уважения к правовым традициям и закону, общегуманным идеалам, обеспечивающее свободу творчества и предпринимательской деятельности, создающее возможность достижения благополучия и реализации прав человека и гражданина, органично вырабатывающее механизмы ограничения и контроля за деятельностью государства. Отражает собой срез развития человечества, характеризуемый стремлением мыслящих людей создать модель идеального общественного устройства. Формирование всегда увязывалось с проблемами совершенства государства, возвышения роли права и закона. Древний мир – идея государства (эйдоса).
Признаки:
1) Гражданское общ-во — это сообщество свободных индивидов. В экономическом плане это означает, что каждый индивид является собственником. Он свободен в выборе форм собственности, определении профессии и вида труда, расположении результатами своего труда. В социальном плане принадлежность индивида к определенной социальной общности (семья, клан, класс, нация) не является абсолютной. Он может сущ-ть самостоятельно, имеет право на достаточно автономную самоорганизацию для удовлетворения своих потребностей и интересов. Политический аспект свободы индивида как гражданина заключается в его независимости от государства, т.е. в возможности, например, быть членом политической партии или объединения.
2) Гражданское общ-во - открытое социальное образование. В нем обеспечиваются свобода слова, включая свободу критики, гласность, доступ к различного рода информации, право свободного въезда и выезда, широкий и постоянный обмен информационными, образовательными технологиями с другими странами, культурное и научное сотрудничество с зарубежными гос-ми и общ-ми орг-ми, содействие деятельности международных и иностранных объединений в соответствии с принципами и нормами международного права.
3) Гражданское общ-во есть сложноструктурированная плюралистическая сис-ма. Разумеется, любой социальный организм обладает определенным набором системных качеств, но для гражданского общ-ва характерны их полнота, устойчивость и воспроизводимость. Плюрализм как черта, характеризующая структуру и функционирование общ-ой сис-мы, появляется во всех ее сферах: в экономической — это многообразие форм собственности (частной, акционерной, кооперативной, общ-ой и гос-ой). В социальной и политической — наличие широкой и развитой сети общ-ых образований, в которых индивид может проявить и защитить себя; в духовной - обеспечение мировоззренческой свободы, исключение дискриминации по идеологическим мотивам, терпимое отношение к различным религиям, противоположным взглядам.
4) Гражданское общ-во - это саморазвивающаяся и самоуправляемая сис-ма. Индивиды, объединяясь в различные орг-ии, устанавливая между собой разнообразные отношения, реализуя свои порой противоположные интересы, тем самым обеспечивают гармоническое, целенаправленное развитие общества без вмешательства гос-ва как политической властной силы. Гражданское общ-во имеет свои внутренние источники саморазвития, независимые от гос-ва.
5)
Гражданское общ-во - правовое демократическое
общество, где связующим фактором выступают
признание, обеспечение и защита естественных
и приобретенных прав человека и гражданина.
Идеям гражданского общ-ва о разумности
и справедливости власти, о свободе и благополучии
личности соответствуют идеи приоритета
права, единства права и закона, правового
разграничения деятельности различных
ветвей гос-ой власти.
55. Идеи формирования гражданского общества в России: концепция и реальность.
Принятие 12 декабря 1993 г. Конституции РФ свидетельствует о завершении подготовительного периода и знаменует собой новый этап развития и реализации идей правовой государственности. Процесс характеризуется одновременно и новизной, и преемственностью.
Преемственность же названного процесса выражается в следующем: а) мировая идея правового государства без колебаний воспринята российскими общественно-политическими и официальными структурами, юридической научной общественностью; б) в Конституции, других законодательных актах и научных разработках прослеживается тенденция сохранения достижений прошлого, причем как дореволюционной, так и Советской России.
Для России путь к правовому государству не был и никогда не будет простым и быстрым. Причин тому много.
См.
52.
56. Система регулирования в обществе: индивидуальный и нормативный уровень.
В самом общем плане социальное регулирование понимается как имманентный обществу и определяющий социальный порядок процесс. Конкретный социальный порядок устанавливается в результате действия множества самых разнообразных факторов. В их числе выделяют следующие:
1.
Так называемые стихийные
Информация о работе Шпаргалка по "Теории государства и права"