Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2012 в 23:09, шпаргалка
Работа содержит 102 вопроса по дисциплине "Теория государства и права"
Политический режим и государственный политический режим по своему содержанию отличаются друг от друга. Так, например, политический режим - понятие более широкое, нежели государственный политический режим, и включает в себя не только приемы и методы политического властвования, но и приемы и методы деятельности негосударственных политических организаций (политических партий, союзов, клубов и т.п.).
Государственные политические режимы могут быть демократическими и антидемократическими (тоталитарными, авторитарными, расистскими).
Демократия - это народовластие, оно является ядром демократического государственного режима.
Для демократического политического режима характерны следующие признаки:
1. Предоставление широкой свободы личности.
2. Признание равноправия граждан.
3. Реальная гарантированность прав и свобод личности и реальная возможность реализовать данные права и свободы.
4. Возможность реального участия граждан в формировании властных государственных органов и в осуществлении государственной власти при помощи избирательной системы.
5. Наличие эффективной и квалифицированной судебной защиты прав и свобод личности.
6. Реальное разделение властей на ЗИС.
7. Учет при осуществлении государственной политики интересов как большинства, так и меньшинства всего населения.
8. Наличие легальной оппозиции существующей государственной власти.
9. Плюрализм политических течений и идеологий, не противоречащих конституционным положениям, демократическому законодательству, общечеловеческим нормам морали.
10. Нацеленность законодательства и государственной политики на удовлетворение объективных потребностей личности и общества в целом.
11. Признание и осуществление на практике конституционности и законности.
Для антидемократических режимов характерны следующие признаки:
1. Ущемление прав и свобод личности, восприпятствование со стороны властных структур ее свободному развитию.
2. Огосударствление всех общественных организаций.
3. Фактическая ликвидация субъективных прав и свобод личности, несмотря на их закрепление в конституции.
4. Примат государства над правом.
5. Всеобъемлющая милитаризация общественной жизни и наличие военно-бюрократического аппарата, подчиняющего все другие сферы общественной жизни.
6. Отсутствие легальной оппозиции существующей власти.
7. Ликвидация парламентаризма или превращение представительных учреждений в придаток власти одного человека или узкой социальной группы.
8. Фактическая ликвидация политических партий и общественных организаций, кроме правящей политической партии.
9. Концентрация власти в руках главы государства или правительства.
10. Отказ от принципов конституционности и законности.
11. Широкое применение политических репрессий.
Авторитарные режимы могут устанавливаться как при монархической, так и при республиканской формах правления.
Для тоталитарного режима характерен всеобъемлющий контроль за всеми проявлениями общественной жизни и жизни отдельной личности со стороны репрессивного государственного аппарата.
При
таких режимах либо запрещена любая политическая
деятельность, кроме политики диктатора
и его окружения, либо разрешена всего
одна политическая партия или политическое
движение, которое исключает возникновение
оппозиции.
19. Политический (государственный) режим современной России.
Государственный (политический) режим – это совокупность методов и способов осуществления государственной власти.
Признаки демократического режима:
1. Предоставление широкой свободы личности.
2. Признание равноправия граждан.
3. Реальная гарантированность прав и свобод личности и реальная возможность реализовать данные права и свободы.
4. Возможность реального участия граждан в формировании властных государственных органов и в осуществлении государственной власти при помощи избирательной системы.
5. Наличие эффективной и квалифицированной судебной защиты прав и свобод личности.
6. Реальное разделение властей на ЗИС.
7. Учет при осуществлении государственной политики интересов как большинства, так и меньшинства всего населения.
8. Наличие легальной оппозиции существующей государственной власти.
9. Плюрализм политических течений и идеологий, не противоречащих конституционным положениям, демократическому законодательству, общечеловеческим нормам морали.
10. Нацеленность законодательства и государственной политики на удовлетворение объективных потребностей личности и общества в целом.
11. Признание и осуществление на практике конституционности и законности.
РФ - Россия есть демократическое государство. Это проявляется в том, что в современном российской государстве закрепляется народовластие, поскольку единственным источником власти Конституция признает российский многонациональный народ. Свою власть он реализует в двух формах демократии - представительной и непосредственной. Суть представительной демократии в том, что народ управляет государственными делами через выбранных им Президента, депутатов Госдумы, депутатов представительных органов субъектов Федерации и глав администрации, через органы местного самоуправления. Непосредственная демократия проявляется в непосредственном решении каждым гражданином государственных, общественных, производственных, организационных и иных вопросов путем референдумов, обсуждения законопроектов, собраний учредителей и др.
Необходимыми
условиями демократии в нашей
стране являются народовластие, разделение
властей, плюрализм мнений и многопартийность,
нормативное закрепление прав и
свобод граждан.
20. Понятие механизма государства и его роль в осуществлении функций и задач государства.
Реализация задач и функций государства невозможна без государственного механизма, который иногда называется также государственным аппаратом. Для этого в процессе в процессе деятельности государства создаются государственные органы, которые находятся в строгом подчинении и наделены полномочиями, соответствующими их назначению. Система государственных органов, их материальная база, с помощью которых реализуются задачи и функции государства, и составляют государственный механизм.
Государственные органы в демократическом государстве принято объединять в определенные группы. Принадлежность государственного органа к той или иной группе государственных органов определяется в зависимости от характера их полномочий. Поэтому государственные органы принято классифицировать на: 1) представительные органы государственной власти; 2) исполнительные органы государственной власти; 3) судебные органы; 4) органы прокуратуры; 5) дипломатические органы; 6) армию; 7) полицию; 8) разведку.
Олицетворением
государственной власти являются высшие
органы государства. К ним следует отнести
главу государства (монарха или президента),
высшие представительные учреждения.
Исполнительные органы являются производными
органами и формируются непосредственно
парламентом и главой государства. Все
остальные государственные органы, как
то судебные, органы прокурорского надзора,
дипломатические органы и другие, формируются
также при непосредственном участие главы
государства и парламента.
21. Понятие и признаки государственных органов и их классификация.
Орган государства - это структурно обособленная часть государственного аппарата, обладающая властными полномочиями и осуществляющая определенные задачи и функции государства.
Классификация государственных органов.
1-ая
- с учетом порядка образования
(формирования) органы государства
подразделяются на первичные
и производные. Первичные
2-ая
классификация - с учетом сферы
действия органы государства
подразделяются на высшие и местные.
Высшие действуют в масштабах всей страны
или в масштабах субъекта федерации. Местные
органы - это органы, которые действуют
в пределах соответствующих административно-
3-ья
классификация - с учетом принципа
разделения властей органы государства
(органы государственной власти) подразделяются
на законодательные, исполнительные и
судебные. К законодательным органам относятся
высшие представительные органы государственной
власти. Эти законодательные органы принимают
и издают законы. Исполнительные органы,
это правительство, министерства, отделы
– занимаются непосредственно управленческой
деятельностью – исполнение законов.
Судебные органы осуществляют правосудие.
Данная классификация является относительной,
поскольку, не охватывает как правило
всей системы государственных органов.
В частности в РФ в эту классификацию не
вписываются такие органы как – президент
и прокуратура.
22. Правоохранительные и силовые органы государства.
Суд
– орган государства, осуществляющий
правосудие в форме разрешения уг, гр
и адм дел в установленном законами данного
государства проц порядке. Суд опирается
только на закон и подчиняется только
ему. Вся система судов возглавляется
верховными судебными органами, выполняющих
во многих странах роль конст суда. Прокуратура
– в одних странах часть суда, в других
отдельная отрасль. Нотариат – удостоверение
имущ сделок, оформление насл прав, засвид-е
документов. Силовые органы государства
– вооруж силы. Верховное руководство
над ними осуществляют высшие представительные
органы гос власти, глава гос-ва или глава
правительства. Воор силы состоят из армии
и военно-морского флота. Армия делится
на сухопутные войска, акетные войска
стратегического назначения, войска противовоздушной
обороны и военно-воздушные силы. В США,
Японии, ФРГ, Франции армия включает: сухопутные
войска, военно-воздушные силы и военно-морские
силы. Войска в свою очередь объединяются
в подразделения, части, соединения и объединения.
Главная задача воор сил – защищать суверенитет
и терр целостность государства независимо
от интересов различных партий и полит
течений.
23. Органы государства и местного самоуправления.
Орган государства - это структурно обособленная часть государственного аппарата обладающая властными полномочиями и осуществляющая определенные задачи и функции государства. Местные органы - это органы, которые действуют в пределах соответствующих адм-терр единиц. Как правило, территория всех государств подразделяется на определенные части, которые именуются адм-терр единицами. Существуют самые различные адм-терр единицы, имеющие самые различные названия. В РФ адм-терр единицами являются города, районы, поселки, села. В федеративных государствах данная классификация имеет несколько иной вид. В федеративных государствах органы государства по сфере действия подразделяются на высшие органы федерации (федеральные органы), высшие органы субъекта федерации и 3-я разновидность, местные.
ОМСУ
– не входят в систему гос органов,
имеют представительный характер и
действуют в пределах соот адм-терр
единиц. Две формы организации гос власти
на местах: 1) все местные дела в руках выборных
ОМСУ различных уровней (Япония). 2) ограничение
в своих действиях центральной властью.
Такие ОМСУ ведают местным хозяйством,
финансами, здравоохранением, дорожным
строительством и т.д., но поддержание
правопорядка возлагается на лицо, назначаемое
центром (Франция).
Информация о работе Шпаргалка по "Теории государства и права"