Шпаргалка по "Теории государства и права"

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2012 в 23:09, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит 102 вопроса по дисциплине "Теория государства и права"

Файлы: 1 файл

shpori.doc

— 476.50 Кб (Скачать)

     Политический режим и государственный политический режим по своему содержанию отличаются друг от друга. Так, например, политический режим - понятие более широкое, нежели государственный политический режим, и включает в себя не только приемы и методы политического властвования, но и приемы и методы деятельности негосударственных политических организаций (политических партий, союзов, клубов и т.п.).

     Государственные политические режимы могут быть демократическими и антидемократическими (тоталитарными, авторитарными, расистскими).

Демократия - это народовластие, оно является ядром демократического государственного режима.

     Для демократического политического режима характерны следующие признаки:

1. Предоставление широкой свободы личности.

2. Признание равноправия граждан.

3. Реальная гарантированность прав и свобод личности и реальная возможность реализовать данные права и свободы.

4. Возможность реального участия граждан в формировании властных государственных органов и в осуществлении государственной власти при помощи избирательной системы.

5. Наличие эффективной и квалифицированной судебной защиты прав и свобод личности.

6. Реальное разделение властей на ЗИС.

7. Учет при осуществлении государственной политики интересов как большинства, так и меньшинства всего населения.

8. Наличие легальной оппозиции существующей государственной власти.

9. Плюрализм политических течений и идеологий, не противоречащих конституционным положениям, демократическому законодательству, общечеловеческим нормам морали.

10. Нацеленность законодательства и государственной политики на удовлетворение объективных потребностей личности и общества в целом.

11. Признание и осуществление на практике конституционности и законности.

     Для антидемократических режимов характерны следующие признаки:

1. Ущемление прав и свобод личности, восприпятствование со стороны властных структур ее свободному развитию.

2. Огосударствление всех общественных организаций.

3. Фактическая ликвидация субъективных прав и свобод личности, несмотря на их закрепление в конституции.

4. Примат государства над правом.

5. Всеобъемлющая милитаризация общественной жизни и наличие военно-бюрократического аппарата, подчиняющего все другие сферы общественной жизни.

6. Отсутствие легальной оппозиции существующей власти.

7. Ликвидация парламентаризма или превращение представительных учреждений в придаток власти одного человека или узкой социальной группы.

8. Фактическая ликвидация политических партий и общественных организаций, кроме правящей политической партии.

9. Концентрация власти в руках главы государства или правительства.

10. Отказ от принципов конституционности и законности.

11. Широкое применение политических репрессий.

     Авторитарные режимы могут устанавливаться как при монархической, так и при республиканской формах правления.

     Для тоталитарного режима характерен всеобъемлющий контроль за всеми проявлениями общественной жизни и жизни отдельной личности со стороны репрессивного государственного аппарата.

     При таких режимах либо запрещена любая политическая деятельность, кроме политики диктатора и его окружения, либо разрешена всего одна политическая партия или политическое движение, которое исключает возникновение оппозиции. 

     19. Политический (государственный) режим современной России.

     Государственный (политический) режим – это совокупность методов и способов осуществления  государственной власти.

     Признаки  демократического режима:

1. Предоставление широкой свободы личности.

2. Признание равноправия граждан.

3. Реальная гарантированность прав и свобод личности и реальная возможность реализовать данные права и свободы.

4. Возможность реального участия граждан в формировании властных государственных органов и в осуществлении государственной власти при помощи избирательной системы.

5. Наличие эффективной и квалифицированной судебной защиты прав и свобод личности.

6. Реальное разделение властей на ЗИС.

7. Учет при осуществлении государственной политики интересов как большинства, так и меньшинства всего населения.

8. Наличие легальной оппозиции существующей государственной власти.

9. Плюрализм политических течений и идеологий, не противоречащих конституционным положениям, демократическому законодательству, общечеловеческим нормам морали.

10. Нацеленность законодательства и государственной политики на удовлетворение объективных потребностей личности и общества в целом.

11. Признание и осуществление на практике конституционности и законности.

     РФ - Россия есть демократическое государство. Это проявляется в том, что в современном российской государстве закрепляется народовластие, поскольку единственным источником власти Конституция признает российский многонациональный народ. Свою власть он реализует в двух формах демократии - представительной и непосредственной. Суть представительной демократии в том, что народ управляет государственными делами через выбранных им Президента, депутатов Госдумы, депутатов представительных органов субъектов Федерации и глав администрации, через органы местного самоуправления. Непосредственная демократия проявляется в непосредственном решении каждым гражданином государственных, общественных, производственных, организационных и иных вопросов путем референдумов, обсуждения законопроектов, собраний учредителей и др.

     Необходимыми  условиями демократии в нашей  стране являются народовластие, разделение властей, плюрализм мнений и многопартийность, нормативное закрепление прав и  свобод граждан. 

     20. Понятие механизма  государства и  его роль в осуществлении  функций и задач государства.

     Реализация задач и функций государства невозможна без государственного механизма, который иногда называется также государственным аппаратом. Для этого в процессе в процессе деятельности государства создаются государственные органы, которые находятся в строгом подчинении и наделены полномочиями, соответствующими их назначению. Система государственных органов, их материальная база, с помощью которых реализуются задачи и функции государства, и составляют государственный механизм.

     Государственные органы в демократическом государстве принято объединять в определенные группы. Принадлежность государственного органа к той или иной группе государственных органов определяется в зависимости от характера их полномочий. Поэтому государственные органы принято классифицировать на: 1) представительные органы государственной власти; 2) исполнительные органы государственной власти; 3) судебные органы; 4) органы прокуратуры; 5) дипломатические органы; 6) армию; 7) полицию; 8) разведку.

     Олицетворением государственной власти являются высшие органы государства. К ним следует отнести главу государства (монарха или президента), высшие представительные учреждения. Исполнительные органы являются производными органами и формируются непосредственно парламентом и главой государства. Все остальные государственные органы, как то судебные, органы прокурорского надзора, дипломатические органы и другие, формируются также при непосредственном участие главы государства и парламента.  

     21. Понятие и признаки  государственных  органов и их  классификация.

     Орган государства - это структурно обособленная часть государственного аппарата, обладающая властными полномочиями и осуществляющая определенные задачи и функции государства.

     Классификация государственных  органов.

     1-ая - с учетом порядка образования  (формирования) органы государства  подразделяются на первичные  и производные. Первичные формируются  населением, то есть такие органы создаются непосредственно народом (Госдума). Вторичные (производные) - это органы которые формируются первичными органами или какими-либо производными органами. 

     2-ая  классификация - с учетом сферы  действия органы государства  подразделяются на высшие и местные. Высшие действуют в масштабах всей страны или в масштабах субъекта федерации. Местные органы - это органы, которые действуют в пределах соответствующих административно-территориальных единиц. Как правило, территория всех государств подразделяется на определенные части, которые именуются административно-территориальными единицами. Существуют самые различные административно-территориальные единицы, имеющие самые различные названия. В РФ административно-территориальными единицами являются города, районы, поселки, села. В федеративных государствах органы государства по сфере действия подразделяются на высшие органы федерации (федеральные органы), высшие органы субъекта федерации и местные.

     3-ья  классификация - с учетом принципа  разделения властей органы государства (органы государственной власти) подразделяются на законодательные, исполнительные и судебные. К законодательным органам относятся высшие представительные органы государственной власти. Эти законодательные органы принимают и издают законы. Исполнительные органы, это правительство, министерства, отделы – занимаются непосредственно управленческой деятельностью – исполнение законов. Судебные органы осуществляют правосудие. Данная классификация является относительной, поскольку, не охватывает как правило всей системы государственных органов. В частности в РФ в эту классификацию не вписываются такие органы как – президент и прокуратура. 

     22. Правоохранительные  и силовые органы  государства.

     Суд – орган государства, осуществляющий правосудие в форме разрешения уг, гр и адм дел в установленном законами данного государства проц порядке. Суд опирается только на закон и подчиняется только ему. Вся система судов возглавляется верховными судебными органами, выполняющих во многих странах роль конст суда. Прокуратура – в одних странах часть суда, в других отдельная отрасль. Нотариат – удостоверение имущ сделок, оформление насл прав, засвид-е документов. Силовые органы государства – вооруж силы. Верховное руководство над ними осуществляют высшие представительные органы гос власти, глава гос-ва или глава правительства. Воор силы состоят из армии и военно-морского флота. Армия делится на сухопутные войска, акетные войска стратегического назначения, войска противовоздушной обороны и военно-воздушные силы. В США, Японии, ФРГ, Франции армия включает: сухопутные войска, военно-воздушные силы и военно-морские силы. Войска в свою очередь объединяются в подразделения, части, соединения и объединения. Главная задача воор сил – защищать суверенитет и терр целостность государства независимо от интересов различных партий и полит течений. 

     23. Органы государства  и местного самоуправления.

     Орган государства - это структурно обособленная часть государственного аппарата обладающая властными полномочиями и осуществляющая определенные задачи и функции государства. Местные органы - это органы, которые действуют в пределах соответствующих адм-терр единиц. Как правило, территория всех государств подразделяется на определенные части, которые именуются адм-терр единицами. Существуют самые различные адм-терр единицы, имеющие самые различные названия. В РФ адм-терр единицами являются города, районы, поселки, села. В федеративных государствах данная классификация имеет несколько иной вид. В федеративных государствах органы государства по сфере действия подразделяются на высшие органы федерации (федеральные органы), высшие органы субъекта федерации и 3-я разновидность, местные.

     ОМСУ  – не входят в систему гос органов, имеют представительный характер и  действуют в  пределах соот адм-терр единиц. Две формы организации гос власти на местах: 1) все местные дела в руках выборных ОМСУ различных уровней (Япония). 2) ограничение в своих действиях центральной властью. Такие ОМСУ ведают местным хозяйством, финансами, здравоохранением, дорожным строительством и т.д., но поддержание правопорядка возлагается на лицо, назначаемое центром (Франция). 

Информация о работе Шпаргалка по "Теории государства и права"