Шпаргалка по "Теории государства и права"

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2012 в 23:09, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит 102 вопроса по дисциплине "Теория государства и права"

Файлы: 1 файл

shpori.doc

— 476.50 Кб (Скачать)

     Политическая  система влияет на все остальные системы.

     Политическая  система это сложный комплекс государственных институтов, политических партий, общественных организаций, в рамках которого протекает политическая жизнь общества и осуществляется политическая власть. Политическая система представляет собой совокупность политических институтов, политических партий, отношений, процессов, принципов политической организации общества, подчиненных кодексу политических, социальных, юридических, идеологических норм.

     Правовая  система – это конкретная историческая совокупность права, законодательства, юридической практики и правовой идеологии отдельной страны или гос. образования.

     Экономическая система – система рыночных отношений в государстве. Государство воздействует на экономическую жизнь общества в целом – гос-во формирует бюджет и контролирует его расходование, составляет программы экон развития в масштабе страны, финансирует программы промышленности и научные исследования. Непосредственное хоз руководство гос сектора экономики. Здесь гос-во само выступает собственником средств производства, производителем мат благ и услуг.

     Социальная  система – государство защищает личность, устанавливает нормальные условия жизни для всех членов общества. Государство решает вопросы  здравоохранения, культуры, просвещения, строительства жилья, работу транспорта и связи. 

     34. Политические партии, движения, общественные  организации и  объединения в современной России.

     В системе политических отношений  важное место занимают политические партии. Политическая партия представляет собой политическую организацию, объединяющую людей с общими социальными интересами и идеалами, осуществление которых они связывают с участием в политической власти, либо ее ориентацией на достижение своих требований.

     Общественно-политические организации и движения - это добровольные объединения людей для выражения и реализации общественных интересов путем "давления" на публичную власть. Они представляют собой "группы интересов", которые представляют собой разнообразные группы людей, имеющих определенные  цели и требования к политической власти, которые становятся причиной их коллективных действий (профсоюзы, молодежные и женские движения, этнические и религиозные группы, ассоциации и т.д.).

     В настоящее время в РФ зарегистрировано более 300 партий, организаций, движений, фондов и других объединений. Однако переход от однопартийности к многопартийности идет крайне сложно и болезненно, не сформировались устойчивая партийно-политическая структура, четкое размежевание политических сил. Скорее, наоборот, процесс такого размежевания становится все более сложным и запутанным, возникают новые партии и политические течения, резко меняются очертания и облик ранее существовавших. 

     35. Политические отношения  и политическая  практика.

     Политическая система: 1) нормативная подсистема (нормы), 2) идеологичесая подсистема (правосознание), 3) организационная (государство, партии, общ движения, полит партии, ОМСУ, теневые субъекты), 4) функциональная (полит отношения, полит практика).

     Среди функций, которые политическая наука выполняет по отношению к политической практике, следует отметить методологическую, познавательную, экспертно-прагматическую, воспитательную и прогностическую. Методологическая функция заключается в установлении совокупности познавательных принципов и средств, применяемых к исследованию политической сферы социальной действительности. Познавательная функция связана с накоплением и систематизацией политологического знания, с изучением тенденций политического развития общества, анализом различных политических процессов и явлений. Экспертно-прагматическая функция состоит в выработке научных рекомендаций, необходимых для принятия и реализации оптимальных политических решений. Воспитательная функция определяется распространением политических знаний в обществе, способствующим повышению уровня политической культуры и политического сознания граждан. 

     36. Представительная  и непосредственная  формы демократии  и их роль в  политической системе  российского государства.

     Представительная  демократия – сюда относятся выборы. К непосредственной демократии относится референдум, митинги, шествия и т.д. С развитием подлинного народовластия, представительной и непосредственной демократии изменялись и основы местного самоуправления в России, совершенствовалась его законодательная база.

     Совершенствование законодательства должно идти по следующим направлениям:

     Приведение  его в соответствие с положениями  Федеративного договора, так как  вынесение федеральными властями на референдум вопросов совместной компетенции может быть расценено как нарушение договорного характера разграничения полномочий. На всероссийский референдум должны выноситься только те положения, которые отнесены Конституцией к ведению РФ.

     Возможность проведения территориального референдума  в случаях, когда сложившаяся на данной территории ситуация затрагивает интересы всей России в целом.

     Необходимость решения вопроса о соотношении  федерального закона о референдуме  с соответствующими законами республик  в составе Федерации, так как  соблюдение баланса непосредственной и представительной демократии на федеральном и региональном уровнях будет способствовать укреплению целостности государства.

     Совершенствование процедуры назначения референдумов, которая должна предусматривать  увеличение числа народных депутатов, по инициативе которых референдум может быть назначен.  

     37. Право и методологические  подходы к анализу  природы права.

     Право - это система общеобязательных правил (норм) поведения людей, установленных или санкционированных государством и охраняемых его принудительной силой.

     Право как регулятор возникает только в том обществе, которое имеет государственную организацию. Оно представляет собой результат общественного развития и наряду с другими социальными нормами (обычаями, традициями, религиозными нормами) регулирует общественные отношения. Однако, по обязательности исполнения людьми правовых норм, по кругу лиц, которые должны соблюдать нормы права, и по действию права в пространстве оно занимает главенствующее положение среди социальных норм.

     Наиболее древней является теория общественного права. Истоки зарождения этой теории берут начало еще в государствах древнего мира. Ее суть состоит в том утверждении, что кроме позитивного права, т.е. права, порожденного государством, в обществе действует и естественное право, которое первично по отношению к позитивному праву и является для него основой. Понятие естественного права исходит из утверждения, что человек с рождения приобретает неотъемлемые права человека и гражданина, такие, как право на жизнь, на свободу, на личную неприкосновенность и т.д. Сторонниками естественного права являлись такие мыслители, как Локк, Руссо, Монтескье и другие.

     Историческая школа права исходила из понимания права как выражения духа народа, который складывался независимо от взглядов и воззрений какого-либо общественного деятеля, законодательной власти государства. По их мнению, законодатель должен был фиксировать лишь то, что уже сложилось в поведении людей, как право.

     Реалистическая школа права исходила из того, что право развивается под воздействием внешних факторов, в основе которых - интересы человека, и под воздействием которых он ставит перед собой цели и осуществляет их посредством права. Т.е. они считали, что право является интересом, который защищается государством и принадлежит тем, кто пользуется этим правом. 

     38. Классовое, общесоциальное, религиозное, национальное, расовое в сущности права.

     Две стороны: формальная, содержательная. Право – соц регулятор.

     Сущ-ет классовый и надклассовый подход. Классовый подход позитивного права  наиболее ярко выражен в марксиско–ленинском учении о позитивном праве. Он наиболее выражен в советской ТГП. С этой точки зрения право как и гос-во является классовое (Маркс и Ленин связывали с расколом общ-ва на классы).  Существование права связывалось только с классовым общ-ом. В коммунистическом т.е. безклассовом общ-ве отмирает не только гос-во но и право. Надклассовый (общесоциальный, общечеловеческий) подход в понимании сущности выражен в различных немарксиских теориях права: теория естественного права, юр-го позитивизма, теория нормативизма, психологическая теория, социологическая и др.

     Общесоциальная  роль права также является его сущностной чертой, которая неразрывно связана с классовой и составляет, таким образом, вторую сторону его единой сущности. В праве всегда сочетаются узкоклассовые или групповые интересы господствующей верхушки и интересы всего общества. 

     39. Основные концепции  правопонимания.

     См. 38. Концепция современного правопонимания исходит из естественных правовых, материалистических и других прогрессивных взглядов, которые стремились выявить в праве специфический принцип регулирования, отличающий его от других регуляторов общественных отношений. Такой принцип называется принципом формального равенства. Правовое равенство означает формальную независимость и свободу людей в их отношениях, оно имеет всеобщий характер и распространяется на всех субъектов опр отношений. Право – это всеобщий масштаб и равная мера свободы, а принцип равенства заложен в самой природе права и выражает присущую ему справедливость. Смысл различия права и закона обусловлен двумя факторами – противопоставлением права и произвола, соответствие закона объективным требованиям права. Те, кто отождествляют право и закон, считают, что право есть продукт властно-принудительного нормотворчества. Правовой закон характеризуется следующими признаками: это выражение и закрепление объективированной в праве меры свободы людей, он воплощает в себе принцип формального правового равенства он учитывает и охраняет интересы тех, кто находится за пределами правового равенства, это составная часть объективно складывающегося в данном обществе права. Правовой закон – антипод произволу, реальная жизнь закона возможна только в условиях правового государства. 

     40. Понятие права  и взгляды на  типологию права.

     Наиболее предпочтительной является точка зрения, согласно которой необходимо различать право в общесоциальном смысле и право в юридическом смысле. Слово “право” употребляется в таких смыслах, как “естественное право”, “юридическое право”, “моральное право”, “право члена общественной организации”, “материнское право” и т.д. Говоря о понятии права, нужно прежде всего исходить из смыслового значения слова “право” и различать в связи с этим право в общесоциальном и право в юридическом смысле.  Право в общесоциальном смысле – это признаваемая в обществе, социально оправданная возможность (свобода) определенного поведения, т.е. возможность совершать какие-то социально значимые действия, притязать на что-то, требовать соответствующего поведения от других. Право в общесоциальном смысле по сути своей является естественным правом. Оно возникает само по себе, естественным путем и никем не устанавливается. Это право, рождаемое самой жизнью, вытекающее из общественных потребностей. Сформировавшись в системе общественных отношений, естественное право закрепляется в обычаях, нормах морали, религиозных и других нормах. Может оно закрепляться и в юридических нормах, т.е. нормах, устанавливаемых государством. Право в юридическом смысле – это установленные или санкционированные государством, государственной властью, нормы, а также закрепленная в этих нормах свобода, возможность определенного поведения. Другими словами, право в юридическом смысле – это и есть то, что представители естественно-правовой, психологической и некоторых других теорий называют позитивным правом. Позитивное право не тождественно естественному праву. Государство закрепляет в своих нормах или санкционирует только такую свободу, которая отвечает интересам государства. А интересы государства – это не обязательно интересы общества. Более того, в нормах позитивного права может закрепляться не только свобода, но и несвобода и даже произвол. Поэтому в нормах позитивного права закрепляется не столько социально оправданная свобода, сколько свобода, установленная или признанная государством. А такая свобода не равнозначна естественному праву. Закон не тожд праву. Правом могут признаваться только правовые законы.  

     41. Правовая система  общества: понятие,  структура и характеристика основных правовых семей народов мира (романо-германской, англосаксонской, религиозной и традиционной).

     Правовая  система – это конкретная историческая совокупность права, законодательства, юридической практики и правовой идеологии отдельной страны или гос. образования.

     Правовая  семья это совокупность национальных правовых систем, которая выделена на основе общности источников права, его структуры и исторического  пути формирования. Факторы создания правовых семей: Общность исторических судеб, добровольное присоединение, колониальная зависимость, идеологическая основа, есть более устойчивые семьи – страны общего права и менее устойчивые – бельгийское Конго.

     Основная  классификация современных ПС выглядит так:  три большие группы –  западное право, восточное право и идеологическое право. Западное право делится на континентальное европейское право и англо-американское право. Континентальное европейское право делится на романскую правовую семью, германскую правовую семью, скандинавскую пс и латино-амер пс.

     Правовые системы: 1) англосаксонскую (Англия, США, Канада, Австралия, Новая Зеландия и др.); 2) романо-германскую (страны континентальной Европы, Латинской Америки, некоторые страны Африки, а также Турция); 3) религиозно-правовые (страны, исповедующие в качестве государственной религии ислам, индуизм, иудаизм); 4) социалистическую (Китай, Вьетнам, КНДР, Куба); 5) Система обычного права (экваториальная Африка и Мадагаскар).

     Англо-американское право делится на Европейское  общее право, право США и право  Британского содружества. Идеологическое право делится на социалистическое право и пост-советское право. Восточное право делится на религиозное право и традиционное право.

У всех единый подход к правопониманию –  как к совокупности определенных судебных решений, подкрепленных статутами (актами правительства). Дуализм права и право справедливости и общее право: понимание правовых правил, как  судебных решений, схожесть понятийного аппарата и юридического языка, особое месту судебных решений среди источников права.

     В странах романо-германской правовой сис-мы используется известное со времен римской империи ставшее классическим деление права на публичное и частное. Публичное право регулирует отношения субординационные, базирующиеся на власти и подчинении, на механизме принуждения обязанных лиц. В нем доминируют императивные (категоричные) нормы, которые не могут быть изменены, дополнены участниками правоотношений. К сфере публичного права традиционно относят конституционное, уголовное, административное, финансовое, международное публичное право, процессуальные отрасли, основные институты трудового права и т.д. Частное право опосредствует отношения "горизонтального" типа, отношения между равноправными независимыми субъектами. Здесь преобладают диспозитивные нормы, действующие лишь в той части, в которой они не изменены, не отменены их участниками.

Информация о работе Шпаргалка по "Теории государства и права"