Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2012 в 23:09, шпаргалка
Работа содержит 102 вопроса по дисциплине "Теория государства и права"
Законотворческий
процесс - главная составная часть
правотворческого процесса, его сердцевина.
Именно принятие законов прежде всего
характеризует данный процесс в целом.
76. Систематизация нормативных актов: понятие, принципы, виды.
Систематизация законодательства — это целенаправленная работа законодателя по упорядочению и приведению в единую систему действующих законодательных актов с целью их доступности, лучшей обозримости и эффективного применения. В основе такой работы лежат знания о системе права, ее отраслях и подотраслях.
Целями систематизации являются: создание стройной системы законов, обладающей качествами полноты, доступности и удобства пользования нормативными актами, устранение устаревших и неэффективных норм права, разрешение юридических коллизий, ликвидация пробелов и обновление законодательства.
Принципы: 1) Правовой характер. 2) Законность (конституционность). 3) Системность. 4) Формальность (в установленной форме). 5) Объективная обусловленность (факторы, выражающие объективно существующие интересы жизни общества). 6) Конкретность (непосредственное регулирование общественных отношений).
Инкорпорация
— вид систематизации, в ходе
которой действующие
Инкорпорация подразделяется на официальную и неофициальную. К официальной можно отнести Собрание законодательства РФ. В его первом разделе публикуются нормативные акты Президента и Правительства за определенный период, во втором — их индивидуальные правовые акты. К неофициальной инкорпорации относятся сборники нормативных материалов по отраслям права, издаваемых в учебных целях, для просвещения населения и т.д.
Кодификация — это систематизационная работа более высокого уровня, чем инкорпорация, так как в ходе кодификации происходит качественная переработка действующих юридических норм, устраняются несогласованности, дублирование, противоречия и пробелы в правовом регулировании, отменяются неэффективные и устаревшие нормы. Нормативный материал приводится законодателем в стройную, внутренне согласованную правовую систему.
Кодификация
законодательства может быть всеобщей
(когда переработке
77. Юридическая техника и ее значение для правотворчества и систематизация нормативных актов.
Юр-ая
техника – это совокупность правил,
способов и приемов которые используются
при подготовке, оформлении и систематизации
нормативных и индивидуальных правовых
актов. Исходя из этого определения можно
выделить 2 основных вида юр-ой техники.
Во 1ых правотворческая техника, во 2ых
техника индивидуальных правовых актов.
Правотворческую технику составляют правила,
средства и приемы которые используются
при подготовке, оформлении и систематизации
НПА. Разновидностью правотворческой
техники является законодательная техника.
2ой вид – техника индивидуальных правовых
актов – это совокупность правил, средств
и приемов которые используются при подготовке
и оформлении индивидуальных правовых
актов (актов применения права, индивидуальных
договоров и тп.). Содержание юр-ой техники
складывается из 3х основных элементов:
1. правила юр-ой техники 2. средства юр-ой
техники 3. приемов или способов юр-ой техники.
Правила юр-ой техники – подразделяются
на 3 категории или части: 1ую составляют
правила относящиеся к внешнему оформлению
НА. Каждый НА должен иметь заголовок указывающий
на вид НА. Должно быть название (о чём),
место и время принятия, нередко регистрационный
номер и подпись официальных лиц. 2ую категорию
составляют правила относящиеся к содержанию
и внутренней структуре НА. 3ая категория
правил – правила относящиеся к изложению
самих норм права. Средства юр-ой техники
– подразделяются на общие и специальные.
К общим средствам юр-ой техники относят
терминологию т.е. это язык который является
государственным. Терминология подразделяется
на общеупотребительную (лит-ый язык),
но есть и специальная юр-ая терминология
(выраж-ся юр-ой наукой).
78. Понятие системы права, ее отличие от правовой системы.
Система права (термин) призван охарактеризовать право как определенную сис-му и раскрыть внутренне строение права. Право есть определенная система, есть системное образование. Как и любая сис-ма, право складывается из определенных элементов, которые связаны определенным образом друг с другом и находятся в единстве. Как и в любой системе, в системе права можно выделить следующие признаки: 1. Компонентность – этот признак говорит о том, что право как и любая система состоит из определенных элементов, частей. 2. Интегративность говорит о том, что элементы системы права находятся в единстве, связаны между собой. 3. Организованность этот признак говорит о том, что элементы состоящие систему права находятся в определенных связях и зависимостях т.е. право это упорядоченное сис-ма. 4. Ценность он признан говорит о том, что право хотя и состоит из определенных элементов представляет собой нечто ценностное единое и выступает как самостоятельное соц-ое явление. 5. Объективность – право это не совсем искусственная система, поскольку нормы права призваны регулировать определенные общ-ые отношения. Сис-ма строится с учетом этих общ-ых отношений, в следствии чего и приобретает объективность. Сис-ма права – эта выступающая как ценностное образование и имеющая свою внутреннюю орг-ию совокупность действующих в гос-ве норм позитивного права.
Различия:
Правовая система - это предельно широкая, собирательная категория, отражающая всю правовую организацию данного общества. Ее можно определить как совокупность внутренне согласованных и взаимосвязанных юридических средств, с помощью которых государство оказывает нормативное воздействие на общественные отношения.
Система же права - это его сугубо внутреннее строение, выступающее составным компонентом правовой системы.
В
юридической действительности сложилось
однозначное мнение, что структурными
элементами системы права являются:
норма права; институт права; подотрасль
права; отрасль права.
79. Систематизация российского права и международное право.
См. 76.
Внутригосударственное
право отличается от международного
своими источниками. У государства
– обычай в пределах государства.
В межд праве – обычай в правовой
семье. Различаются по регулируемым
отношениям. Внутригос право само регулирует
отношения. Межд право регулирует отношения
между государствами-членами семьи народов.
По содержанию права. Внутригос право
– право суверена над отд лицами, подчиненными
его власти. Межд право право – право между
суверенными государствами, а не над ними.
80. Характеристика современного состояния российского законодательства и государственного устройства.
Россия является федеративным государством. Составляющие федерацию субъекты связаны общеобязательностью норм КРФ и взаимной ответственностью. В то же время структурные элементы Федерации (субъекты), как и сама Федерация, обладают определённой самостоятельностью по отношению друг к другу. Самостоятельность Федерации проявляется в суверенитете РФ, наличии общефедеральных органов государственной власти, чьи полномочия распространяются на территорию всей страны, верховенстве федеральных законов и Конституции. Таким образом, Россия является государством, в котором должно формироваться единое правовое пространство.
Законодательство РФ состоит из четырёх уровней:
- федеральное
законодательство (КРФ, Основы законодательства
РФ и субъектов Федерации,
- законодательство республик в составе РФ (Конституции республик, законы и иные нормативные акты республиканского законодательства);
- уровень
краёв и областей (нормативно-правовые
акты – Уставы, законы, решения,
постановления краевых,
- уровень
автономной области и
Россия
демократическое государство. Демократизм
проявляется в закреплении принципа народовластия,
признании народа источником власти, представительной
и непосредственной формах демократии.
Понятие, признаки и виды правовых отношений. Состав правоотношения.
Вопрос
о понятии правоотношений является
дискуссионным. Существует 2 точки зрения.
1ая – Правоотношения это урегулированные
нормами позитивного права и охраняемые
государством общественные отношения,
участники которых связаны между собой
субъективными правами и юридическими
обязанностями. Исходя из этого можно
выделить 3 признака: 1ый – правоотношения
это определенный вид общественных отношений.
2ой – правоотношения – это волевые общ-ые
отношения т.е. эти отношения носят волевой
характер. Волевой характер правоотношений
выражается в следующем: во1ых – в гос.
воле которая всегда выражена в правоотношениях.
Во2-ых – волевой характер правоотношений
выражается в волеизъявлении участников
правоотношений. 2ий признак- правоотношения
это общ-ые отношения возникающие на основе
норм позитивного права. 4ый – правоотношения
это общ-ые отношения охраняемые гос-ом
поскольку эти отношения возникают на
основе норм права т.е. по воле гос-ва то
гос-во охраняет обеспечивает существование
этих правоотношений. 5-ый – правоотношения
это общественные отношения участники
которых является носителями субъективных
прав, юр-их обязанностей и связаны с друг
другом этими правами и обязанностями.
Состав правоотношений: - характеризует
структуру точнее то из каких элементов
состоят (склад-ся) правоотношения. Обычно
выделяют в сос-ве правоот-ий 3 элемента:
1ый элемент – это субъекты правоотношений
т.е. это дица между которыми возникают,
складываются правоотношения. По этому
в правоотношениях принято выделять 2
стороны: управомоченную и обязанную.
Управомоченная сторона это носитель
субъективных прав, обязанная сторона
– носитель юр-их обязанностей. В реальных
правоотношениях нередко одна сторона
имеет 2 стороны. 2ым элементом правоотношений
входящих в состав является содержание
правоотношений которые образуют субъективные
права и юр-ие обязанности субъектов правоотношений.
3ий элемент правоотношений это объекты
правоотношений это объекты правоотношения
– это то по поводу чего возникают, складываются
правоотношения.
82. Понятие, виды и объекты правоотношений.
См. 81.
Правоотношения в юр-ой науке принято классифицировать по различным основаниям.
1ая
классификация по отраслевому
признаку т.е. с учетом
2ая классиф-ия с учетом осн. видов правовых норм правоотношения подразделяются на регулятивные и охранительные. Регулятивные правоотношения складываются на основе регулятивных норм, охранительные на основе охранительных.
3я
классиф-ия с учетом поведения
обязанной стороны
4ая
классификация – по степени
определенности субъектов (
Объект правоотношения — это то реальное благо, на использование или охрану которого направлены субъективные права и юридические обязанности.
Материальные блага – предметы материального мира. Эти объекты характерны для имущественных гражданско-правовых отношений.
Нематериальные
блага (личные) – жизнь, здоровье, свобода,
честь. Эти объекты присущи
Продукты духовного творчества – произведения скульптуры и живописи, литературы и кино, музыки и сценичного искусства, открытия и изобретения – все результаты интеллектуальной деятельности человека.
Ценные
бумаги и официальные документы
– акции, государственные обязательства,
деньги, личные документы и т.п.
83. Понятие и классификация юридических фактов как основание возникновения, изменения и прекращения правоотношений.
Информация о работе Шпаргалка по "Теории государства и права"