Шпаргалка по "Теории государства и права"

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2012 в 23:09, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит 102 вопроса по дисциплине "Теория государства и права"

Файлы: 1 файл

shpori.doc

— 476.50 Кб (Скачать)

     В качестве средств выступают допускаемые законом предметы и явления, с помощью которых обеспечиваются достижение цели и необходимый результат. Все средства можно подразделить на общесоциальные (например, нравственные и иные социальные нормы), специально-юридические (договоры, нормы и принципы права) и технические (приборы и инструменты). В своей совокупности они составляют юридическую технику (правотворческую, судебную и т.п.).

     Способ — это конкретный путь достижения намеченной цели (результата) с помощью конкретных средств и при наличии соответствующих условий и предпосылок деятельности.

     Система способов и методов составляет в  своей основе юридическую тактику (праворазъяснительную, следственную и т.п.).

     Результат воплощает в себе итог юридических операций, позволяющий удовлетворить индивидуальную или общественную потребность. Для установления результативности практической деятельности он соотносится с целями (задачами), которые ставятся в конкретной социально-правовой ситуации.

     Особое  место в содержании практики занимает юридический опыт,  который может отражать как совокупный итог всей практической деятельности, так и отдельные ее моменты. Он формируется в процессе выделения (отбора, селекции) в юридических действиях и операциях, принятых решениях, результатах деятельности наиболее рационального, целесообразного, передового, общего и полезного, имеющего важное значение для правового регулирования общественных отношений и дальнейшего совершенствования юридической практики. 

      91. Право и поведение: понятие правомерного поведения и его структура.

     Можно определить правовое поведение как  социально значимое осознанное поведение  индивидуальных или коллективных субъектов, урегулированное нормами права  и влекущее за собой юридические  последствия.

     Первый  юридический признак подобного поведения — его правовая регламентация. Как объективные, так и субъективные моменты поведения отражаются в правовых предписаниях. Такая регламентация обеспечивает точность, определенность поведения в правовой сфере, является защитой от постороннего вмешательства в действия граждан иных субъектов.

     Второй  юридический признак правового  поведения — подконтрольность его  государству в лице правоприменительных  и правоохранительных органов. Этот признак вытекает из свойства гарантированности  государством права, его принудительности.

     Третий  юридический признак правового  поведения заключается в том, что оно как правовое влечет за собой юридические последствия. Указанный признак имеет важное значение для характеристики поведения  в правовой сфере.

     Все изложенное позволяет выделить следующие виды правового поведения:

1) правомерное  — социально полезное поведение,  соответствующее правовым предписаниям; 2) правонарушение — социально  вредное поведение, нарушающее  требования норм права; 3) злоупотребление  правом — социально вредное поведение, но осуществляемое в рамках правовых норм; 4) объективно противоправное — поведение, не наносящее вреда, но осуществляемое с нарушением правовых велений. Сюда же можно отнести противоправное поведение недееспособного лица.

     Основная  разновидность правового поведения  — поведение правомерное, ибо  подавляющее большинство граждан  и организаций в сфере права  действуют именно таким образом.

     Правомерное поведение — это массовое по масштабам  социально полезное осознанное поведение  людей и организаций, соответствующее правовым нормам и гарантируемое государством.

     Возможно  правомерное социально допустимое поведение. Таковы, например, развод, частые смены работы, забастовка. Государство  не заинтересовано в их распространенности. Однако это действия правомерные, дозволенные законом, а потому возможность их совершения обеспечивается государством.

     Социально вредное, нежелательное для общества поведение нормативно закрепляется в виде запретов. Правомерное поведение  в этом случае заключается в воздержании от запрещенных действий.

     Законопослушное поведение — это ответственное  правомерное поведение, характеризуемое  сознательным подчинением людей  требованиям закона. Правомерные  предписания в этом случае используют добровольно, на основе надлежащего правосознания. Подобное поведение преобладает в структуре правомерного поведения.

     Конформистскому поведению присуща низкая степень  социальной активности. Личность пассивно соблюдает правовые предписания, стремится  приспособиться к окружающим, не выделяться, «делать как все».

     Маргинальное  поведение хотя и является правомерным, в силу низкой ответственности субъекта находится как бы на грани антиобщественного, неправомерного (в переводе с латинского «маргинальный» — находящийся на грани).  

     92. Понятие и признаки правонарушения.

     Правонарушение  — это общественно вредное  виновное деяние дееспособного субъекта, противоречащее требованиям правовых норм.

     Признаки  правонарушения.

     Во-первых, правонарушение — акт поведения, выражающийся в действии или бездействии (под бездействием здесь понимается воздержание от действий, когда закон предписывает их совершение). Не могут считаться правонарушениями мысли, чувства, политические и религиозные воззрения, не выраженные в действиях. Не считаются правонарушениями и качества, свойства личности, национальность, родственные связи человека и т.д. К. Маркс подчеркивал, что законы, которые делают главным критерием не действия человека, а его образ мыслей, представляют собой не что иное, как позитивные санкции беззакония.

     Во-вторых, правонарушениями считаются только волевые действия, т. е. действия, зависящие от воли и сознания участников, осуществляемые ими добровольно. Нельзя назвать правонарушением поведение, не контролируемое сознанием, или поведение, совершаемое в ситуации, лишающей человека выбора иного варианта поведения, кроме противоправного.

     В-третьих, правонарушением признается только такое деяние, совершая которое, индивид  сознает, что действует противоправно, что своим поступком наносит  ущерб общественным интересам, действует виновно.

     В-четвертых, правонарушение — действие противоправное, нарушающее требование норм права. Это  или нарушение запретов, или невыполнение обязанностей. Воздержание от активной реализации права правонару-шения  собой не представляет. Признак противоправности характеризует правонарушение с формально-юридической стороны. Общеизвестно, что никто не может быть ограничен в своих правах и свободах и никакие действия, совершаемые в пределах правовых предписаний, не могут быть признаны противоправными.

     В-пятых, правонарушение всегда социально вредно. Всякое правонарушение наносит вред интересам личности, общества, государства (имущественный, социальный, моральный, политический и т. п.). Повреждение  или уничтожение имущества, смерть человека, ущемление его достоинства, потеря рабочего времени, бракованная продукция — все это негативные последствия правонарушения. Деяние может и не причинить реального вреда, а лишь поставить социальные ценности под его угоозу (таково, например, нетрезвое состояние водителя). Степень общественной вредности деяния может быть различной, но ее наличие обязательно для отнесения его к правонарушениям. 

     93. Виды и признаки  правонарушения, пути  и средства их  предупреждения и  устранения.

     См. 92. Правонарушения, как и акты правомерного поведения, весьма разнообразны. Они различаются по степени общественной вредности, продолжительности совершения, субъектам, сфере нарушаемого законодательства, объектам посягательств и т. д.

     По  характеру и степени социальной вредности все правонарушения подразделяются на преступления и проступки.

     Преступления  — общественно опасные уголовно наказуемые деяния. Общественная опасность — это явная опасность деяния для общества, для наиболее существенных интересов государства, личности. Признавая вредоносность, антисоциальный характер иных правонарушений (проступков), следует помнить, что вред, причиненный ими, не достигает уровня общественной опасности. Это обстоятельство должен учитывать законодатель, безусловный долг которого «не превращать в преступление то, что имеет характер проступка»

     К административным проступкам относятся деяния, наносящие ущерб отношениям, складывающимся в сфере государственного управления.

     Гражданско-правовые правонарушения (деликты) в отличие  от преступлений и административных правонарушений не имеют четко закрепленной в законодательстве дефиниции.

     Под дисциплинарным проступком понимается противоправное виновное неисполнение рабочим или служащим своих трудовых обязанностей, нарушающее правила внутреннего  трудового распорядка.

     Правоохранительные органы ведут активную последовательную борьбу с правонарушениями, однако только они не в состоянии значительно снизить масштабы их распространенности в обществе. Для этого  необходимо проведение комплекса экономических,     социально-политических, организационных мероприятий, направленных на укрепление  экономической системы, повышение материального благосостояния, сознательности, информированности и культуры граждан, наведение порядка и стабильности в развитии   общественных отношений.

     Большая роль отводится правовоспитательной  работе. Граждане должны быть информированы о правовых требованиях, предъявляемых к ним государством. Ведь иногда нарушение правовых предписаний связано не с антисоциальной установкой личности, а с незнанием содержания правовых  актов (оформление некоторых документов, соблюдения последовательности  действий  и т.п.). Для устранения  некоторых  правонарушений  важно  проведение  медико-биологических мероприятий против алкоголизма, наркомании.

     Необходимо  повысить результативность деятельности самих правоохранительных органов, улучшить их материально-техническое оснащение. Наказание за совершенное противоправное   деяние должно быть как неотвратимым, так и справедливым, т.е. соответствовать тяжести содеянного и степени вины правонарушителя. 

      94. Юридическая ответственность: понятие, признаки, виды и иные меры государственного принуждения.

      Юридическая ответственность — это применение к правонарушителю предусмотренных  санкцией юридической нормы мер  государственного принуждения, выражающихся в форме лишений личного, организационного либо имущественного характера.

      Наибольшее  распространение получило деление  видов ответственности по отраслевому  признаку. По этому основанию различают  ответственность уголовную, административную, гражданско-правовую, дисциплинарную и материальную. Каждый из видов имеет специфическое основание (вид правонарушения), особый порядок реализации, специфические меры принуждения.

      Уголовная ответственность — наиболее суровый  вид ответственности. Она наступает за совершение преступлений и в отличие от других видов ответственности устанавливается только законом. Никакие иные нормативные акты не могут определять общественно опасные деяния как преступные и устанавливать за них меры ответственности. В РФ исчерпывающий перечень преступлений зафиксирован в Уголовном кодексе. Порядок привлечения к уголовной ответственности регламентируется Уголовно-процессуальным кодексом.

      Административная  ответственность наступает за совершение административных проступков, предусмотренных КоАП. Кроме того, эта ответственность может определяться указами Президента РФ, постановлениями Правительства РФ и нормативными актами субъектов Федерации.

      Гражданско-правовая ответственность наступает за нарушения  договорных обязательств имущественного характера или за причинение имущественного внедого-ворного вреда, т. е. за совершение гражданско-правового деликта. Ее сущность состоит в принуждении лица нести отрицательные имущественные последствия. Полное возмещение вреда — основной принцип гражданско-правовой ответственности (ст. 1064 ГК РФ). Возмещение убытков в некоторых случаях дополняется штрафными санкциями, например выплатой неустойки. Возложение этого вида ответственности осуществляется судебными (общим или арбитражным судом) или административными органами (ст. 11 ГК РФ). Истцом в этом случае выступает (наряду с государственным органом) и лицо, право которого нарушено.

Информация о работе Шпаргалка по "Теории государства и права"