Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2012 в 23:09, шпаргалка
Работа содержит 102 вопроса по дисциплине "Теория государства и права"
Дисциплинарная
ответственность возникает
Материальная
ответственность рабочих и
95. Правовые средства: понятие, признаки, виды.
Средства
юр-ой техники – подразделяются
на общие и специальные. К общим
средствам юр-ой техники относят
терминологию т.е. это язык который является
государственным. Терминология подразделяется
на общеупотребительную (лит-ый язык),
но есть и специальная юр-ая терминология
(выраж-ся юр-ой наукой). Пример терминов:
дееспособность, сделка, исковая давность.
3ая разновидность терминологии специально
техническая терминология – относится
к др. областям знаний. Кроме общих средств
используются и спец-ые средства. К ним
относятся, прежде всего юр-ие конструкции
– идеальные модели, схемы, шаблоны которые
вырабатываются юр-ой наукой и юр-ой практикой.
Кроме юр-их конструкций к специальным
юр-им средствам относятся презумпции
и фикции. Презумпции - это предположения
о сущности тех или иных фактов которые
используются в процессе доказывания.
Фикции – это сформулированные в законодательстве
положения о не существующих явлениях,
которые принимаются как действительные.
96. Механизм правового регулирования.
Механизм правового регулирования — это взятые в единстве и взаимодействии все правовые средства (элементы механизма), с помощью которых осуществляется правовое регулирование. Механизм правового регулирования — это определенная идеальная модель, созданная в результате упрощения, огрубления процесса регулирования, отвлечения от каких-то второстепенных, несущественных моментов. Цель этой модели — с определенной степенью наглядности представить в единстве и взаимодействии все правовые средства. Элементы (блоки) механизма правового регулирования можно «привязать» к соответствующим стадиям (этапам) процесса регулирования. Первой стадии общенормативного регулирования соответствует нормативный элемент (нормы права, нормативные акты), к которому следует отнести все что обслуживает нормы права: систематизацию законодательства, законодательную технику, нормативное толкование. Второй стадии регулирования соответствует такой элемент, как правоотношение (субъективные права и обязанности), с помощью которого предписания норм права конкретизируются, трансформируются в субъективные права и обязанности конкретных субъектов в конкретных отношениях. Кэтому, элементу примыкают юр-ие факты как фактические основания возникновения, изменения и прекращения правоотношения. Заметим также, что правоотношения имеют два основания для возникновения и движения (изменения и прекращения); нормативное (нормы права) и фактическое (юр-ие факты). Третьей стадии регулирования соответствует такой элемент механизма, как акты реализации (соблюдение, исполнение, использование).
Особое
место в механизме правового
регулирования занимают применение
и акты применения. Они, как уже отмечалось,
имеют место на второй и третьей стадии,
служат двигателем механизма, дают ему
энергию, подталкивают к движению. Важное
место в механизме занимает правосознание.
Оно «обслуживает» все стадии, все элементы
правового регулирования. В соответствии
с правосознанием создаются нормы права,
выносятся индивидуальные применительные
акты; оно влияет на акты непосредственных
форм реализации права (соблюдения, исполнения,
использования). Если акты применения
сравнивать с двигателем, то правосознание
можно сравнить со смазкой механизма,
нормативный элемент — с блоком управления,
правоотношения — с системой передач
и трансмиссией, а акты реализации - с колесами.
Если все элементы механизма лишены дефектов,
исправны и смазаны, механизм легко вращается,
процесс правового регулирования достигает
своей цели. Результатом действия механизма
выступают законность и правопорядок.
97. Правовые стимулы и ограничения в механизме правового воздействия: понятие, признаки, виды.
Под «правовыми стимулами» следует понимать правовые нормы, поощряющие развитие нужных для общества, государства в данный момент общественных отношений, нормы, стимулирующие как обычную, так и повышенную правомерную деятельность людей и ее результаты.
Такой подход позволяет выделить пять групп правовых стимулов.
1.
Правовые нормы, закрепляющие
появление новых субъектов и
объектов правового
2.
Поощрительные нормы. Их
3.
К третьей группе правовых
стимулов можно отнести нормы,
расширяющие права,
4.
Следующей группой норм-
5.
Последней группой норм-стимулов являются
нормы, устанавливающие наступление выгодных
или невыгодных последствий для субъектов
права. Отличие их от поощрительных норм
состоит в том, что они предусматривают
наступление не только благоприятных,
но и неблагоприятных последствий для
субъектов права, причем стимулирование
выражается не в виде выплаты дополнительного
вознаграждения или премии, а в иных формах.
98. Пути повышения эффективности правового воздействия в современной России.
Основные задачи – повысить уровень правовой культуры, правотворчества, правоприменения.
Становление новой правовой системы в России проходит сложно и противоречиво. В этих условиях преждевременно говорить о всех устоявшихся чертах современного российского законодательства. Однако уже сейчас видны его главные тенденции и особенности, которые нашли отражение в правовой литературе:
а) Основная цель современного законодательства - провозглашение и защита прав и свобод человека, создание механизмов для их реализации. Ограничение произвола государства рамками закона, ликвидация бесправия человека - внутренние условия функционирования гражданского общества и правового государства.
б)
Расширение сферы правового регулирования
и возрастание роли закона. Несомненно,
что для повышения
в) Одно из главных назначений российского законодательства в современный период - служить инструментом экономических преобразований. Внимание законодателя к экономическим проблемам не случайно и объясняется тем, что экономика является определяющим фактором совершенствования и повышения эффективности государственной и правовой системы. Новации законодательства в экономической сфере направлены прежде всего на установление и развитие нормальных рыночных отношений, конкуренции, личной инициативы, свободного предпринимательства.
г)
Обращает на себя внимание изменение
методов правового
д)
Имплементация норм и принципов
международного права и иностранного
законодательства в российскую правовую
систему. В ч. 4 ст. 15 Конституции РФ 1993 г.
закреплено положение о приоритете норм
международного права перед внутригосударственным.
99. Понятие и принципы законности. Ее нормативные и социальные основы.
Законность – это выраженная в точном и неуклонном исполнении и соблюдении законов всеми субъектами права их общая воля.
Понятие законности приобретает исходное значение в государстве, где признается верховенство закона. Коренной переворот в общественных отношениях в Российской Федерации выдвинул вопрос о понятии законности на передний план. И если раньше, в период тоталитарного режима ей уделялось лишь теоретическое внимание, то в нынешних условиях она обрела огромное практическое значение. И это понятно, ибо правовое государство неразрывно связано с законностью, которая основывается на законах.
Когда мы говорим о точном и неуклонном соблюдении и исполнении законов всеми субъектами права, то прежде всего сталкиваемся с равенством граждан перед законом. Ибо каждый из них призван делать то, что и другой: неукоснительно соблюдать и исполнять законы государства. Это равенство представляет собой равенство их прав и обязанностей по отношению к действующим законам.
К принципам законности относятся:
1. единство законности в масштабах всего государства. Этот принцип означает борьбу с местничеством и волокитой, единообразное понимание и исполнение законов государства, недопустимость посягательства на общие интересы путем абсолютизации особенных и т. д.;
2. обязательность законности для всех, без какого бы то ни было исключения – перед законом все должны быть равны;
3. неразрывная связь законности с общей культурой населения: чем выше его культурный уровень, тем прочнее законность и незыблемость законов. Особое значение приобретает правовая культура общества – без правовых знаний не могут соблюдаться и исполняться законы. Сами же законы должны быть доведены до сведения всех граждан, именно поэтому в Конституции РФ было записано, что «законы подлежат официальному опубликованию. Неопубликованные законы не применяются»;
4. связь законности и целесообразности, что означает: законы государства должны быть оптимальными, т. е. не только выражать и воплощать волю общества, но и соответствовать потребностям общественного развития. Целесообразность должна пониматься и как наиболее рациональные действия должностных лиц, осуществляющих свои полномочия в пределах закона, и на основе законов;
5. контроль
со стороны общества за законностью осуществляется
в разнообразных формах и призван обеспечить
незыблемость законов, охрану прав и законных
интересов граждан.
100. Гарантия законности.
Все
гарантии подразделяются на: Общие
– это определенные условия влияющие
на законность и правопорядок. И
Специальные средства – к которым
прибегает гос-во для обеспечивания
законности и правопорядка. К общим средствам
относятся: 1. Экономические условия –
нормальное функционирование экономики,
бескризисное состояние экономики, когда
она достигла определенного этапа развития.
2. Политические условия – это нормальное
функционирование гос власти, наличие
демократического режима, плюрализм. 3.
Идеологические условия – это прежде
всего уровень культуры и образования,
чем выше уровень культуры тем выше уровень
законности и правопорядка. 4. Социальные
условия – это социальная защищенность
людей (своевременная выдача пенсии, зарплаты,
страховки и тд). 5. Правовые условия –
это правовая культура. Иногда выделяют:
социально-культурные и нравственные
гарантии. Специальные гарантии – гос
мероприятия направленные на укрепление
законности и правопорядка. Средства направленные
на укрепление: 1. Совершенствование законодательства.
2. Систематическая борьба с правонарушителями.
3. Профилактика правонарушений. 4. Осущ-ие
контрольно надзорной деятельности. 5.
Правосудие. 6. Применение мер ответственности.
7. Применение мер защиты.
101. Понятие, ценность и объективная необходимость правопорядка.
Правопорядок это система общ-ых отношений. урегулируемых нормами права. Особенности правопорядка: 1. Это порядок предусмотренный нормами права. 2. Это состояние упорядоченности, организованности общ-ых отношений. 3. Правопорядок возникает в результате практической реализации правовых норм. 4. Правопорядок обеспечивается гос-ом. Принципы: 1. Определенность правопорядка – это неразплывчатый а определенный порядок. 2. Системность – это определенная система общ-ых отношений. 3. Организованность – создается в результате организующей деятельности гос-ва. 4. Гос-ая гарантированность – обеспечивается гос-ом. 5. Устойчивость правопорядка – правопорядок единый на всей территории страны. Правопорядок и общ-ый порядок. Общ-ый порядок – это более широкое понятие чем правопорядок, правопорядок – это элемент общ-ых отношений. Общ-ые отношеия – это отношения урегулированные соц-ми нормами.
Информация о работе Шпаргалка по "Теории государства и права"