Шпаргалка по "Прокурорскому надзору"

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2013 в 17:29, шпаргалка

Краткое описание

1. Сущность, цели и задачи ПН в РФ. Место прокуратуры в системе государственных органов
2. Учреждение прокуратуры в России и правовое регулирование ее деятельности в досоветский период
...
24. Организация делопроизводства в органах прокуратуры.

Файлы: 1 файл

прокурорский надзор.docx

— 157.32 Кб (Скачать)

Время учебы прокурорского  работника в очной аспирантуре по юридической специальности, а также переподготовка или повышение квалификации с отрывом от службы, если работник был направлен туда из органов или учреждений прокуратуры с сохранением денежного содержания при условии последующего возвращения в эти органы, засчитывается в стаж службы, дающий право на присвоение очередного классного чина.

Ношение форменного обмундирования разрешается прокурорам и следователям, научным и педагогическим работникам, имеющим классные чины, а также лицам, уволенным из органов прокуратуры, за исключением уволенных за совершение порочащих их поступков.

При участии в судебном рассмотрении уголовных, гражданских и арбитражных дел, в других случаях официального представительства органов прокуратуры ношение форменной одежды обязательно.

 

16. Понятие, система и содержание принципов организации и деятельности прокуратуры.

Принципы  прокурорского надзора – это мировоззренческие идеи основополагающего характера, выраженные в нормах права, определяющие место и роль прокуратуры в механизме осуществления государственной власти, а также устанавливающие цели, задачи ее деятельности, полномочия и правовые средства их реализации.

Приведенное определение принципов прокурорского  надзора одновременно характеризует  два аспекта. С одной стороны, организационное построение прокуратуры и ее системное отношение к иным органам государственной власти, политическим партиям, общественным организациям и объединениям и, с другой стороны, функциональный порядок реализации прокуратурой своих полномочий для достижения целей и задач, предусмотренных в Конституции и иных федеральных законах.

Отдельно взятый принцип  не оказывает никакого регулирующего  воздействия на организацию и  деятельность органов прокуратуры. О влиянии принципов на построение технологии прокурорского надзора  можно говорить только в том случае, если рассматривать каждый принцип  во взаимодействии с другими основополагающими  началами в рамках системы.

Принцип законности. Формула  принципа: органы прокуратуры осуществляют возложенные на них полномочия на территории России в строгом соответствии с Конституцией и федеральным законодательством.

Реализация принципа законности имеет для прокуратуры важное значение. Выполняя функции по надзору за соблюдением законов, прокуратура должна сама строго и неуклонно соблюдать требования законодательства.

В федеральном законодательстве о прокуратуре принцип законности выражается в установлении надзорных  полномочий прокуроров, предмета и  пределов их реализации, а также  порядка деятельности. В обязанности  прокурора входит опротестование каждого  нормативного правового акта, который  противоречит Конституции и иным федеральным законам и с этой точки зрения является незаконным. Прокурор или его заместитель  по основаниям, установленным законом, возбуждает уголовное дело или производство об административном правонарушении, требует привлечения лиц, нарушивших закон, к иной установленной законом  ответственности, предостерегает о  недопустимости нарушения закона. Однако если решение по этим вопросам будет  принято помощником прокурора, то оно, в свою очередь, само будет незаконным.

Прокурор в своей деятельности обязан соблюдать не только требования Конституции и Закона о прокуратуре, но также положения иных отраслевых законов (УПК, ГПК, АПК и т. д.). Являются обязательными для нижестоящих  прокуроров и требования, содержащиеся в приказах, распоряжениях, указаниях  и инструкциях Генерального прокурора  РФ.

Принцип законности также  реализуется таким построением  и такой обоснованностью действий и решений прокурора, которые  гарантируют в каждом случае обнаружения  тех или иных правонарушений немедленное  их устранение правовыми средствами прокурорского реагирования. В свою очередь, незаконные решения прокурора  могут быть обжалованы гражданами и  должностными лицами вышестоящему прокурору  или непосредственно в суд.

Принцип публичности. Формула  принципа: органы прокуратуры обязаны осуществлять свои полномочия по надзору за соблюдением законов от имени государства независимо от волеизъявления заинтересованных лиц.

Содержание принципа публичности выражается в обязанности органов прокуратуры реагировать на каждый случай нарушения законов, ущемления прав, свобод граждан, интересов личности, общества и государства. Принцип публичности в основном рассматривается как основополагающее начало уголовного судопроизводства. Вместе с тем этот принцип присущ всем отраслям государственной деятельности. Действует он и во всех направлениях прокурорского надзора.

Этот принцип наделяет прокурора широкими властными полномочиями по реализации своих функций. Прокурорские работники могут применять нормы  права, меры юридического воздействия  на правонарушителей, принимать решения  о возбуждении уголовного дела или  дела об административном правонарушении. Например, в соответствии с Приказом Генерального прокурора РФ от 17.05.2004 № 13 «О повышении эффективности прокурорского надзора за исполнением законодательства о противодействии экстремистской деятельности» прокуроры обязаны использовать все возможности для установления и пресечения источников финансирования радикальных организаций любого направления, а также реализовать все предоставленные законом полномочия, в том числе право обращения с исками в суд, для прекращения деятельности политических партий, общественных и религиозных объединений, средств массовой информации и издательств, пропагандирующих идеи насилия, социальной, национальной, расовой розни, допускающих иные нарушения действующего законодательства.

Суть принципа публичности  в организации и деятельности органов прокуратуры заключается  в сочетании интересов органов  государственной власти в лице прокуратуры  по достижению поставленных перед ними задач, с неукоснительным обеспечением законных интересов граждан и  должностных лиц, вовлеченных в  сферу реализации прокурором своих  надзорных полномочий. Например, федеральное  законодательство о выборах в  органы местного самоуправления содержит положение, согласно которому участие  прокурора в судебном рассмотрении дел о нарушении конституционных  прав граждан РФ избирать и быть избранными в органы местного самоуправления является обязательным, не зависящим  от усмотрения как любой из сторон, так и самого прокурора.

Принцип единства в организации  и деятельности прокуратуры. Формула  принципа:прокуратура является единой системой специальных федеральных государственных органов и учреждений, созданных для обеспечения верховенства Конституции, исполнения законов, а также непосредственно охраны прав и свобод личности, общества, государства на всей территории России.

Содержание принципа выражается в единстве системы органов прокуратуры в РФ, а характер ее деятельности обеспечивается непосредственно правовыми средствами.

Организация единой системы  органов прокуратуры устанавливается  на основании Конституции, Закона о  прокуратуре и других федеральных  законов. Единство правового пространства, в рамках которого действует прокуратура, позволяет определить общие для  всех ее структурных подразделений  цели, задачи и направления деятельности, а также сформировать общий для  всех прокуроров правовой статус и  единые средства прокурорского реагирования на выявленные нарушения законности.

Принцип единства в организации  и деятельности органов прокуратуры  позволяет обеспечить единообразный  подход к вопросам организации управления, а также способствовать реализации сочетания единоличных и коллегиальных  начал в организации деятельности органов прокуратуры.

В соответствии с принципом  единства не допускается создание государственных  и негосударственных органов, подменяющих  или дублирующих деятельность по осуществлению прокурорского надзора  за соблюдением законности на территории РФ.

Единую систему прокуратуры  РФ составляют Генеральная прокуратура  РФ, прокуратуры субъектов РФ, приравненные к ним военные и другие специализированные прокуратуры, научные и образовательные  учреждения, редакции печатных изданий, являющиеся юридическими лицами, а  также прокуратуры городов и  районов, другие территориальные, военные  и иные специализированные прокуратуры. Образование, реорганизация и ликвидация органов и учреждений прокуратуры, определение их статуса и компетенции  осуществляются Генеральным прокурором РФ. Создание и деятельность на территории РФ органов прокуратуры, не входящих в ее единую систему, не допускается.

Реализация принципа единства в организации и деятельности органов прокуратуры выражается в установленном законом едином правовом статусе прокурора. Принимая лично решения по вопросам, которые законом отнесены к его компетенции, прокурор в то же время действует от имени всей прокуратуры в целом.

Принцип централизации в  организации и деятельности органов  прокуратуры. Формула принципа:в основе прокурорского надзора лежит единое централизованное руководство всей деятельностью органов прокуратуры при неукоснительном подчинении нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору РФ, а также безусловном выполнении указаний вышестоящих прокуроров нижестоящими.

Содержание этого принципа выражается в законодательном закреплении вертикальных связей, на основе которых строится вся система органов прокуратуры и управление ее структурными подразделениями.

Суть рассматриваемого принципа выражается в том, что все нижестоящие прокуроры назначаются на должность и освобождаются от должности Генеральным прокурором РФ. Для всех нижестоящих прокуроров обязательны для исполнения приказы и распоряжения вышестоящих прокуроров.

В свою очередь прокуроры  субъектов РФ руководят деятельностью  прокуратур районов и городов, иных приравненных к ним специализированных прокуратур. Они также издают приказы  и распоряжения, которые обязательны  для исполнения нижестоящими подчиненными прокурорами.

Согласно принципу централизации  нижестоящие прокуроры обязаны  подчиняться распоряжениям, требованиям  и указаниям вышестоящих прокуроров. В случае неисполнения адресованных им предписаний они могут быть привлечены к дисциплинарной ответственности. В соответствии с распоряжением Генерального прокурора РФ от 06.08.2002 № 48 «О полномочиях руководителей органов и учреждений прокуратуры Российской Федерации в дисциплинарной и некоторых других сферах» Генеральный прокурор РФ в полном объеме пользуется правом применять меры дисциплинарного взыскания к нижестоящим прокурорским работникам. Заместители Генерального прокурора РФ, прокуроры субъектов РФ и приравненные к ним прокуроры вправе налагать дисциплинарные взыскания на работников, назначаемых на должность Генеральным прокурором РФ (кроме его заместителей), за исключением лишения их нагрудного знака «Почетный работник прокуратуры Российской Федерации», понижения в должности и увольнения из органов прокуратуры.

Принцип централизации в  организации и деятельности органов  прокуратуры выражается также в  обязанности вышестоящих прокуроров контролировать деятельность подчиненных  прокуроров. Контроль является важнейшим  условием организации работы, одной  из основных обязанностей всех должностных  лиц прокуратуры и имеет следующие  цели: обеспечить высокую исполнительскую  дисциплину; выявить, исправить и  предупредить недостатки в работе; реализовать принцип персональной ответственности каждого работника  органов прокуратуры за порученное дело.

Цели контроля достигаются  путем заблаговременного истребования информации о ходе выполнения поручения, напоминания конкретным исполнителям о необходимости добросовестного  отношения к возложенным обязанностям, проверкой качества исполнения, а  также своевременным и принципиальным реагированием на выявленные упущения, допущенные при исполнении возложенных  полномочий.

Принцип внепартийности. Формула  принципа: организация и деятельность органов прокуратуры в РФ не может строиться в зависимости от каких-либо политических структур (партий, общественных организаций, объединений, движений) или идеологических взглядов.

Содержание принципа заключается в том, что на законодательном уровне закреплено положение, согласно которому прокурорские работники не могут являться членами общественных объединений, преследующих политические цели, и принимать участие в их деятельности. Создание и деятельность общественных объединений, преследующих политические цели, и организаций в органах и учреждениях прокуратуры не допускаются. Прокуроры и следователи в своей служебной деятельности не связаны решениями общественных объединений.

Осуществляя надзор за соблюдением  законов, прокуратура касается и  политических аспектов общественной жизни. От того, насколько беспристрастно прокурор подойдет к разрешению правовых вопросов, связанных с какой-либо стороной политической жизни, зависит  стабильность общественной жизни в  том или ином регионе.

Прокурор не должен использовать свое служебное положение в партийных  интересах.

Например, определяя статус члена избирательной комиссии, Федеральный  закон от 26.11.1996 № 138-ФЗ «Об обеспечении  конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления»  содержит положение, в соответствии с которым члены избирательной  комиссии с правом решающего голоса в период проведения выборов не могут  быть привлечены без согласия прокурора к уголовной ответственности или подвергнуты административному взысканию, налагаемому в судебном порядке.

Этот же подход закреплен  и в отношении зарегистрированного  кандидата, который на территории муниципального образования не может быть привлечен  к уголовной ответственности, задержан, арестован или подвергнут мерам  административного взыскания, налагаемым в судебном порядке, без согласия прокурора субъекта РФ.

Названные положения закона обязывают прокуроров подходить  к разрешению этих вопросов на основании  всестороннего и независимого от политических симпатий решений. Рассматривая и разрешая каждую из приведенных  правовых ситуаций, прокурор должен руководствовать  не тем, какая из политических позиций  кандидата ему ближе, а опираясь исключительно на букву закона.

Принцип независимости. Формула  принципа: в своей организации и деятельности органы прокуратуры не зависимы от органов законодательной, исполнительной и судебной власти. При исполнении своих обязанностей прокурорские работники руководствуются только законом, своим правосознанием и совестью.

Информация о работе Шпаргалка по "Прокурорскому надзору"