Русская правда – важнейший памятник Древнерусского права

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2011 в 15:44, курсовая работа

Краткое описание

Русская Правда – правовой кодекс Руси, принадлежащий к числу классических памятников отечественной истории. Все авторы общих трудов по древнерусской истории так или иначе высказывали мнения об этом уникальном кодексе права Киевской Руси.

Оглавление

Введение__________________________________________________________________ 3

Глава 1. Происхождение и состав Русской Правды __________________ 5
Редакции Русской правды__________________________________ 5
Место возникновения и источники кодификации ______________ 6


Глава 2. Правовое положение населения____________________________ 8

2.1. Право собственности (вещное право) _______________________ 10

2.2. Обязательственное право _________________________________ 12

2.3. Брачно-семейное право___________________________________ 14

2.4. Наследственное право____________________________________ 15

Глава 3. Уголовное право по Русской Правде ______________________ 18

3.1 Преступление ___________________________________________ 18

3.2 Наказание ______________________________________________ 20

3.3 Судебный процесс по Русской Правде ______________________ 23

Заключение ____________________________________________________ 26

Список литературы _____________________________________________ 27

Файлы: 1 файл

курсовая ЮФ.doc

— 162.50 Кб (Скачать)

     Эти юридические привилегии распространялись на субъектов, поименованных в Русской Правде следующим образом: князья, бояре, княжьи мужи, княжеские тиуны, огнищане. Не все они могут быть названы «феодалами», можно говорить лишь об их привилегиях, связанных с особым социальным статусом, приближенностью к княжескому двору и имущественным положением.

     Основная  же масса населения состояла из свободных  и зависимых людей, а также промежуточных и переходных категорий.

     Свободными  были посадские люди и смерды-общинники. Они имели права и собственность, то есть были независимыми в юридическом и экономическом плане, выплачивали налоги и выполняли повинности в пользу государства. Смерд-общинник мог завещать свое имущество (землю только сыновьям). Закон защищал его личность и имущество. Он нес личную и имущественную ответственность по обязательствам, договорам, при проступках, а также имел право выступать в судебных процессах.

     Наряду  со свободными существовали и зависимые  смерды, находившиеся в кабале и услужении у феодалов. Сложной фигурой был закуп, которому посвящен устав о закупах в Пространной Правде (ст. 56-62). Закуп — человек, работающий в хозяйстве феодала за «купу», заем (в виде земли, скота, зерна, денег и пр.). Объем работы определялся кредитором. Поэтому с нарастанием процентов на заем, кабальная зависимость усиливалась и могла продолжаться долгое время.

     Закон охранял личность и имущество  закупа, запрещая господину беспричинно наказывать его и отнимать имущество. Если сам закуп совершал правонарушение, ответственность была двоякой: господин уплачивал за него штраф потерпевшему, но сам закуп мог быть «выдан головой», то есть превращен в полного холопа. Его правовой статус резко менялся. За попытку уйти от господина, не расплатившись, закуп также обращался в холопа.

     В качестве свидетеля в судебном процессе закуп мог выступать только «в малых исках» или «по нужде».

     Закуп был той юридической фигурой, которая в большей степени  иллюстрирует процесс «феодализации», закрепощения бывших свободных общинников.

     Холоп и вовсе не являлся субъектом  права. Его личность законом не защищалась. Он не имел ни прав, ни собственности, ни обязательств. Всю ответственность за него нес господин. Холоп был субъектом имущественного права. Холопа, совершившего преступление, следовало выдать потерпевшему или заплатить за него штраф. Он также не мог выступать в судебном процессе.

     Источниками холопства по Русской Правде были: самопродажа в рабство, рождение от раба, женитьба на рабе, поступление в услужение к господину без оговорки о сохранении статуса свободного человека, выдача «головой», бегство закупа от господина, злостное банкротство. Русская Правда, однако, умалчивает о наиболее распространенном источнике холопства – плене.

     Городское население делилось на следующий  ряд социальных групп: боярство, духовенство, купечество, «низы» (ремесленники, мелкие торговцы, рабочие и пр.).  

     2.1 Право собственности (вещное право).

     Русская Правда и другие источники не знают  единого общего термина для обозначения  права собственности. Причина, очевидно, заключается в том, что содержание этого права было тогда различным  в зависимости от того, кто был субъектом и что фигурировало в качестве объекта права собственности.

     В Русской Правде в подавляющем  большинстве случаев речь идет о  праве собственности людей на движимое имущество, движимые вещи, носившие общее название «имения» (того, что можно взять, «имати»).

     В качестве объекта «имения» фигурируют одежда, оружие, кони, другой скот, орудия труда, торговые товары и пр. Право частной собственности на них было полным и неограниченным. Собственник мог ими владеть (фактически обладать ими), пользоваться (извлекать доходы) и распоряжаться (определять юридическую судьбу вещей) до их уничтожения, вступать в договоры, связанные с вещами, требовать защиты своих прав на вещи и др. То есть можно говорить, что собственность на Руси – весьма древний институт, считавшийся во времена Русской Правды объектом полного господства собственника.

     Можно предполагать, что субъектами права  собственности в указанное время  были все свободные люди (без холопов, ибо последние относились к разряду  имущества). Собственник имел право на возврат своего имущества из чужого незаконного владения на основе строго установленной в Русской Правде процедуры. 9 За причиненную “обиду” назначался штраф в 3 гривны. Возвращение вещей требовало свидетельских показаний и разбирательства при необходимости перед “сводом из 12 человек” (ст. ст. 13, 14,-15, 16 Краткой Правды; ст. ст. 34, 35 Пространной Правды). Общий принцип защиты движимой собственности заключался в том, чтобы вернуть ее законному хозяину и заплатить, ему штраф в качестве компенсации за убытки. Движимая собственное (включая холопов) считается в Русской Правде объемом полного господства собственника: при спорах о ее возвращении государство не накладывает штрафов, стороны сами договариваются между собой. Доверившие имущество рабам и холопам (для торговых операций и т.д.) несли в случае причащения убытков и, истребления вещи ответственность перед третьими лицами в полном объеме (ст. ст. 116, 117). Иными словами, законодатель понимал, что право, собственности определяется волей самого собственникам Защита движимой собственности, если это не было связанно с уголовным Преступлением, не носило сословного, характера каждый вправе равнозначно определять ее судьбу.

     Гораздо сложнее обстоит дело с собственностью недвижимой и, в первую очередь, с земельной собственностью.

     Формы собственности были различными. Помимо семейно-индивидуальных и общинных хозяйств имелся княжеский домен, который представлял собой конгломерат земель, принадлежавших лично князьям. Они взимали там оброки, налагали иные повинности, распоряжались землями по собственному усмотрению. В Краткой редакции Русской Правды закреплена незыблемость феодальной земельной собственности.10

     Собственность феодалов возникала как частная  и основанная на княжеских пожалованиях. В ХI в. летописи - упоминают о селах княжеских дружинников, в XII в. таких свидетельств уже гораздо больше. Вотчины бояр были частной собственностью. Князья раздавали земли под условием службы (временного или пожизненного). Условные держания могли быть и в самой боярской иерархии. Княжеская раздача земель сопровождалась получением иммунитетов (независимых действий в этих владениях) - судебных, финансовых, управленческих. В Русской Правде нет сведений о землевладении феодалов, но в Пространной Правде упоминаются лица, жившие на этих землях: тиун боярский (ст. 1), боярские холопы (ст. 46), боярский рядович (ст. 14). Внутрифеодальные договоры о земле и кодексы, регулирующие землевладельческие отношения, до нас не дошли, можно лишь догадываться об их существовании.

     Земельная собственность церкви возникла на основе государственных пожалований в  виде десятины. В дальнейшем она  росла за счет вкладов, покупок и т.д. 

     2.2 Обязательственное право.

     Обязательство представляет собой правоотношение, в силу которого лицо, нарушившее интересы другого лица, обязано совершить определенные действия в пользу потерпевшего.

     Что касается обязательственного права, то Русская Правда знает обязательства из договоров и обязательства из причинения вреда. Причем последние сливаются с понятием преступления и называются обидой. В Русской Правде обязательства из причинения вреда влекут ответственность в виде штрафов и возмещения убытков. Укрывающий холопа должен вернуть его и заплатить штраф (ст. 11 Краткой Правды). Взявший чужое имущество (коня, одежду) должен вернуть его и заплатить 3 гривны штрафа (ст. ст. 12. 13 Краткой Правды). Для древнерусского обязательственного права характерно обращение взыскания не только на имущество, но и на личность должника, а порою даже на его жену и детей. Холоп не являлся субъектом правоотношений и не мог отвечать по обязательствам, всю имущественную ответственность нес за него хозяин.

       Договорные обязательства оформляются  в систему при становлении  частной собственности. Позднее  под договором стали понимать  соглашение двух или нескольких лиц. В результате которого у сторон возникают юридические права и обязанности. Стороны (субъекты) договоров должны отвечать требованиям возраста, правоспособности и свободы.

     Основными видами договоров были договоры мены, купли-продажи, займа, поклажи, личного найма. Для устранения последующих взаимных претензий, договоры заключались в устной форме, но в присутствии свидетелей - послухов, но суд принимал и любые другие доказательства, удостоверяющие договоры. Купля-продажа земли требовала письменной формы.

     В обиходе договор купли-продажи  был самым распространенным. Продавались  имущество (движимое и недвижимое) и  холопы, причем продаже последних в законодательстве того времени уделяется весьма большое внимание. В Русской Правде регламентировался не столько сам договор купли-продажи (его условия зависели от воли сторон) сколько споры, возникавшие в результате взаимных претензий. Стороны могли распоряжаться, лишь своей собственностью, имущество краденое или неизвестного происхождения оспаривалось после покупки в присутствии администрации. Если законность принадлежности проданного не доказывалась, сделка расторгалась и имущество возмещалось оспаривавшему его лицу. Сделка о продаже сколько-нибудь значимых вещей совершалась на торгу публично во избежание последующих претензий.

     Наиболее  полно в Русской Правде регламентирован  договор займа. В 1113 г. произошло  восстание киевских низов против ростовщиков, и Владимир Мономах, призванный боярами, чтобы спасти положение, принял меры к упорядочению взимания процентов по долгам. Закон в виде объекта займа называет не только деньги, но и хлеб, мед.

     Существуют  три вида займа:

     1) обычный (бытовой) заем,

     2) заем, совершаемый между купцами  (с упрощенными формальностями);

     3) заем с самозакладом - закупничество.

     Просматриваются различные виды процентов в зависимости  от срока займа. Срок взимания процентов  ограничен двумя годами. Если должник  выплачивал проценты в течение трех лет, то он имел право не возвращать кредитору одолженной суммы. Краткосрочный заем влек за собой наиболее высокую процентную ставку.11

     В Русской Правде имеется упоминание о найме рабочих “мостников”  для ремонта и строительства  мостов (ст. 97 Пространной Правды). Устанавливается размер платы за работы и питание. В ХП-ХШ вв. появляется категория “наймитов”, которых закон отграничивал от других групп зависимого населения, и их отношения с наймодателем оговаривались договором. Наймит волен был расторгнуть договор, возместив убытки. В то же время имеются упоминания о челядных-наймитах, закупах-наймитах сохранявших зависимость. Характер имущественного найма в Русской Правде не раскрывается.

     В XII-XV вв. проявились три тенденции  развития обязательственного права. Во-первых, развитие товарно-денежных отношений  привело к появлению новых видов договоров (ударение, залог, поручительство) и умилению имущественной ответственности сторон в обязательствах. Обязательства из правонарушений постепенно смещаются в область уголовно наказуемую. Во-вторых, при господстве феодальных отношений сохранялась личная ответственность должников. Должники попадали в хозяйственную зависимость от заимодавцев, обязаны были отрабатывать долг, находясь как бы под патронатом. Личная зависимость распространялась даже в среде феодалов в вассальных, отношениях с государством или сюзереном. В-третьих, в Новгороде и Пскове формировалась система обязательственного Права с развитой имущественной ответственностью, основанной на товарно-денежном обмене. 

     2.3 Брачно-семейное право.

     Развивалось в Древней Руси в соответствии с каноническими правилами. Первоначально действовали обычаи, связанные с языческим культом. Одной из форм индивидуального брака в языческую эпоху было похищение невесты (в том числе мнимое), другой - покупка. Довольно широко было распространено многоженство. (Согласно "Повести временных лет", тогдашние мужчины имели двух-трех жен, а великий князь Владимир Святославич до крещения имел пять жен и несколько сотен наложниц). С введением христианства устанавливаются новые принципы семейного права - моногамия, затрудненность развода, бесправие внебрачных детей, жестокие наказания за внебрачные связи.

     По  Церковному уставу Ярослава моногамная семья становится объектом защиты со стороны церкви. Члены такой семьи, в первую очередь жена, пользуются ее всемерным покровительством. Браку обязательно предшествовало обручение, считавшееся нерасторжимым. Брачный возраст был низким (14-15 лет для мужчины и 12-13 лет для женщины). Церковь требовала венчания как непременного условия законности брака. Законодательство Древней Руси последовательно отстаивало свободное волеизъявление брачующихся, устанавливая ответственность тех родителей, которые либо выдают замуж дочь без ее согласия, либо препятствуют вступлению в брак своей дочери. Расторжение брака было возможно только при наличии поводов, перечисленных в Церковном уставе.

Информация о работе Русская правда – важнейший памятник Древнерусского права