Смерды по Русской Правде

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2013 в 18:14, реферат

Краткое описание

Во все времена народ являлся творцом истории, своим трудом он создавал основу будущего государства, открывал новые перспективы, для того, чтобы общество и история двигались вперёд. В моменты решающих событий, внутренних или внешних, народ сам решает свою судьбу

Оглавление

Введение …………………………………………………………………....3
Глава: «Смерды по Русской Правде»
1. Кем являлся смерд в Древней Руси………………………………..…...4
Заключение…………………………………………………………….........8
Список используемых источников…………………………………..…….9

Файлы: 1 файл

referat (1).docx

— 29.90 Кб (Скачать)

Министерство  образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное  автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Уральский федеральный  университет

имени Первого  Президента России Б. Н. Ельцина»

Институт государственного управления и предпринимательства

Кафедра истории

 

 

 

Смерды по Русской  Правде

 

 

 

 

Преподаватель:                                                                           Мельчакова О. А.

Студент:                                                                                      Бобылева А. А.

Группа:                                                                                        УП-130107

 

 

Екатеринбург 2013

Содержание

Введение …………………………………………………………………....3

    Глава:  «Смерды по Русской Правде»

  1. Кем являлся смерд в Древней Руси………………………………..…...4

Заключение…………………………………………………………….........8

Список используемых источников…………………………………..…….9

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Во все времена народ  являлся творцом истории, своим трудом он создавал основу будущего государства, открывал новые перспективы, для того, чтобы общество и история двигались вперёд. В моменты решающих событий, внутренних или внешних, народ сам решает свою судьбу.

Подъем русского народа на рубеже X-XI веков связан с тем, что именно в это время народные силы в большей мере могли проявить себя в строении рождавшегося государства. К сожалению, историки часто упускают, не придают должного значения роли народа в создании истории, но их упущения компенсируют археологические раскопки,  дожившие до нашего времени и рассказывающие нам о быте людей, обряды, сказания, танцы, и, конечно же, сам народный язык. Из всего этого складывалась русская культура, русская история, изучая  которую, мы можем узнать о жизни народных массах Киевской Руси и оценить их вклад в историю.

Крестьянство эпохи Киевской Руси было очень разнообразно в области  зависимости. Одними из представителей такого зависимого населения были смерды,  закупы и рядовичи.  Чтобы изучить жизнь этих людей, нужно обратиться к документам того времени, мы воспользуемся документом, который являлся списком карательных санкций, направленных на зависимое население Древней Руси - «Русская Правда».

Из выше перечисленных  социальных слоёв зависимого населения, мы будем рассматривать смердов. Выясним кем являлся смерд в Киевской Руси, какую социальную роль он имел, узнаем степень его зависимости и для этого воспользуемся документом «Русская Правда».

 

 

 

Глава:  «Смерды  по «Русской Правде»

  1. Кем являлся смерд в Древней Руси

 

В русском языке есть много  слов, которые имеют несколько  значений,  слово смерд не является исключением.  Если заглянуть в  толковый словарь, можно найти такое  определение - Смерд - крестьянин-земледелец в древней Руси, крепостной крестьянин, простолюдин, незнатный человек, в противоположность князю, дружиннику.  Другие источники говорят нам о том, что термин "смерд" обозначает то же, что и "люди" - сельчане-общинники. Уже тут прослеживается множественность значений.  В  науке  бытуют  разные мнений   о  смердах,  в определенных кругах их  считают свободными  крестьянами,  феодально - зависимыми,  рабами,  крепостными или   категорией  близкой  с мелким  рыцарством. Но были ли они всё-таки свободными людьми, или же были зависимыми? Вероятно, существовало два вида смердов - свободный (государственный) и зависимый (господский). Государственных смердов, нельзя относить к феодально-зависимым, а господских можно рассматривать как крепостных. Можно предположить, что государственные смерды в будущем превращались в свободных крестьян, а господские, шли к феодальной неволе. Последний ход эволюции шёл быстрее и его результаты видны в Киевской Руси.  Что касается документа Русская правда, там мы узнаем в основном о зависимых смердах.  Например, в 90-ой статье говориться о том, что убийство смерда рассматривается как имущественный ущерб хозяину, возникает право мертвой руки, то есть имущество смерда не передается по наследству, а полностью переходит хозяину. Но если читать дальше, то можно заметить, что  речь  идет  только о тех смердах,  которые не  имели сыновей,  а    женщин  отстраняли от  наследства,  как и во всех странах Европы в то  время. 

Некоторые  историки  говорят о смердах,  как о простолюдинах,  обычных  гражданах,  в Русской Правде их представляют как свободных, неограниченных  в своей правоспособности  людей. Профессор, Серафим Владимирович Юшков считал, что смерды это особый  разряд  крепостного  сельского  населения, а  Борис Дмитриевич  Греков  придерживался мнения о том,  что были  смерды зависимые и свободные. Александр Александрович  Зимин,  в свою очередь,   думал, что смерды произошли от холопов.               В доказательство этих мнений обратимся к статье 26-ой Русской Правды. В статье 26 говориться об установлении штрафа за убийство  рабов,  статья  гласит: «А в смерде и в холопе  5  гривен» ( Академический  список ) В Археографическом  списке: «А в  смерди в холопе  5  гривен» В первом  списке  понимаем,  что в случае  убийства  смерда  и холопа   платиться  одинаковый  штраф.  Во втором списке видим,  что смерд имеет  холопа,  которого   убивают.

В других источниках смерд  предстаёт перед нами  как крестьянин , который владеет домом,  лошадью. Мы можем наблюдать, как закон  защищал  личность  и  имущество  смерда. Если у него украдут коня,  закон устанавливает штраф 2  гривны. Русская  Правда  конкретно  не  указывает на  ограничение правоспособности  смердов,  но есть указания на то,  что  они выплачивают штрафы, характерные для свободных граждан. Так же, смерд являлся полноправным участником судебного процесса, но за  долги  он  мог стать феодально-зависимым закупом.

Если обратиться к смыслу слова «осмердить», то можно заметить, что он тоже указывает на зависимость смердов. Термином «осмердить» называли захват населений княжества во времена усобиц. Уже в XV веке смерды превращались в крестьян. А к XVI—XVII векам термин смерд применялся для обозначения служилого населения.  Уже через несколько лет слово смерд становится презрительным названием крепостного, незнатного человека. Еще позже «смерд» заменился словом "мужик". Иначе говоря, смерды - это общинники-данники, с которых во время "полюдья", дружинники  собирают поборы. Позже, когда дружины осели на земле, бояре-дружинники превращали смердов в зависимых людей,  они стали интересоваться не в дани, а в самих смердах. Таким образом, смерд  оказался в зависимости от  князя.

 

Появляется еще один  вопрос о степени зависимости  от феодалов. Степень этой зависимости  может быть самой разнообразной. Зная о том, что рабство предшествовало крепостничеству, рабовладелец,  не проводил какую-либо разницу между  рабом и крепостным. Но наличие  крестьянской общины задерживало процесс  феодализации и смягчало формы зависимости. И всё равно, даже беря во внимание тот факт, что, изначально смерд был  свободен, то и он начал становиться  зависимым.

Смерд  был прикреплен к земле, значит и дарился он вместе с ней. Выбраться из состояния  зависимости он может, только выйдя  из общины, то есть  сбежав. Он обязан платить дань, которая превратилась в феодальную ренту. Дань - это основная форма эксплуатации смердов. Но позже  дань превращалась в отработочную и  натуральную земельную ренту  вместе с превращением смерда в полу-крепостного  или крепостного. Свободный смерд, попадавший под власть феодала, мог, привлекаться ко всевозможным работам на боярском дворе и в то же время не совсем освобождался  от даней, постепенно превращавшихся в ренту продуктами. В последствии, обе ренты, и натурой и отработочная, обычно рядом. Таким образом, появлялся следующий этап феодальных отношений.

Смерд, покинувший общину, вынужден был искать работу или закабаляться. В таком случае он перерождался в  рядовича, закупа, "наймита". Превратившись в раба, смерд становился холопом.

При этих условиях два основных типа смердов - еще не освоенные феодалами  и уже попавшие к ним в непосредственную зависимость -есть факт неизбежный.

Говоря о термине смерд,  возникает вопрос: был ли его смысл  одинаков во всех поселениях  Руси, например,  в Новгороде или  Киеве.

 

Иначе говоря, в поселениях  Руси жили смерды зависимые, независимые, монастырские и княжеские. Под словом смерд никогда не понималось  всё сельское население Руси. И всегда были смерды и зависимые и свободные. Смерды были сначала однородной, потом сложной,  сочетающей рабские и феодальные элементы, группой.

 

Новгородские  смерды

 Смерды являются основным населением новгородских погостов, если судить по известным текстам договорных новгородских грамот со своими князьями. Грамоты говорят о том, что так «пошло», т. е. это старина. Когда те же в грамотах хотят назвать все новгородское население, сельское и городское, то используются два термина «смерд» и «купчина», под смердами, несомненно, разумея всю массу сельского населения. Греков Б. Д. Киевская Русь. Гос. издательство политической литературы, 1953. С. 88.

Но зная, что погостом в XI веке называлось крупное укрепленное  поселение, можно предположить, что смердом был ремесленник, и что именно смерды составляли основную часть населения городов. Ремесленники селились группами по сходству профессий и занимали целые районы города, к примеру, Гончарский конец или Шитная улица в Новгороде, квартал Кожемяки в Киеве.

 

 

 

 

 

 

 

Заключение 

Русская Правда является уникальнейшим  документом. Она всесторонне защищала интересы господствующего класса и  провозглашает бесправие несвободных  тружеников - холопов, челяди.

Но что касается смердов, то их права одновременно не учитывались  и защищались.  Всё из-за того, что под словом смерд могли  подразумеваться разные социальные слои.

Иначе говоря, в поселениях  Руси жили смерды государственные, частные, монастырские и княжеские. Под словом смерд никогда не понималось  всё сельское население Руси.  И смерды разделялись на два вида: зависимые и независимые, смерды могли являться свободными  крестьянами,  феодально - зависимыми,  рабами,  крепостными или   категорией  близкой с мелким  рыцарством, соответственно права и свободы у них были разные.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список используемых источников

 

1. Греков Б. Д. Киевская Русь. Гос. издательство политической литературы, 1953. С. 108.

2. Пространная Русская Правда. (по Троицкому списку второй половины XIV в.)   http://www.hist.msu.ru/ER/Etext/RP/prp.htm

3. http://protown.ru/information/hide/3656.html

4. Мавродин В. В. Народные восстания в Древней Руси XI-XIII вв.. http://lib.rus.ec/b/154628/read

5. http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%BC%D0%B5%D1%80%D0%B4

6. ТИХОМИРОВ М.Н. Пособие для изучения Русской Правды. Издательство Московского Университета. 1953

7. http://oval.ru/enc/66863.html

8. http://rusinst.ru/articletext.asp?rzd=1&id=3258

 

 

 


Информация о работе Смерды по Русской Правде