Русская правда – важнейший памятник Древнерусского права

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2011 в 15:44, курсовая работа

Краткое описание

Русская Правда – правовой кодекс Руси, принадлежащий к числу классических памятников отечественной истории. Все авторы общих трудов по древнерусской истории так или иначе высказывали мнения об этом уникальном кодексе права Киевской Руси.

Оглавление

Введение__________________________________________________________________ 3

Глава 1. Происхождение и состав Русской Правды __________________ 5
Редакции Русской правды__________________________________ 5
Место возникновения и источники кодификации ______________ 6


Глава 2. Правовое положение населения____________________________ 8

2.1. Право собственности (вещное право) _______________________ 10

2.2. Обязательственное право _________________________________ 12

2.3. Брачно-семейное право___________________________________ 14

2.4. Наследственное право____________________________________ 15

Глава 3. Уголовное право по Русской Правде ______________________ 18

3.1 Преступление ___________________________________________ 18

3.2 Наказание ______________________________________________ 20

3.3 Судебный процесс по Русской Правде ______________________ 23

Заключение ____________________________________________________ 26

Список литературы _____________________________________________ 27

Файлы: 1 файл

курсовая ЮФ.doc

— 162.50 Кб (Скачать)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО  ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОУ ВПО «СТАВРОПОЛЬСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Юридический факультет

Кафедра государства и права России 
 
 
 
 

КУРСОВАЯ  РАБОТА

«Русская правда – важнейший памятник Древнерусского права» 
 
 
 
 

                Выполнила: студентка 1 курса 
                ЮФ  заочн. отделения, 2 группы

                Шульга  Алёна Александровна

                Научный руководитель:

                Ковалёв В.В. 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 

Ставрополь 2011г.

СОДЕРЖАНИЕ 

Введение__________________________________________________________________ 3 

Глава 1. Происхождение  и состав Русской  Правды __________________ 5

    1. Редакции Русской правды__________________________________ 5
    2. Место возникновения и источники кодификации ______________ 6
 

Глава 2. Правовое положение населения____________________________ 8

     2.1. Право собственности (вещное право) _______________________ 10

     2.2. Обязательственное право _________________________________ 12

     2.3. Брачно-семейное право___________________________________ 14

     2.4. Наследственное право____________________________________ 15 

Глава 3. Уголовное право по Русской Правде ______________________ 18

     3.1 Преступление ___________________________________________ 18

     3.2 Наказание ______________________________________________ 20

     3.3 Судебный процесс по Русской Правде ______________________ 23 

Заключение ____________________________________________________ 26

Список  литературы _____________________________________________ 27 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Введение

     Русская Правда – правовой кодекс Руси, принадлежащий  к числу классических памятников отечественной истории. Все авторы общих трудов по древнерусской истории так или иначе высказывали мнения об этом уникальном кодексе права Киевской Руси. Многие ученые посвящали годы, а то и десятки лет систематизации знаний о Русской Правде, накопленных за более чем 250 лет ее изучения. Для того чтобы представить наиболее полно и достоверно структуру Древнерусского государства и общества, формы эксплуатации населения в X—XII вв., необходимо анализировать Русскую Правду. Также на её основе можно проследить развитие государственного аппарата, гражданского и уголовного права и судопроизводства.

     Становление светского феодального права  в Древней Руси было длительным процессом. Его истоки восходят к племенным Правдам восточных славян. Первым источником были обычаи, перешедшие в классовое общество из первобытнообщинного строя и ставшие теперь обычным правом.

     Ко  второй половине IX в. в Среднем Поднепровье  – Русской земле произошла  унификация близких по составу и  социальной природе Правд этих племен в Закон Русский, юрисдикция которого распространилась на территорию государственного образования славян с центром в Киеве. Данной системой права руководствовались в судебной практике великие киевские князья и контролируемые ими княжеские и местные общинные суды.

     Закон Русский представлял собой качественно  новый этап развития русского устного права в условиях существования государства. 1

     Русская Правда была первым дошедшим до нас  русским писанным памятником обычного права. 2 До наших дней дошло более ста списков Русской Правды, которые можно представить в трех основных редакциях: Краткая, Пространная и Сокращенная. Древнейшей редакцией (подготовлена не позднее 1054 г.) является Краткая Правда, состоящая из Правды Ярослава (ст.1—18), Правды Ярославичей (ст. 19— 41), Покона вирного (ст.42).

     Пространная редакция, возникшая не ранее 1113 г. и связанная с именем Владимира Мономаха, разделяется на Суд Ярослава (ст. 1—52) и Устав Владимира Мономаха (ст. 53—121). Сокращенная редакция появилась в середине XV в. из переработанной Пространной редакции.3

     Русская Правда как свод древнерусского феодального права представляла собой пример типичного кодекса раннего феодализма: нормы права изложены в ней без четкой системы, казуально, открыто определены привилегии господствующего класса и неравное положение зависимых сословий.

     Списки  Русской Правды отличались один от другого, что свидетельствовало о партикуляризме права, об отсутствии единой правовой системы. Источниками Русской Правды являлись нормы обычного права, законодательство князей и судебная практика.

     Русская Правда применялась не только в XI-XII вв., но и позже, в период феодальной раздробленности и в начальный период создания единого Русского централизованного государства.4 В том или ином виде Русская Правда вошла в состав или послужила одним из источников позднейших судных грамот: Псковской Судной грамоты, Двинской уставной грамоты, Судебника Казимира 1468г., Судебников 1497 и 1550 гг., даже некоторых статей Соборного Уложения 1649г. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Глава 1. Происхождение и состав Русской Правды.

         Наиболее крупным памятником  древнерусского права является Русская Правда, сохранившая свое значение и в следующие периоды истории, и не только для русского права. История Русской Правды достаточно сложна. Вопрос о времени происхождения ее древнейшей части в науке спорен. Некоторые авторы относят его даже к VII в. Однако большинство современных исследователей связывает древнейшую Правду с именем Ярослава Мудрого. 

     1.1 Редакции Русской  правды.

     Принято делить сборник на три редакции (большие  группы статей, объединённые хронологическим  и смысловым содержанием): Краткую, Пространную и Сокращенную.

       В Краткую редакцию входят  две составные части: Правда  Ярослава 

( или  Древнейшая) и Правда Ярославичей  - сыновей Ярослава Мудрого. Правда  Ярослава включает - первые 18 статей  Краткой Правды и целиком посвящена уголовному праву. Скорее всего, она возникла во время борьбы за престол между Ярославом и его братом Святополком (1015-1019 гг.). Наемная варяжская дружина Ярослава вступила в конфликт с новгородцами, сопровождавшийся убийствами и побоями. Стремясь урегулировать ситуацию. Ярослав задобрил новгородцев “дав им Правду, и устав списав, тако рекши им: по ее грамоте ходите”. За этими словами в Новгородской летописи помещен текст Древнейшей Правды.

     Правда  Ярославичей включает ст. ст. 19-43 Краткой  Правды (Академический список). В ее заголовке указано, что сборник разрабатывался тремя сыновьями Ярослава Мудрого при участии крупнейших лиц из феодального окружения. В текстах есть уточнения. из которых можно заключить, что сборник утвержден не ранее года смерти Ярослава (1054 г.) и не позднее 1072 г. (год смерти одного из его сыновей).

     Со  второй половины ХI в. стала формироваться  Пространная Правда (121 статья по Троицкому  списку), сложившаяся в окончательном  варианте в ХП в. По уровню развития правовых институтов социально-хозяйствейному содержанию это уже весьма развитой памятник права. Наряду с новыми постановлениями он включал и видоизмененные нормы Краткой Правды. Пространная Правда состоит как бы из объединенных единым смыслом групп статей. В ней представлено уголовное и наследственное право, основательно разработан юридический статус категорий населения и холопов, содержится банкротский устав и т.д. К началу XII в. Пространная Правда сформировалась.

     В ХIII-XIV вв. возникла Сокращенная редакция, дошедшая до нас всего в нескольких списках (50 статей по IV Троицкому списку). Она представляет собой выборку из Пространной Правды, приспособленную для более развитых общественных отношений периодам раздробленности.

     Все эти памятники в рукописной традиции встречаются не самостоятельно, а в составе сборников чаще всего летописного или юридического характера. Поэтому Русскую Правду следует рассматривать не изолированно, а в тесной связи с теми источниками, которые ее сопровождают в рукописных сборниках. Это позволяет лучше понять не только время возникновения Русской Правды, но и причины ее создания, а также взаимоотношение с другими памятниками права, распространенными на Руси.  

     1.2 Место возникновения  и источники кодификации.

     Местом  возникновения Краткой Правды некоторые исследователи (Б. Д. Греков, С. В. Юшков и др.) считают Киев, другие (М. Н. Тихомиров) - Великий Новгород. Доказательства М. Н. Тихомирова в пользу новгородского происхождения Русской Правды подверглись серьезной критике. К сожалению, доказательств в пользу киевского происхождения Краткой Правды, кроме общих соображений о значении Киева, как центра древней Руси в XI - XII вв., не было приведено вовсе.

     На  вопрос об источниках кодификации Русской  Правды в ученой среде нет однозначного ответа. Так, Тихомиров М. Н. утверждает, что она есть древнейший памятник славянского права, основанный только на судебной практике восточных славян 5. Автор учебника Исаев И. А. выделяет три основных источника кодификации: нормы обычного права (положения о кровной мести и круговой поруке), княжескую судебную практику и византийское каноническое право. Ключевский В. О. находит в памятнике черты церковно-византийского права, кроме того указывает на солидарность между Русской Правдой и юридическими понятиями древнерусского духовенства, но замечает лишь «следы» княжеской практики.

     В современной истории уже известно  более 110 разных списков Правды, различающихся количеством, порядком и даже текстом статей. Поэтому среди ученых не существует единства мнений по вопросу происхождения этого документа. Одни полагают, что это был кодекс, составленный Ярославом, дополненный его сыновьями, затем Мономахом I, и служивший руководством для княжеских судей, то есть подлинный памятник законодателя. К такому заключению их приводит заглавие над первой статьей памятника в древнейших списках, сообщающее о том, что это "суд" или "устав" Ярослава, а также не раз встречающееся замечание, что так "судил" или "уставил" Ярослав. На это указывает и память о Ярославе как установителе правды, закона: ему давалось иногда прозвание Правосуда. Так преподносят нам Русскую Правду авторы учебников Исаев И. А., Титов Ю. П..

     Другие  приходят к выводу, что это лишь приватный юридический сборник, составленный каким-то древнерусским  законоведом или несколькими законоведами для своих частных надобностей. Так, Ключевский В. О. полагает, что Русская Правда «это - церковный судебник по недуховным делам лиц духовного ведомства. Русская Правда - свод постановлений об уголовных преступлениях и гражданских правонарушениях в том объеме, в каком нужен был такой свод церковному судье для суда по недуховным делам церковных людей» 6.

     Совокупность всех наблюдений Ключевского приводит к тому, что текст Русской Правды сложился в сфере не княжеского, а церковного суда, в среде церковной юрисдикции, нуждами и целями которой и руководился составитель Правды в своей работе. Церковный суд по духовным делам над всеми христианами производился на основании Номоканона, принесённого из Византии, и церковных уставов, изданных первыми христианскими князьями Руси. Церковный суд по нецерковным уголовным и гражданским делам, простиравшийся только на церковных людей, должен был производиться по местному праву и вызывал потребность в письменном своде местных законов, каким и явилась, по Ключевскому, Русская Правда. 
 

     Глава 2. Правовое положение населения.

     В Русской Правде правовое положение  отдельных групп населения определяет целый ряд норм. Однако грань между правящим слоем и остальной массой размыта.

     Эти группы можно разделить, опираясь на два юридических критерия. О первом говорится в ст. 1 Пространной Правды. О втором критерии мы узнаем из ст. 91 Пространной Правды. Существовал особый порядок наследования земли для этого слоя.

Информация о работе Русская правда – важнейший памятник Древнерусского права