Российская Федерация – демократическое государство

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2014 в 13:13, курсовая работа

Краткое описание

Демократическое государство не отрицает принуждения, а предполагает его организацию в определенных формах. К этому побуждает сущностная обязанность государства защищать права и свободы граждан, устраняя преступность и другие правонарушения. Демократия – это не вседозволенность. Однако принуждение должно иметь четкие пределы и осуществляться только в соответствии с законом. Правозащитные органы не только вправе, но и обязаны применять силу в определенных случаях, однако при этом всегда действуя только законными средствами и на основании закона. Демократическое государство не может допустить «разрыхления» государственности, т.е. невыполнения законов и других правовых актов, игнорирования действий органов государственной власти. Это государство подчинено закону и требует законопослушания от всех своих граждан.
Статья 1 Конституции РФ устанавливает, что Российская Федерация является демократическим государством.

Оглавление

Введение.. 3
Основная часть
1. Демократическое государство.. 4
1.1. Понятие демократического государства, признаки.. 4
1.2. Отличие демократического государства от тоталитарного и авторитарного.. 5
1.3. Непосредственная демократия.. 8
2. РФ – демократическое государство.. 11
2.1. РФ как федеративное государство с республиканской формой правления.. 11
2.2. Идеологическое и политическое многообразие.. 15
2.3. Разграничение государственной власти и местного самоуправления.. 17
Заключение.. 19
Глоссарий.. 21
Список использованных источников.. 25

Файлы: 1 файл

шмидт а.в Курсовая демократичное государство.doc

— 275.50 Кб (Скачать)

2. РФ – демократическое государство

2.1. РФ как федеративное  государство с республиканской формой правления

 

Федерация представляет собой одну из форм государственного устройства. Форма государственного устройства - это территориальная организация государственной власти, соотношение государства как целого с его частями. Различаются две основные формы государственного устройства: унитарное государство и федеративное государство . Федерация может быть образована на основе договора между несколькими государствами (договорно-правовая федерация) либо путем провозглашения государства федеративным (конституционно-правовая федерация).

Конституция  РФ в ст. 5 закрепляет в числе основ конституционного строя основные принципы федеративного устройства Российской Федерации:

1) Российская Федерация - конституционно-правовая, то есть провозглашенная федерация, ее субъектами являются республики, края, области, города федерального значения, автономная область и автономные округа;

2) субъекты Российской Федерации  равноправны. Конституция РФ в  ч. 1 ст. 5 провозглашает равноправие  субъектов Федерации, однако оно является лишь формальным. Уже в ч. 2 ст. 5 республики называются государствами , и им предоставляется привилегия иметь конституции в отличие от других субъектов, которые могут принимать уставы. В дополнение к объявленному равенству ч. 4 ст. 5 Конституции РФ устанавливает, что во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти все субъекты Российской Федерации между собой равноправны. Равноправие в отношениях с федеральными органами означает равенство возможностей получения полномочий в сфере разграничения предметов ведения и полномочий между Федерацией и ее субъектами. Формальность равноправия субъектов Федерации  заключается в том , что реально разделение полномочий происходит на основе не только Конституции РФ (ст. 71-73) , не только многостороннего Федеративного договора, участниками которого являются почти все субъекты Российской Федерации, но и двусторонних договоров между субъектом и Федерацией, которые могут предусматривать различный объем полномочий для различных субъектов Федерации;

3) государственная целостность - принцип  федеративного устройства, при котором  субъекты Федерации не обладают правом выхода из состава Федерации. Вопросы своей территории Российская Федерация может решать только сама. Выражением государственной целостности являются единое правовое  и экономическое пространство, единое гражданство;

4) единство системы государственной власти. Этот принцип означает, что система государственной власти в Российской Федерации строится в соответствии с общими принципами ее организации на всех территориальных уровнях: федеральном и региональном. Из данного принципа также вытекает необходимость проведения общей государственной политики всеми субъектами государственной власти;

5) разграничение предметов  ведения  и полномочий  между органами  государственной власти Российской  Федерации к органами  государственной  власти субъектов Федерации. Данное положение является механизмом реализаций федеративного устройства государства, в нем заключается сущность этой формы государственного устройства. Конституция выделяет и перечисляет предметы исключительного ведения Российской Федерации  , а также предметы совместного ведения Российской Федерации  и ее субъектов  . В рамках не указанных в Конституции РФ предметов ведения субъекты Федерации обладают всей полнотой государственной власти;

6) равноправие и самоопределение  народов как принцип также положен в основание федеративного устройства. Принцип равноправия и самоопределения народов как принцип федерализма относится к народам (населению) субъектов Российской Федерации, их праву осуществлять государственную власть на соответствующей территории. Данный принцип не означает права выхода субъектов из Российской Федерации .

Форма правления  -   категория, выражающая способ организации верховной государственной власти, порядок образования и срок полномочий ее органов, их взаимодействия между собой и населением, степень участия населения в их формировании.

Различают две основные формы правления - монархию и республику. Монархия - такая форма правления, при которой высшая государственная власть принадлежит единоличному главе государства (монарху) и передается по наследству, при этом монарх не несет ответственности перед населением. В республике верховную государственную власть осуществляют выборные органы, избираемые на определенный (ограниченный) срок и несущие ответственность перед народом (избирателями).

Существуют две основные формы республики: президентская и парламентарная, а также их смешанные формы. Президентская республика характеризуется следующими основными чертами:

1) президент избирается всем  народом на прямых выборах, независимо  от парламента;

2) президент по своему усмотрению  назначает и отправляет в отставку  министров, для этого не требуется  согласия парламента;

3) президент юридически и фактически  руководит правительством (даже  при наличии номинальной должности  премьер-министра);

4) правительство не несет ответственности  перед парламентом, парламент не  может выразить правительству  вотум недоверия.

Основные характеристики парламентарной республики:

1) Президент, как правило, избирается  не народом, а парламентом (непрямые  выборы);

2) Правительство формально формируется  президентом, но из представителей  победившей на парламентских  выборах партии (блока партий) либо  из лиц, пользующихся доверием  парламентского большинства;

3) для начала своей работы  правительство получает от парламента вотум доверия;

4) Правительство несет ответственность  только перед парламентом, парламент  может выразить правительству  вотум недоверия, после чего правительство  обязано уйти в отставку.

Полу президентская республика:

1) Президент назначает и увольняет министров, часть из которых подчиняются непосредственно президенту;

2) Президент издает указы по  широкому кругу вопросов, а также  обладает правом вето в отношении  принятых парламентом законов;

3) главой правительства является  премьер-министр;

4) ответственность правительства перед парламентом, парламент может вынести правительству вотум недоверия, но процедура его принятия усложнена по сравнению с парламентарной республикой;

5) при выражении вотума недоверия  правительству президент может  отправить его в отставку или распустить парламент.

Российская Федерация существует в форме полу президентской республики, что выражается в нескольких признаках:

1) верховную государственную власть  в России осуществляют Президент  РФ  , Федеральное Собрание, Правительство Российской Федерации и суды Российской Федерации;

2) выборность высших органов  государственной власти. Президент  РФ и государственная дума  избираются населением Российской  Федерации. Невозможность какого-либо  наследственного или иного недемократического порядка получения полномочий высших государственных органов. Кроме того, Конституция РФ устанавливает, что одно и то же лицо не может занимать должность Президента РФ более двух сроков подряд ;

3) Правительство РФ возглавляет  Премьер-министр, который назначается Президентом РФ с согласия Государственной Думы;

4) Правительство РФ ответственно  перед Президентом РФ, а также  перед государственной Думой, которая  может выразить ему вотум недоверия, который может не повлечь  никаких  юридических последствий при несогласии с ним Президента РФ. Для того, чтобы отправить Правительство РФ в отставку, вотум недоверия должен быть «двойным»: Государственная Дума должна в течение трех месяцев повторно выразить недоверие Правительству РФ. В этом случае перед Президентом РФ встает альтернатива: он может либо отправить в отставку Правительство РФ, либо распустить Государственную Думу .

 

2.2. Идеологическое и  политическое многообразие

 

Принцип идеологического и политического многообразия (ст. 13 Конституции РФ) - одна из важнейших сторон закрепленного в Конституции РФ демократического характера Российского государства.

Основные характеристики данного принципа:

1) идеологическое многообразие  означает возможность нормального  сосуществования в обществе различных (в том числе прямо противоположных) философских, политических, правовых, экономических, религиозных взглядов, идей, теорий.

Каждый вправе (самостоятельно или совместно с другими лицами) свободно создавать, распространять, защищать свои взгляды и идеи.

Принцип идеологического многообразия является развитием неотъемлемых прав человека на свободу мысли, слова, информации, совести, вероисповедания;

2) невозможность установления никакой  идеологии в качестве государственной  или обязательной - необходимая гарантия  принципа идеологического многообразия.

Эта гарантия означает, во-первых, что государство не должно вмешиваться в сферу идеологии путем подчинения какому-либо идеологическому направлению, в том числе политическому, и, во-вторых, государство не вправе устанавливать какую-либо идеологию в качестве общеобязательной, то есть ограничивать права человека на свободу совести, мысли и слова;

3) принцип политического многообразия, или многопартийность, - свобода  образования и деятельности политических  партий.

Политические партии являются важнейшими субъектами политических отношений, а также правовых отношений по формированию органов государственной власти.

Основное назначение партий - выражение воли населения или отдельных  его  групп (слоев). В политически развитом обществе партии занимают промежуточное положение между индивидом и государством, выступая в качестве соединительного звена между ними.

Принцип многопартийности означает, что не допускаются ограничения на создание партий по признаку выражаемых ими идей, не допускается существование одной (или ограниченного числа) партий и запрещение (ущемление) других.

Невозможно также объявление одной из партий «руководящей», занимающей преимущественное положение по сравнению с другими;

4) свобода общественных объединений. Общественные объединения - это добровольные формирования граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей.

К общественным объединениям относятся и политические партии. Статья 13 закрепляет равенство общественных объединений перед законом;

5) пределы принципа идеологического  и политического плюрализма.

Свобода идеологической и политической, а также иной общественной деятельности не может быть безграничной.

Пределы такой свободы Конституция РФ устанавливает через запрет создания и деятельности общественных объединений, цели или действия которых направлены на:

- насильственное изменение основ  конституционного строя и нарушение  целостности Российской Федерации;

- подрыв безопасности государства;

- создание вооруженных формирований;

- разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни.

 

 

 

2.3. Разграничение государственной  власти и местного самоуправления

 

Статья 12 Конституции РФ закрепляет, что в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление. «В соответствии с Федеральным законом от 28 августа 1995 г . «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации»  местное самоуправление - это признаваемая и гарантируемая Конституцией РФ, самостоятельная и под свою ответственность деятельность населения по решению непосредственно или через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения, его исторических и иных местных традиций. Принцип разграничения государственной власти и местного самоуправления имеет следующие основные характеристики:

1) правовая природа местного  самоуправления. Конституция РФ  говорит о признании местного  самоуправления, а не о его  установлении. Следовательно, Конституция  РФ предполагает, что местное  самоуправление относится к сфере естественного права, хотя перечень конституционных прав и свобод, данный в гл. 2 Конституции РФ, не содержит права на местное самоуправление. Однако этот перечень не является закрытым, поэтому право на местное самоуправление должно быть признано за населением муниципальных образований (поселений, в пределах территорий которых осуществляется местное самоуправление). Правом на местное самоуправление, точнее на его существование, обладает не только население, но и каждый человек, проживающий на территории муниципального образования;

2) местное самоуправление - форма  осуществления власти народа. В  отличие от государственной власти, субъектом которой выступает  весь народ,   субъектом власти  в местном самоуправлении является  население муниципального образования;

3) местное самоуправление обеспечивает  самостоятельное решение населением  вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной  собственностью (ст. 130 Конституции  РФ). Таким образом, в рамках местного  самоуправления население решает только вопросы  местного значения,

4) отграничение системы органов  государственной власти и органов  местного самоуправления. Конституция  РФ закрепляет, что местное самоуправление  не входит в систему государственной  власти. Полномочия местного самоуправления ограничены сферой местных бюджетов , управления муниципальной собственностью, строительства, жилищного хозяйства , коммунального , бытового и торгового обслуживания населения, транспорта и связи, социальной защиты населения, охраны общественного порядка;

Информация о работе Российская Федерация – демократическое государство