Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2014 в 13:13, курсовая работа
Демократическое государство не отрицает принуждения, а предполагает его организацию в определенных формах. К этому побуждает сущностная обязанность государства защищать права и свободы граждан, устраняя преступность и другие правонарушения. Демократия – это не вседозволенность. Однако принуждение должно иметь четкие пределы и осуществляться только в соответствии с законом. Правозащитные органы не только вправе, но и обязаны применять силу в определенных случаях, однако при этом всегда действуя только законными средствами и на основании закона. Демократическое государство не может допустить «разрыхления» государственности, т.е. невыполнения законов и других правовых актов, игнорирования действий органов государственной власти. Это государство подчинено закону и требует законопослушания от всех своих граждан.
Статья 1 Конституции РФ устанавливает, что Российская Федерация является демократическим государством.
Введение.. 3
Основная часть
1. Демократическое государство.. 4
1.1. Понятие демократического государства, признаки.. 4
1.2. Отличие демократического государства от тоталитарного и авторитарного.. 5
1.3. Непосредственная демократия.. 8
2. РФ – демократическое государство.. 11
2.1. РФ как федеративное государство с республиканской формой правления.. 11
2.2. Идеологическое и политическое многообразие.. 15
2.3. Разграничение государственной власти и местного самоуправления.. 17
Заключение.. 19
Глоссарий.. 21
Список использованных источников.. 25
Версия шаблона |
2.1 |
Филиал |
Новокузнецкий |
Вид работы |
Курсовая работа |
Название дисциплины |
Теория государства и права |
Тема |
Российская Федерация – демократическое государство |
Фамилия студента |
Шмидт |
Имя студента |
Александр |
Отчество студента |
Валерьевич |
№ контракта |
15700013403748064 |
Введение.. 3
Основная часть
1. Демократическое государство.. 4
1.1. Понятие демократического
1.2. Отличие демократического
1.3. Непосредственная демократия.. 8
2. РФ – демократическое государство.. 11
2.1. РФ как федеративное
2.2. Идеологическое и политическое многообразие.. 15
2.3. Разграничение государственной власти и местного самоуправления.. 17
Заключение.. 19
Глоссарий.. 21
Список использованных источников.. 25
Приложения.. 27
Демократическое государство не отрицает принуждения, а предполагает его организацию в определенных формах. К этому побуждает сущностная обязанность государства защищать права и свободы граждан, устраняя преступность и другие правонарушения. Демократия – это не вседозволенность. Однако принуждение должно иметь четкие пределы и осуществляться только в соответствии с законом. Правозащитные органы не только вправе, но и обязаны применять силу в определенных случаях, однако при этом всегда действуя только законными средствами и на основании закона. Демократическое государство не может допустить «разрыхления» государственности, т.е. невыполнения законов и других правовых актов, игнорирования действий органов государственной власти. Это государство подчинено закону и требует законопослушания от всех своих граждан.
Статья 1 Конституции РФ устанавливает, что Российская Федерация является демократическим государством.
Демократическое государство – важнейший элемент демократии гражданского общества, основанного на свободе людей. Источником власти и легитимации всех органов этого государства является суверенитет народа.
Все вышеназванные вопросы требуют дальнейшего рассмотрения и изучения, что является целью данной курсовой работы.
1.1. Понятие демократического государства, признаки
Статья 1 Конституции РФ устанавливает , что Российская Федерация является демократическим государством . Демократия - такая форма организации государства , которая соответствует воле народа этого государства.
Основные характеристики
1) единственным источником власти и носителем
суверенитета является многонациональный
2) высшим непосредственным выражением
власти народа являются референдум и свободные выборы.
Две эти формы волеизъявления считаются
высшим выражением власти народа, так
как волеизъявление ничем не опосредуется,
народ имеет возможность сам выразить
свое решение по наиболее важным вопросам
государственной жизни (референдум), вопросам
функционирования государственной власти
(выборы);
3) Легитимность государственной власти. Легитимность
власти означает ее формирование и осуществление
в соответствии с волей народа. Легитимность
как свойство власти может иметь разные
основания ( харизма лидера, традиционное
подчинение власти, страх, рациональное
подчинение законно сформированной власти).
В современных демократических государствах
легитимность власти устанавливается
прежде всего в процессе выборов, когда
население выражает свои политические
предпочтения, вручая государственно-властные
полномочия определенным лицам;
4) демократические процедуры формирования
и осуществления государственной власти. Данная
характеристика означает, во-первых, наличие
в государстве демократического избирательного
законодательства, гарантирующего осуществление
всеобщего и равного избирательного права,
периодическое проведение свободных,
подлинных, нефальсифицированных выборов.
Во-вторых , в законодательстве и прежде
всего в Конституции должны быть закреплены
демократические процедуры осуществления
государственной власти, такие как порядок
принятия законов, компетенция и полномочия
государственных органов, порядок издания
ими актов, иерархия различных актов в
правовой системе государства и т. д.;
5) запрет присвоения власти и преследование
такого присвоения (захвата) по закону. Конституция
РФ устанавливает данный принцип в ч. 4
ст. 3. Обладание властными полномочиями
может быть правомерно только в случае
приобретения их в установленном законом
порядке. Выборные органы государственной
власти формируются посредством демократических
выборов, иные органы — в результате определенной
законом процедуры назначения, конкурса,
другими способами. Получение властных
полномочий незаконным способом влечет
установленную ответственность.
С принципом демократического государства
тесно связаны и являются его проявлениями
другие принципы, возведенные Конституцией
Российской Федерации в основы конституционного
строя: разделение властей, идеологическое
и политическое многообразие, наличие
наряду с системой государственной власти
системы местного самоуправления.
1.2. Отличие демократического государства от тоталитарного и авторитарного
Таким называется государство, устройство и деятельность которого
соответствует воле народа, общепризнанным
правам и свободам человека и гражданина.
Демократическое государство – важнейший
элемент демократии гражданского общества,
основанного на свободе людей. Источником
власти и легитимации всех органов этого
государства является суверенитет народа.
Недостаточно только провозгласить государство
демократическим (это делают и тоталитарные
государства), главное – обеспечить его
устройство и деятельность соответствующими
правовыми институтами, реальными гарантиями
демократизма. Понятие демократического
государства неразрывно связано с понятиями
конституционного и правового государства,
в известном смысле можно говорить о синонимичности
всех трех терминов, демократическое государство
не может не быть одновременно конституционным
и правовым.
Государство может соответствовать характеристике
демократического только в условиях сформировавшегося
гражданского общества Это государство
не должно стремиться к этатизму, оно должно
строго придерживаться установленных
пределов вмешательства в экономическую
и духовную жизнь, которые обеспечивают
свободу предпринимательства и культуры.
В функции демократического государства
входит обеспечение общих интересов народа,
но при безусловном соблюдении и защите
прав и свобод человека и гражданина. Такое
государство является антиподом тоталитарного
государства, эти два понятия взаимно
исключают друг друга.
Важнейшие признаки демократического
государства:
а) реальная представительная демократия;
б) обеспечение прав и свобод человека
и гражданина.
а) Представительная демократия – осуществление
народом власти через выборные учреждения,
которые представляют граждан и наделены
исключительным правом принимать законы
. Представительные органы (парламенты,
выборные органы местного самоуправления)
наделяются правом решения наиболее важных
вопросов жизни народа (объявление войны,
принятие бюджета, введение чрезвычайного
и военного положения, разрешение территориальных
споров и др.) . Конституции в различных
странах наделяют представительные органы
различными полномочиями, но обязательными
и важнейшими среди них являются функции
законодательной власти и принятия бюджета.
Представительные органы не обязательно
призваны напрямую контролировать исполнительную
власть – это признается только в государствах
с парламентской формой правления, но
при любой системе данные органы все же
наделяются отдельными конституционными
полномочиями в этой области . Эффективность
деятельности представительных органов
в огромной, если не в решающей, степени
зависит от сотрудничества с исполнительной
властью. Другое не менее важное условие
– независимость представительного учреждения
в пределах своих полномочий, отсутствие
конкурирующей законодательной власти,
невмешательство исполнительной власти
в прерогативы представительных учреждений.
В Российской Федерации представительная
демократия обеспечивается выборностью
Государственной Думы и конституционно
обусловленным формированием Совета Федерации,
а также законодательных учреждений субъектов
Федерации и органов местного самоуправления.
На каждом уровне представительные учреждения
обладают определенными полномочиями,
которые исключают возможность вмешательства
со стороны кого бы то ни было. И в то же
время эта система носит целостный характер,
характеризует одно суверенное государство
– Российскую Федерацию. Единство системы
государственной власти закреплено в
ч. 3 ст. 5 Конституции РФ.
б) Обеспечение прав и свобод человека
и гражданина – другой важнейший признак
демократического государства. Именно
здесь проявляется тесная связь формально
демократических институтов с политическим
режимом. Только в условиях демократического
режима права и свободы становятся реальными,
устанавливается законность и исключается
произвол силовых структур государства.
Никакие возвышенные цели и демократические
декларации не способны придать государству
подлинно демократический характер , если
не обеспечиваются общепризнанные права
и свободы человека и гражданина. Конституция
Российской Федерации закрепила все известные
мировой практике права и свободы, однако
для реализации многих из них еще необходимо
создать условия.
1.3 Непосредственная демократия.
В отечественной правовой литературе нет единства в толковании понятия непосредственной демократии. Ученые определяют ее по-разному. Наибольшее распространение, пожалуй, получило определение, данное В.Ф. Котоком , который под непосредственной демократией в социалистическом обществе понимал инициативу и самодеятельность народных масс в управлении государством, их прямое волеизъявление при выработке и принятии государственных решений, а также прямое участие в проведении этих решений, в осуществлении народного контроля. По мнению Н.П. Фарберова, «прямое народовластие означает прямое волеизъявление народных масс при выработке и принятии государственных решений, а также их прямое участие в проведении этих решений в жизнь, в осуществлении народного контроля». Главный признак непосредственной демократии, чрезвычайно актуальный ныне, сопоставление воли народа и формируемого им органа власти, а также регулятивная функция в системе социального управления, сконструированная на принципах представительного правления и народного суверенитета. Народ , обладая государственной властью во всей ее полноте, не отчуждает ее от себя, наоборот, он создает надежные механизмы, при помощи которых может высказать, исходя из собственного понимания своих интересов, мнение относительно целесообразности и результативности осуществления государственной власти ее институтами: народ всегда волен внести коррективы в систему власти, в ее функционирование и направленность. Народовластие означает принадлежность всей государственной власти народу, свободное осуществление народом этой власти в полном соответствии с его суверенной волей и коренными интересами. В юридической литературе недостаточно изучен вопрос о субъектах непосредственной демократии. Нельзя даже сказать, что само понятие субъекта непосредственной демократии прочно вошло в научный оборот. Чаще всего под ее субъектами понимаются народ, народные массы либо граждане, что, на наш взгляд, не исчерпывает содержания данного понятия. Понятие субъекта непосредственной демократии имеет свою специфику. Субъекты непосредственной демократии - это не просто граждане и организации, которые являются носителями субъективных прав и обязанностей. В данном случае акцент делается на права, а не на обязанности, а права этих субъектов реализуются только в политической сфере. В отличие от классического понятия субъекта права здесь невозможно говорить о физических и юридических лицах, так как многие коллективные субъекты непосредственной демократии не обладают и не могут обладать признаками юридического лица. Под субъектом непосредственной демократии понимается тот активный элемент (индивид или коллектив), который путем непосредственного властного изъявления осуществляет государственную или иную публичную власть. Таким образом, к субъектам непосредственной демократии следует отнести: отдельную личность (прежде всего гражданина); различного рода объединения граждан: общественные организации, инициативные группы, собрания; граждан, 14 проживающих на территории одного субъекта Российской Федерации, обладающих избирательным правом; весь многонациональный народ Российской Федерации. При непосредственной демократии народ изъявляет свою волю в форме:
• референдума;
• выборов;
• всенародных и иных обсуждений проектов законов, других важных вопросов государственной жизни;
• правотворческой инициативы;
• участия в управлении делами общества через органы местного самоуправления, общественные организации, собрания и сходы граждан;
• индивидуальных или коллективных обращений (петиций) в органы государственной власти и местного самоуправления.
Формы непосредственной демократии можно классифицировать, во-первых, по функциям: формы прямого правления, выполняющие императивную функцию - референдум, выборы, общее собрание населения; формы прямого правления, выполняющие регулятивную функцию - митинги, шествия, демонстрации, пикетирования; формы прямого правления, выполняющие комплексную функцию - народная инициатива, общественные объединения (политические партии) , отзыв. Во-вторых, по результатам деятельности (или по способу воздействия на общественные отношения): на правообразующие - конституционный и законодательный референдум, и не образующие норм - выборы, митинги, шествия, демонстрации, пикетирования и т. д. В третьих, по масштабам действия: общероссийские, 15 региональные, субъектов Федерации , местные (в том числе микро городские и микро сельские). В четвертых, по субъектам: все народные, коллективные (групповые) и индивидуальные. Самыми активными и действенными формами народного участия в управлении делами государства и местного сообщества являются голосование на выборах и референдумах. Референдум и выборы — это институты прямой демократии, которые похожи по целям и субъектам, но различаются по объектам и результатам. Цель у них - выражение воли народа. Субъектный состав - граждане, которые имеют право принимать участие в референдуме и в выборах. Основное отличие процедуры выборов от процедуры референдума состоит в объекте волеизъявления избирателей. При выборах это кандидат в депутаты представительного органа или на какую-нибудь должность. При референдуме объект волеизъявления — не человек (кандидат), а определенный вопрос - принятие закона, поправок к нему, его отмена либо какая-нибудь проблема, касающаяся государства, региона или территории. Решения, принятые сходом, обязательны для исполнения всеми органами и должностными лицами муниципального образования, юридическими и физическими лицами на территории данного образования и могут быть отменены или изменены только самим сходом или решением суда. Граждане обладают правотворческой инициативой в вопросах государственного и местного значения. Проекты правовых актов по таким вопросам, внесенные в государственные органы и органы местного самоуправления, подлежат обязательному рассмотрению, а результаты рассмотрения - официальному опубликованию (обнародованию). Обращения граждан Российской Федерации в государственные органы и органы местного самоуправления позволяют осуществлять общественный контроль за всеми ветвями власти и добиваться восстановления нарушенных прав, обеспечения социальной справедливости.
Информация о работе Российская Федерация – демократическое государство