Реализация права

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2011 в 19:57, реферат

Краткое описание

Под реализацией права понимают претворение, воплощение предписаний юридических норм в жизнь путем правомерного поведения субъектов общественных отношений (государственных органов, должностных лиц, общественных организаций и граждан).

Оглавление

Введение………………………………………………………………..................3
Формы реализации права……………………………………………………..4
Применение права как особая форма его реализации……………………..11
Стадии правоприменительного процесса…………………………………..17
Акты применения права: понятие, виды……………………………………23
Пробелы в праве и пути их преодоления в практике применения. Аналогия закона и аналогия права……………………………………………………...28
Заключение……………………………………………………………………….33
Библиография…………………………………………………………………….34

Файлы: 1 файл

Реализация права..doc

— 150.50 Кб (Скачать)

     Установление  и анализ фактических обстоятельств, необходимых в дальнейшем для разрешения дела, осуществляются не любыми доступными средствами, а при помощи юридических доказательств, фактов (предметов, показаний свидетелей и очевидцев, документов, заключений сведущих лиц и т.д.), добытых в установленных законом формах и порядке. При этом необходимо знать изменения текущего законодательства. Ведь нередко ряд деяний, которые ранее регулировались нормами одной отрасли права, с течением времени подпадают под действие другой. Поэтому лица, применяющие нормы права должны отобрать, выделить те факты, которые необходимы для правильного решения юридического дела, затем провести тщательный анализ и оценку указанных фактов.10

     Всестороннее  и полное исследование фактических  обстоятельств, собранных в соответствии с требованиями закона, способствует достижению объективной истины по делу и правильному принятию решения.

     Установление  фактических обстоятельств дела направлено на установление юридически – значимых событий, юридических фактов, которые указаны в гипотезах правовых норм. Например, если речь идёт о назначении пенсии, то юридическими фактами будут: возраст лица, наличие у него трудового стажа, размер зарплаты.

     Когда юридическая норма применяется  к правонарушению, установлению подлежит его состав. Например, «Вред, причинённый  личности или имуществу гражданина, а также вред причинённый имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объёме лицом, причинившим вред» ст. 1064 ГК РФ.

     Орган применяющий эту статью обязан установить:

  1. Наличие вреда личности, имуществу гражданина, имуществу юридического лица.
  2. Причинителя вреда и то, что вред причинён именно его действиями.
  3. Объем причинённого ущерба.

     Кроме обстоятельств прямо указанных  в гипотезах норм права, устанавливаются другие факты, обеспечивающие полноту, объективность, всесторонность исследования. Так в уголовном процессе подлежат исследованию не только состав преступления, но и социальные свойства личности.

     Стадия  установления фактических обстоятельств  дела имеет целью: достижение фактической объективной истины. Поэтому особое внимание законодательство уделяет доказыванию, в ходе которого фиксируется, какие обстоятельства нуждаются в доказывании, а какие – нет, какие факты доказываются строго определёнными средствами (например, экспертизой). Окончательная оценка доказательств является всегда делом правоприменителя.

     Таким образом данная стадия предполагает:

  1. Объективное, полное, всестороннее исследование всех обстоятельств дела;
  2. Установление и анализ юридических доказательств;
  3. Соблюдение всех требований закона.

     Установление  юридической основы дела. На этой стадии правоприменительного процесса дается правовая квалификация (юридическая оценка) установленным фактическим обстоятельствам дела, т.е. решается вопрос, какая норма права распространяется на данный случай, подпадает ли этот факт под ее действие.

     Установление  юридической основы дела начинается с выбора нормы права, подлежащей применению. При этом полномочный орган вначале определяет отрасль права, регулирующую подобные отношения, а затем в этой отрасли отыскивает конкретную норму, распространяемую на данный жизненный случай.

     После этого осуществляется проверка выбранной  нормы на предмет ее действия во времени, пространстве и по кругу  лиц. В частности, устанавливают:

     а) действует ли она на момент разрешения конкретного дела;

     б) действует ли она на той территории, где решается дело;

     в) распространяется ли ее действие на субъектов, являющихся участниками возникающего правоотношения.

     Здесь же необходимо руководствоваться общим  положением — «закон обратной силы не имеет», согласно которому нельзя применять норму права, хотя и действующую в данный момент, но которой не было, когда рассматриваемые отношения возникли или прекратились. Нельзя также применять норму, не вступившую в законную силу.11

     При установлении юридической основы дела иногда обнаруживается, что один и тот же случай регулирует две или более действующие нормы несовпадающего или даже противоречивого характера. Иными словами, налицо коллизия правовых норм, которую необходимо разрешить на этой стадии.

     Существуют  правила разрешения противоречий: если имеется коллизия

  1. между нормами федерального и республиканского законов, то применяется Федеральный закон;
  2. между нормами различных органов, нормы вышестоящего органа;
  3. между нормами принятыми в разное время, те которые приняты позднее;
  4. между общей и специальной нормой – применяется специальная норма.

     Наконец, осуществляя проверку выбранной  нормы, необходимо установить подлинный ее текст. Для этого следует пользоваться официальным текстом нормативного акта, опубликованного в официальных источниках, например в «Собрании законодательства Российской Федерации», «Российской газете», кодексах.

     Особо следует сказать о той ситуации, когда правоприменитель не находит  нормы, регулирующей установленные  факты. Из этого следуют по меньшей  мере два вывода: или законодатель не считает необходимым регулировать данные обстоятельства и принимать по ним какие – либо решения юридического характера, или же налицо пробел в законе.

     Продел  в законе – это полное или частичное  отсутствие норм, необходимость которых обусловлена развитием общественных отношений и потребностями практического решения дел и иными проявлениями государственной воли, направленной на регулирование жизненных фактов в сфере правового воздействия.

     Принятие  решения по делу завершающая и вместе с тем основная стадия процесса применения права, в ходе которой осуществляется применение права в собственном смысле слова, в то время как все предшествующие стадии подготавливают предварительные условия и материалы для окончательного решения по делу. В нем властно распространяется действие применяемой нормы на факт, определяются права и обязанности конкретных субъектов. Именно в решении норма права приобретает индивидуально-властный характер, устанавливается окончательная связь нормы права с фактом, подлежащим разрешению.

     Решение юридического дела – ответственный  факт, от его выводов зависит дальнейшее развитие правовых отношений.

     Правильно принятое решение обеспечивает законность, укрепляет правопорядок в целом, поддерживает интересы государства и общества, с одной стороны, а с другой — охраняет права граждан, воспитывает уважение к закону.

     Убедившись, что обстоятельства дела исследованы  правильно, полно, применяемая норма  права относится к данному  случаю, компетентный орган выносит  властное решение – правоприменительный акт, после чего объявляет его заинтересованным лицам и организациям. Государственные органы, организации и граждане должны знать обо всех правовых решениях, прямо касающихся их.

     Правоприменительный процесс должен соответствовать  следующим требованиям:

  1. Законность. Правоприменительный орган должен строго и неукоснительно следовать смыслу нормы права, действовать в рамках своей компетенции, соблюдать порядок рассмотрения дела, вынесения решения установленной формы акта применения.
  2. Обоснованность. Должны быть выявлены все относящиеся к делу факты, они должны быть достоверны и изучены, недоказанные факты должны быть отвергнуты.
  3. Целесообразность. Орган или другое лицо, применяющее право единообразно и неуклонно должно исполнять юридические предписания, учитывая политические, моральные, индивидуальные особенности каждого дела.
  4. Справедливость. Осознание правильности решения дела с точки зрения интересов народа и государства, соответствие его общественному мнению, согласованность его содержания с моральными убеждениями людей, беспристрастность лица или органа, применяющего право, объективный подход к исследованию обстоятельств дела.

     Вывод: Властное индивидуальное решение, принятое органом государства по юридическому делу означает, что установленный случай связан с нормой права и породил правоотношение. Выносится должностным лицом органа государства на основе убеждения, что фактические обстоятельства исследованы объективно, полно и достоверно доказаны, им даётся правильная юридическая квалификация.

 

4. Акты применения права: понятие и виды

     Официальной формой и итогом выражения правоприменительной  деятельности выступают акты применения права, посредством которых закрепляются решения компетентных органов по конкретному юридическому делу. Эта разновидность правовых актов характеризуется определенными специфическими чертами, из которых основными, на наш взгляд, можно назвать следующие.

     Во-первых, акт применения права — это решение по конкретному делу официального компетентного органа, которого государство уполномочило на реализацию права в определенных сферах общественных отношений.

     Во-вторых, акт применения права содержит государственно-властное веление, обязательное для соблюдения и исполнения всеми, кому оно адресовано, и обеспечиваемое силой государства.

     В-третьих, акт применения права имеет определенную, установленную законом форму.

     В-четвертых, акт применения права направлен на индивидуальное регулирование общественных отношений. В нем строго индивидуализируются (персонифицируются) субъективные права и юридические обязанности конкретных лиц исходя из определенной жизненной ситуации. Акт применения прав регулирует не вид общественных отношений, а единичное, конкретное отношение. Например: приговор суда, приказ министра, постановление правительства, распоряжение местных муниципальных органов и т.д.

     С учетом изложенного можно сформулировать понятие акта применения права. Акт применения права — это официальное решение компетентного органа по конкретному юридическому делу, содержащее государственно-властное веление, выраженное в определенной форме и направленное на индивидуальное регулирование общественных отношений.12

     Правоприменительные акты принимают практически все органы государства, в различных сферах общественной жизни, в связи с урегулированием различных жизненных ситуаций и т.д., что и обусловливает их разнообразие. Поэтому классификация правоприменительных актов на виды может проводиться по различным основаниям.

     1. По субъектам, осуществляющим применение права, акты подразделяются на:

а) акты государственных органов и общественных организаций;

б) акты главы государства — Президента РФ;

в) акты федеральных органов власти и управления;

г) акты органов власти и управления субъектов Российской Федерации;

д) акты органов правосудия;

е) акты органов прокуратуры;

и) акты органов надзора и контроля;

ж) акты коллегиальные и единоличные.

     2. По предмету правового регулирования, т.е. по отраслям применяемых норм различают:

а) акты конституционно-правовые;

б) акты административно-правовые;

в) акты уголовно-правовые;

г) акты применения материального и процессуального права.

     3. По форме правоприменительной деятельности можно выделить:

     а) акты исполнительные, связанные с  применением диспозиции нормы права, имеющей дозволяющее содержание, и призванные наиболее эффективно регулировать многообразные проявления правомерного поведения; б) акты правоохранительные, связанные с реализацией правовых санкций за совершенное правонарушение, а также с применением мер по их предупреждению.

     4. По функциональному признаку, т.е. по их месту в механизме правового регулирования, выделяют два вида:

     а) акты-регламентаторы, определяющие субъектов конкретного отношения; указывающие объем их субъективных прав и юридических обязанностей; предусматривающие моменты возникновения конкретного правоотношения, условия его развития и прекращения;

Информация о работе Реализация права