Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2011 в 19:57, реферат
Под реализацией права понимают претворение, воплощение предписаний юридических норм в жизнь путем правомерного поведения субъектов общественных отношений (государственных органов, должностных лиц, общественных организаций и граждан).
Введение………………………………………………………………..................3
Формы реализации права……………………………………………………..4
Применение права как особая форма его реализации……………………..11
Стадии правоприменительного процесса…………………………………..17
Акты применения права: понятие, виды……………………………………23
Пробелы в праве и пути их преодоления в практике применения. Аналогия закона и аналогия права……………………………………………………...28
Заключение……………………………………………………………………….33
Библиография…………………………………………………………………….34
б) правообеспечительные акты, которые также выполняют известную роль в индивидуальном регламентировании общественных отношений. Но это не основное их назначение. Функции актов этого вида состоят главным образом в том, чтобы на основе властных полномочий компетентных органов обеспечить реализацию правоотношений и, следовательно, достижение целей правового регулирования.
5. По форме внешнего выражения акты применения права подразделяются на акты-документы и акты-действия.
Правоприменительный акт-документ — это надлежащее оформленное решение компетентного органа, составленное в письменном виде, поскольку требуется строгая определенность в фиксации, например, фактических обстоятельств расследуемого дела, применении мер государственного принуждения и т.д. Все это позволяет точно установить содержание акта, проверить законность и обоснованность его издания.
Акт – документ должен иметь определённую структуру, например: акты правоохранительных органов – судов, прокуратуры, милиции должны иметь такие обязательные элементы как:
Акты-документы имеют различную структуру, что обусловлено положением правоприменительного органа и значением рассматриваемых вопросов, а также юридической силой решения и процедурой его принятия.
По структуре их можно разделить на акты-документы:
а) включающие все четыре его составные части — вводную, описательную (констатирующую), мотивировочную и резолютивную (приговор или решение суда, другие юрисдикционные акты);
б) состоящие из трех частей — вводной, описательной, резолютивной, что характерно для следственных и административных протоколов;
в) содержащие две части — вводную и резолютивную (акты-разрешения на совершение определенных действий);
г) не имеющие указанных разделов, за исключением резолютивной части (резолюции «утвердить», «оплатить», «исполнить» и т.п., наложенные должностным лицом на соответствующих документах).
По наименованию правоприменительные акты-документы подразделяются на указы, постановления, приказы, протоколы, приговоры, решения, предписания и т.д.
Правоприменительные акты-действия делятся на словесные и конклюдентные. Словесные акты применения права-действия — это, к примеру, устные распоряжения руководителя органа, отдаваемые подчиненным и т.п.
Конклюдентные
правоприменительные акты-
Как и письменные, правоприменительные акты-действия обладают властной силой и влекут юридические последствия. Отказ от выполнения или ненадлежащее их выполнение может повлечь дисциплинарную, административную, материальную, уголовную ответственность.
6. По своему юридическому значению акты применения права могут быть подразделены на основные и вспомогательные. Основные — это акты, которые содержат завершенное решение по юридическому делу (приговор, решение суда). Вспомогательными считаются такие акты, которые содержат предписания, подготавливающие издание основных актов (надзора и контроля, процедурно-процессуальные, постановление о привлечении в качестве обвиняемого).
7. В зависимости от действия во времени правоприменительные акты делятся на акты однократного действия (наложение штрафа) и длящиеся (регистрация брака, назначение пенсии и др.).
Вывод: правоприменительный акт – это государственно – властный, индивидуально – определённый акт, совершаемый компетентными субъектами по конкретному юридическому делу с целью определения наличия или отсутствия субъективных прав и юридических обязанностей и определения их меры на основе соответствующих правовых норм и в интересах их нормативного осуществления13. Правоприменительные акты представляют самостоятельную ценность по причине их особой роли, необходимости и полезности в механизме правового регулирования общественных отношений. Ценность правоприменительных актов состоит также в том, что они реализуют определённые социальные цели вместе с нормативными правовыми актами.
5. Пробелы в праве и пути их преодоления в практике применения. Аналогия закона и аналогия права.
Ни одно законодательство не в состоянии учесть все многообразие общественных отношений, которые требуют правового регулирования. Поэтому в практике правоприменения может оказаться, что определенные обстоятельства, имеющие юридический характер, не находятся в сфере правового регулирования. Налицо пробел в праве.
Под
пробелом в праве понимают отсутствие
в действующей системе
Например, Конституция Российской Федерации (п. «е» ст. 83, п. «з» ч. 1 ст. 102, ч. 2 ст. 129) установила порядок назначения и освобождения от должности Генерального прокурора Российской Федерации. Вместе с тем нигде не содержится указания на возможность временного отстранения его от должности. Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации» предусматривает отстранение прокурора от должности в случае возбуждения в отношении его уголовного дела вышестоящим прокурором. Над Генеральным прокурором никакой другой прокурор не стоит. Налицо неполнота правового регулирования14.
Наличие пробелов в праве нежелательно и свидетельствует об определенных недостатках правовой системы. Однако они объективно возможны, а в некоторых случаях и неизбежны. Пробелы в праве возникают по трем причинам:
Способы восполнения пробелов:
При
пробеле в праве
Единственным способом устранения пробелов в праве является принятие соответствующим полномочным органом недостающей нормы или группы норм права. Однако быстрое устранение таким способом пробелов не всегда возможно, поскольку связано с процессом нормотворчества. Но органы, применяющие нормы права, не могут отказаться от решения конкретного дела по причине неполноты законодательства. Во избежание этого в праве существует институт аналогий, означающий сходство жизненных ситуаций и правовых норм. Он предусматривает два оперативных метода преодоления, восполнения пробелов — аналогию закона и аналогию права.15
Аналогия закона применяется, когда отсутствует норма права, регулирующая рассматриваемый конкретный жизненный случай, но в законодательстве имеется другая норма, регулирующая сходные с ним отношения.
Применение закона по аналогии – это применение закона, предусматривающего наиболее сходный случай, при отсутствии закона, прямо предусматривающего рассматриваемый случай.
Например: лицо, выигравшее по лотерейному билету какую – либо вещь и получив её, обнаруживает в ней существенные недостатки, то его претензии (требование устранить недостатки, обменять вещь) носят правовой характер, хотя конкретной нормы, устанавливающей порядок разрешения соответствующих претензий, не существует. Здесь: недостатки вещи, полученной как выигрыш в лотерее устраняются по аналогии с нормами регулирующими порядок устранения недостатков вещи, купленной в магазине (договор купли - продажи).
Аналогия права применяется, когда в законодательстве отсутствует и норма права, регулирующая сходный случай, и дело решается на основе общих принципов права. Речь прежде всего идет о таких принципах права, как справедливость, гуманизм, равенство перед законом и др. Подобные принципы закрепляются в Конституции и других законах.
Аналогия закона и аналогия права — исключительные средства в праве и требуют соблюдения ряда определенных условий, обеспечивающих правильное их применение. Поэтому для того, чтобы использовать аналогию права, необходимо:
во-первых, установить, что данная жизненная ситуация имеет юридический характер и требует правового решения;
во-вторых, убедиться, что в законодательстве отсутствует конкретная норма права, призванная регулировать подобные случаи;
в-третьих, отыскать в законодательстве норму, регулирующую сходный случай, и на ее основе решить дело (аналогия закона), а при отсутствии таковой опереться на общий принцип права и на его основе решить дело (аналогия права);
в-четвертых, в решении по делу дать мотивированное объяснение причин применения к данному случаю аналогии закона или аналогии права. Тем самым обеспечивается возможность проверить правильность решения дела.
Таким образом, применение права по аналогии — это не произвольное разрешение дела. Принятие решения осуществляется в соответствии с государственной волей, выраженной в правовой системе в целом или в отдельных нормах права, регулирующих сходные отношения. Путем аналогии правоприменительной орган пробел в праве не устраняет, а лишь преодолевает. Пробел может быть устранен только компетентным нормотворческим органом
Режим законности диктует ряд требований к использованию аналогии:
Аналогия в праве является не средством обхода закона, а средством обеспечивающим действительно правильное применение закона. Она может применяться лишь как исключение, а не как правило; её применение ограничивается узкими рамками и производится лишь как средство восполнения неизбежных проделов в законе.
Вывод: итак, если дело разрешается в соответствии с нормой, регулирующей сходные с рассматриваемым случаем отношения, то здесь имеет место аналогия закона. Если по конкретному делу невозможно подобрать сходную аналогичную норму и решение принимается на основе общих принципов и смысла права, то здесь имеет место аналогия права. Существенное значение при аналогии права имеет правосознание.