Реализация права

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2011 в 19:57, реферат

Краткое описание

Под реализацией права понимают претворение, воплощение предписаний юридических норм в жизнь путем правомерного поведения субъектов общественных отношений (государственных органов, должностных лиц, общественных организаций и граждан).

Оглавление

Введение………………………………………………………………..................3
Формы реализации права……………………………………………………..4
Применение права как особая форма его реализации……………………..11
Стадии правоприменительного процесса…………………………………..17
Акты применения права: понятие, виды……………………………………23
Пробелы в праве и пути их преодоления в практике применения. Аналогия закона и аналогия права……………………………………………………...28
Заключение……………………………………………………………………….33
Библиография…………………………………………………………………….34

Файлы: 1 файл

Реализация права..doc

— 150.50 Кб (Скачать)

     Три рассмотренные формы реализации права тесно связаны между собой. Исследуя поведение любого субъекта права, мы заметим, что иногда соблюдение, исполнение и использование настолько тесно между собой переплетены, что выделять каждую форму реализации права нецелесообразно. Такая ситуация возможна, к примеру, при реализации так называемых компетенционных норм, т. е. норм, устанавливающих компетенцию того или иного государственного органа или должностного лица6. (например, ст. 83 – 90 Конституции РФ; Президент Российской Федерации, издавая указы, исполняет возложенные на него обязанности, в то же время использует предоставленные ему права на издание нормативных актов, соблюдая в этой деятельности определённые запреты).

     Вывод: эти три формы реализации права, в ходе которых юридические нормы претворяются в жизнь непосредственно действиями самих субъектов общественных отношений, принято называть формами непосредственной реализации права. В таких формах реализуются многие нормы права, но не все.

 

   2. Применение права как особая форма его реализации

     Есть  немало случаев, когда соблюдение, исполнение и использование оказываются недостаточными для обеспечения полной реализации юридических норм и требуется вмешательство в этот процесс компетентных органов, наделенных государственно-властными полномочиями. Например, начисление пенсии, зачисление на работу, выполнение обязанности военной службы и др. Тогда говорят  об особой, четвёртой форме реализации права – о применении права.

     Применение  права – это властная деятельность компетентных органов по реализации правовых норм путём вынесения индивидуально – конкретных предписаний.

     Применение  права одна из форм государственной деятельности, направленная на реализацию правовых предписаний в жизнь.

     Применение  – это точное, неуклонно строжайшее соблюдение законов, т.е. режим законности. Задачей применения права является полная реализация законов и иных актов государственной власти в точном соответствии с их смыслом, без малейшего отступления от закона.

     Путем применения права государство в  своей деятельности осуществляет две  основные функции:

     а) организацию выполнения предписаний правовых норм, позитивное регулирование посредством индивидуальных актов;

     б) охрану и защиту права от нарушения.

     На  этом основании в литературе выделяют две формы применения права: оперативно-исполнительную и правоохранительную.

     Оперативно-исполнительная форма применения права — это властная оперативная деятельность государственных органов по реализации предписаний норм права путем создания, изменения или прекращения конкретных правоотношений на основе норм права. Указанная форма деятельности есть основной способ организации исполнения положительных велений права.

     Правоохранительная  деятельность — это деятельность компетентных органов по охране норм права от каких бы то ни было нарушений. Цель правоохраны — контроль за соответствием деятельности субъектов права юридическим предписаниям, за ее правомерностью, а в случае обнаружения правонарушения — принятия соответствующих мер для восстановления нарушенного правопорядка, применение государственного принуждения к правонарушителям, создание условий, предупреждающих правонарушения.7

     Ряд правовых норм не может быть реализован без применения права. Эта форма (способ) реализации правовых норм определяется законом и подзаконными нормативными актами в тех сферах общественных отношений, где особенно необходимы точная определённость прав и обязанностей сторон, государственный контроль за развитием отношений, внесение в это развитие элементов устойчивости, стабильности, определённости, доказуемости. Для этого нужно:

  1. Точное определение момента возникновения правоотношения, его содержания и субъектов (кто из абитуриентов зачислен в студенты? На какой факультет, на какое отделение, на какой курс? Назначена ли стипендия, предоставлено ли общежитие?).
  2. Принятию решения (вывода, имеющего юридическое значение) должна предшествовать строгая проверка фактических обстоятельств дела, определение их юридических последствий, фиксация этого в специально оформленном акте, допускающем последующую проверку обоснованности и законности решения.
  3. Если государство считает необходимым осуществлять систематический контроль за возникновением и развитием определённых видов правоотношений, необходимо точно определить  процессуальные (процедурные) формы рассмотрения и решения соответствующих дел, готовить достаточно квалифицированные кадры государственных служащих, в компетенцию которых входит применение норм этой отрасли права, обеспечивая возможность проверки правильности этих решений и, соответственно, степени квалификации этих служащих.

     Применение права как особая форма реализации отличается от соблюдения, исполнения и использования рядом характерных черт.

     Во-первых, по своей сущности применение права выступает как организующая властная деятельность государства, посредством которой упорядочивается общественная жизнь путем установления четких организационных начал взаимоотношений между различными субъектами общественных отношений, сосредоточения решения определенных вопросов в руках компетентных органов.

     Правоприменительную деятельность осуществляют только компетентные государственные органы (должностные лица) или органы общественности по уполномочию государства. Например, судья, командир в/ч, мэрия, администрация предприятия и т.д.

     Граждане, которые не являются должностными лицами (занимающими административные или государственные должности) специальных полномочий не имеют и применять нормы права не могут.

     Эта деятельность связана с особыми  приемами разрешения жизненных ситуаций, требует профессиональных знаний, навыков. Учитывая это, государство определяет специальных субъектов, наделяя их властными полномочиями для осуществления подобной деятельности. К ним относятся: государственные органы (суд, прокуратура, милиция и т.д.); должностные лица (Президент РФ, глава администрации, прокурор, следователь и т.д.); некоторые общественные организации (товарищеские суды, профсоюзы).

     Граждане  не являются субъектами правоприменения, поскольку государство не уполномочило их на эту деятельность. Однако это не умаляет роли граждан в правоприменительной деятельности. Нередко по их инициативе осуществляется применение права (например, заявление гражданина о приеме на работу или назначении пенсии и т.д.).

     Следовательно, применить норму права - это не просто осуществить, реализовать ее. Это властная деятельность компетентного органа, которому государство предоставило полномочия на самостоятельную, творческую реализацию права.

     Цель  применения права - удовлетворение не личных потребностей правоприменителей и не только потребностей лиц, реализующих права и обязанности, а потребностей и интересов всего общества. Поэтому правоприменительная деятельность обладает повышенной социальной значимостью по сравнению с другими формами реализации права8.

     Во-вторых, применение права осуществляется всегда в рамках конкретных правовых отношений, получивших в специальной литературе название правоприменительных отношений. Правовое положение участников в подобных правоотношениях различно. Активная и определяющая роль принадлежит субъекту, обладающему в данном конкретном отношении властными полномочиями, он обязан использовать их на удовлетворение не своих собственных интересов, а интересов других участников правового отношения в направлении разрешения конкретной жизненной ситуации. «Оказать содействие, принудить к реализации правовых норм, возложить ответственность в случае нарушения правовых норм и т.п. - такова задача субъектов правоприменения».

     Субъект правоприменения — это наделенный государством соответствующей компетенцией активный участник правоприменительных отношений, которому принадлежит ведущая роль в развитии и движении этих отношений в направлении разрешения конкретной жизненной ситуации при помощи акта применения права.

     В-третьих, правоприменительная деятельность осуществляется в особых, установленных процессуальным законом формах, т.е. жестко регламентирована нормами права. Это способствует укреплению законности и правопорядка в обществе, обеспечению защиты интересов личности.

     В-четвертых, применение права как самостоятельная форма реализации — сложная, поскольку ее осуществление проявляется в сочетании с иными формами реализации (исполнением, соблюдением, использованием) и во взаимном проникновении друг в друга.

     В-пятых, применение права — это не одноактное действие, а определенный процесс, имеющий начало и окончание и состоящий из ряда последовательных стадий реализации права, этим обеспечивается последовательное проведение, всестороннее рассмотрение обстоятельств конкретного юридического дела (установление фактических обстоятельств дела, юридической основы дела и т.д.).

     В-шестых, применение права сопровождается всегда вынесением индивидуального правового акта (акта применения права), исходящего от субъекта правоприменения.

     Правоприменительная деятельность необходима в тех случаях, когда для обеспечения полной реализации правовых норм требуется вмешательство компетентных органов. В частности:

     а) когда правоотношение не может появиться без властного веления государственного органа или должностного лица (призыв граждан на действительную военную службу, назначение пенсии и т.д.);

     б) когда возникает спор о праве  и стороны сами не могут прийти к согласованному решению (раздел судом имущества, взыскание алиментов) или существует препятствие для реализации субъективных прав и юридических обязанностей;

     в) когда требуется официально установить наличие или отсутствие конкретных фактов и признать их юридически значимыми. Только в судебном порядке, например, можно признать гражданина умершим или безвестно отсутствующим;

     г) когда общественное отношение в силу его особой социальной или личной значимости должно пройти контроль со стороны соответствующих органов государства с целью проверки его правильности и законности (регистрация избирательной комиссии кандидата в депутаты, регистрация автотранспорта в органах ГАИ, нотариальное удостоверение купли-продажи домостроения и т.д.);

     д) когда совершено правонарушение и необходимо определить для правонарушителя вид и меру юридической ответственности (например, наложить штраф за административный проступок, определить меру уголовного наказания за кражу).

     Особого внимания заслуживает правосудие как  самостоятельный способ применения права – деятельность судебных органов  по рассмотрению и разрешению в судебном заседании гражданских и уголовных дел. В абсолютном большинстве случаев судебные инстанции являются конечными для всех категорий дел. В судебном порядке применяются самые жёсткие меры государственного принуждения – вплоть до смертной казни. Поэтому данный вид правоприменительной деятельности осуществляется непосредственно от имени государства специальными – судебными органами. Он тщательно регламентирован на законодательном уровне, практически во всех государствах приняты и действуют кодифицированные процессуальные нормативные акты9.

     Вывод: применение права — важная форма реализации юридических норм, отличающаяся от иных по своей цели, характеру деятельности. Под применением права следует понимать осуществляемую в специально установленных законом формах государственно-властную, организующую деятельность компетентных органов по реализации норм права в конкретном случае и вынесении индивидуально-правовых актов (актов применения права).

 

      3. Стадии правоприменительного процесса

     Применение  права — единый и вместе с тем сложный процесс, имеющий начало и окончание. Он состоит из нескольких логически связанных друг с другом стадий, в рамках каждой из которых разрешаются конкретные организационные и исследовательские задачи по реализации права.

     В юридической литературе нет единства мнений о количестве стадий правоприменения. Разные авторы называют неодинаковое число. Наиболее убедительным представляется мнение о трех основных стадиях процесса применения права:

     1. установление фактических обстоятельств  дела;

     2. установление юридической основы  дела;

     3. принятие решения по делу.

     Установление фактических обстоятельств дела. В ходе этой стадии устанавливаются и исследуются только те факты и обстоятельства, которые предусмотрены нормой права и являются юридически значимыми — правомерными либо неправомерными, поскольку право не может применяться к обстоятельствам, не имеющим юридического характера.

Информация о работе Реализация права