Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2013 в 16:37, реферат
Восточные славяне занимали обширную территорию от Онежского и Ладожского озер на севере до устьев рек Прут, Днестр, Южный Буг на юге, от предгорий Карпат на западе до междуречья Оки и Волги на востоке. На этой территории были расселены полтора десятка племенных союзов (или княжений). Племенные союзы образовывались у восточных славян, начиная с VI века путем объединения многих племен вокруг наиболее сильного племени, по имени которого получал название весь союз. В среднем течение Днепра жили Поляне, в бассейне реки Припять селились Древляне и Дреговичи, в верхнем течение Днепра – Радимичи. В бассейнах рек Десна, Сейм, Сула селились Северяне, в междуречье Южного Буга и Днестра – Уличи, а между реками Днестр и Прут – Тиверцы. В предгорьях Карпат жили Белые Хорваты, а по берегам Буга и Днестра – Волыняне. В верховьях Западной Двины и Днепра селились Кривичи, в среднем течение Западной Двины при впадении в нее реки Полоты, селились Полочане, вокруг озера Ильмень – ильменские словене, а в бассейне Оки – Вятичи.
Происхождение восточных славян, кто такие восточные славяне.
Проблема происхождения государства восточных славян.
Загадка названия “Русь”
Заключение.
Список использованной литературы
Представительство ИНЖЭКОНа в Объединенных Арабских Эмиратах
РЕФЕРАТ
На тему:
«Проблемы происхождения государства восточных славян в современной исторической науке. Загадка названия “Русь”»
Выполнила:
Козлова Анастасия Сергеевна
(1-ый курс, туризм и гостеприимство)
Проверил:
Латанов Владимир Михайлович
2012 год.
СОДЕРЖАНИЕ
Происхождение восточных славян, кто такие восточные славяне.
Восточные славяне занимали обширную территорию от Онежского и Ладожского озер на севере до устьев рек Прут, Днестр, Южный Буг на юге, от предгорий Карпат на западе до междуречья Оки и Волги на востоке. На этой территории были расселены полтора десятка племенных союзов (или княжений). Племенные союзы образовывались у восточных славян, начиная с VI века путем объединения многих племен вокруг наиболее сильного племени, по имени которого получал название весь союз. В среднем течение Днепра жили Поляне, в бассейне реки Припять селились Древляне и Дреговичи, в верхнем течение Днепра – Радимичи. В бассейнах рек Десна, Сейм, Сула селились Северяне, в междуречье Южного Буга и Днестра – Уличи, а между реками Днестр и Прут – Тиверцы. В предгорьях Карпат жили Белые Хорваты, а по берегам Буга и Днестра – Волыняне. В верховьях Западной Двины и Днепра селились Кривичи, в среднем течение Западной Двины при впадении в нее реки Полоты, селились Полочане, вокруг озера Ильмень – ильменские словене, а в бассейне Оки – Вятичи.
Население Древней Руси складывалось
в смешении, по меньшей мере, трех
компонентов – славянского, балтийского,
финоугорского, с заметным участием также
германского, тюркского и отчасти северокавказского
элементов. Общность возникала на основе
смешения трех образов жизни (оседлого,
кочевого и бродячего) и трех хозяйственно-технологических
типов (земледельческого, скотоводческого
и промыслового).
Славянские племена, занесенные потоками
великого переселения народов в Поднепровье,
жили как в лесостепной, плодородной полосе
(поляне, уличи, северяне), так и в лесной,
соответствующей промысловому типу хозяйства
(древляне, радимичи, кривичи).
Постепенно зарождались элементы общественной
иерархии. В социальной сфере господствовала
родовая община, которая объединяла до
сотни человек и вела общее хозяйство.
Несколько родовых коллективов объединялись
в племена или «земли». Наиболее важные
вопросы обсуждали на общенародном собрании
– вече.
При переходе к классовому обществу возникла
особая военная организация – дружина.
Дружина делилась на старшую, из которой
выходили послы и княжеские управители,
имевшие свою землю, и младшую, жившую
при князе и обслуживавшую его двор и хозяйство.
Дружинники по поручению князя собирали
с покоренных племен дань. Такие походы
за сбором дани назывались «полюдье».
В духовной сфере господствовало язычество. Славяне поклонялись обожествляемым силам природы. Известно не менее 400 имен языческих славянских богов: Даждь-бог – бог плодородия; Ярило – бог животворящих сил природы; Стрибог – бог ветра; Велес – бог скота; Перун – бог грозы, войны, оружия. У славян был очень развит культ предков (пращуры), культ «берегыни» - доброго, помогающего человеку духа и упырей – вампиров, оборотней, олицетворявших зло.
По мере замены подсечного
земледелия на более продуктивную двух-
или трехпольную систему
Основными занятиями восточных славян
были земледелие, охота, рыболовство, бортничество,
собирательство, скотоводство. Важным
делом была торговля. Славяне торговали
медом, воском, продуктами рыболовства
и др.
Поскольку существовавший тогда тип хозяйства
не давал возможности получать существенный
прирост продукции сверх необходимого
для жизни, главным источником ресурсов
была война.
Важным рубежом в истории
Древней Руси является появление
государственности. Тип государства
во многом определял судьбу этих земель,
процесс его становления был
длительным, в нем можно выделить
ряд этапов.
Переход от присваивающего труда к производящему
труду
Улучшение орудий, накопление опыта, разделение
труда, обмен
Образование городов – политических центров
Племенное княжение - военная демократия
Неравенство
Частная собственность
Обособление семей
Соседская община
Образование имущественных групп, выделение
знати
Раннефеодальное государство
Древняя Русь
Феодальное общество
Племенные княжения славян представляли
собой зародышевую форму государственности.
К IX в. процесс разложения первобытнообщинного
строя в основном завершился. Племенные
княжения то объединялись вместе, то снова
распадались, перегруппировывались в
зависимости от условий в крупные союзы,
обнаруживающие черты, характерные уже
для раннефеодальной государственности.
Проблема происхождения государства восточных славян.
Есть несколько теорий
происхождения государства
Норманнская теория. Образование первого восточнославянского государства - Киевской Руси - проблема не менее дискуссионная, чем проблема происхождения славян. Все споры идут в основном об интерпретации известного летописного сказания о призвании варягов, согласно которому ильменские славяне, жившие в Новгороде, устав от междоусобиц, призвали на княжение трёх братьев-варягов: Рюрика, Синеуса и Трувора, которые и “поделили” между собой землю. От них и пошли династии русских князей. Реальным историческим лицом, очевидно, был только Рюрик, остальные братья - результат неправильно понятого летописцем, или его источником, выражения в шведском тексте. В практике раннего средневековья нередки случаи, когда престол занимали чужеземцы, не имевшие отношения к местной элите. И главные споры ведутся не о появлении варяжских князей на Руси, а о их роли в создании древнерусского государства. То есть, проблема намного шире, чем историческая достоверность легенды о призвании. Достаточно часто это предание трактовалось в духе культуртрегерства, который отказывал восточным славянам в способности создать государство самостоятельно, и только вмешательство более культурных представителей германских народов привело к образованию Киевской Руси. Нельзя не видеть в такой трактовке явный расистский подтекст. Вполне объяснимое неприятие этой гипотезы со стороны отечественных историков (а норманнская теория в её наиболее одиозном виде разрабатывалась в основном немецкими учёными) привело к другой крайности - полному отрицанию вообще какой-либо заметной роли скандинавов в ранней русской истории. Этот подход также не может считаться объективным и полностью взвешенным. Несомненно, государство не может возникнуть спонтанно, тем более, не может быть принесено “из-за моря”. Не приходится говорить и о каком-либо культурном превосходстве варягов над восточными славянами в IX в. - уровень развития обоих народов был примерно одинаковым. Общественный строй многих славянских племён уже находился на стадии образования государства. Кроме того, есть все основания предполагать, что на территории Восточной Европы Киевская Русь отнюдь не была первым государственным образованием. Но это не даёт повода сомневаться в значительной роли варягов в формировании именно этого государства и их роли в истории восточных славян вообще. Археологические материалы дружинного могильника в Гнёздово под Смоленском позволяют говорить, что доминирующим элементом в княжеских дружинах были именно варяги, об этом же говорят и скандинавские имена первых князей и многих дружинников.
Естественно, что образование государства является результатом длительных процессов внутри общества, который растягивается на несколько столетий, приход даже значительного числа иноземцев не может существенно изменить его темпы и направленность. Но несомненно, что варяги - князья и дружинники сыграли свою роль в образовании единого государства восточных славян - Киевской Руси. Произошло это в 882 году, когда новгородский князь Олег обманом захватил Киев и убил местных князей - Аскольда и Дира, мнения об этнической принадлежности которых расходятся: одни считают их варяжскими князьями, другие - последними представителями местной киевской княжеской династии, потомками полулегендарного Кия. Эта дата считается официальным началом истории Древнерусского государства.
Киевская Русь - раннефеодальное государство IX - XI вв. Первые русские князья: Рюрик, Олег, Игорь, Ольга, Святослав. Государство восточных славян сложилось как раннефеодальное государство, власть в котором принадлежала князю, опиравшемуся на дружину. В случае необходимости созывалось ополчение. Князь исполнял судебные функции и функции защиты от внешних врагов. За это племена платили ему дань, которая в летописях фигурирует как “полюдье”, собиравшееся зимой, во время объезда князем подчинённых ему территорий. Тогда же князь и судил подданных. Дань реализовывалась летом, во время торговых экспедиций на Юг, в Византию.
Весьма острой была проблема обороны границ государства: у Киевской Руси были беспокойные соседи - кочевые племена хазар, гузов, печенегов, позднее - половцев. Уже Олег, первый общерусский князь, сделавший Киев столицей нового государства, столкнулся с противодействием Хазарского каганата. Хазары, создавшие государство с центром в низовьях Волги и на Северном Кавказе, контролировали обширные территории, где жили славянские племена полян, северян, вятичей, платившие хазарам дань. Борьба с хазарами завершилась походами Святослава, которые покончили с существованием каганата. Отношения с Византией определялись, главным образом, заинтересованностью в равноправных торговых отношениях с ней. Для достижения этой цели многие киевские князья предпринимали военные походы на Константинополь, которые, в случае удачи, завершались торговыми договорами. Исключение представляет только деятельность Святослава Игоревича, пытавшегося создать собственную державу на Балканах в 970 - 971 годах и вступившего из-за этого в конфликт с Византией и Болгарией. Одновременно продолжался процесс включения восточнославянских племён в состав Киевской Руси, завершившийся в княжение сына Святослава - Владимира. Помимо славян, в состав государства входили и другие этнические группы, в основном финно-угорские: меря, мурома, весь, чудь, ижора, мещера и др. Уже на самом раннем этапе своего развитие восточнославянское государство складывалось как многонациональное. Необходимо отметить, что соседство со степными народами не всегда носило конфронтационный характер. Владимир Святославич на южных границах Руси, на реке Роси, “сажает” в качестве пограничной стражи тюркские племена торков и берендеев - летописных “чёрных клобуков”. К подобной практике и впоследствии не раз прибегали русские князья. Для защиты страны от враждебных кочевников были построены оборонительные линии на южных границах, включавшие в себя валы, наблюдательные пункты и крепости. Это было системой грандиозных по своему масштабу фортификационных сооружений, протянувшихся на сотни километров. В народе они получили наименование “Змиевых валов”, начало их сооружения относится к периоду задолго до правления великого князя Владимира Святославича. При киевских князьях варяжской династии система подверглась существенной реконструкции и стала серьёзной преградой на пути кочевых орд во время их набегов на Русь. При решении этой и многих других задач князь опирался на ближайших помощников - старшую дружину, а также местных князей, местную знать, вышедшую из родо-племенной верхушки. Из этих групп и формировался класс феодалов, во главе с великим князем с дружиной, делившейся на старшую и младшую. Старшие дружинники всё чаще стали называться боярами, младшие - отроками, что было показателем социального статуса, а отнюдь не возраста. Экономическую основу существования зарождающегося феодального класса на первых порах составляла дань, собираемая во время уже упоминавшегося полюдья. Очевидно, существовали определённые нормы сбора дани как для киевского князя, так и для местных князей. Нарушения договорённости по этим нормам приводили к конфликтам, как это произошло в 945 году, когда древляне убили великого киевского князя Игоря за попытку собрать дань сверх уже полученной. Постепенно основой существования верхушки феодального класса вместо прямой передачи части собранной дани стали доходы с пожалованных земель, на которых работали как челядь и холопы - различные категории рабов по древнерусской терминологии, так и лично свободные крестьяне-смерды. Консолидации феодального класса способствовали общие задачи государственного строительства, необходимость поддерживать порядок на контролируемой территории. Немалую роль в этом процессе сыграла и религиозная реформа, проведённая князем Владимиром Святославичем в 988 - 989 гг.
Принятие христианства явилось важным шагом в истории Киевской Руси. Главной причиной, приведшей Владимира к принятию столь смелого решения, как отказ от традиционной славянской веры, было изменение многих сторон жизни Руси с момента образования государства. Нуждам нового государства и его феодальной верхушки языческие представления подходили плохо. Необходимость изменений в сфере религиозных верований была осознана Владимиром и его приближёнными раньше, чем возник вопрос о принятии христианства. Сначала была предпринята попытка реформировать традиционную религию: во главу пантеона был поставлен княжеско-дружинный бог Перун, сделана попытка создать более строгую иерархию небожителей. Но население не поддержало это начинание, посколько Перун в его представлении не мог соперничать с такими могучими божествами, как Сварог или Даждьбог. Помимо этого, в дружине самого князя было много представителей других народов, для которых любой славянский бог являлся чужим и непонятным. Кроме того, отношение соседей к языческому государству было далёким от признания в нём равноправного партнёра, особенно это касалось Византии. Собственно, после принятия решения об отказе от языческой веры, вопроса о том, какую религию принять, не стояло. Ясно, что это должно было быть христианство византийского образца. Причин тому было много: уже бабка Владимира, княгиня Ольга, приняла крещение в Константинополе, среди его дружинников было много христиан, в Киеве существовали христианские церкви, и православие не было для восточных славян абсолютно незнакомой верой. Кроме того, именно Византия была тем государством, контакты с которым представляли для Древней Руси наибольшую ценность. Почему же тогда в летописи содержится весьма колоритный рассказ об устроенном Владимиром “испытании вер”, когда представители разных вероисповеданий доказывали князю преимущества своих учений? Дело в том, что в эпоху раннего средневековья принятие религии от кого бы то ни было означало признание определённой политической зависимости. Именно таких отношений с Византийской империей Владимир Святославич, судя по всему, и не желал, отсюда и устроенный спектакль с испытанием вер, смысл которого заключался в том, что киевский князь публично демонстрировал абсолютную независимость и свободу своего выбора, после чего уже невозможны были претензии Византии на политический патронаж. Учитывая отношения той эпохи к вопросам вероисповедания, можно сказать, что Древняя Русь сразу вошла в состав христианских государств на положении равноправного партнёра.
Киевская знать охотно приняла христианство - оно помогало ей властвовать над народом. Но народ во многих местах сопротивлялся новой вере. Христианство нередко вводили силой. В Новгороде вводившие христианство начальники Добрыня и Путята сожгли за сопротивление половину города. Были восстания против новой веры и в других городах. Церковь получила от князей большие земельные владения и десятую часть государственных доходов (“десятину”).
Христианство сильно укрепило Древнерусское государство. Оно поддержало княжескую власть и облегчило связи с другими государствами, где была принята христианская религия. Там уже не могли пренебрежительно смотреть на язычников-славян – ведь они были теперь одной веры с ними.
Христианское духовенство было грамотным. При церквах собиралось много книг, работали переписчики, открывались школы. Жизнь стала культурнее, чем при язычестве.
Особенно это было заметно при князе Ярославе, прозванном Мудрым (978-1054 гг.). В Киеве по его приказу были возведены многие прекрасные строения - величественный храм Святой Софии, новые городские стены с “Золотыми воротами”. Во время его княжения работали многие искусные художники и архитекторы – русские и иностранные. Хотя в знаменитых постройках, в церковных иконах и росписях сильно было влияние Византии, в целом складывалась постепенно новая, своеобразная русская живопись и архитектура.
Древнерусское государство сильно укрепилось при Ярославе Мудром. Иностранные короли искали с ним союза. Сам Ярослав женился на шведской принцессе, а дочерей своих выдал замуж за французского, венгерского и норвежского королей. Сын Ярослава женился на византийской принцессе. Это укрепило связи Киевской Руси с другими государствами.
При Ярославе Мудром было положено начало русскому письменному законодательству. Русские законы того времени назывались “Русской правдой”. Она основывалась на старых русских обычаях. Сыновья Ярослава дополняли ее новыми постановлениями. Была запрещена кровная родовая месть – пережитки родового строя. За убийство человека раньше мстили родственники убитого, убивая родных убийцы из поколения в поколение. Теперь же за убийство положен был денежный штраф. Создание письменных законов было большим шагом вперед в деле установления государственного порядка.
Славянская теория. Родоначальником славянской (или автохтонной, антинорманской) теории происхождения Древнерусского государства был российский ученый М. Ломоносов (1711 1762). В варяжской версии он усмотрел кощунственный намек на «ущербность» славян, на их неспособность самостоятельно организовать на своих землях государство. По мнению академика Б. Рыбакова, норманизм возник тогда, «когда и немецкая и русская наука находились еще в младенческом состоянии, когда у историков были весьма туманные представления о сложном многовековом процессе рождения государственности. Ни система славянского хозяйства, ни длительная эволюция социальных отношений не были известны ученым. «Экспорт» государственности из другой страны, осуществленный двумя-тремя воинственными отрядами, казался тогда естественной формой рождения государства».