Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2013 в 16:37, реферат
Восточные славяне занимали обширную территорию от Онежского и Ладожского озер на севере до устьев рек Прут, Днестр, Южный Буг на юге, от предгорий Карпат на западе до междуречья Оки и Волги на востоке. На этой территории были расселены полтора десятка племенных союзов (или княжений). Племенные союзы образовывались у восточных славян, начиная с VI века путем объединения многих племен вокруг наиболее сильного племени, по имени которого получал название весь союз. В среднем течение Днепра жили Поляне, в бассейне реки Припять селились Древляне и Дреговичи, в верхнем течение Днепра – Радимичи. В бассейнах рек Десна, Сейм, Сула селились Северяне, в междуречье Южного Буга и Днестра – Уличи, а между реками Днестр и Прут – Тиверцы. В предгорьях Карпат жили Белые Хорваты, а по берегам Буга и Днестра – Волыняне. В верховьях Западной Двины и Днепра селились Кривичи, в среднем течение Западной Двины при впадении в нее реки Полоты, селились Полочане, вокруг озера Ильмень – ильменские словене, а в бассейне Оки – Вятичи.
Происхождение восточных славян, кто такие восточные славяне.
Проблема происхождения государства восточных славян.
Загадка названия “Русь”
Заключение.
Список использованной литературы
Ирано-славянская теория. Согласно этой теории существуют два вида русов - русы-ободриты (или руги, жители Рюгена (прибалтийские славяне)), и причерноморские русы, потомки славянских и иранских племен. Словенами ильменскими были приглашены русы-ободриты. При объединении восточнославянских племен в единое государство - Русь, происходит сближение двух видов русов. Нарративные и лингвистические источники доказывают давнее происхождение этнонима русов в форме "рос" на Северном Причерноморье. На иранское происхождение, в форме "рус", указывали в свое время А.И. Рогов и Б.Н. Флоря. В "Гетике" Иордана, готского историка VI в., есть упоминание о племени росомонов. Форма "рос" у М. Фасмера отождествляется с древнеиранским словом auruša, что означает "белый", так же и в осетинском vors. А.Г. Кузьмин расшифровал название племени "роксаланы" как светлые или белые аланы. Итак, форма "рос" имеет тождественность с иранскими языками (от слова "рохс"). Со времени скифского господства в Северном Причерноморье ираноязычные народы имели влияние на неиранские племена. Среди этих неиранских племен были и славянские племена (анты), что проживали между Поднепровьем и Подонцовьем в период раннего средневековья, и которые имели отношения с иранскими племенами.
Кельтско-славянская теория. По мнению академика НАН Украины В.Г. Скляренко, новгородцы обратились за помощью к варягам-славянам (прибалтийским славян), которые назывались рутенами, или русами. Название рутены (русы) происходит от одного из кельтских племен, так как кельты-рутены приняли участие в этническом формировании славян о.Рюген. Кроме них еще существовали азовско-черноморские русы - потомки антов и кельтов-рутенов, известные еще до приглашения новгородцами варягов-славян. И азовско-черноморские русы, и варяги-русы - славянско- кельтского происхождения, только первые имеют восточнославянско-кельтское, а вторые - западнославянско- кельтское происхождение. А запорожские казаки были потомками азовско-черноморских русов.
Индоиранская теория. Индоиранская теория Индоиранская гипотеза настаивает на том, что этноним «рос» имеет иное, чем «рус», происхождение, являясь значительно более древним. Сторонники этого мнения, также берущего начало от М. В. Ломоносова, отмечают, что народ «рос» впервые упомянут ещё в VI веке в «Церковной Истории» Захарием Ритором, где он помещается по соседству с народами «людей-псов» и амазонок, что многие авторы трактуют как Северное Причерноморье. С этой точки зрения его возводят к ирано-язычным (сарматским) племенам роксаланов, или росомонов, упоминаемых античными авторами. Вариант этой теории разрабатывал Г. В. Вернадский, который помещал первоначальную территорию русов в дельте Кубани и полагал, что своё имя они усвоили от роксаланов («светлых аланов»), которые, по его мнению, были частью антов. При этом он считал русов этническими скандинавами. В 60-е гг. XX века украинский археолог Д. Т. Березовец предложил отождествить с русами аланское население Подонья, известное по памятникам салтово-маяцкой культуры. В настоящее время эта гипотеза разрабатывается Е. С. Галкиной, которая отождествляет Подонье с центральной частью Русского каганата, упоминаемого в мусульманских, византийских и западных источниках в IX в. Она считает, что после разгрома этого объединения племенами венгров в конце IX в., имя «Русь» от ираноязычных русов-аланов (роксоланов) перешло к славянскому населению Среднего Поднепровья (поляне, северяне). В качестве одного из аргументов Галкина приводит аланские этимологизации всех отличных от славянских "русских" названий Днепровских порогов из сочинения Константина Багрянородного.
Хазарская теория. Хазарская теория По мнению профессора Гарвардского университета (США) О. Прицака, автора шеститомного исследования «Происхождение Руси», Древнерусское государство не было основано ни варягами, ни славянами. Оно представляло собой полиэтничный и многоязычный торговый союз, который в процессе установления своего контроля над торговыми путями между Балтийским, Средиземным и Каспийским морями создал в Восточной Европе политическое объединение под названием Русь. Иными словами, «Русью» изначально именовалась не этническая общность, а особая подвижная социальная группа, состоявшая из профессиональных воинов- купцов. Синтез корпорации морских и речных кочевников (викингов, варягов) со степными кочевниками (хазарами) способствовал, по мнению Прицака, появлению в IXX вв. Волжско-Русского каганата. Против концепции О. Прицака выступили многие современные украинские историки. Одним из главных оппонентов американского профессора стал, в частности, академик П. Толочко. К наиболее слабым аргументам Прицака он отнес его тезис об «экспорте» государственности в славянские земли из соседних стран (только не другим народом, как это было у норманистов, а мифическим многонациональным торговым союзом), а также утверждение о том, будто Киев изначально был хазарским городом.
Загадка названия «Русь»
Древнейшие поселения восточных славян, из которых позже образовались первые русские города, все без единого исключения обосновались на реках. Река в значительной степени обеспечивала жизнедеятельность наших предков: давала воду для приготовления пищи и ведения хозяйства, снабжала рыбой и водной птицей, предоставляла легкий, идеально гладкий путь по воде летом, по льду - зимой; река образовывала также естественную защиту на крутых, изрезанных притоками берегах.
Наши далекие предки обожествляли реку и первое свидетельство о почитании славянами рек и водяных божеств зафиксировано у византийца Прокопия в 6 веке н.э. Нестор тоже писал, что в языческую эпоху мы вместо богов почитали реки, озера, источники.
Словацкий лингвист и этнограф Павел Шафранек (1795-1860) в своих трудах отметил, что в праславянском языке река называлась руса (rusa). Он писал: «Это - коренное славянское слово, как общее существительное имя, уже осталось в употреблении только у одних русских в слове русло, обозначающем ложбину, русло реки, глубь, вир; но как собственное имя рек, городов и селений, более или менее близ них лежащих, употребляется почти у всех славян».
Знаменитый русский историк прошлого века Д.И.Иловайский писал: « Народное имя Рось или Русь, как и многие другие имена, находится в непосредственной связи с названиями рек. Восточная Европа изобилует реками, которые носят или когда-то носили именно это название. Так Неман в старину назывался Рось; один из его рукавов сохранил название Русь; а залив, в который он впадает, имел название Русна. Далее следуют: Рось или Руса, река в Новгородской губернии; Рось, знаменитый приток Днепра на Украине; Руса, приток Семи; Рось-Оскол; Порусье, приток Полиста и прочие. Но главное, имя Рось или Рас принадлежало нашей Волге». От того же праславянского корня «рус» образовано слово русалка, с древним культом ее связано множество языческих поверий и языческие обряды русалии.
В.И.Даль зафиксировал в своем словаре много диалектных русских слов, производных от того же исходного корня «рус»: руслень - приполок за бортом, за который крепятся ванты; руслина - быстрина, стрежень; руст – «вода идет рустом», это значит, она идет потоком, струей; собственное имя Рус – «сказочное чудовище днепровских порогов»; мужское имя Руслан, памятное по пушкинской поэме.
Главным же путеводным словом для нас остается «русло», присущее только русскому языку и образованное от корня «рус» с конечной русской флексией, очень распространенной в нашем языке: вес-ло, ветри-ло, тяг-ло, сус-ло, мы-ло, мас-ло, коромыс-ло, точи-ло и так далее.
Великое множество племен и народов на земле называлось по месту их преимущественного обитания. Самоназвание приморских чукчей - ан калын («морские жители»), бедуины – «жители пустынь», селькупы - шеш куль («таежный человек»), индейцы сенека - нунда-вэ-о-но («великий народ холмов»).
Отсюда вывод: если «руса» - это «река» - извечное место поселений наших предков, с которой всегда был так тесно связан их образ жизни и верования, «рус» - праславянский корень, образовавший такое большое гнездо слов только в русском языке, Рус - уже полузабытое мифическое днепровское божество, то обобщенный этноним «русы» или «руссы» - издревле значило «живущие на реках», «жители рек», «речной народ».
Таким образом, Ф.Кнауэр считает, что «...имя народа русь чисто славяно-русского происхождения» и в точной передаче слова означает не что иное, как приволжский народ.
Первые упоминания имени «русь» относятся к тому же времени, что и сведения об антах, славянах, венедах, т. е. к 5-7 вв. Описывая племена, жившие между Днепром и Днестром, греки называют их антами, скифами, сарматами, готские историки — росоманами (русыми, светлыми людьми), а арабы—русью. Но совершенно очевидно, что речь шла об одном и том же народе.
Проходят годы, имя «русь» все чаще становится собирательным для всех племен, живших на огромных пространствах между Балтикой и Черным морем, окско-волжским междуречьем и польским пограничьем. В 9 в. имя «русь» упоминается в трудах польским пограничьем. Также в 9 в. имя «русь»упоминается в трудах византийских, западных и восточных авторов несколько раз.
860 г. датировано сообщение византийских источников о нападении Руси на Константинополь. Все данные говорят за то, что эта Русь была расположена в среднем Поднепровье.
От этого же времени доходят сведения об имени «русь» и на севере, на побережье Балтийского моря. Содержатся они в «Повести временных лет» и связаны с появлением легендарных и неразгаданных до сего времени варягов.
Летопись под 862 г. сообщает о призвании племенами новгородских словен, кривичей и чуди, живших в северо-восточном углу восточнославянских земель варягов. Летописец сообщает о решении жителей тех мест: «Поищем себе князя, который бы владел нами и судил по праву. И пошли за море к варягам, к руси». Далее автор пишет, что «те варяги назывались русью», точно так же, как свои этнические названия имели шведы, норманны, англы, готландцы и др. Таким образом, летописец обозначил этническую принадлежность варягов, которых он называет «русью». «Земля наша велика и обильна, а наряда (т. е. управления) в ней нет. Приходите княжить и владеть нами».[ Гумилев 2005, : С.156]
Летопись не раз возвращается к определению того, кто такие варяги. Варяги — это пришельцы, «находники», а коренное население — словени, кривичи, угро-финские племена. Варяги же, по словам летописца, «сидят» на востоке от западных народов по южному берегу Варяжского (Балтийского) моря.
Таким образом, пришедшие к славянам варяги, словени и иные жившие здесь народы и стали называться русью. «А словеньский язык и русский одно есть»,— пишет древний автор. В дальнейшем и поляне, жившие южнее, также стали называться русью.»
Таким образом, имя «русь» появилось в восточнославянских землях на юге, постепенно вытеснив местные племенные наименования. Появилось оно и на севере, принесенное сюда варягами.
Надо вспомнить, что славянские племена овладели в первом тысячелетии н. э. огромными пространствами Восточной Европы между Карпатами и Южным побережьем Балтийского моря. Среди них названия русы, русины были весьма распространены. До настоящего времени на Балканах, в Германии живут их потомки под своим собственным названием «русины», т. е. русые люди, в отличие от блондинов — германцев и скандинавов и темноволосых обитателей юга Европы. Часть этих «русинов» передвинулась из Прикарпатья и с берегов Дуная в Поднепровье, о чем сообщает и летопись. Здесь они сошлись с обитателями этих краев, также славянского происхождения. Другие русы, русины осуществляли контакты с восточными славянами в северо-восточном районе Европы. Летопись точно указывает «адрес» этих русов-варягов — южные берега Балтики.
Варяги воевали с восточными славянами в районе озера Ильмень, брали с них дань, затем заключили с ними какой-то ряд или договор и в пору их межплеменных усобиц пришли сюда в качестве миротворцев со стороны, в качестве нейтральных правителей. Такая практика приглашения князя или короля на правление из близких, зачастую родственных земель была весьма распространена в Европе. Эта традиция сохранилась в Новгороде и позднее. Туда приглашали на княжение владетельных особ из других русских княжеств.
Конечно, в рассказе летописи много легендарного, мифического, как, например, весьма распространенная притча о трех братьях, но немало в нем и реального, исторического, говорящего о старинных и весьма противоречивых отношениях славян со своими соседями.На основании сообщения летописи о варягах некоторые ученые и зарубежные, и русские в 18-20 вв. создали и отстаивали так называемую норманнскую теорию происхождения Русского государства.
Заключение
Вопрос о происхождении
славян считается одним из основных
вопросов в истории Восточной
и Юго-Восточной Европы.
Древнерусское государство явилось важнейшей
вехой в истории народов нашей страны
и его соседей в Европе и Азии. Древняя
Русь стала крупнейшим для своего времени
европейским государством. Ее площадь
составляла более 1 млн. кв. км, а население
- 4,5 млн. человек. Естественно, что она
оказала сильнейшее влияние на судьбы
мировой истории.
Древняя Русь с самого начала была полиэтническим
государством. Народы, в нее вошедшие,
продолжали потом свое развитие в составе
других славянских государств, ставших
ее преемниками. Одни из них ассимилировались,
добровольно утратили свою этническую
самостоятельность, другие же сохранились
до наших дней.
Громадное значение имело древнерусское
право, памятники которого, особенно Русская
Правда, дожили и до Московского государства.
Имели они значение и для права соседних
народов.
Объективные исторические процессы развития
феодализма повлекли за собой отмирание
Древнерусского государства. Развитие
феодальных отношений, породившее Древнюю
Русь, привело, в конце концов, к ее распаду,
неизбежному процессу установления феодальной
раздробленности в XII века.
Список использованной литературы
1. Скрынников Р.Г. Русь X – XVII в.
2. Отечественная история. Часть I. Под научной редакцией профессора Еремина Ю.В. Авторы - составители: Неверов В.Н., Вьюнов И.А. – М.
3. Н.М. Карамзин «История Государства Российского»
4. Орлов А.С., Георгиев В.А., Георгиева Н.Г., Сивохина Т.А. Учеб. «История России с древнейших времен до наших дней» .
5. Исаев И.А. История государства и права России.