Содержание:
1.
Восточные славяне на пороге образования
государства
2.
Античное наследие в эпоху
Великого переселения народов
3.
Проблемы этногенеза восточных
славян
Список
использованной литературы
1. Восточные славяне
на пороге образования
государства (VI – IX вв.)
Природные
условия
На
складывание и развитие государства
и его населения оказывает
влияние ряд факторов, и, в первую
очередь, таких, как географическое
положение, климатические и природные
условия.
Восточная половина Европы представляет
собой равнину, ограниченную четырьмя
морями – Белым, Балтийским, Черным и Каспийским
и тремя горными хребтами – Карпатами,
Кавказом и Уралом. К морям направляются
многочисленные реки с их притоками, которые
в древние времена служили главным средством
сообщения людей.
Тысячелетие назад вся северная
часть ВосточноЕвропейской равнины
отличалась суровым, холодным
климатом, была покрыта дремучими
хвойными и лиственными лесами,
многочисленными озерами и болотами.
Почвы в этих местах в основном
суглинистые и супесчаные. Далее
к югу идет полоса лесостепи, которая приблизительно
совпадает с полосой наиболее глубокого
и мощного чернозема. Еще далее располагается
степная полоса – безлесая, но плодородная
и удобная для земледелия, А на юговостоке
равнины, на северном побережье Каспийского
моря находится пустыня – непригодные
для обработки песчаники и солончаки.
Климат в средней полосе ВосточноЕвропейский
равнины континентальный: на смену
жаркому, сравнительно короткому
лету с непродолжительной активностью
растительного покрова приходит долгая
холодная и снежная зима.
Все эти природные условия
оказывали разностороннее влияние
на образ жизни народов ВосточноЕвропейской
равнины. В лесной полосе, где
после своего расселения в
основном и проживали восточные
славяне, вся жизнедеятельность
людей была связана с лесом. Его использовали
как строительный материал, топливо, для
изготовления домашней утвари и т.п. С
лесом были связаны основные промыслы:
охота и бортничество1 – сбор меда диких
пчел. Мясом животных, добытых на охоте,
люди питались, из их шкур делали одежду,
а мед использовали для изготовления сладостей
и напитков. В лесу же местные жители скрывались
от нашествия врагов.
Не менее благотворное влияние
на жизнь людей оказывали и
реки. Они служили средством сообщения
между племенами, снабжали людей рыбой
для еды и для обмена. По берегам рек шло
расселение славянских племен: строились
поселения – вначале небольшие деревушки,
а затем большие села и города.
Речные пути со временем приобрели
международное значение, они соединяли
уже не только отдельные племена, но и
различные народы и страны.
Наиболее важным был известный
с VI в. великий водный торговый
путь из Скандинавии в Византию,
который в летописи называется
путем «из варяг в греки». Этот
путь шел с севера на юг,
из Балтийского (Варяжского) моря по
реке Неве в Ладожское озеро (озеро Нево),
далее по реке Волхов в озеро Ильмень,
из него по реке Ловать, затем мелкими
речками и волоком к верховьям Днепра,
и уже по Днепру к Черному морю. Таким образом
у восточных славян осуществлялась связь
с причерноморскими греческими колониями,
а через них с Византией.
Другой международный речной
путь «из варяг в персы»
шел на юговосток по притокам
верхней Волги и далее по
этой реке в земли волжских
болгар и через Хазарское царство
в Каспийское море. Этот торговый
путь служил сообщением с волжскими болгарами,
Хазарским каганатом и далее – со Средней
Азией и арабским миром: по своему значению
он не уступал пути «из варяг в греки».
Расселение
восточных славян
В
процессе расселения восточных славян
по ВосточноЕвропейской равнине у них
происходило разложение первобытнообщинного
строя. В «Повести временных лет» говорится
о племенных княжениях, которые историки
называют племенными союзами. Такой союз
включал 100200 племен, объединенных вокруг
наиболее сильного племени, по имени которого
получал название весь союз. В свою очередь,
каждое отдельное племя состояло из множества
родов и занимало значительную территорию.
В летописи называются десятка полтора
таких племенных княжений и места их расселения.
Так, в среднем течении Днепра жили поляне,
в бассейне реки Припять – древляне и
дреговичи, в бассейне реки Сож (левый
приток Днепра) – радимичи. В бассейнах
рек Десны, Сейма и Сулы селились северяне,
в междуречье Южного Буга и Днестра –
уличи, между реками Днестр и Прут – тиверцы.
В предгорьях Карпат жили «белые» хорваты,
а по Западному Бугу – дулебы, волыняне
и бужане, в верховьях Западной Двины и
Днепра – кривичи, в среднем течении Западной
Двины при впадении в нее реки Полоть –
полочане, на севере, вокруг озера Ильмень
и по реке Волхов – ильменские славяне,
а в бассейне Оки самые восточные из славянских
племен – вятичи.
Каждое племя управлялось своим
вождем – старейшиной, существовал
также совет старейшин и общее
собрание племени – вече.
Данные летописи о расселении
восточных славян через много веков были
подтверждены археологическими находками
женских украшений – височных колец, типичных
для каждого племенного союза.
Важный фактор в формировании
народа и государства представляют
соседствующие народы и племена,
которые отличаются своим языком, укладом
жизни, бытом, нравами и обычаями, культурой
и т.п. В разное время соседские народы
подчиняли себе славянские племена, втягивали
их в сферу своей хозяйственной деятельности
или, наоборот, находились под влиянием
славян.
Соседями восточных славян (к
IX в.) были на западе балтийские
племена: ливы, чудь, весь, корела
и др., западные славяне: поляки
(ляхи), словаки, чехи, а также венгры
(угры); на северовостоке – многочисленные
угрофинские племена: мордва, мари,
мурома, меря и др.; на Нижней Волге – хазары,
на востоке – волжские болгары, а на юге
в Причерноморье – печенеги и другие тюркские
племена.
Расселяясь, восточные славяне вытесняли
живущие здесь народы или ассимилировались
с ними. После закрепления на
новых местах восточные славяне создают
основы своей общественной и хозяйственной
жизни.
Хозяйственная деятельность.Судя
по сохранившимся литературным
па мятникам и археологическим
находкам, славяне еще до своего
расселения по ВосточноЕвропейской
равнине занимались как хлебопашеством
и скотоводством, так и охотой и бортничеством.
Заселяя новые места, они продолжали свои
прежние занятия, хотя их пришлось приспосабливать
к новым условиям. У славян лесостепной
полосы господствовала пашенная система
земледелия – перелог, когда участок земли
засевали несколько лет до его истощения,
а затем переходили на новый. В лесной
зоне использовали подсечноогневую систему
земледелия: вырубали и раскорчевывали
участок леса, деревья сжигали, золой удобряли
землю и также использовали дватри года,
а затем расчищали новый участок. На расчищенных
землях выращивали рожь, пшеницу, ячмень,
просо, овес; из огородных культур – репу,
капусту, свеклу, морковь, редьку, огурцы,
занимались и скотоводством: разводили
лошадей, крупный рогатый скот, свиней,
овец, коз.
В качестве орудий труда использовали
топор, мотыгу, боронусуковатку,
заступ, серп, цепы, каменные зернотерки
и ручные жернова. В южных
районах основным орудием труда
было рало, а позже – деревянный
плуг с железным наконечником
– лемехом.
В качестве рабочего скота
на юге использовали волов,
а в лесной зоне лошадей.
Хозяйство носило натуральный
характер: производились главным
образом продукты земледелия
и скотоводства, необходимые для
удовлетворения насущных потребностей.
Общественный
строй
Расселившись
по Восточно-Европейской равнине, восточные
славяне жили вначале родовыми общинами,
об этом свидетельствует и летопись: «Живяху
кождо со своим родом и на своих местах,
владеюще кождо родом своим».
Русский историк В.О. Ключевский
писал: «Родовой союз держался на двух
опорах: на власти родового старшины и
нераздельности родового имущества. Родовой
культ, почитание предков освящало и скрепляло
обе эти опоры».
С VI в. родовые отношения у
восточных славян стали распадаться
в связи с появлением металлических
орудий труда и переходом от подсечного
к пашенному земледелию, так как уже требовались
совместные усилия всех членов рода для
ведения хозяйства. Основной хозяйственной
единицей стала отдельная семья.
Постепенно, вначале на юге, в
лесостепной зоне, а затем и в лесной,
на севере происходит замена родовой общины
соседской, территориальной, которая называлась
«мир» – на юге, и «вервь»1 – на севере.
В соседской общине сохранялась общинная
собственность на лесные и сенокосные
угодья, пастбища, водоемы, пахотную землю,
но семье уже выделяются в пользование
участки пахотной земли наделы. Эти участки
обрабатывала своими орудиями труда каждая
семья, которая получала в собственность
собранный ею урожай. Со временем переделы
пахотной земли прекращались, и наделы
переходили в постоянную собственность
отдельных семей.
Совершенствование орудий труда
привело к производству не
только необходимого как в
натуральном хозяйстве, но и
прибавочного продукта. Происходило
накопление прибавочного продукта,
а на его основе – развитие обмена
между отдельными семьями. Это привело
к дифференциации общины, росту имущественного
неравенства, накоплению богатства старейшинами
и другой знатью. Высшим органом управления
у славян продолжало оставаться вече2
– народное правление, сообща решавшее
все важнейшие вопросы. Но постепенно
значение его падало.
Восточные славяне вели «многочисленные
войны со своими соседями, отражая
натиск кочевых народов. В то
же время они совершали походы
на Балканы и в Византию. В
этих условиях чрезвычайно возрастала
роль военачальника – князя, который зачастую
являлся главным лицом в управлении племени.
Когда войны были редки, в них участвовали
все мужчины племени. В условиях частых
войн это становилось экономически невыгодным.
Рост прибавочного продукта позволял
содержать князя и его дружину – группу
воинов, преданных только князю. Так, в
VIIIIX вв. формировалась в племенах и племенных
союзах военнодружинная знать, сосредотачивавшая
и власть, и богатство. Они объявляли себя
собственниками земель племени или племенного
союза, облагая соплеменников данью (налогом).
Князь и дружинники богатели
и за счет военной добычи: захваченных
военнопленных они превращали
в рабов, заставляя работать
на своих землях.
В VIVIII вв. рабами у восточных
славян были в основном захваченные
на войне пленники. В то время у славян
существовало обычное право3, по которому
запрещалось порабощать своих соплеменников,
например, за долги и т.п. Рабы из военнопленных
использовались в основном в домашнем
хозяйстве, на самых тяжелых работах. Принципиального
различия между свободным общинником
и рабом не было. Рабство у славян носило
патриархальную форму, когда рабы не образуют
класса, а считаются младшими неполноправными
членами семьи.
Таким образом, у восточных
славян происходила резкая дифференциация
(расслоение) общества, оно вплотную подошло
к образованию государства.
Торговля,
города
Появление
излишков продукции способствовало
активному обмену, а позже появлению
и развитию торговли, которая шла
в основном по многочисленным рекам
и их притокам. Особенно активно использовали
великие водные пути – «из варяг в греки»
и по Волге к Каспийскому морю – «из варяг
в персы».
Путем «из варяг в греки»
активно пользовались скандинавские
народы, которых славяне называли
варягами (отсюда и название самого
пути). Варяги торговали с прибрежными
племенами, в том числе и со славянами.
Доходили они и до греческих причерноморских
колоний, и до Византии. Варяги не только
мирно торговали, но зачастую и грабили,
а иногда нанимались на службу в дружины,
в том числе и к славянским князьям, и на
службу в Византию.
Главными предметами внешней
торговли были меха, воск, мед,
челядь (рабы). С Востока и Византии
шли шелка, серебряные и золотые
изделия, предметы роскоши, благовония,
оружие, пряности.
Успехам торговли способствовало
распространение по южнорусским степям
кочевого тюркского племени хазаров. В
отличие от других азиатских народов хазары
вскоре стали оседать на земле. Они заняли
степи по берегам Волги и Днепра, создали
свое государство, центром которого стал
город Итиль на Нижней Волге. Хазары подчинили
себе восточнославянские племена полян,
северян, вятичей, с которых брали дань.
В то же время славяне использовали протекавшие
по территории хазар Дон и Волгу для торговли.
В.О. Ключевский, ссылаясь на арабские
источники, писал, что русские купцы возят
товары из отдаленных краев страны к Черному
морю в греческие города, где византийский
император берет с них торговую пошлину
– десятину. По Волге купцы спускаются
к хазарской столице, выходят в Каспийское
море, проникают на его юговосточные берега
и даже провозят свои товары на верблюдах
до Багдада. Найденные археологам клады
арабских монет в районе Днепра свидетельствуют,
что эта торговля велась с конца VIIVIII вв.