Признаки и функции государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2015 в 09:19, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы – наиболее полное раскрытие понятия и признаков государства и его функций, классификация видов функций государства и освещение форм и методов их осуществления.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Понятие и признаки государства...........................................................5
Глава 2. Функции государства
2.1. Понятие и признаки функций государства..................................................12
2.2. Классификация и виды функций государства.............................................15
2.3. Формы и методы осуществления функций государства.......………..........26
Заключение………………………………………………………………….........32
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Курсовая ТГП.doc

— 176.50 Кб (Скачать)

1. Правотворческую – т.е. государственную деятельность по разработке и принятию правовых норм. Результатом правотворчества государственных органов могут быть федеральные законы, указы Президента, постановления Правительства, инструкции министерств и ведомств, постановления и распоряжения органов местного самоуправления.

2. Правоисполнительную – государственную деятельность, выражающуюся в создании условий, обеспечивающих реализацию правовых норм. Основное бремя по исполнению правовых норм лежит на органах управления, возглавляемых Правительством страны. В частности, в Российской Федерации федеральные органы исполнительной власти, возглавляемые Правительством РФ, реализацию государственных функций выполняют на основании административного регламента.

3. Правоохранительную – деятельность государства по контролю и надзору за соблюдением и исполнением правовых норм, а также применению принудительных мер к их нарушителям. В результате правоохранительной деятельности издаются акты применения норм права (постановления следователей, протесты и представления прокуроров, приговоры и решения судов и т.д.). Немаловажную роль в осуществлении этой деятельности играет Кодекс РФ об административных правонарушениях.

Под организационными формами осуществления функций государства понимается однородная по своим внешним признакам деятельность государства, не влекущая за собой юридических последствий. В то же время формы организационной деятельности так или иначе реализуются в пределах определенного правового урегулирования, на основе выполнения требований законности.

Выделяются следующие организационные формы:

1. Организационно-регламентирующая - это оперативная текущая организационная работа по решению тех или иных конкретно-политических задач, технико-организационному обеспечению функционирования различных звеньев государственного механизма (например, подготовка проектов документов, организация выборов).

2. Организационно-хозяйственная – это текущая хозяйственная работа по материальному обеспечению реализации государственных функций (например, бухгалтерский учет, статистика, организация снабжения).

3. Организационно-идеологическая – это повседневная оперативно-разъяснительная, воспитательная работа по обеспечению реализации государственных функций (например, формирование общественного мнения, разъяснение издаваемых нормативных актов, работа средств массовой информации).28

Каждая функция государства осуществляется одновременно и в правовых, и в организационных формах. Например, чтобы реализовать функцию охраны правопорядка, необходимо издать соответствующие законодательные акты (правотворческая форма деятельности государства), обеспечить их исполнение (правоисполнительная форма), привлекать к ответственности нарушителей (правоохранительная форма), а в то же время, например, в процессе принятия закона, необходима определенная организационная работа (составление проекта, созыв заседания парламента, работа счетных комиссий в процессе голосования по законопроекту и т. д.).

Методы осуществления функций государства – это способы и приемы, посредством которых государственные органы реализуют функции государства.

Различают четыре метода: убеждение, принуждение, поощрение, рекомендование.

1. Убеждение – ориентирование субъектов права на определенную деятельность без применения силового воздействия, давления.

2. Принуждение – обязывание субъектов права совершать либо не совершать определенные действия посредством применения или угрозы применения государственно-принудительного воздействия.

3. Поощрение – побуждение субъектов права к социально полезной деятельности посредством применения вознаграждения.

4. Рекомендование – ориентирование субъектов права на наиболее желательный, предпочтительный вариант поведения с точки зрения государства и общества.29

Существует и иная классификация методов осуществления функций государства. Можно выделить:

- централизованный метод означает, что государство устанавливает единые правила на всей территории, не допускает самостоятельности субъектов государства. Этот метод обычно связан с жестко централизованным правовым регулированием, когда все сферы охватываются регулированием сверху; это метод единообразного осуществления власти, жесткой властной деятельности.

- децентрализованный метод представляет собой осуществление власти на основе признания идей самоуправления, определенной самостоятельности субъектов государства; государство не вмешивается во все сферы общественной жизни, не все сферы регулируются сверху; остается большой простор для деятельности субъектов государства, которые могут принимать решения с учетом специфики того или иного региона, в зависимости от чего методы осуществления функций государства могут разниться в зависимости географических, социальных, национальных, экономических факторов, составляющих специфику регионов.

- рекомендательный метод. В его основе лежит идея о том, что любую деятельность лучше выполняют профессионалы; государство - организация, специально созданная для управления, она осуществляет его профессионально, из чего делается вывод, что государство лучше справится с функцией управления, чем структуры, работающие не на профессиональной основе. Поэтому государство вправе разрабатывать рекомендации, выполнение которых позволит добиться каких-либо социально значимых целей. Так, государство может разрабатывать примерные планы развития той или иной области государства или отрасли экономики, типовые уставы, положения, правила, использование которых позволит эффективнее реализовать поставленную задачу. Особенность данного метода - он не обязателен для исполнения, но обязателен для ознакомления субъектами, которым они адресованы.

- поощрительный метод заключается в том, что государство создает условия, при которых субъекты заинтересованы в осуществлении деятельности, которая выгодна государству, составляет его функции. Например, в целях выполнения социальной функции государство устанавливает налоговые льготы для предприятий, берущих на работу инвалидов.30

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

В современной отечественной юридической литературе понятие государства определяется через перечисление его признаков. Основные признаки государства - общие и отличительные черты государства, характеризующие его как специфическую организацию общества. Они позволяют идентифицировать государство, выделить его из других организаций общества.

Функции государства определяются в зависимости от основных задач, стоящих перед государством на том или ином этапе его развития. Их формирование происходит в процессе становления и развития государства.

Надо отметить, что несмотря на существование множества как общепринятых, так и новаторских точек зрения на те или иные вопросы о признаках и функциях государства, я постарался хотя бы кратко, но упомянуть о них в своей работе, чтобы сохранить объективность и полноту освещения вопроса. На основе сформулированных в начале работы задач можно сделать следующие краткие выводы:

1. Перечислив основные признаки можно дать определение государству как властно-политической организации общества, обладающей государственным суверенитетом, специальным аппаратом управления и принуждения, государственной казной и устанавливающей правовой порядок на определенной территории.

2. Функции государства представляют собой основные направления деятельности государства по реализации стоящих перед ним задач для достижения определенных целей, обусловленных его сущностью и социальным назначением.

3. Существенными признаками функций государства являются их непосредственная связь с сущностью и социальным назначением государства, направленность на решение задач в интересах достижения государственных целей, которые бывают различными на определенных исторических отрезках времени, видоизменяются в процессе становления, укрепления и дальнейшего развития государства. Функции государства изменяются со временем, их возникновение и утрата обуславливается текущими задачами государства.

4. Государство только тогда функционирует  плодотворно, когда его функции в полной мере соответствуют объективным потребностям общества.

5. Классификация функций государства  производится по многим основаниям, наиболее общепринятым из которых  является деление функций на  внутренние и внешние. Среди внутренних  функций различают экономическую, социальную, функцию налогообложения, функцию развития культуры, науки и образования, экологическую функцию и функцию охраны правопорядка. К внешним функциям относят функцию обороны страны, функцию обеспечения мира и поддержки мирового порядка, функцию интеграции в мировую экономику и сотрудничества с другими странами в решении глобальных проблем.

8. Для последних десятилетий  характерны глобальные функции  государства, характеризующие деятельность  современного государства в масштабных  сферах деятельности (космическая, экологическая и др.), затрагивающих всю цивилизацию.

9. Функции государства – это цельная, взаимосвязанная деятельность всей системы государственных органов, при непременном взаимодействии и сотрудничестве с другими государствами.

10. Каждая функция государства осуществляется одновременно и в правовых, и в организационных формах. Методы осуществления функций государства – это способы и приемы, посредством которых государственные органы реализуют функции государства.

Главной целью государства должно быть обеспечение благополучия его граждан на основе экономического развития, экологической устойчивости и социальной стабильности общества. Поэтому на государственном уровне необходимо наиболее полно разработать все механизмы и направления деятельности по обеспечению устойчивого развития в виде экономической, социальной и экологической политики.

Список использованной литературы:

Нормативно-правовые акты:

1. Конституция Российской Федерации от 12.12.1993г. // Российская газета, № 237, 25.12.1993г.

2. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001г., № 195-ФЗ // Российская газета от 31.12.2001г.

Книги:

3. Абдулаев М.И. Теория государства и права: Учебник для высших учебных заведений. – М.: Финансовый контроль, 2004 – 410 с.

4. Морозова Л.А. Теория государства и права / Л.А. Морозова. – М.:    Юристъ, 2004. – 410 с.

5. Лазарев В.В., Липень С.В. Теория государства и права: Учебник для вузов. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Спарк, 2000. – 511 с.

6. Перевалов В.Д. Теория государства и права: Учебник. – М.: Высшее образование, 2005. – 379 с.

7. Теория государства и права: Учебник для вузов / Под ред. проф. В.М.Корельского и проф. В.Д.Перевалова. – 2-е изд., изм. и доп. – М.: Издательство НОРМА, 2001. – 616 с.

8. Теория государства и права: учебник / В.Л.Кулапов, А.В.Малько. – М.: Норма, 2008. – 384 с.

9. Теория государства и права. Курс лекций / Под ред. Н.И.Матузова и А.В.Малько. – М.: Юристъ, 1997. – 672 с.

10. Теория государства и права: учебное наглядное пособие. – Тюмень: Тюменский филиал Академии права и управления, 2006. – 222 с.

Статьи:

11. Демичев Д.А. Функция преодоления последствий чернобыльской катастрофы в системе функций государства // Правоведение, 1996. - № 3.

12. Морозова Л.А. Функции российского государства на современном этапе // Государство и право. – 1993 - № 6. – с. 98 - 110.

13. Родионова О.В. Характерные черты социальной функции современного государства // История государства и права, 2007. - № 3.

14. Хабибулин А.Г., Чернобель Г.Т. Интересы государства и его охранно-защитная функция // Журнал Российского права, 2008. - № 5.

15. Хачиров Р.Б Административные суды как атрибут социальной функции государства: к постановке проблемы // Администратор суда, 2007. - № 3.

16. Чурсина И.А. Налогообложение: история и современность // Налоги. 2008, - № 3.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 Абдулаев М.И. Теория государства и права: Учебник для высших учебных заведений. – М.: Финансовый контроль, 2004 – С. 20

2 Морозова Л.А. Теория государства и права: Учебник для высших учебных заведений.-М.:Юристъ, 2004 -С.44

3 Абдулаев М.И. Теория государства и права: Учебник для высших учебных заведений. – М.: Финансовый контроль, 2004 – С. 25

 

4 Морозова Л.А. Теория государства и права: Учебник для высших учебных заведений.-М.:Юристъ, 2004 -С.48

5 Абдулаев М.И. Теория государства и права: Учебник для высших учебных заведений. – М.: Финансовый контроль, 2004 – С. 26

6 Демичев Д.А. Функция преодоления последствий чернобыльской катастрофы в системе функций государства //Правоведение, 1996.- № 3, с.5.

7 Морозова Л.А. Функции Российского государства на современном этапе // Государство и право. 1993. - № 6, с.98

8 Теория государства и права: учебник / В.Л.Кулапов, А.В.Малько. – М.: Норма, 2008. – с.63.

9 Теория государства и права. Курс лекций / Под ред. Н.И.Матузова и А.В.Малько. – М.: Юристъ, 1997. – С.61

10 Теория государства и права: Учебник для вузов / Под ред. проф. В.М.Корельского и проф. В.Д.Перевалова. – 2-е изд., изм. и доп. – М.: Издательство НОРМА, 2001. – с.147-148

11 Теория государства и права: Учебник для вузов / Под ред. проф. В.М.Корельского и проф. В.Д.Перевалова. – 2-е изд., изм. и доп. – М.: Издательство НОРМА, 2001. – с.149-150.

12 Теория государства и права: учебное наглядное пособие. – Тюмень: Тюменский филиал Академии права и управления, 2006. – с.32.

Информация о работе Признаки и функции государства