Происхождение, признаки и функции государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2012 в 18:36, контрольная работа

Краткое описание

Государство – это особая суверенная территориальная организация политической власти общества, располагающая специальным аппаратом (включая аппарат принуждения), регулирующая общественные отношения с помощью правовых норм.

Файлы: 1 файл

контр политол.doc

— 104.00 Кб (Скачать)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Происхождение, признаки и функции государства

 

 

Контрольная работа

по политологии

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Государство – это особая суверенная территориальная организация политической власти общества, располагающая специальным аппаратом (включая аппарат принуждения), регулирующая общественные отношения с помощью правовых норм.

Также термин "государство" определяется как особый тип социальных явлений, которые характеризуются следующими чертами:

- отношением власти и подчинения;

- монопольным использованием насилия теми, кто владеет властью;

- наличием юридического порядка;

- относительным постоянством;

- институциональным измерением.

Не следует путать понятия государства и страны, хотя они во многом сходны, но если страна территория жизнедеятельности общества, функционирования (юрисдикции) государства, то государство организация политической власти страны и общества.

 

1. Теории происхождения государства

Теорий происхождения государства существует множество. Такое разнообразие научных взглядов и мнений обусловлено историческими особенностями развития общества, своеобразием тех или иных регионов мира, идеологическими приверженностями авторов, задачами, которые они ставят перед собой, и еще рядом других причин.

              На сегодняшний день существует более десятка теорий происхождения государства, которые по-разному отвечают на вопросы о причинах и путях его возникновения. Все они, вместе взятые,  достаточно полно отражают различные факторы возникновения государства. Рассмотрим самые известные теории, которые различают государство и общество и выделяют происхождение государства и права в качестве специфической проблемы.

1. Теологическая

Авторами данной теории являются Фома Аквинский (ХІІІ в.), Жак Маритен и другие религиозные деятели и мыслители.

Это самая первая и традиционная из существующих на сегодняшний день теорий происхождения государства. Широкое распространение эта концепция получила при феодализме, однако и в настоящее время она отчасти актуальна. Например, она представляет официальную доктрину Ватикана, сохраняет большое значение в мусульманских странах.

Суть этой теории в том, что государство, как и все земное, имеет божественное происхождение. Государство – это практическое воплощение власти Бога на земле. Бог наделяет властью правителя государства и дает ему абсолютную власть над подданными. Признается наличие двух центров власти: светской и духовной, каждая из которых дарована Богом. Именно в рамках этой теории появилась концепция о некоторых богоизбранных народах, благословенных на выполнение особой миссий.

Теологическая теория отстаивает идеи незыблемости, вечности государства, необходимости всеобщего подчинения государственной воле как власти от Бога, зависимости самого государства от божественной воли, которая реализуется через Церковь и другие религиозные организации. Поэтому данную теорию нельзя точно и сразу ни доказать, ни опровергнуть – ведь вопрос об ее истинности решается вместе с вопросом существования Бога. Но в научном отношении данная теория весьма уязвима, поскольку исторические факты показывают, что государство создается не Богом, а людьми.

2. Патриархальная

Патриархальная теория была широко распространена в Древней Греции и Древнем Риме, у её истоков стояли греческие философы Платон и Аристотель. Позже эту теорию развивали Фильмер, Г. Мэн, Н. К. Михайловский.

Согласно патриархальной теории люди стремятся к объединению, к образованию патриархальной семьи, а увеличение числа этих семей и их объединение приводит к образованию государства, при этом государственная власть происходит от отцовской власти. Проще говоря, государство представляет собой разросшуюся семью, а власть монарха в государстве – это естественное продолжение власти отца в семье. Он заботится о членах своей семьи, а они обязаны беспрекословно подчиняться, проявлять свое послушание. Таким образом патриархальная теория обосновывает монархическую, зачастую абсолютную власть.

Современная наука опровергает положения патриархальной теории. Во-первых, не существует исторических свидетельств об образовании государств именно таким образом. Во-вторых, семья и государство выполняют в обществе различные функции. Функция семьи – воспроизводство рода, а функции государства – обеспечение безопасности населения, устранение конфликтов и др. В-третьих, в патриархальном обществе быстро утрачиваются родственные связи. Однако, нельзя отрицать, что семья определенным образом влияет на процесс возникновения государства, создает предпосылки для этого процесса.

3. Договорная

Идеи этой теории возникли еще в древности. Основные ее положения можно найти в учении Мо-цзы (буддизм), сочинениях античных философов Этекура, Тита Лукреция Кара. Но все-таки авторами этой теории принято считать ранне-буржуазных мыслителей – Б. Спинозу, Томаса Гоббса, Джона Локка, Жан Жака Руссо, П. Гольбаха, А. Н. Радищева, Г. Гроцкого.

Считается, что было время, когда не было ни государства, ни права. Договорная теория предполагает, что государство возникло в результате общественного договора о правилах совместного проживания. Сторонники договорной теории исходили из того, что государству предшествует естественное состояние, правда, они характеризовали его по-разному, от всеобщей свободы по Руссо до "войны всех против всех" по Гоббсу. Жан Жак Руссо называет это время «золотым временем», т. к. оно характеризовалось неограниченной свободой, т.е. люди жили в соответствии со своими естественными правами. Но в процессе развития общества появились насилие и беспорядок. Чтобы обеспечить нормальную жизнь, защитить права каждого человека, люди объединились и заключили между собой определенный договор. Суть этого договора заключается в том, что часть своих прав, присущих людям от рождения, они передают государству как органу, представляющему и защищающему их общие интересы. Государство же, со своей стороны, должно обеспечить права человека, в противном случае народ совершит революцию. Общественный договор представляет собой не какой-то конкретный документ, а определенное состояние общества. Теория носит демократический характер.

Под влиянием данной теории сформировалась государственность США. Однако у нее много недостатков, главным из которых является факт, что обычные люди не могли построить государство, т. к. государство представляет собой весьма сложный механизм. Также эта теория игнорирует материальные и экономические предпосылки возникновения государства.

4. Теория насилия

Возникла и получила распространение в конце ХІХ  - начале ХХ века. Согласно данной теории, государство – это результат завоевания. Теория насилия состоит из двух теорий:

а) Теория внешнего насилия, авторами которой являются – К. Каутский, Л. Гумплович.

Эта теория предполагает, что государство возникло как результат насилия, путем завоевания слабых и беззащитных племен более сильными и организованными. По мнению авторов, именно племена впоследствии превратились в классы и сословия.

б) Теория внутреннего насилия – ее автор Е. Дюринг.

По его мнению, государство возникает как результат насилия одной части общества над другой, большинства над меньшинством.

В целом теория насилия проповедует культ насилия, завоевания, эксплуатации, порабощения одних народов другими. Ее сторонники пытаются доказать, что при дальнейшем развитии общества все  государство превращается в инструмент всеобщей гармонии, в орган защиты и обеспечения всеобщего блага как сильных, так и слабых. Если проанализировать теорию насилия, то можно понять, что она описывает один из частных случаев возникновения государства. Например, эта теория была воспринята нацистской Германией как официальная идеология, также она имела место при возникновении венгерского государства. Однако данная теория преувеличивает роль насилия и недооценивает социально-экономические и иные факторы в происхождении государства.

5. Психологическая

Психологическая теория возникла в ХІХ веке. Ее авторы – это французский ученый Г. Тард и русский ученый Л. И. Петражицкий. Они объясняют возникновение государства проявлением свойств человеческой психики, потребностью индивида жить в обществе, в коллективе, потребностью человека к поиску авторитета, указаниям которого следуют все остальные. У одних людей есть потребность повелевать, а у других – подчиняться.

По мнению создателей этой теории, осознание людьми справедливости определенных моделей поведения в обществе и есть причина возникновения государства. Для обоснования своей идеи сторонники данной теории ссылаются на исторические примеры зависимости человеческого сознания от авторитета вождей, религиозных и политических деятелей, царей, королей и других лидеров. Основной недостаток этой теории заключается в том, что человеческая психика не первична по отношению к социально-политической действительности, а наоборот, формируется под ее воздействием. Но все-таки свойства человеческой психики оказывают определенное влияние на социальные закономерности.

6. Классовая (марксистская, социально-экономическая, историко-материалистическая)

Возникла в ХІХ веке. Ее создателями являются Л. Морган, К. Маркс, Ф. Энгельс, В. И. Ленин, Г. В. Плеханов.

Для марксистской теории характерен последовательный материалистический подход, она связывает возникновение государства с частной собственностью, расколом общества на классы и классовым антагонизмом. За основу классовой теории взята экономическая теория, согласно которой экономически господствующий класс создает государство для принуждения своих конкурентов. Государство рассматривается как инструмент группового насилия, аппарат власти, господства и управления общественными процессами в интересах определенного класса. Государство возникает там и тогда, где и когда происходит разделение общества на классы. Данная теория лежала в основе идеологических установок большевиков, пришедших к власти в России в октябре 1917 года. Именно они стали основой официальной идеологии советского общества.

Основным недостатком классовой теории является недооценка конкретно-исторических и региональных особенностей, а также других факторов, влияющих на возникновение государства. В частности,  она не может дать объяснение факторам возникновения государств на Востоке, где частная собственность на землю и средства производства не получили широкого распространения.

7. Органическая

Эта теория появилась в ХІХ веке в связи с успехами естествознания. Ее создателем является английский ученый Г. Спенсер. В соответствии с органической теорией само человечество возникает как результат эволюции животного мира от низшего к высшему. Дальнейшее развитие приводит к объединению людей в процессе естественного отбора (борьба с соседями) в единый организм – государство.

В рамках данной теории государство рассматривается в виде произведения сил природы, непостижимого биологического существа, а не в виде продукта общественного развития. Государство ассоциируется с живым организмом, в котором правительство осуществляет роль мозга и т. п.

В настоящее время органическая теория не имеет распространения, т. к. с научной точки зрения она несостоятельна.

8. Спортивная

Автором спортивной теории происхождения государства является испанский ученый Хуан Ортега–и–Гасет.

Суть  данной теории состоит в том, что усложняющееся физическое воспитание подрастающего поколения сыграло главную роль в возникновении государства. У первобытных народов существовал обряд посвящения юношей в мужчины, которым занимались специально созданные органы. Функции эти органов были схожи с функциями государства. Впоследствии эти органы и переросли в государство. В основе спортивной теории лежат исторические факты о развитии Древней Греции. Однако Греция – единственная страна, в возникновении которой спортивная теория имела место.

9. Расовая теория

Ее основателями считаются французский ученый Ж. А. де Гобино и немецкий – Ф. Ницше.

Согласно этой теории государство появляется в результате разделения общества на высшие и низшие расы, оно необходимо для господства одних рас над другими. Расовая теория носит скорее политический, чем научный характер. Она была принята фашистами для объяснения права арийской расы на захват и уничтожение других народов. В современной науке расовая теория полностью опровергается, т. к. с позиций нравственных ценностей нет никаких оснований для деления рас на высшие и низшие.

10. Ирригационная

Ее автор, немецкий ученый К. Витфогель, предполагает, что государство возникло в результате осуществления обществом работ по созданию оросительных каналов, ирригационных сооружений.

Эта теория разработана на основе исторических фактов. В отдельных регионах с жарким климатом (Междуречье, Египет, Китай) этот механизм действительно имел место. При переходе на оседлое земледелие возникла необходимость ирригационных работ, они были сложными и трудоёмкими, требовали умелой организации, её стали осуществлять специальные организаторы, которые впоследствии и образовали государственный аппарат. Теория является локальной и может объяснить процесс происхождения государства лишь в некоторых регионах, но если говорить о происхождении государств в целом, то эта теория явно далека от истины.

11. Инцестная (половая)

Появилась в ХІХ веке. Основоположником этой теории является французский этнограф и социолог К. Леви-Строс. В основе этой теории лежит предположение, что причиной происхождения государства является запрет кровосмешения между родственниками (запрет инцеста). Контроль за соблюдением этого запрета был возложен на специальный орган, который впоследствии стал выполнять государственные функции.

Данная теория основана на историческом факте перехода от эндогамных половых отношений к экзогамным. Инцестная теория не имеет научного подтверждения, т. к. первобытные люди не могли осознать все отрицательные последствия кровосмешения.

12. Диффузная

Ее автором является Гребнер. Термин «диффузия» происходит от латинского слова diffusio – распространение.

Эта теория предполагает, что государство возникает в результате передачи опыта управления от одних народов к другим. Об истинности этой теории можно сказать, что передача опыта действительно существовала, но теория не объясняет, почему и как государство появилось впервые.

 

 

 

13. Патримониальная

Основатель этой теории, А. Галлер, считал, что государство произошло от права собственника на землю (патримониум). Право владения землей распространилось и на проживающих на ней людей.

14. Экономическая.

              Автором теории считается французский мыслитель XVIII-XIX веков Сен-Симон. Истоки данной теории восходят к Платону, объяснявшему причины появления государства общественным разделением труда.

Согласно этой теории государство есть результат исторического прогресса и экономических преобразований, оно возникает при переходе от потребления к производству. Экономическая теория логически стройна, подтверждается многими историческими свидетельствами, однако она недооценивает значение других факторов.

15. Современный материалистический подход (теория специализации).              

Согласно данной теории государство возникло как аппарат управления делами раннеземледельческой общины. По мере перехода от присваивающего хозяйства к производящему, разделения (специализации) труда стали выделяться люди, занимающиеся управлением, затем стали создаваться специальные органы управления. Одновременно шёл процесс социального расслоения (образования классов).

Все эти теории происхождения государства ограничены и носят субъективный характер. Очевидно происхождение государства невозможно объяснить, выделяя в качестве причины какой-то один фактор. Именно поэтому современные подходы к этому вопросу выдвигают ряд факторов: экономические, экологические, демографические, психологические, внешние и другие. Только совокупность различных факторов способна объяснить такой сложный процесс, как возникновение государства.

 

 

2. Признаки государства.

              Основными, существенными признаками государства являются территориальная организация населения, государственная власть, государственный суверенитет, право и сбор налогов. Эти признаки отличают государство от других организаций в обществе.

              Территориальная организация населения – государство имеет определенную территорию, власть государства распространяется на население, проживающее на его территории (в отличие от власти в первобытном обществе, где подчинённость людей власти распространялась на членов рода). Государственная территория – это ограниченная часть поверхности мира, исключительная область господства, являющаяся пространственной основой государства. Она включает суши, недра, водное и воздушное пространство и т.д., без территории государство существовать не может, хотя территория государства может изменяться. Население - человеческое сообщество, проживающее на территории государства (или на иной определённой территории). При этом население и народ - понятия не тождественные. Народ - это социальная группа, члены которой обладают чувством общности и принадлежности к государству благодаря общим чертам культуры и историческому сознанию. Государственным народом является оседлый, рассчитанный на длительный срок союз людей, который в современное время связан в правовом отношении членскими узами государственной принадлежности. Число жителей и величина территории не играют здесь существенной роли. Микрогосударства также являются государствами.

              Государственная власть – особая публичная власть, воплощённая в государственных органах. Государственная власть выполняет функции управления и принуждения. Она требует организационного господства с перспективой на длительность, осуществляемого эффективным, дееспособным правительством, причем хотя бы над большей частью территории и над большинством жителей.  Государственная власть осуществляется посредством органов, объединённых в единую систему – государственный аппарат, который наделён государственно-властными полномочиями, то есть правом принимать обязательные для исполнения решения, прибегать к принуждению для реализации её решений. Государственный аппарат включает не только аппарат управления, но и аппарат принуждения (включая армию).

Государственный суверенитет – это свойство государства самостоятельно и независимо от других государств и иных организаций осуществлять свои внутренние и внешние функции (то есть свободно решать свои дела как внутри страны, так и в международных отношениях). Другие организации общества и территориальные образования суверенитетом не обладают. Государственная власть нуждается в суверенности. Во внутреннем отношении это означает превосходство во власти над всеми политическими силами на данной территории. Средством этой власти служит постоянное, эффективное владение монополией на власть. Лишь государственная власть обладает верховенством, т.е. таким суверенным свойством, которое состоит в правомочии устанавливать в обществе единый правопорядок, правоспособность государственных органов и общественных организаций, наделять правами и обязанностями должностных лиц и граждан.

Верховенство государственной власти конкретно проявляется:

      в универсальности - её властная сила (и только она) распространяется на всё население и общественные организации данной страны;

      в прерогативе - государственная власть вправе отменить, признать ничтожным любое проявление всякой другой общественной власти;

      в наличии у неё таких средств воздействия, которыми никакая другая власть не располагает;

      в непосредственном осуществлении властных велений по таким каналам, которые другим общественным властям обычно недоступны (законодательство, государственное управление, правосудие).

Сказанное не всегда можно отнести к практике осуществления суверенитета внутри стран, отличающихся сложной структурой. Речь идёт прежде всего о федеративных государствах. А в России вопрос о государственном суверенитете приобрёл такую остроту, что от правильного  его решения зависит сохранение целостной государственности как таковой.

Право государство осуществляет правотворческую деятельность, обеспечивает действие норм права на всей территории. Вместе с тем деятельность государства и его органов основана на нормах права (по крайней мере в конституционных государствах).

Сбор налогов налоги собираются государством с населения и могут быть взысканы в принудительном порядке. Сбор налогов (а также других обязательных сборов) необходим для обеспечения функционирования государственного аппарата и выполнения задач, осуществления функций государства.

Помимо основных признаков государства выделяют ещё и дополнительные признаки, такие, как государственный язык, денежная единица, единое экономическое пространство, единая дорожно-транспортная, энергетическая, информационная система и т.д.

Государство представляет собой нечто большее, чем просто сумма отдельных элементов. Последние составляют лишь правовой скелет органического целого, действующего единства, охватывающего как субъекты, так и объекты господства и связывающего поколения в их последовательности. Государство не возникает естественным путем, хотя с необходимостью вытекает из реальных данностей. Оно целерациональная организация, деятельный продукт практического разума. Единство государства обеспечивается учреждениями, но одним лишь этим нельзя его создать и сохранить на длительный срок. Оно должно осуществляться также гражданами и должностными лицами через экзистенциальную интеграцию, его необходимо постоянно обновлять, с тем, чтобы оно стало и оставалось действительностью.

                         

3. Функции государства.

Вопрос о функциях государства на любом этапе развития является одним из важнейших в общей теории государства. Это обусловлено, во-первых, тем, что в функциях проявляется сущность государства, его социальное назначение. Поэтому познание функций служит предпосылкой познания главного и определяющего в государстве. Во-вторых, функции государства определяют его структуру. Иными словами, структура государственной деятельности определяется системой тех общественных отношений, но которые государство оказывает необходимое воздействие, и её невозможно характеризовать в отрыве от системы регулируемых государством общественных отношений. Изменение функций неизбежно ведёт к изменению структуры. Поэтому функциональный метод познания является исходным.

Что же понимается под функциями государства?

В литературе можно насчитать до двух десятков таких определений. За терминологическими расхождениями нередко кроются различия в подходе к изучению этого сложного вопроса. Наиболее адекватным представляется следующее определение: функция государства это необходимое, однородное, постоянное, целесообразное направление (сторона) его деятельности, обусловленное объективными потребностями общественного развития с точки зрения его внутренних и внешних задач. Т.е. это деятельность государства, взятого в своей целостности, с единой политической, структурной, территориальной организацией.

Классификационные критерии, позволяющие отнести те или иные функции к конкретному классу, группе, имеют разный характер.

Выделяют, например, объекты и сферы государственной деятельности, территориальный масштаб, способ государственного воздействия на общественные отношения, взаимоотношения государств, содержание функций.

По времени действия они делятся на постоянные, осуществляемые государством на всех этапах его существования, и временные, появление которых вызвано специфическими условиями общественного развития, а прекращение их исчезновением. По сферам политической направленности (внутренняя и внешняя политика) функции государства подразделяются на внутренние, представляющие его деятельность внутри страны, определяющие его роль в жизни данного общества, и внешние деятельность за ее пределами, в которой проявляется роль государства во взаимоотношениях с другими государствами. Внутренние и внешние функции любого государстве тесно связаны, поскольку внешняя политика, определяющая линию поведения с другими государствами, во многом зависит от внутренних условий существования данного государства. По сферам общественной жизни функции государства могут быть разделены на экономические, социальные, политические и осуществляемые в духовной сфере.

Высказывается также мнение, что функции государства следует делить на основные и не основные. Конечно, такое деление весьма условно, т.к. критерий такого разграничения четко не определен. Каждая функция государства является объективно необходимой для данного государства. Все виды деятельности государства равно важны, но это не исключает, конечно, возможности определения на разных этапах приоритетных направлений, на которых следует сосредоточить внимание в первую очередь. Эти направления становятся для государства основными.

К числу критериев можно отнести принцип разделения властей и классифицировать функции государства на основе этого принципа. Соответственно функции подразделяются на законодательные (правотворческие), управленческие, правоохранительные, в том числе судебные, и информационные. Особенность данной классификации состоит в том, что она отражает процесс реализации государственной власти. Это чисто формальная классификация, привязанная к совокупности ветвей государственной власти законодательной (представительной), исполнительной, судебной, - но тем не менее весьма часто используемая в научных и практических целях.

Следует обратить особое внимание на информационную функцию, которая характеризует деятельность четвертой власти средств массовой информации. Эта функция имеет свое содержание, способы и структуры, свое обеспечение. Специфика этой функции заключается в способах ее воздействия на общество: целенаправленная информированность населения, а подчас манипулирование общественным сознанием, другие способы передачи информации создают необходимые условия для существования и функционирования других ветвей власти, всего государства.

В теории государства наиболее распространено и признаваемо членение функций на внутренние и внешние, т. е. на определение деятельности государства по отношению к обществу, особой организацией которого и является государство (внутренняя функция), и по отношению к другим государственно организованным обществам, другим государством (внешняя функция).

Внутренние функции государства проявляют себя в экономическое, политической, социальной, идеологической сферах жизни общества. Например, в экономической области на разных этапах государственности функции могут выполнять роль «ночного сторожа» (невмешательство в экономическую жизнь), выполнять регулятивную социальную роль, осуществлять хозяйственно-организаторскую функцию, обеспечивать учет меры труда и меры потребления, планово-программное воздействие на экономику и т. п.

Понятно, что та или иная функция более или менее ярко проявляется на соответствующем этапе государственности, например, учет меры труда и меры потребления («не трудящийся да не ест») в раннеклассовых, социалистических государствах.

Внешние функции защита общества от нападений извне, мирное сотрудничество с другими государствами, обеспечение геополитических интересов и т. п. также характеризуют деятельность государства как целостную организацию общества, но уже обращенную не внутрь, а вовне его жизнедеятельности.

Сейчас членение функций на внутренние и внешние утратило в известной степени свое значение, т.к. многие внутренние функции приобретают внешний характер (например, экологическое направление деятельности государства), и наоборот.

Более важным становится выделение глобальных функций государства, характеризующих деятельность современного государства в экологической, демографической, сырьевой, космической сферах, в области создания и использования ядерной, информационной технологий, в области защиты прав и свобод человека и в других современных глобальных государственных сферах деятельности, затрагивающих всю цивилизацию.

Особую проблему представляет решение вопроса о централизации и децентрализации функций государства, который имеет несколько аспектов. В условиях тоталитарного и, как правило, унитарного государства происходит чрезмерная централизация функций, т.е. большинство вопросов решается в центре. В условиях федеративного государства, создания новых государственных образований, например СНГ, Евросоюз с неизбежностью встают вопросы о разграничении сфер деятельности между центром и субъектами федерации, между надгосударственными органами и органами государства. При этом возникает целый ряд противоречий, касающихся раздела собственности, четкого определения границ (государственных и административных), двойного гражданства, свободы передвижения граждан и многих других вопросов.

Есть такие вопросы, при решении которых централизация, понимаемая как монополия центра, не только неизбежна, но и полезна делу. Это относится к таким стратегическим вопросам, как совместная оборона, обеспечение национальной безопасности и политической стабильности, освоение космоса, обеспечение транспорта, связи и т.п. Но есть вопросы другого рода, где объективно требуется децентрализация функций государства, учет местной специфики, который может быть осуществлен только местными органами власти.

В функциональную характеристику государства входит и рассмотрение тех средств и способов, которые обеспечивают выполнение государством своих функций. Такой обеспечивающей структурой является государственный аппарат система органов государства, создаваемых специально для выполнения функций государства. Подчеркнем, что функции государства, а не различные функции различных ветвей власти, обеспечивает государственный аппарат в целом, в комплексе. Но при этом, разумеется, каждое звено этого аппарата, каждый орган имеет и свои собственные функции, представляющие разделение труда по управлению обществом. Вот почему надо различать функции государства, функции государственной власти и функции государственных органов.

Следует отметить, что функции государства не являются на всём протяжении развития государства неизменными. Так, например при переходе государства от тоталитарного режима к демократическому функции государства приобретают качественно новый характер.

Вопрос о функциях государства - часть вопроса о функциях публичной власти в любом обществе, и объективным основанием для их выявления может быть степень монополизации политической власти и соотношение государства и общества.

Содержание функции государства не даёт полного представления о ней без учёта организационных и правовых форм. Организационные формы функций государства - это его механизм, система органов, их полномочия. Правовая форма функций государства представляет собой не что иное, как юридическое оформление и правовое ограничение деятельности государства, включающее в себя издание соответствующих нормативных актов, организацию их исполнения и охраны от нарушений, т.е. формы практической деятельности государства.

Процесс воздействия государства на определённую сферу общественных отношений начинается с издания законодательных актов, которые «организуют» и регулируют данные общественные отношения. Это законотворческая форма. Практическое воздействие государства и его органов на общественные отношения происходит в форме исполнительно-распорядительной деятельности в соответствии с издаваемыми государством законодательными актами. Следующая правовая форма осуществления функций государства - правоохранительная. Она состоит в обязанности государства не допускать нарушение законов и нормативных актов участниками регулируемых государством общественных отношений при реализации ими своих прав и обязанностей. Осуществление функций государства, таким образом, происходит в трёх правовых нормах. Естественно, от содержания функции зависят особенности организационных и правовых форм осуществления.

   

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

1.      Гаджиев К.С. Политология Москва, 2001

2.      Графский В.Г. Всеобщая история права и государства//Учебник – М., 2000

3.      История политических учений // Под ред. Hepсесянца В. С. М, 1983

4.      Клименко А.В., Румынина А.В. Теория государства и права Москва, 2000

5.      Общая теория государства и права // Учебник под. ред. Лазарева С.Н.– М., 2001

6.      Общая теория права и государства // Учебник под ред. Лазарева В.В.; 3-е издание, переработанное и дополненное Москва, 2000

7.      Теория государства и права. Курс лекций // под редакцией Матузова Н.Н. и Малько А.В.; 2-е издание, переработанное и дополненное Москва, 2000

 

 

20

 

Информация о работе Происхождение, признаки и функции государства