Государство, его сущность, признаки и функции

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2012 в 14:01, реферат

Краткое описание

Государство представляет собой совокупность людей, соединившихся в одно целое под эгидой ими же установленного общего закона и создавших судебную инстанцию, правомочную улаживать конфликты между ними и наказывать преступников. От всех прочих форм коллективности (семей, господских владений) государство отличается тем, что лишь оно воплощает политическую власть, т.е. право во имя общественного блага создавать законы для регулирования и сохранения собственности, а также право применять силу общества для исполнения этих законов и защиты государства от нападения извне.

Оглавление

Введение
Глава 1. Понятие и признаки государства
1.1 Разнообразие определений государства
1.2 Этапы развития государства
1.3 Функции и признаки государства
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

Мой реферат по политологии.doc

— 76.00 Кб (Скачать)

ВСЕРОССИЙСКИЙ ЗАОЧНЫЙ ФИНАНСОВО-                    ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Реферат 

по дисциплине

«Политология» 

Тема:

          «Государство, его сущность, признаки и функции» 
           
           
           
           
           

                      Студента 3 курса

                      Плискунова  Владимира

                      Факультет: М и М

                      Специальность: ЭТ

                      Группа: 1С-ЭТ301

                      № 09 МЭБ 00344                    

                      Преподаватель:

                      Юдин  В. В. 
                       
                       
                       
                       

Москва 2011

Содержание

Введение

Глава 1. Понятие  и признаки государства

1.1 Разнообразие  определений государства

1.2 Этапы развития  государства

1.3 Функции и  признаки государства

Заключение

Список литературы 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

Любое государство  создается самим народом для  того, чтобы возложить на него функцию  организации самозащиты. Выбор формы  правления, политического режима происходит в зависимости каких-либо особенностей; географических, климатических, исторических условий.

Государство представляет собой совокупность людей, соединившихся  в одно целое под эгидой ими  же установленного общего закона и  создавших судебную инстанцию, правомочную  улаживать конфликты между ними и наказывать преступников. От всех прочих форм коллективности (семей, господских владений) государство отличается тем, что лишь оно воплощает политическую власть, т.е. право во имя общественного блага создавать законы для регулирования и сохранения собственности, а также право применять силу общества для исполнения этих законов и защиты государства от нападения извне.

Кризис политической власти в России заставил многих пересмотреть свои взгляды на демократическое  государство. СССР существовал за счет жесткой идеологии, тоталитарного режима. Когда же Горбачев попытался привнести демократические принципы (реально), советская система рухнула. Попытка построить западную демократию привела к тому, что мы имеем сегодня. На фоне всего этого важно разобраться хотя в понятии самого государства и выяснить наличие государственных перспектив у России.

Объект исследования - понятие и признаки государства, предмет - основные понятия и признаки государства, сравнение с российской системой государственности. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1. Понятие и признаки  государства

1.1 Разнообразие определений  государства

1) Государство  -- продукт общественного развития. Возникнув на определенной ступени  зрелости человеческого общества  вследствие экономических, социальных, нравственных, психологических и других закономерностей, государство становится его основной управляющей системой. Государственно-организованное общество приобрело новые (уникальные) возможности для своего существования: развития производительных сил, социальных отношений, нравственных устоев, культуры, науки, международных связей.

2) Государство  -- исторически развивающееся явление.  С поступательным развитием общества  изменяется и государство, его  цели и задачи, управляющие структуры  и функции. В соответствии с  этим изменяются и взгляды на понятие государства, его роль и предназначение в общественной жизни. В различные исторические периоды научная мысль пыталась дать свое определение государства, используя в основном те объективные факторы, которые имели место в данный период и отражали особенности того или иного конкретного государства.[3]

Например, в античном мире государство охватывало собою  все без исключения стороны общественной жизни, поэтому в нем человек  полностью поглощался гражданином  государства. Аристотель определяет государство как соединение многих родов и деревень ради лучшей, совершенной жизни. У древних греков государство считалось сосредоточением всех умственных и нравственных интересов граждан. В Риме эта задача существенно сужается. Цицерон видит в государстве уже не олицетворение высшего совершенства человеческой жизни, а союз людей, объединенных общими началами права и общей пользы.

Немецкий юрист  Р. Моль в 1872 году писал, что "государство  есть постоянный, единый организм таких  установлении, которые, будучи руководимы общею волею, поддерживаемы и приводимы в действие общею силою, имеют задачей содействие достижению дозволенных целей определенного на данной территории народа, а именно, начиная от отдельной личности и кончая обществом, до тех пор, пока эти цели не будут удовлетворены собственными силами личности и пока они составляют предмет общей необходимости".

Подавляющее большинство  мыслителей прошлого рассматривали  государство в основном с социологической  точки зрения. Но наряду с социологическим  определением понятия государства в учении о государстве одновременно предпринимались попытки дать ему юридическое определение.

Марксистско-ленинская  наука определяет государство исходя из его неизменной классовой природы. Поскольку государство возникает  как продукт классового общества вследствие раскола общества на непримиримые классы, то "оно по общему правилу является государством самого могущественного, экономически господствующего класса, который при помощи государства становится также политически господствующим классом и приобретает таким образом новые средства для подавления и угнетения эксплуатируемого класса"[2].

Развитие марксистско-ленинского учения о государстве в последующее  время было ориентировано в основном на более углубленное раскрытие  классового характера государства в любых его проявлениях, в том числе и "социалистического".

В учебной литературе взгляды на государство, его понятие  и сущность излагались в исключительно  классовой тональности, отвергались  любые другие воззрения, не совпадающие  с такой трактовкой

В работах 60--70-х  годов понятие государства рассматривается  с более универсальных и не столь жестких классовых позиций.

Классовость как  важнейший признак любого государства  признавалась большинством советских  юристов. Так, В. С. Петров считает, что определение государства вообще либо определенных исторических типов в частности возможно только с учетом марксистского диалектического понятия государства, раскрывающего его классовую сущность[4].

Многообразие  взглядов на государство обусловлено  в первую очередь тем, что само государство представляет собой чрезвычайно сложное, многогранное и исторически меняющееся явление. Научность этих взглядов определяется степенью зрелости человеческой мысли в тот или иной период развития общества, объективностью методологических подходов к изучению государства.

Познание закономерных свойств и признаков государства "вообще", видимо, возможно только на определенную историческую перспективу  в силу постоянно меняющихся экономических, социальных, духовных, национальных, экологических, религиозных и других факторов, определяющих содержание и структуру государственно-организованного общества. Более того, нередко понятие о государстве дается не в его исторической действительности, а в идеальном представлении. Вместо того, чтобы определить, что такое государство, часто лишь описывают, каким оно должно быть. Методологическая задача при определении понятия государства, как отмечает Шершеневич, состоит в том, чтобы дать признаки того исторического явления, которое носит название "государство". Отсюда следует, что, определяя понятие на основе действительности, мы не должны вносить в него чего-либо в действительности не существующего, а с другой стороны, должны брать всю действительность данного рода, не допуская произвольного выбора. Определение государства должно отвечать на вопрос, что такое государство в его исторической действительности и во всех его исторических проявлениях[5]

1.2 Основные теории  происхождения государства

Различные теории происхождения государства выдвигались  различными исследователями, в различные исторические эпохи, в различных государствах, на них влияли особенности развития прежде всего их стран и регионов, философские и идеологические взгляды, некоторые теории созданы по аналогии с другими науками. На сегодняшний день существует более десятка теорий происхождения государства, все они в той или иной мере, а вместе взятые - достаточно полно отражают различные факторы возникновения государства.

1) Теологическая  теория - одна из первых, возникших  для объяснения происхождения государства, наибольшее распространение получила в средние века. Ее представителями были многие религиозные деятели (самый известный из них - Фома Аквинский, 13 век), исповедовавшие самые различные религии. Согласно этой теории государство существует вечно, создано волей Бога, поэтому каждый должен подчиняться этой воле. Теологическая теория ненаучна, её нельзя научно обосновать.

2) Патриархальная  теория была широко распространена  в Древней Греции и Древнем  Риме, у её истоков стояли Платон  и Аристотель. Согласно патриархальной теории люди стремятся к объединению, к образованию патриархальной семьи, а увеличение числа этих семей и их объединение приводит к образованию государства, при этом государственная власть происходит от отцовской власти. Проще говоря, государство представляет собой разросшуюся семью. Патриархальная теория обосновывает монархическую, зачастую абсолютную власть.

3) Договорная  теория происхождения государства  возникла ещё в Древней Греции, полное развитие она получила  в трудах мыслителей эпохи Возрождения - Г.Гроция, Т.Гоббса, Дж.Локка, Ж.Ж.Руссо, П.Гольбаха, А.Радищева. Сторонники договорной теории исходили из того, что государству предшествует естественное состояние, правда, они характеризовали его по-разному, от всеобщей свободы по Руссо до "войны всех против всех" по Гоббсу. Затем для обеспечения мира и благополучия люди заключают договор, которым отдают часть своих естественных прав государству и обязуются подчиняться государственной власти, а государство выражает общую волю и обязуется действовать в интересах общества и сохранять основные права человека. Однако общественный договор мыслился не как исторический факт, а как молчаливое признание. Теория носит демократический характер.

4) Теория насилия  возникла и получила распространение в конце 19 - начале 20 века (авторы - К.Каутский, Л.Гумплович, Е.Дюринг), согласно теории насилия государство возникает в результате войны и завоевания одного племени другим (внешнее насилие), или в результате насилия одной части общества над другой (внутреннее насилие). Теория преувеличивает роль насилия и недооценивает социально-экономические и иные факторы.

5) Ирригационная  теория выдвинута К.Виттфогелем  в наше время, она основывается  на исторических фактах. В Древнем  Египте и некоторых других  государствах с жарким климатом при переходе на оседлое земледелие возникла необходимость ирригационных работ, они были сложными и трудоёмкими, требовали умелой организации, её стали осуществлять специальные организаторы, которые впоследствии и образовали государственный аппарат. Теория является локальной и может объяснить процесс происхождения государства лишь в некоторых регионах.

6) Экономическая  теория. Автором теории считается  французский мыслитель 18-19 веков  Сен-Симон. Истоки данной теории  восходят к Платону, объяснявшему причины появления государства общественным разделением труда. Согласно этой теории государство есть результат исторического прогресса и экономических преобразований, оно возникает при переходе от потребления к производству. Экономическая теория логически стройна, подтверждается многими историческими свидетельствами, однако она недооценивает значение других факторов.

7) Классовая  (марксистская) теория создана К.Марксом  и Ф.Энгельсом ("Происхождение  семьи, частной собственности  и государства"), поддерживалась и развивалась В.И.Лениным. Для марксистской теории характерен последовательный материалистический подход, она связывает возникновение государства с частной собственностью, расколом общества на классы и классовым антагонизмом, за основу классовой теории взята экономическая теория. Государство понимается как продукт и проявление непримиримых классовых противоречий, как машина для подавления и эксплуатации угнетённого класса. Теория долгое время безраздельно господствовала в советской науке, однако она не может дать объяснение всем факторам возникновения государства, особенно на Востоке, где частная собственность на землю и средства производства не получили широкого распространения.

Информация о работе Государство, его сущность, признаки и функции